«Сказки леса. Или жизнь продолжается»





Скачать 163.23 Kb.
Название«Сказки леса. Или жизнь продолжается»
Дата публикации22.06.2014
Размер163.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Методическая разработка урока

в начальном звене

Урок природолюбия
Учитель 1 категории Горева Наталья Викторовна.

          

                         Пояснительная записка.

 

«Урок Мира, Добра и Согласия между Природой и человеком». Что может быть естественнее и нужнее? Особенно сейчас, когда уровень урбанизации повышается с каждым годом. Да, жителям городов более доступны культурные ценности человечества: театры, музеи, выставки и т.д. Однако сельская школа имеет свои преимущества, хорошим воспитателем становится природа, и дети должны находиться «внутри неё», а не «около». Я считаю, чтоб урок Природолюбия достиг своих целей, его нельзя проводить в кабинете, детям нужно увидеть , потрогать, понюхать то, что они изучают. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, заинтересуй меня – и я научусь». Те же слова, которые мы говорим детям в кабинете, совсем по-другому звучат под пологом леса, на берегу реки, на залитом солнцем лугу. Дети во всём ищут сказку: глядя на цветы, ребёнок видит их улыбки, сломанное деревце вызывает у малышей искреннее сочувствие. Это с годами человек черствеет, если вовремя не ввести его в «волшебный мир природы».

                     Есть просто храм,

                     Есть храм науки,

                                       А есть ещё природы храм –


                     С лесами, тянущими руки

                     Навстречу солнцу и ветрам.

                     Он свят в любое время суток,

                     Открыт для нас в жару и стынь.

                     Входи сюда,

                     Будь сердцем чуток,

                     Не оскверняй её святынь.

                                       С.Смирнов.

Урок, представленный на конкурс, по времени не укладывается в один академический час, так как кроме теоретической части он включает в себя практическую работу (какой-либо вид природоохранной деятельности: посадку деревьев, очистку родничка, огораживание муравейников и т.д.)

Урок ориентирован на учащихся 3 классов, но необходима помощь 3-4 учеников постарше, желательно, раньше обучающихся у того же учителя, чтоб образовался «круг единомышленников», понимающих друг друга с полуслова.

                  

 

                             Тема урока:

   «Сказки леса. Или жизнь продолжается».

 

ЦЕЛЬ: развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.

 

ЗАДАЧИ:

-        воспитание у детей гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле,

-        развитие экологической этики учащихся, этики ответственности их в отношении с природой,

-        привитие потребностей облагораживать и воссоздавать мир растительности.

 

                                 План урока.

 

 

Сказка первая: «Приключения старичка – лесовичка».

Сказка вторая: «Как всё начиналось?»

Сказка третья: «Самая ужасная».

Сказка четвёртая: «А жизнь продолжается».

Сказка пятая: «Мы тоже волшебники». ( Трудовой десант по природоохранной деятельности».

 

 

Это не урок природоведения, тема которого должна подчиняться программе, а именно урок общения с природой.

                    

 

                                    Ход урока.

Орг. момент.

-         Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Сказку волшебную, но в то же время очень знакомую. Мы идём в лес. А любите ли вы лес? В чём выражается ваша любовь? Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хочу, чтоб вы послушали стихотворение, которое ни разу не слышали дети других школ, ведь оно родилось в стенах нашей школы. Прочитает его автор, Денис, ученик 7 класса.

                     Только лето настанет, мы с мамой вдвоём

                     По росистой траве за грибами идём.

                     Ветер в кронах деревьев шуршит, не спеша.

                     До чего же земля по утрам хороша.

                     Вот росинка в траве загорелась огнём,

                     Мы не тронем её, стороной обойдём.

                     Вот грибок из-за кочки лукаво взглянул

                     И, как будто, мне шляпкой тихонько кивнул.

                     Ну, проказник. Тебя я не трону, дружок,

                     Ты сейчас мне напомнил старинный стишок

                     Про корзинку, грибок и опяток семью.

                     В этом детском стишке я себя узнаю.

                     Не хочу я ходить торопыгой в лесу,

                     Разрушая ножом всю земную красу.

                     Я хочу книгу леса читать не спеша,

                     Чтобы чище, добрей, становилась душа.

                     Подрасту и вернусь я сюда лесником,

                     Ведь родные леса – это тоже мой дом.

 

-         О чём вы думали во время чтения? Что представляли? Какое было в этот момент настроение?

-         А как напутствие перед выходом в лес , я хотела бы напомнить вам слова М.Пришвина : «Мы можем войти так в природу, что возле муравейника скажем имя знакомого муравья, и тот муравей отложит на минутку дела и выбежит поздороваться».

(Следующие части урока проходят на лесной полянке и около оврага, где находится несанкционированная свалка и производится самовольная вырубка деревьев.)

                     Сказка первая.

1вед.  Тропинки, тропинки – дорожки лесные!

           Куда вы? Куда вы бежите, родные?

           Тропинки, тропинки – морщинки земли.

           Откройте, тропинки, мне тайны свои.

 

2 вед.  Привела нас всех тропинка

            Под зелёный потолок.

            Мы нашли в лесной ложбинке

            Самый тихий уголок.

            Под берёзовым навесом

            Будем слушать сказки леса.

 

3 вед.  Нет ничего милее

            Бродить и думать здесь.

            Излечит, обогреет,

            Накормит русский лес.

 

-         Оглянитесь вокруг. Какая красота и спокойствие окружают нас. Вот пролетела бабочка, жук спешит куда-то по своим делам, птицы поют. Как вы думаете, нет ли в окружающей вас природе чего-нибудь лишнего? Вон, например, лягушка поскакала к луже, паук плетёт свою сеть. Нужны ли они в природе? (Ответы детей.)

-         Об этом и будет наша первая сказка.

 

«Что такое лес».  Ю.Дмитриев.

 

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья».

Взял он кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось: вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.

     А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть лесовичок.

    Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

-         Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?        

-         Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.

 Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает.

-         Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?

-         Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.

И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

-         Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья стали чахнуть.

-         А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок.

-         Да, позабыл, - согласился художник. – Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.

-         Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.

И художник нарисовал грибы.  Но лес продолжал чахнуть.

-         А потому лес гибнет, - сказал лесовичок, что нет в нем насекомых.

Художник взял кисти , и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке», - решил художник и, еще раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра из трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершено без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней – и земля , и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

   Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось , вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.

-         Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел мне нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

-         Конечно, - сказал старичок-лесовичок, - конечно, съели весь лес.  И даже меня чуть не съели.

-         Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

-         Никогда, - сказал старичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.

Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро спрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок проговорил:

-         Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…

-         Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.

-         Не все. Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.

-         Нет! – решительно заявил художник.

-         Нарисуй, - твердо сказал лесовичок, - если хочешь, чтоб лес твой жил.

И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку и еще разных зверей и зверушек. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискивание, фырканье.

-         Вот теперь это настоящий лес, - послышался из темноты голос лесовичка, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи и тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на удивительные сказки!

 

       Сказка вторая. «Как всё начиналось?»


 

-         Вы сейчас слушали сказку о том, что в природе всё взаимосвязано, что там нет ничего лишнего, и всё природное сообщество так тесно переплетено, что, убрав что-то одно, мы рискуем разрушить все. А  человек тоже часть природы, причем далеко не самая безобидная.

Когда-то люди жили , полностью завися от природы. Они охотились на животных, чтобы получить пищу, собирали в лесах плоды и коренья. Но человек физически слаб , он не имеет шерсти, клыков и когтей, он не может спать на снегу, как звери. Однако человек наделён разумом, и он научился приспосабливать природу под себя: полезные ископаемые удовлетворяют все человеческие прихоти, растения и животные попали в людское рабство. Но разум людей оказался не на высоте, и человек возомнил себя царем природы. Ещё недавно в школах висел плакат: «Нам не нужно ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». И брали, и брали, и брали… Безжалостно вырубали леса, уничтожали животных, загрязняли реки и моря. Но это, дружок, совсем другая сказка.

       А прежде, послушать её, давайте выйдем на край оврага и оглянемся вокруг.

        Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Если бы Земля наша имела голос, она бы сегодня уже не стонала, а кричала от боли, которую мы , наделенные разумом, причиняем ей.

-         Какие раны природы видите вы сейчас? ( Сломанные деревца, срубленные и брошенные берёзы, из обрубленных стволов которых течет сок и застывает кусочками пены и розовыми подтеками; розовыми, почти как кровь. Свалка бытового мусора на краю леса. Захламленные пруды в центре деревни.

 

                1 вед.  Как яблоко на блюде,

                            У нас Земля одна.

                             Не торопитесь, люди,

                             Всё выскрести до дна.

                                       Не мудрено добраться

                                       До скрытых тайников,

                                       Разграбить все богатства

                                       У будущих веков.

 

               2 вед.  Мы общей жизни зерна,

                           Одной судьбы родня,

                           Нам пировать позорно

                           В счет будущего дня.

                                     Поймите это, люди,

                                     Как собственный приказ,

                                     Не то Земли не будет

                                     У каждого из нас.

                                                    (М. Дудин.)

 

 Сказка третья. «Самая ужасная».

 

            Моя планета – человечий дом,

            Но как ей жить под дымным колпаком,

            Где сточная канава – океан?!

            Где вся природа поймана в капкан,

            Где места нет ни аисту, ни льву,

            Где стонут травы: больше не могу!..

 

1 вед. Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение.

 

2 вед.  Шрамы на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю.

 

3 вед.  В опасности «легкие» планеты – тропические леса. Исчезновение их приобрело всемирный характер: «полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса.

 

1 вед. Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её уничтожили.

 

2 вед. Странствующие голуби больше не будут собираться в стаи. Их нет в природе. Уж очень по вкусу пришлось людям их мясо.

 

3 вед. Морские коровы жизнью заплатили за свою доверчивость,

 не разглядев в человеке страшного хищника.

 

-         Это большие раны Земли, но есть и малые раны. Которые мы наносим живым существам. Сегодня я получила конверт с жалобами животных на человека. Попробуйте по этим жалобам определить, о ком идет речь , и скажите, какую пользу эти животные приносят. Те, кто ответят верно, получат открытки-фотографии обиженных животных.

-                                     Конкурс «Жалоба».

1.    «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая».     (жаба)

 

2.    «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».  (летучая мышь)

 

      3. «А как нас ненавидят и боятся люди. Как только увидят, сразу убить хотят. А ведь мы первыми никогда не нападаем, ускользнуть стараемся, шипением о себе предупреждаем. Да, есть среди нас ядовитые, но ведь далеко не все, и яд наш в медицине необходим».         (змея)

4. «Я знаю, люди нас не любят. Прикоснувшись к нам случайно, пугаются, брезгливо отдергивают руку. Да, вроде бы мы «разбойники» - плетем смертоносные сети для мух и комаров. Но именно наш аппетит защищает людей от непомерного размножения этих вездесущих насекомых».     (паук)

 

5.  «Нас разбойниками считают. Даже в сказках нас в злодействе обвиняют. Ну хищники мы, что поделать? Но ведь убиваем-то мы чаще всего слабых и больных животных. Не зря же нас «санитарами леса» зовут».              (волк)

 

6. «А мы за красоту страдаем. Шерстка у нас густая, блестящая. Вот и бегут в лес охотники, чтоб из наших шкурок себе шапки и шубы сшить. Как ни скачем мы по веткам, но от пули уйти нелегко. У охотников даже поговорка есть о нас: «Бей прямо в глаз, чтобы шкурку не испортить».        (белка).

 

 

    Cказка четвертая. «А жизнь продолжается».

 

-         Мы «болеем» теми же проблемами, что и другие области страны. Мелеют реки, поредели леса. Особое беспокойство у жителей вызывает загрязнение воздуха в городах. И все-таки в наших местах экологическая обстановка намного спокойнее , нежели в других районах страны. В нашем Нечерноземье происходит сейчас очень необычный процесс. Брошено множество деревень, зарастают поля и пашни. Но природа сумела этим воспользоваться, здесь интенсивно идет восстановление лесов. Такие районы становятся сейчас наиболее чистыми, и , если сюда вновь вернется человек, условия для его жизни будут как раз самые благоприятные.

-         И сейчас, дружок, наступает такое время, когда человек , наконец, уяснил, что он не хозяин природы, а лишь маленькая часть её. Поняли люди: с природой не воевать надо, не покорять её, а дружить с ней и беречь.  Природа простила людям многое: и пренебрежительное отношение, и грубые ошибки, и то, что человек много веков подряд разрушал её. Как мать прощает своим детям глупые выходки. И всё больше людей понимают это, создаются общества защиты животных и растений, экологические организации, «голубые патрули».

 

                  1 вед.  Опять черемуха в цвету,

                              Сбежались ландыши гурьбою.

                              Свою земную красоту

                              Природа дарит нам с тобою.

                              Ты оглянись, ты окунись

                              В её рассветы и закаты,

                              В её лесные ароматы –

                              И до земли ей поклонись.

 

                2 вед.     Лишь только солнышко весной

                               Лучи рассыплет над полями –

                               Уже ручей звенит струной,

                               Уже гроза гремит громами.

                               А там лесные соловьи

                               Опять засвищут  до восхода.

                               Ты слышишь: дарит нам природа

                               Напевы лучшие свои.

 

                3 вед.     Где красота, там доброта,

                              Их разлучить никто не сможет.

                              Любая светлая мечта

                              На двух подруг всегда похожа.

                              Ты защити добром, трудом

                              Всё светлое и все живое.

                              Земля – она твой первый дом,

                              Она собой тебя закроет.

 

-         Не к лицу и вам оставаться в стороне от хороших дел. Но для того, чтобы правильно помогать природе, нужно её изучать.

 

                    Когда по тропинке идешь ты лесной,

                    Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

                    Одно «почему» меж деревьями мчится,

                    Летит по пятам за неведомой птицей.

                    Другое – пчелою забралось в цветок,

                    А третье – лягушкою скок в ручеёк.

                  «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

                   «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

                  Сидит «отчего» на зеленом листке,

                   «Куда» полетело верхом на жуке,

                   «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

                   Вопрос за вопросом , и так целый день.

-         А вот вам и первые вопросы. Игра «Экологический светофор». У вас в руках зеленые и красные кружки. Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

 

1.    Пять зеленых лягушат

В речку броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.         «красный».

 

2.    Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала…

Да вдруг застыла на бегу.           «красный».

 

3.    Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.                  «Красный».

 

4.    Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы.

Чтоб оно со временем

Дало нам плоды.                 «зеленый».

 

5.    В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой

Мы чистили родник студеный.     «зеленый».

 

6.    Поливаем клумбы дружно,

Траву выполем на спор.

А зачем нам это нужно?

Чтоб красивым был наш двор.        «зеленый».

 

7.    Принесли из леса шишки,

Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Чтоб садить новый лесок.             «Зеленый».

 

8.    Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.                  «красный».

 

9.    Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.               «красный».

 

10.                      Разведу я на окошке

                  И душистые горошки,

                  И фиалки, и герани.

                  Вот попробуйте вы сами.           «зеленый».

 

11.                      Едем на автомобиле

                  И гордимся, как красиво

                  Позади клубится дым.

                  Чих-чих-чих! Куда бежим?            «красный».

 

12.                      Бутылки и банки бросаем в походе,

                  Не разлагается мусор в природе.

                  Пришли через год на полянку

                  И обнаружили свалку.               «красный».

 

      1вед. Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 

2 вед. О! Как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях тигра.

 

3 вед. Нам суждено дышать

Всем воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

                И сами сохранимся.

 

-         Ребята, а ведь вы тоже можете стать волшебниками-сказочниками. Давайте прямо сейчас сотворим волшебство, сделаем подарок родному краю, залечим хотя бы несколько природных ран. Ведь вам есть, с кого брать пример: ребята 10 и 11 классов уже не раз провели операцию «Подрост», посадили немалое количество деревьев; ребята 7-9классов занимаются очисткой прудов; трудовой отряд уьирает мусор на улицах села.

-         Вперед, дружок, идем делать добрые дела! Но это уже совсем другая сказка.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconТема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество
Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconТема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconСтресс
Началось все это очень давно и в той или иной форме, с теми или иными изменениями продолжается по сей день
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий нас живой мир состоит из организмов. Любой организм смертен и рано или поздно погибает, а жизнь продолжается и процветает,...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» icon8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconУрок-сказка "Состав чисел 2-5"
В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва 2003 год, уделяется внимание общению и этикету общения, учащиеся осваивают навыки личного и публичного общения, приобретают...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconГибель леса
На Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угрозе, которую несет людям гибель леса
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconРеферат «Звуки чарующего хомуса»
Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти в музеях. В других его музыкальная судьба...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жили-были Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconУрок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»
«лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconЭлектронные библиотеки
Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры...
«Сказки леса. Или жизнь продолжается» iconИсследовательская работа Аборигены нашей планеты. Автор: Юкляевских...
Микроорганизмы живут во льдах Антарктиды и в воде горячих источников, где температура достигает 100 °С. Они удивительные трансформаторы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск