Скачать 257.33 Kb.
|
План подготовки ЕГЭ по физике Цель: обеспечить дополнительную подготовку учащихся для сдачи ЕГЭ по физике. Методические особенности изучения курса Программа опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика. В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях. При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия. Программа, рассчитана на 34 ч, которые обеспечивают приобретение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ. Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся. Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А). Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса: — текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа. — получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела); — итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена. Оценивание задач контрольной работы: задачи типа А -1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 4 балла. Критерии оценивания контрольной работы: Оценка «5» - 9– 10 баллов, оценка «4» - 7-8 баллов, оценка «3» - 4-6 баллов, оценка «2» - 0-3 балла. Для итогового тестирования рекомендуется использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом. Распределение задач итогового тестирования по разделам: тип А (с выбором ответа—7 задач): механика — 1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнитная индукция — 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика — 1 задача; тип В (с кратким свободным ответом — 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция, колебания и волны, оптика (1 задача из любого раздела); тип С (с развернутым свободным ответом –1 задача): задача высокого уровня сложности из любого раздела или комбинированная задача с применением законов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспериментальной установки). Оценивание задач экзаменационной работы: задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла. Критерии оценивания работы - итогового тестирования: оценка «5» — 13-15 баллов, «4» - 9-12 баллов «3» - 6-8 баллов «2» - 0-5 баллов. Поурочное планирование с методическими рекомендациями при прохождении курса в течение одного учебного года XI класс, базовый уровень 34 ч, 1 ч в неделю
Урок1/1 Лекция 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Основной материал. Магнитное поле. Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников током, электромагнитных колебаний. Энергия магнитно поля. Урок 2/2 Решение задач «Силы Ампера и Лоренца» Основной материал. Решение задач на силу Ампера и Лоренца - обязательно с рисунком (демонстрация правила левой руки). Урок 3 /3 Практическая работа №1 «Суперпозиция электрического и магнитного полей» Основной материал. Принцип суперпозиции магнитных полей - решение качественных задач с применением правила правой руки или правого винта. Урок 4/4 Решение задач «Электромагнитная индукция» Методические рекомендации. Решение задач по теме с обязательным использованием графических, табличных и экспериментальных заданий. Важно предупредить распространенную ошибку учащихся: возникновение ЭДС индукции – следствие изменения магнитного потока, а не его существования. Урок5/5 Практическое занятие № 2 «Движение металлических перемычек в магнитном поле» Методические рекомендации. Основное внимание следует уделить правильной записи второго закона Ньютона в проекциях на выбранные координатные оси. Необходимо также рассмотреть задачи в графическом и табличном представлении. Урок 6/6 Самоиндукция Контрольная работа № 1 «Электродинамика» Методические рекомендации. Решение задач по теме с обязательным использованием графических, табличных и экспериментальных заданий. Важно предупредить распространенную ошибку учащихся: возникновение ЭДС индукции – следствие изменения магнитного потока, а не его существования. Во второй половине урока проводится контрольная работа №1 «Электродинамика».
Урок 7/1 Лекция 2 «Механические колебания и волны» Методические рекомендации. Кинематика механических колебаний – определение параметров колебаний по графикам, таблицам, нахождение скорости и ускорения гармонических колебаний по уравнению зависимости смещения от времени. Урок 8/2 Лекция 3 . «Электромагнитные колебания и волны» Основной материал. Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс. Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны. Урок 9/3 Решение задач «Кинематика механических колебаний» Основной материал. Кинематика механических колебаний – определение параметров колебаний по графикам, таблицам, нахождение скорости и ускорения гармонических колебаний по уравнению зависимости смещения от времени. Рассмотреть задачи на колебания математического и пружинного маятников (период, частота, превращение энергии). Урок 10/4 Решение задач «Динамика механических колебаний» Основной материал. Динамика механических колебаний - определение возвращающей силы по второму закону Ньютона. Рассмотреть задачи на колебания математического и пружинного маятников (период, частота, превращение энергии). Урок 11/5 Практическое занятие № 3 «Превращение энергии при механических колебаниях» Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 3. Урок 12/6 Решение задач «Электромагнитные колебания в контуре» Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 4. Урок 13/7 Решение задач «Превращения энергии в колебательном контуре» Методические рекомендации. Решение задач по теме «Электростатика», в том числе графических, для напряженности и потенциала. Обратить внимание: в отличие от напряженности потенциал внутри заряженной сферы не равен нулю! Решить задачи о суперпозиции электрических полей. Урок 14/8 Решение задач «Переменный ток. Резонанс напряжений и токов.» Основной материал. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Закон сохранения энергии при движении зарядов в электрическом поле. Методические рекомендации. Обратить внимание на физический смысл потенциала - потенциальной энергии единичного заряда в данной точке поля, на расчет энергии взаимодействия зарядов и её изменения. Работу перемещения заряда в электрическом поле рассмотреть на примере однородного поля конденсатора. Перезарядку конденсаторов объясняют в этой теме как результат перемещения заряда в электрических цепях, не содержащих источников ЭДС, под действием кулоновских сил как внутренних сил системы. Урок 15/9 Практическое занятие №4 «Механические и электромагнитные волны» Методические рекомендации. В кратком изложении рассматривают кинематические и динамические характеристики малых (гармонических) механических колебаний (координату, скорость, ускорение, возвращающую силу, энергию н т.д.), движение математического и пружинного маятников. Электромагнитные колебания в колебательном контуре и электромагнитные волны рассматривают по аналогии с механическими. Урок 16/10 Векторные диаграммы. Контрольная работа № 2 «Колебания и волны». Методические рекомендации. Решение задач по теме «Электростатика», в том числе графических, для напряженности и потенциала. Обратить внимание: в отличие от напряженности потенциал внутри заряженной сферы не равен нулю! Решить задачи о суперпозиции электрических полей.
Урок 17/1 Лекция 4 «Законы геометрической оптики. Построение изображений» Основной материал. Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Методические рекомендации. Рекомендуется рассмотреть явление полного внутреннего отражения. Кратко изложить материал с рисунками на построение изображений, проанализировать простейшие случаи интерференции света от когерентных источников, дифракцию света в дифракционной решетке. Урок 18/2 Лекция 5 «Оптические системы» Урок 19/3 Решение задач «Законы преломления. Призмы» Методические рекомендации. Решение задач на применение законов отражения преломления света, в том числе на явление полного внутреннего отражения. Рисунки при решении всех задач по геометрической оптике обязательны. Опыт показывает, что навыки в решении геометрических задач у учащихся недостаточны, чем и объясняются трудности при решении задач по геометрической оптике, этому обязательно подробное обоснование всех математических шагов в решении таких задач. Урок 20/4 Решение задач «Построение изображения в плоских зеркалах» Методические рекомендации. Решение задач на построение изображений неподвижных предметов в плоских зеркалах (в том числе двойных). Урок 21/5 Решение задач «Построение изображения в тонких линзах и сферических зеркалах» Методические рекомендации. Решение задач на построение изображений тонких собирающих и рассеивающих линзах (с применением формулы тонкой линзы). Урок 22/6 Практическое занятие 5 «Оптические системы» Урок 23/7 Лекция 6 «Волновая оптика» Необходимо последовательно излагать основные представления и законы волновой оптики, применительно к реальным и идеальным оптическим системам, а также основные теоретические положения устройства оптических систем. Урок 24/8 Решение задач «Расчет интерференционной картинки» Методические рекомендации. Решение задач на различные случаи интерференции и дифракции света в дифракционной решетке. Урок 25/9 Решение задач «Расчет интерференционной картинки» Методические рекомендации. Решение задач на различные случаи интерференции и дифракции света в дифракционной решетке. Урок 26/10 Решение задач «Дифракционная решетка» Методические рекомендации. Решение задач на различные случаи интерференции и дифракции света в дифракционной решетке. Урок 27/11 Дисперсия света. Контрольная работа №3
Урок 28/1 Лекция 7 «Квантовая физика» Основной материал. Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях. Методические рекомендации. При рассмотрении фотоэффекта показать график зависимости запирающего напряжения (максимальной кинетической энергии фотоэлектронов) от частоты падающего света и указать, какие физические величины могут быть определены из этого графика. Применение постулатов Бора показать на конкретном примере линейчатого спектра водородоподобного атома (атома с одним валентным электроном). Урок 29/2 Решение задач «Уравнения Эйнштейна» Урок 30/3 Решение задач «Применение постулатов Бора» Применение постулатов Бора показать на конкретном примере линейчатого спектра водородоподобного атома (атома с одним валентным электроном). Урок 31/4 Решение задач «Закон радиоактивного распада» Урок 32/5 Решение задач «Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях» Методические рекомендации. Решение задач по фотоэффекту с применением уравнения Эйнштейна, применению постулатов Бора, закона радиоактивного распада, ядерным превращениям (α- и β-распады, ядерные реакции и термоядерные реакции с применением законов заряда и массового числа). Урок 33/6 Волны де Бройля. Контрольная работа №4 «Квантовая физика» Урок 34 Итоговое тестирование План подготовки к ЕГЭ по физике
Используемая литература:
Бобошина С.Б. (2010, 144с.)
|