Скачать 231.79 Kb.
|
Пояснительная записка Формирование и развитие интереса к физике у школьников младшего возраста Физика – один из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьёзной науке в 6, 7 классах уже поздно. Начинать надо в начальной школе, а может быть, ещё раньше - в детском саду. Именно в младшем школьном возрасте ребёнка нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям. Дополнительное образование даёт возможность начать формирование интереса к физике и физическим явлениям с младшего школьного возраста. Этим запросам отвечает дополнительная образовательная программа «Занимательная физика». Реализация данной программы способствует развитию мышления, готовит к углублённому восприятию материала на следующих ступенях обучения. Одним из разделов программы «Занимательная физика», которая составлена мною, является раздел «Внутренний мир веществ». В этом разделе на изучение темы «Физические свойства воды» я отвела 4 занятия под общим названием «Что за капля». С помощью простых экспериментов и наблюдений, организованных чаще всего в форме игр или соревнований, дети знакомятся с «удивительными» свойствами воды и физическими явлениями, связанными с ними: поверхностным натяжением, смачиванием, капиллярностью, преломлением световых лучей на границе воздух – вода. На каждом занятии дети выполняют опыты, потом обязательно все вместе обсуждают результаты. Следующее занятие начинается с того, что все вместе обучающиеся вспоминают, с какими интересными свойствами воды они познакомились на прошлом занятии, а также то, с чем ещё, относящимся к воде, приходилось сталкиваться в жизни, что ещё можно пронаблюдать и изучить на занятии. Привожу разработки этих занятий. Занятие №1 Тема: Форма водяной капли Цель занятия: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции обучающихся младших классов. Задачи:
План занятия
Ход занятия
Слайд 3 показывает какую часть Земного шара занимает вода. (Карта мира) Вопросы для обучающихся.
Слайды 4,5,6 показывают три агрегатных состояния воды (Газообразное состояние воды, жидкое состояние воды, твёрдое состояние воды). 2). Давайте рассмотрим, как обстоят дела с водными ресурсами в нашей стране и в Кемеровской области. Слайд 7показывает реки Кемеровской области (Карта Кемеровской области). Вопросы для обучающихся.
3). Наши дома снабжаются водой водопроводами. В сельской местности для снабжения водой используют колодцы, колонки. Немного истории о древних водопроводах. Учёные полагают, что древнейшая из водопроводных систем существовала на острове Крит в Средиземном море. Археологи раскопали остатки этой водопроводной системы вместе с одним из критских дворцов. Возраст водопровода составляет не меньше 4 тысячи лет. Водопровод представлял собой систему наклонных каналов, где собиралась дождевая вода, которая исправно поступала к потребителям. В дальнейшем по этому принципу устраивали водопроводы во всех древнегреческих городах – государствах: вода текла естественным путём, сверху вниз. Подробное описание одного из водопроводов на острове Самос в VI веке до нашей эры, оставил античный историк Геродот. Город пользовался водой горного источника. Чтобы направить её в сторону города, в горе пробили туннель длиной 1,5 км и диаметром 2 м. Выйдя из туннеля, вода попадала в подведённые к нему керамические трубы, по которым и текла в специальные водоёмы, устроенные в разных местах города. Геродот называет имя древнегреческого инженера, руководившего строительством туннеля, - Эвпалин Мегарский. Слайд 8 (Пергамский напорный водопровод). Позже системы древнегреческого водопровода значительно усложнились. Учёные Эллады постигли многие законы механики и гидравлики. Примером является Пергамский напорный водопровод. Древнеримские водопроводы имели общую длину свыше 400 км. Вода шла в Рим из горных источников по вырубленным в скалах туннелям и акведукам – водопроводным мостам – с плавным уклоном. Остатки акведуков сохранились до нашего времени в Италии, Испании, Франции. Поражает воображение колоссальный акведук близ города Ним в южной Франции. Он поднимается над рекой Гар на 49 м. Построен акведук из великолепно пригнанных друг к другу обтёсанных камней, самые тяжёлые из них весят около 6 тонн. Этот акведук был частью 50 – километрового водопровода, ежедневно доставлявшего в Ним 30 тыс. кубометров чистой родниковой воды. Перепад высот в его начале и конце составлял 17 м. Построен нимский водопровод был в I веке до нашей эры. Слайд 9 (Акведуки). На разминку На разминку становись! Вправо-влево покрутись Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать — Раз-два-три-четыре-пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? (Учитель усаживает детей.) Беритесь, ребята, Скорей за работу.
2). Задание обучающимся: выполнить лабораторную работу. Слайд 10 Лабораторная работа ТЕМА: Изучение формы капли воды. Цель работы – выяснить опытным путём какую форму имеет водяная капля. Приборы и материалы: пипетка, промокательная бумага, обычная тетрадная бумага, вощёная бумага, стекло, слегка подкрашенная вода. Указания к работе
Групповое обсуждение результатов лабораторной работы и выводы. Выводы:
Слайд 11 (Вид водяных капель). Объяснение педагогом данных выводов с точки зрения внутреннего строения вещества. Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, которые не видимы человеческим глазом. Молекулы можно увидеть в очень сильные микроскопы, увеличивающие в 70 тыс. раз. Эти частицы находятся в непрерывном беспорядочном движении, между ними существуют отталкивание и притяжение. Слайд12 (Молекулярное строение воды в трех агрегатных состояниях: газ, жидкость, твердое).
Подыскать и записать в тетрадь загадки и песни о воде. Занятие №2 Тема: Знакомство с поверхностным натяжением воды Цель занятия: повторить и закрепить понятие шаровой формы водяной капли; экспериментальным путём показать, что капля воды имеет поверхностное натяжение; установить от чего зависит поверхностное натяжение воды; научить, обучающихся устанавливать указанные факты из наблюдений и видеть данные явления в природе; научить работать в группе. План занятия
Ход занятия
II . Повторим материала, который мы изучали на предыдущем занятии. Для этого все обучающиеся делятся на две группы. В конкурсную программу входит три вида конкурсов. За каждый правильный ответ ставится один балл. По результатам подводятся итоги, и выявляется победитель. 1.Конкурс загадок о воде. Команды по очереди задают загадки, подготовленные дома. 1.В огне не горит, в воде не тонет. 2.Течет-течет — не вытечет; (Лёд) бежит-бежит — не выбежит (Река) 3.Бегу я как по лесенке, 4.Нет ног, но на месте она не стоит, По камушкам звеня, Ложе есть, но не спит, Издалека по песенке Не котёл, но бурлит, Узнаете меня. Не гроза, но гремит. (Ручеёк) Нет рта, но она никогда не молчит. (Река) 5.Не вода и не суша - 6.Два братца На лодке не уплывёшь В воду глядятся, И ногами не пройдёшь. В век не сойдутся. (Болото) (Берега) 7.Если руки наши в ваксе, Без чего, мы скажем прямо, Если на нос сели кляксы, Человеку умирать? Кто тогда нам первый друг, Чтобы лился дождик с неба, Снимет грязь с лица и рук? Чтоб росли колосья хлеба, Без чего не может мама Чтобы плыли корабли - Ни готовить, ни стирать, Жить нельзя нам без ... (Воды) 8.В неё льётся, из неё льётся, 9.Кругом вода, а с питьём беда. сама по земле плетётся (Море) (Река) 10.Не море, не земля, 11.По городу дождик осенний гулял, Корабли не плавают, Зеркальце дождик своё потерял. А ходить нельзя. Зеркальце то на асфальте лежит, (Болото) Ветер подует - оно задрожит. (Лужа) 2.Конкурс песен о воде. Команды по очереди исполняют отрывки из песен о воде, подготовленные дома. 1…облака, белогривые лошадки…; 2…вода, вода, кругом вода…; 3….пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…; 4….навстречу утренней заре по Ангаре…; 5….из далека долго течёт река Волга…; 6….тот кто рождён был у моря…; 7….белые кораблики, белые кораблики дождики везут…; 3.Конкурс рисунков водяных капель. Команды рисуют формы капель трёх видов:
По количеству полученных баллов подводятся результаты. Награждение команд.
Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражнение повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражнение повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
Приборы и материалы: стаканчик с водой, пипетка, монета в один рубль. Выполнение: с помощью пипетки капать воду на монету и считать количество капель. По результатам групп выделяем победителя. Обобщение и выводы:
Пояснения педагога: частицы на поверхности воды притягиваются друг к другу и образуют «плёнку» - поверхностное натяжение. 2) Педагог проводит фронтальный опыт: плавание стальной иглы на поверхности воды. Это явление объясняется поверхностным натяжением воды. Слайд 15 (Игла плавает на воде) Вопрос: где в природе можно наблюдать использование поверхностного натяжения воды? Ответ: движение водомерки по поверхности водоёмов. Занимательная история из жизни водомерки Много раз вы видели насекомых, живущих на поверхности различных водоёмов. Это водомерки. Они совершенно свободно бегают по воде, хотя тяжелее её, и не тонут. Вода только слегка прогибается под ними. Если бы водомерка могла поделиться с нами своими заботами и трудностями то мы услышали бы следующий рассказ. Водомерка. Хватайте его, пока не убежал! Слушатель. Кого хватать, уважаемая водомерка? Водомерка. Вон того жука с короткими надкрыльями. Он на воде пленку порвал. Слушатель. А может он не нарочно? Водомерка. Ах, он озорник, хулиганит на озере. Я давно гоняюсь за ним. Дворничихой работаю я на озере, слежу за чистотой его поверхности. Покрытие на озере особенное, так дрожишь, так оберегаешь его., только бы не повредить. На цыпочках скольжу по нему. Нам и обувь выдают специальную. Я эти две пары не снимаю никогда. На концах ног волоски короткие, густые, густые, я их жиром смазываю из специальных железок. Чтобы ноги не смачивались водой и покрытие не разрушалось. На двух парах задних ножек я скольжу, а двумя ножками передними делаю уборку, букашек с покрытия снимаю. Слушатель. О каком покрытии Вы говорите, уважаемая Водомерка? Водомерка. Все озера сверху покрыты водяной плёнкой, и реки, и моря, и океаны. Это очень хорошее покрытие. Родичи мои, морские водомерки, пишут мне: живём в открытом океане, бури бывают, а покрытию хоть бы что. В Сырдарье водомерки живут, в Амударье, Чёрном море. Течение в них сильное, а плёнка цела. Слушатель. Как же жучок умудряется порвать её? Водомерка. У него в конце брюшка пузырёк с камфарным раствором. Он капает его на воду, капельки растекаются, и покрытие исчезает. Слайды 16,17 (Водомерки на водяной поверхности) Слайд 18 (Амфибия – водомерка) Практическое задание: на монету в один рубль поместить капли солевого и мыльного растворов по очереди. Выводы: помещается по 5-8 капель. Поверхностное натяжение растворов намного слабее водяного. V. 1) Объяснить опыт: Слайд 19 Иголка (смазанная жиром) плавает по воде, сбоку от иглы коснёмся воды заострённым куском мыла. Игла отскакивает. Почему? (Ответ: натяжение поверхности воды сильнее поверхностного натяжения мыльного раствора). 2) Какую форму будет иметь вода в космическом корабле, находящемся на орбите вокруг Земли, если её вылить из стакана? (Ответ: форму шара). VI. Домашнее задание: Слайд 20 1) Из плотной бумаги вырезать форму пушки и снаряда (рис.1). 2) Расщепить концы спички и вставить 2-3 маленьких бумажных флажка (рис.2). Занятие №3 Тема: Оптические свойства воды Цель занятия: повторить и закрепить понятие поверхностного натяжения воды; экспериментальным путём показать, что капля воды обладает оптическими свойствами; научить, обучающихся устанавливать указанные факты из наблюдений и видеть данные явления в природе; научить работать в группе. План занятия
Ход занятия
II. Повторение материала, который изучали на предыдущем занятии.
Опыт №1. Слайд 22 На поверхность воды, налитой в широкую тарелку, аккуратно положить модель «пушки и снаряда», изготовленные дома. Дотронуться острым куском мыла до воды в точке А. (рис.1) Результат: «Пушка» выстрелит, «снаряд» двинется вперёд. Обсуждение и объяснение: добавление мыла в воду уменьшает ее поверхностное натяжение. Опыт №2. Слайд 23 Концы, приготовленной дома спички, (с расщепленными концами и с флажками в них) обмакнуть в мыльную кашицу и положить на поверхность воды. Рис.2 Результат: Спичка начнёт вращаться. Обсуждение и объяснение: добавление мыла в воду уменьшает её поверхностное натяжение.
А) Что в руках не удержать. В гору не выкатить, В решете не унести? Б) Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. В) Я была грязна, черна, Через фильтр я пробежала, Чистая опять я стала. Г) Я без вкуса и прозрачна, Но всем и всегда нужна, Больше, чем еда. Е) Составьте свою загадку о свойствах воды. III. Потрудились — отдохнём Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево и вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)
Лабораторная работа Слайд 24 ТЕМА: Оптические свойства воды Цель работы: доказать опытным путём, что вода обладает оптическими свойствами. Приборы и материалы: пипетка, пластмассовая палочка – зубочистка, тонкая проволочка, плоское чистое стекло, стакан с водой. Указания к работе
Групповое обсуждение результатов лабораторной работы и выводы. Выводы:
Педагогом даются теоретические основы преломления света в прозрачных средах. Приводится пример природного оптического явления – радуга. Слайды 25,26
Ответы обучающихся обсуждаются, дополняются педагогом. Проверка проводится на опыте: на дне ведра с чистой водой лежат блестящие монеты. Опускают дети руку в воду, монеты находятся глубже, чем казалось на глаз. 2.Какое свойство воды изучили на данном занятии? 3.Где в природе и в жизни можно увидеть это свойство? VI. Домашнее задание:
Занятие №4 Тема: «Олимпийские игры «Свойства воды» Цель занятия: повторить и закрепить все открытия о свойствах воды, сделанные на предыдущих занятиях. План занятия
Ход занятия
Группа детей делится на «олимпийские сборные» команды. Зачёт игр будет идти по командным выступлениям. Оценка проходит по 5-ти бальной системе. II. Повторение материала. Игра «Олимпийские игры» 1). Соревнование №1. Прочитать стихи о воде, от каждой команды по 2 стиха. 2). Назвать картины и их авторов, на которых изображается вода. Какая команда назовёт больше. За каждое название по 5 баллов. 3). Практическое задание. Используя длинный нитяной шнур, перелить воду из одного стакана в другой. Кто быстрее это сделает? Объяснить, почему это возможно. За быстроту и правильное объяснение 5 + 5 баллов. 4). На бумаге нарисована цепочка клеток (рис.1) Слайд 28 В круг капнуть с помощью пипетки одну каплю воды. Прижать воду одной палочкой – зубочисткой, другой растянуть по клеточкам, так чтобы она не разорвалась. Кто растянет каплю дальше? (5 баллов). Почему капля так себя ведёт? (5 баллов) Какую бумагу лучше выбрать: вощёную или промокательную? (5 баллов) 5). На бумаге изображён сложный путь (рис.2) Слайд 29 Кто быстрее проведёт по этому пути каплю воды, сохранив её целой? (5 баллов) Какую каплю, маленькую или большую провести легче? (5 баллов). Физкультурная минутка: Вот мы руки развели, (Руки в стороны.) Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! (Наклоны вперёд.) Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. Всем друзьям — физкультпривет! Всем друзьям - физкультпривет, (Прогнуться назад, потянуться.) Сделал паузу, иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть глаза.) Быстроногому гонцу (Бег на носках, сидя.) И отважному борцу, (Наклоны вправо-влево, руки согнуты — в стороны.) И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять.) И пловцу — (Движения руками «брасс».) Всем друзьям Физкультпривет! (Встать, руки вверх.) Ты готов к работе? Нет? (Сесть, руки на парту, головой кивнуть или покачать и ещё раз повторить.) Продолжение «Олимпийских игр» 6). Даны образцы разной бумаги. Кто получит самый большой по размеру мокрый круг, капнув на бумагу одну каплю? (5 баллов). Объяснить свою удачу. (5 баллов). 7). Конкурс загадок о воде (агрегатные состояния, оптические свойства): Стало как-то суховато От пустынь и от степей. И поэтому, ребята, Вот загадки помокрей. 1.Пушистая вата 2.Вода по воде плывёт (Лёд) Плывёт куда-то, 3.Летит – молчит, лежит – молчит, Чем вата ниже, Когда умрёт, тогда заревёт (Снег). Тем дождик ближе (Туча). 4.Что за звёздочки чудные 5.В огне не горит, На пальто и на платке? В воде не тонет (Лёд). Все сквозные, вырезные 6. Цветное коромысло А возьмёшь – вода в руке над рекой повисло (Радуга). (Снежинки). 7. Это - водные пустыни, 8. Хоть на море мы похожи, Волны как барханы. Мы внутри материка. Здесь, среди бездонной сини – В нас порой впадают тоже Штормы, ураганы. (Океан, море) Ручеёк или река. С океаном не знакомы. Назовите, дети, кто мы? (Озера) Подведение итогов. Команды награждаются медалями за первое и второе место, призами. IV. Приготовить рисунки с изображением радуги. Занятие окончено Спасибо, за сотрудничество! Литература
|