ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
| I. Общие сведения
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
| Стаж работы в должности
| Найдин Анатолий Анатольевич
| 654080, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул. Кирова 79 «а», НМОУ «Гимназия №44»
| Учитель физики
| 37 лет
|
II. Сущностные характеристики
| Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| Системное знание на уроках физики в школе.
| Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
| В ближайшие годы наше общество ждут радикальные изменения, связанные, прежде всего, с провозглашенным президентом курсом на модернизацию. В новых условиях нужен человек, способный нести в себе такой инновационный потенциал, который позволит ему применить свои интеллектуальные способности в той сфере, в которую рынок труда его поставит. Вторая причина – единые государственные стандарты образования, которые уже внедряются в образовательный процесс школы.
| Идея изменений
| На ученика средней школы обрушивается вал информации, не имеющей к тому же четкой внутренней структуры, из которой только опытный педагог способен выделить интегрированное знание - то знание, которое будет необходимо ученику в жизни. Единый подход должен распространяться не только на содержание и, соответственно, структурные единицы знания (теории, законы, объекты, явления, величины), но также на методы и средства обучения. При такой интеграции знания становятся актуальными для ученика, а его психика организуется так, чтобы открывать законы внешнего мира, взаимодействовать с Природой и обществом.
| Концепция изменений
| Школьная физика «устроена» почти также просто, как русский язык и литература. Язык физики – это язык физических величин. Связь между величинами, выраженная математически в виде таблицы, графика или формулы, называют физическим законам (предложение). Фундаментальные физические законы составляют основное содержание теории – её ядро (рассказ). Все физическое знание сосредоточено в фундаментальных физических теориях (книга Природы). Каждую физическую теорию мы изучаем в школьном курсе дважды: 7 – 8 класс (усеченный вариант плана изучения теории) и 9 – 11 класс – по плану. В соответствие с этим планом я «разложил» весь изучаемый учебный материал по структурным единицам плана изучения теории и, таким образом, у меня появились в начале печатные, а затем и электронные версии примерных планов уроков. В них «хорошая» физика! Сценарии своих уроков писал сам, долго их редактировал и репетировал, выучил наизусть и позволяю себе вести их на вдохновении.
| Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
| Такой подход позволил мне:
Выделить главное знание (фундаментальные законы) и уроки, посвященные их изучению, обеспечить необходимыми демонстрациями и моделями.
Распространить системный подход на другие структурные единицы физического знания (явления, объекты, приборы, физические величины).
Каждая теория теперь обеспечена системой качественных (пять вопросов) и количественных задач, домашними экспериментальными и творческими задачами. В условиях практически всех задач описываются реальные жизненные ситуации, а их решение развивает у учеников необходимые компетенции по применению знания.
Вся система уроков пронизана эпиграфами, высказываниями известных людей, рисунками, обобщающими таблицами, случаями из судебной практики и даже анекдотами. Вплетаясь в контекст урока, они создают необходимый эмоциональный или исторический фон, который позволяет глубже осознать драму идей в борьбе за истину.
| Результат изменений
| Все это позволяет готовить компетентного ученика, способного решать задачи различной степени сложности на основе приобретенных знаний, умений и навыков. У них развито современное мышление, способность к выбору и производству нового знания, способность рассуждать над собственными действиями и мыслями, высокая познавательная мотивация. Такой ученик всегда находится в устойчивом состоянии гордости и превосходства, потому что в любой момент может сказать: «Я знаю и я могу!». Для достижения таких компетенций и самим ученикам приходится прилагать существенные усилия, иначе их труд окажется бессмысленным и не благодарным.
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| Развитие творческого мышления школьников при обучении физике. Ж. Учитель Кузбасса, №2, 2007 г.
О плюсах единого госэкзамена. Ж. «Народное образование», № 7, 2008 г.
Мой подход к оценке знаний и умений учащихся. // «Физика в школе», №6. – М., 2008 г.
Изучение основных законов на уроках.//ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 1,2009 г.
Расчет энерговыделения при ядерной реакции. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 6,2009 г.
Теория фотоэффекта. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 3,2009 г.
Электрический ток. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 21,2009 г.
Мотивация при изучении физики в профильной школе. Ж. «Профильная школа», (2009) №6, 31 – 33.
Как мы измерили солнечную постоянную. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 3,2010 г.
Развиваем критическое мышление. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 8,2010 г.
Электрическая емкость. Конденсаторы.. //ИД "Первое сентября", газета "Физика", № 19,2010 г.
Системное знание на уроках физики в школе. Новокузнецк, МАОУ ДПО ИПК 2010
|
III. Описание инновационного опыта учителя
| Мой инновационный опыт описан в монографии «Системное знание на уроках физики в школе». В ней изложена авторская позиция о методологии физики и методике ее преподавания в школе. Дается представление о структурных единицах знания (объектах, величинах, законах, теориях), предлагается единый (системный) подход к их изучению.
В пособии четко определены роль и место эксперимента в структуре физической теории, предлагаются новые демонстрационные опыты и модели физических объектов. Для повышения объективности контроля, воспитательной и диагностической функций оценки предложена система контроля и учета знаний и умений учащихся. Основные принципы этой системы продемонстрированы в методических разработках уроков, которые сопровождают каждую структурную единицу знания.
Значительное место в пособии отведено методике организации научно-исследовательской работы в школе, предложены задачи и вопросы, которые обобщают представления учащихся о применении физики, вносят существенный вклад в формируемую картину мира, развивают творческие способности обучаемых.
|
IV. Экспертное заключение
| Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
|
| Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
| |