МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
ПРОГРАММА КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ для направления 140400 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (бакалавриат) для профилей №10 «Электропривод и автоматика»
№14 «Электрооборудование и автоматика судов»
Новочеркасск 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по ОД
_______________Л.И. Щербакова
”___” ______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ для направления 140400 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА(бакалавриат) для профилей №10 «Электропривод и автоматика
№14 «Электрооборудование и автоматика судов» Электромеханический Кафедра «Электрический привод и автоматика» Курс -3 Семестр-6
2013
Рабочая программ составлена на основании ФГОС направления 14040062 Электроэнергетика и электротехника учебного плана, утвержденного Ученым советом университета, протокол №4 от 29.12.2010г. Рабочую программу составил доцент кафедры «Электропривод и автоматика» Микитинский А.П. Объем 14 страниц
Тираж 3 экз. Рабочая программа конструкторско-технологической практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Электропривод и автоматика»
« 21» января 2013 г. Протокол № 7 . Заведующий кафедрой ЭиА /О.А.Кравченко/ Начальник УМУ /И.В.Троценко/ Руководитель практики от ЮРГТУ(НПИ) /А.Н.Глуходедова/
Оглавление 1.Общие требования к прохождению практики 5
2. Цель и задачи практики 8
3. Объем практики 9
4. Содержание практики 9
5. Индивидуальные задания 10
6. Производственные работы и приобретение квалификации 11
7. Перечень необходимых компетенций 12
8. Литература 14
Общие требования к прохождению практики Карта компетенций
Индекс
компетенции
| Формулировка
| ОК-7
| готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции
| ПК-20
| способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности
| ПК-22
| способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда
| ПК-27
| готовность участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики
| ПК-43
| способность применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники
| ПК-44
| способность выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов
| ПК-45
| готовность использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий
| ПК-46
| способность к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования
| ПК-47
| готовность к наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования
| ПК-48
| готовность к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта
| ПК-49
| готовность к приемке и освоению нового оборудования
| ПК-50
| готовность к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт
| ПК-51
| готовность к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний
|
Требования к практической подготовке студентов
Программа конструкторско - технологической практики предназначена для студентов 4 курса профилей №10 «Электропривод и автоматика» и №14 «Электрооборудование и автоматика судов» и обеспечивает единый комплексный подход к организации производственной практической подготовки студентов, системности, непрерывности и преемственности обучения в вузе.
В соответствии с ФГОС направления конструкторско-технологическая практика – форма обучения, направленная на закрепление и расширение навыков на подготовку к осознанному и углублённому изучению профессиональных дисциплин.
Для прохождения практики студент должен:
знать: содержание и способы использования компьютерных и информационных технологий, основы электропривода, основы силовой электроники;
уметь: применять полученные при обучении знания в своей профессиональной деятельности;
владеть: средствами компьютерной техники и информационных технологий, методами анализа и синтеза систем управления электроприводами.
Результатом прохождения студентами конструкторско-технологической практики является расширение знаний об электроприводах и системах их управления.
1.3. Сроки и объём практики
Конструкторско-технологическая практика проводится после окончания четвертого курса. Продолжительность практики – две недели с 29.06 по 12.07, объём практики – 108 час. или 3 ЗЕТ.
Требования к проведению практики
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-производственные организации, научно-исследовательские и проектные организации, оснащенные современным технологическим оборудованием, средствами проектирования, информационными источниками.
Программа конструкторско-технологической практики предназначена для студентов 4 курса направления №10 «Электропривод и автоматика» и №14 «Электрооборудование и автоматика судов».
Допуск к работе на объектах производственной практики осуществляется после проведения обязательных инструктажей по техники безопасности и охране труда: вводного и на рабочем месте с оформлением установленной документации и приказа по предприятию. Приказ о прохождении практики должен быть обязательно оформлен и в случае, когда студенты работают на неоплачиваемых местах.
В период прохождения практики студенты полностью подчиняются установленным правилам внутреннего распорядка и режиму работы, соответствующего предприятия или организации.
В процессе прохождения практики студент обязан ежедневно заполнять дневник практики и предоставить его руководителю практики от предприятия и от университета вместе с оформленным отчётом.
Тематика лекций Лекции учебным планом не предусмотрены.
Нетрадиционная практика Учебным планом не предусмотрена.
Действия студентов перед практикой и аттестация практики Перед началом практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда и получают у руководителя практики индивидуальные задания.
Аттестацию по итогам производственной практики студент может пройти на предприятии или на кафедре. Аттестация с оценкой: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Аттестацию на предприятии проводит комиссия с обязательным участием преподавателя-руководителя практики от университета. Студенту, сдавшему зачет по практике на предприятии, в университете автоматически выставляется в ведомости оценка после сдачи дневника и отчета на кафедру.
Аттестацию на кафедре проводит комиссия, созданная распоряжением заведующего кафедрой. По окончании производственной практики студент в первые две недели начала занятий в следующем учебном семестре защищает отчет с оценкой в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят: руководитель практики от кафедры, преподаватель, ведущий курс, по которому проводилась практика, и, по возможности, руководитель практики от предприятия.
2. Цель и задачи практики Целью конструкторско-технологической практики:
закрепить теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности.
Задачи вычислительной практики:
изучить виды процессов механического и электрического оборудования одного из производств,
освоить правила технической эксплуатации и правила устройства электроустановок;
приобрести навыки работы с технической документацией, работой в информационной сети;
ознакомиться с методами планирования производства и сбыта продукции.
3. Объем практики Конструкторско-технологическая практика проводится после окончания третьего курса. Продолжительность практики – две недели с 29.06 по 12.07, объём практики – 108 час. или 3 ЗЕТ.
4. Содержание практики Содержание основных вопросов, подлежащих изучению на практике, приводится ниже.
Перед началом практики студент получает задание на практику, согласованное с руководством от предприятия и записываемое руководителем от кафедры в дневнике практики. Задание содержит 9-10 вопросов, характер которых определяется нижеприводимым перечнем и, кроме того, включает в себя индивидуальное задание. В задание включаются следующие вопросы:
вводный инструктаж на предприятии по технике безопасности и охране труда;
история предприятия, цеха - места практики;
инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Его цели, порядок, проведение, содержание;
требования к знаниям электротехнического персонала второй квалификационной группы;
оформление на работу на предприятии. Порядок оформления. Требования к состоянию здоровья электротехнического персонала;
опасности и вредности в цехе и на предприятии. Мероприятия по их устранению и предупреждению травматизма;
устройство защитных заземлений и требования к ним;
меры безопасности при обслуживании электротехнического оборудования технологических установок;
меры безопасности при выполнении отдельных видов работ;
основное технологическое и электрическое оборудование различных производств (по месту прохождения практики, например, производства бесшовных труб, сварных труб, мартеновского производства стали, прокатки листовой стали, изготовление деталей в механических цехах, сборки, электроплавки стали и т.д.);
электроизмерительные приборы, используемые при эксплуатации и ремонте электрооборудования: вольтметры, амперметры, токоизмерительные клещи, тестеры, пробник для проверки электрических цепей. Измерение сопротивлений;
применение электронного осциллографа при наладке и обнаружении неисправностей в электрооборудовании. Измерение токов, напряжений. Калибровка осциллографа;
учет электроэнергии. Счетчики;
электрические материалы, применяемые в электротехническом оборудовании цеха, участка;
провода и кабели. Их назначение, марки;
простейшие испытания машин постоянного тока: выявление и устранение простейших неисправностей, измерение сопротивления изоляции, сушка изоляции машин, установка щеток на нейтрали;
испытание трансформаторов. Группы соединений трансформаторов;
соединение валов электрических машин и механизмов. Муфты, их разновидности и особенности центровки;
тахогенераторы;
реле. Разновидности реле, их типы, основные характеристики, неисправности и их устранение;
контакторы и автоматы. Их назначение и типы. Основные неисправности и их устранение;
рубильники и разъединители;
ключи и кнопки управления;
магнитные усилители;
контактные и бесконтактные датчики положения (путевые выключатели).
электроснабжение цеха. Устройство и оборудование внутрицеховых подстанций;
способы пуска, торможения и регулирования скорости двигателей в электроприводах. Простейшие схемы контакторного управления двигателями постоянного и переменного тока;
механические характеристики применяемых на технологическом оборудовании электродвигателей;
разомкнутые и замкнутые системы регулирования электроприводов. Их функциональные элементы и схемы.
5. Индивидуальные задания Каждый студент в период практики должен выполнить индивидуальное задание по более глубокому изучению какого-либо вопроса производства по сбору материала для студенческих научно-исследовательских работ, по решению отдельных актуальных заданий производства или по выполнению других работ в интересах производства и вуза.
В качестве индивидуального задания рекомендуется изучение индивидуального технологического механизма и его электропривода: требования к электроприводу, системы и типоразмеры, основные функциональные звенья, применяемые обратные связи, защиты и другая информация об электроприводе. Особое внимание следует обратить на работу электропривода в комплексе АСУ ТП цеха.
Пример индивидуального задания:
-изучить конструкцию и электрооборудование токарный станок 1Д63Ф;
-проанализировать детали, изготавливаемые на данном станке. Выбрать и обосновать типовую деталь;
-проанализировать работу электроприводов главного движения и подачи на станке;
-проанализировать системы управления приводами, разобраться с принципами их работы. Дать заключение о современном состоянии используемых приводов. При необходимости рекомендовать современные привода;
-проанализировать другое электрооборудование, установленное на станке (блокировки, защиты, сигнализации, контроллеры, сети и др.). Описать их работу;
-описать работу полевых сетей, используемых для управления станком. Дать оценку современного уровня сетей. Рассмотреть, какие SCADA системы используются на производстве.
6. Производственные работы и приобретение квалификации В период практики студенты могут работать на рабочих местах (в сборочных цехах, испытательных лабораториях, технологических и конструкторских отделах, в монтажных бригадах).
Желательно получение рабочей квалификации с соответствующим удостоверением, получение квалификационной группы по технике безопасности.
7. Перечень необходимых компетенций Индекс
компетенции
| Формулировка
| ОК-7
| готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции
| ПК-20
| способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности
| ПК-22
| способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда
| ПК-27
| готовность участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики
| ПК-43
| способность применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники
| ПК-44
| способность выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов
| ПК-45
| готовность использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий
| ПК-46
| способность к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования
| ПК-47
| готовность к наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования
| ПК-48
| готовность к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта
| ПК-49
| готовность к приемке и освоению нового оборудования
| ПК-50
| готовность к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт
| ПК-51
| готовность к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний
| Компонентный состав практики:
Знать:
– нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности;
– правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда;
– методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники;
– технические средства испытаний технологических процессов и изделий;
Уметь:
– применять компьютерную технику и информационные технологии в своей профессиональной деятельности;
– работать с программными средствами специального назначения, соответствующими современным требованиям;
– составлять инструкции по эксплуатации оборудования и программы испытаний;
– проводить монтаж, регулировку, испытания и сдачу в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования;
– осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно- методической информации по теме (заданию);
Владеть:
– средствами компьютерной техники и информационными технологиями;
– навыками экспериментальных исследований по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов;
– навыками наладки, эксплуатации сложного современного электротехнического оборудования.
8. Литература 8.1. . Александров К. К. Электротехнические чертежи и схемы / Кузьмина Е. Г. ; 3-е изд., стер. - М.: МЭИ, 2007.-300с.
8.2. Электротехнический справочник. Т. 3 : в 4-х т. / под общ. ред. В. Г. Герасимова, А. Ф. Дьякова и др.; 9-е изд., стер. - М.: МЭИ, 2004.-696 с.
8.3. Алиев И. И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию / 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2007.-255 с.
8.4. Гребенников В.И. Системы управления электроприводов постоянного и переменного тока/ ЮРГТУ (НПИ).- Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2010.- 180 с.
8.5. Клаакссен К. Основы измерений. Датчики и электронные приборы: учеб. пособие для вузов, пер с англ./ Клаакссен К.; 3-е изд. – Долгопрудный: Интеллект, 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-91559-001-3: 784-10. (уч.-5); (5:25).
8.6. Водовозов А.М. Элементы систем автоматики, М.: Академия., 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-7695-5604-3: 290-51.(уч-35); (35:25).
8.7. Джексон Р.Г. Новейшие датчики: пер. с англ./Джексон Р.Г.; 2-е изд., доп. – М.: Техносфера, 2008.- 400 с. ISBN 978-5-94836-168-0: 275-00. (уч7); (7:25)
8.8. Джексон Р.Г. Новейшие датчики: пер. с англ./Джексон Р.Г.; 2-е изд., доп. – М.: Техносфера, 2007.- 384 с. ISBN 978-5-94836-111-6: 356-08. (уч20); (20:25)
8.9. Щепетов А.Г. Теория, расчет и проектирование измерительных устройств: в 2 ч./ Щепетов А.Г.; М.: Стандартинформ, 2008. – 344 с. ISBN 5-7050-0503-1: 1067-18. (уч-5); (5:25). |