РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ 10-11 КЛАССЫ
(Авторская программа Г. Я. Мякишева)
Базовый уровень Пояснительная записка
Данные рабочие программы по физике для 10-11 класса составлены на основе программы Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. /Н. Н. Тулькибаева, А. Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006/.
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год ( в 10 и 11 классе) по 2 урока в неделю. Учебно-методический комплект
Мякишев Г. Е., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10-11 класс. –М.: Просвещение, 2004.
Тулькибаева Н. Н., Пушкарев А. Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс. –М.: Просвещение, 2004.
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. –М.: Дрофа, 2006.
Степанова Г. Н. Сборник задач по физике. 10-11класс. –М.: Просвещение, 2003.
Буров В. А., Дик Ю. И., Зворыкин Б. С. И др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя /Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. –М.: Просвещение,996.
Порфирьев В. В. Астрономия -11. –М.: Просвещение, 2003.
Левитан Е. П. Астрономия-11 –М.: Просвещение, 2003
Москалев А. Н. Готовимся е единому государственному экзамену. Физика. –М.: Дрофа, 2005.
Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2005.
Парфентьева Н. А. Сборник задач по физике. 1011 классы. –М.: Просвещение, 2005.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Учебник 10-го класса содержит следующие разделы:
Механика (туда же входит кинематика, динамика, законы сохранения в механике)
Молекулярная физика, Тепловые явления
Основы электродинамики
Учебник 11-го класса состоит из разделов:
Основы электродинамики (продолжение)
Колебания и волны
Оптика, Квантовая физика
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества
Строение Вселенной.
Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных (12 уроков) и контрольных работ (10 уроков).
Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.
Учебник отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях. Лабораторные работы, инструкции к которым имеются в учебнике, дают возможность более глубоко осмыслить и закрепить пройденный материал.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
|
Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС
| 1
| Что изучает физика? Физические явления, наблюдения и опыты
| 1
| Комбинированный урок
| Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
| Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы
| Экспериментальные задачи
| Базовые и основные физические величины. Типы взаимодействия
| 1,4,5
| Учебник, Введение §1,2
|
|
| КИНЕМАТИКА – 9 ЧАСОВ
| 2
| Механическое движение, виды движений, его характеристики
| 1
| Лекция
| Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея
| Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие.
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса
| Фронтальный опрос
| Р. (учебник Рымкевича А. П.) №9, 10
| С. (учебник Степановой Г. Н) №5, 6
| §3, 7
|
|
| 3
| Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения
| 1
| Комбинированный урок
| Материальная точка, перемещение, скорость, путь
| Знать основные понятия
| Физический диктант
| Р. 22, 23
| С.17,18
| §9,10
|
|
| 4
| Графики прямолинейного движения
| 1
| Комбинированный урок
| Связь между кинематическими величинами
| Построить график зависимости (х от t, Vот t). Анализ графиков
| Тест. Разбор типовых задач
| Р.23, 24
| С. 25, 26
| §10
|
|
| 5
| Скорость при неравномерном движении
| 1
| Комбинированный урок
| Экспериментальное определение скорости
| Определить по рисунку пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени
| Тест по формулам
| Р. 51, 52
| С. 51, 52
| §11
Упр 2
|
|
| 6
| Прямолинейное равноускоренное движение
| 1
| Комбинированный урок
| Физический смысл равнозамедленного движения
| Понимать смысл понятия «равноускоренное движение»
| Решение задач
| Р. 66, 67
| С. 72, 73
| §13-15
Упр 3
|
|
| 7
| Измерение ускорения свободного падения
|
| Комбинированный урок
| Измерение ускорения свободного падения
| Уметь определять ускорение свободного падения
|
| Р. 69, 70
| С. 77
| §15-16
|
|
| 8
| Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
| 1
| Комбинированный урок
| Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
| Воспроизводить, давать определение поступательного движения материальной точки
| Решение качественных задач
| Р. 1-4
| С. 1, 2
| §17,18, 19
|
|
| 9
| Лабораторная работа №1 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»
| 1
| Комбинированный урок (практикум)
| Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости
| Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения
| Практическая работа
| Р.6,7
| С.3
|
|
|
| 10
| Контрольная работа №1 «Кинематика»
| 1
| Урок контроля
| Кинематика
| Уметь применять полученные знания на практике
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА – 4 ЧАСА
| 11
| Работа над ошибками. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. 1-й закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета
| 1
| Комбинированный урок
| Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Инерция, инертность
| Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Приводить примеры инерциальной системы и неинерциальной, объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли
| Решение качественных задач
| Р. 115, 116
| С. 100, 101
| §22, 24
|
|
| 12
| Понятие силы как меры взаимодействия тел
| 1
| Урок изучения нового материала
| Сложение сил
| Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление
| Групповая фронтальная работа
| Р. 126
| С. 107, 108
| §25, 26
|
|
| 13
| Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
| 1
| Урок изучения нового материала
| Принцип суперпозиции сил
| Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона
| Решение задач
| Р. 140, 141
| С. 118, 119
| §27, 28, 29
|
|
| 14
| Принцип относительности Галилея
| 1
| Комбинированный урок
| Принцип причинности в механике. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии
| Приводить примеры
| Тест
| Р. 147, 148
| С. 133, 134
| §30 упр 6
|
|
| СИЛЫ В МЕХАНИКЕ – 3 ЧАСА
| 15
| Явление тяготения. Гравитационная сила
| 1
| Комбинированный урок
| Принцип дальнодействия
| Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире
| Решение качественных задач
| Р. 170, 171
| С. 139
| §31, 32
|
|
| 16
| Законы всемирного тяготения
| 1
| Комбинированный урок
| Всемирное тяготение
| Знать и уметь объяснить, что такое гравитационная сила
| Решение задач
| Р. 177, 178
| С. 151, 147
| §33
|
|
| 17
| Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки
|
| Комбинированный урок
| Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики
| Знать точку приложения веса тела. Понятие о невесомости
| Тест
| Р. 189, 188
| С. 270, 271
| §34, 35 упр 7
|
|
| ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ – 7 ЧАСОВ
| 18
| Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса
| 1
| Комбинированный урок
| Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса
| Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; смысл физических законов классической механики; сохранение энергии, импульса. Границы применимости
| Решение задач
| Р. 324, 325
| С. 379, 380
| §41, 42
|
|
| 19
| Реактивное движение
| 1
| Урок изучения нового материала
| Освоение космоса
| Знать границы применимости реактивного движения
| Тест
| С. 394
| С. 382
| §43, 44 упр 8
|
|
| 20
| Работа силы. Механическая энергия тепла: потенциальная и кинетическая
| 1
| Комбинированный урок
| Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии
| Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия
| Решение экспериментальных задач
| Р. 333,
342
| С. 406
| §45-48, 51
|
|
| 21
| Закон сохранения и превращения энергии в механике
| 1
| Комбинированный урок
| Закон сохранения энергии
| Знать границы применимости закона сохранения энергии
| Самостоятельная работа
| Р. 357
| Р. 361
| §52 упр 9
|
|
| |