Реферат «Звуки чарующего хомуса»





Скачать 157.58 Kb.
НазваниеРеферат «Звуки чарующего хомуса»
Дата публикации30.09.2014
Размер157.58 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
Министерство образования Республики Саха (Якутии)

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2

(с углублённым изучением отдельных предметов)

Реферат

«Звуки чарующего хомуса»

Выполнила ученица 9 Б класса

Оллонова Дайаана

Учитель

Кривошапкина Лидия Дмитриевна

г.Якутск 2013

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………..5-6 стр.

  2. Техника игры на хомусе…………………………………………………..7 стр.

  • Приемы ударов по язычку……………………………7-8 стр.

  • Способы дыхания…………………………………………8-9 стр.

  • Изменение звука………………………………………….9-10 стр.

  • Виды игры на хомусе…………………………………..10-11 стр.

  1. Якутская хомусная музыка………………………………………………12-14 стр.

  2. Хомус в моей жизни…………………………………………………………15 стр.

  3. Заключение………………………………………………………………………16 стр.

  4. Использованная литература……………………………………………17 стр.



Хомус

В тот светлый день, когда земля рождалась,

И нас — людей благословляли боги в Срединном Мире

Жить с добром и верой, и в дар для памяти о том чудесном сотворении

Хомус преподнесли они якутам.

Стальной клинок, хранящий сотни звуков,

Заговорил на сотнях языках, и песни звонкие якутов

Озвучил в самых трепетных сердцах!

И боги говорили в песнях с нами о том, какой любовью Звезда сцены

Заклинали хомус, и закаляли Словом:

«Мы звук божественный сковали прочной сталью,

Чтоб вы могли в руках его держать

И жалом тонким, гибким извлекать

Все голоса племен, что мы создали.

Певучими стихами разных стран мы наделили гордое творенье.

И трели птиц, и крыльев их паренье хранит теперь

Стальной хомуса стан.

И сила в нем таится не простая -

Беду и горе одолеет тот, кому послышится лишь песнь святая,

Того хомус за счастьем позовет.

И дух светлее над тоскою вьюжной,

И скорбь легка, когда хомус поет,

И в битве побеждает самый дружный сплоченный песней славною народ!

Любое дело спорится в руках

И благородно подступает старость, воспетые хомусом на устах,

Божественно не знающих усталость.

И память в нем хранится вековая:

Традиции народов в нем живут,

И даже в годы трудные страдая,

Под бедами не сгорбится якут.

Он, словно гибкая струна хомуса,

Звенящая морозной тетивой, подкрасться сможет тихо на камусах,

Лучами-стрелами повергнуть холод злой.

Ютиться век, всю жизнь не доедая,

Может умом хиреть, и старость не нажить,

Но лишь хомуса язычок взыграет,

Якут поймет, что не с чего тужить!

Так песнею хомуса скрасив ночи

Холодной, долгой и скупой зимы,

Оттает грусть печалью одинокой, разбудит утром радостью весны!

И в травах летний ветер залетает,

Морозы сокрушив и стужи укротив,

Над луговым простором заиграет хомус,

По-богатырски всем грехи простив.

И изобильно обещает солнце, всех ясностью своею нежно грея,

Что туесов отяжелеет донце, таежной земляникою добрея.

Голодный зверь забудет зимний холод,

И слабые олени залоснятся, и птицы будут стричь небесный полог,

И счастьем песни лета заискрятся.

И вот тогда земля помолодеет:

Всех станут приглашать на славный пир!

И в радостной березовой алее

Во славу добрых духов честить мир!

На первый день Ысыаха соберутся почтить богов родные племена.

И в день второй все праздники сойдутся

Под всех родов великих знамена!

И третий день широкого Ысыаха больших земель богатыри разбудят

Их состязанье ловких, игр утеху

Благословлять хомус наш звонкий будет».

Так праздник в честь богов -творцов Вселенной

Заговорен был в тоненький предмет

И вручен в светлый день как дар нетленный -

Хомусом, как божественный завет.

 

А. Кулаковский (1898) 

Перевод В. Данилов

Введение

Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти в музеях. В других его музыкальная судьба продолжается, получая современное звучание, новую жизнь. Хомус в этих странах является любимым всеми инструментом.

На вид хомус неприметный, но таит в себе необыкновенные возможности. Он способен извлечь из себя всё многообразие естественных звуков, рожденных самой матерью – природой. Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Он звучит, когда человек вдохнет в него жизнь. Тайна состоит в том, что хомус представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать печаль, исцелить от болезней.

Когда мастер – импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку. И это музыка волнует любого человека.

Хомус по своей конструкции является очень простым музыкальным инструментом. В энциклопедии и атласах музыкальных инструментов можно найти такое определите: «Хомус – примитивный музыкальный инструмент, издающий тихий звенящий звук. Играющий на нём изменяет тональность звучания с помощью своего языка».

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных более известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Народы севера делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

В древности у народов Саха были деревянные хомусы. Сейчас их нет. Якутские мастера возрождают двуязычковый хомус. Но основным инструментом остается железный хомус с одним язычком. Он состоит из следующих частей:

- Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынаахтар) имеет четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щечками (иэдэстэр).

- Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закругленный кончик (чыычаах).

Хомус издает звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки разливаются в самых причудливо – неожиданных звуках. Импровизируя ими, хомусист тут же создает музыку – поэму, передавая через него свое эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.



  1. Кольцо (тиэрбэс)

  2. Два прямых конца (сынаахтар)

  3. Внешние щечки (тас иэдэстэр)

  4. Внутренние щечки (ис иэдэстэр)

  5. Язычок (тыл)

  6. Колено язычка (хохуора)

  7. Кончик язычка (чыычаах)

Техника игры на хомусе

Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков:

- научится правильно держать хомус;

- овладеть приемами ударов пальцами о язычок;

- правильно дышать;

- уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны;

- научиться видоизменять звук.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса и, приоткрыв зубы, освобождая места для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались, а чтобы язычок колебался надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычок, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.



  • Приемы ударов по языку

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустав против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Обратный удар, это когда палей задевает язычок при обратном движении. При этом звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

Переменный удар получается при применении двух ударов (основного и обратного) вперемешку. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.

Боковой или пальцевой удар – это когда кисть руки не движется, а удары производятся с боку разными пальцами. При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.



  • Способы дыхания



Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звука не останавливаясь нужно вдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время звучания.

При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы.

Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка. Иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный дыханием человека хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет, словно жаворонок весенним утром.

Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания.

Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движения язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.

  • Изменение звука

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становятся настоящей музыкой. Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «о», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.

Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объеме.

Так с помощью языка можно менять высоту тона хомуса. А при использовании ещё губ, органов глотки, голосового аппарата можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные чудесные звуки.

Самые распространенные приемы игры на хомусе:

  1. «Гусиное пение» - хаастатыы;

  2. «Жаворонок» - куэрэгэйдэтии;

  3. «Кукушка» - кэ5э;

  4. Стаккато – табыгыр;

  5. Глоточный звук – бэлэс дор5ооно;

  6. Умеренная игра – сыыйа тардыы;

  7. Двуголосие – хос ырыа;

Удачно комбинируя эти основные приемы звука с приемами дыхания, удара, хомусисты – импровизаторы создают чудесную музыку хомуса.

  • Виды игры на хомусе

Игра на хомусе разделяется на три вида: традиционная умеренная, имитационная, импровизационная.

Традиционная умеренная игра – нераспространенный, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывет по воздуху, не переставая и не исчезая ни на секунду. Этот вид игры могут играть только те, кто в течение многих лет делили радость и горе со своим другом хомусом, обычно это пожилые люди. Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не для зрителя. Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы слышны и слова песни. Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры.

Имитационный стиль – это самый распространенный и любимый стиль всех хомусистов. У якутского хомуса неограниченные возможности звукоподражания. Поэтому когда настоящий мастер играет имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежную бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу – прогулять по буйной зелени июльской поры. Находясь в любой дальней стране, во время игры можно очутиться в родном краю, в кругу семьи. Хомусист – импровизатор, играя на хомусе, можно точь-в-точь повторить звуки весенней капели, топот скакунов, кукование кукушки, барабанную дробь дятла, свист ветра, пение жаворонка.

Импровизационная игра – это игра отличается тем, что обязательно имеется тема, содержания которой рассказывается возможностями хомуса. И она доступна не всем играющим. Так может тот хомусист, который овладел техникой игры и умеет выражать свои чувства через хомус. Импровизатор, создавая свою музыку, не старается показывать все возможности хомуса, а применять лишь необходимые для передачи своего настроения приемы. При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками. Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения.

Якутская хомусная музыка

В старину у якутов, вплоть до XIX века, широко бытовали различные разновидности варгана: «кулупун хомус» (камышовый хомус), «мас хомус» (деревянный хомус), «унуох хомус» (костяной хомус). Но постепенно на первый план выходит «тимир хомус» (железный хомус), со временем вытеснив все другие разновидности. По-видимому, это можно обьяснить ролью хомуса в жизни якутов, когда на первых этапах своего существования этот инструмент выполнял функцию аккомпанирующего «ротового бубна» в древних культовых обрядах, а затем постепенно входит и в повседневную жизнь якутов уже как самостоятельный инструмент. Но так как возможности звучания хомуса из камыша, дерева, кости были весьма ограниченными, а поиски «этигэн хомус» (громкозвучного и певучего хомуса) еще не были остро поставлены, дореволюционная якутская хомусная музыка заметно отличалась от современной своим сугубо личным, интимно-камерным характером звучания.

Во-первых, человек обращался к игре на хомусе в самые тяжелые минуты горя – «санаар5абыллаах тардыылар». В такие минуты человек игрой на хомусе изгонял злых духов. Во-вторых, игра на хомусе была связана с традицией любовных признаний – «таптыыр киhитигэр хоhуйан тардыылар». Эта традиция давала возможность в особой форме иносказательного произнесения текста высказать сокровенные чувства человека, перекликаясь с жанром любовных песен-импровизаций – «туойсуу». В-третьих, через хомус люди могли разговаривать. В-четвертых, хомус считался любимым инструментом девушек и женщин. На нем играли в особый жанр «хомус ырыата» (хомусные песни). В-пятых, существовала также традиция коллективной игры на хомусе. В-шестых, хомус всегда украшал праздник – ысыах наряду с традиционными народными песнями и хороводными танцами, прославляющими приход долгожданного лета после лютых морозов жестокой зимы, восхваляя природу Якутии.

Все эти виды функционирования хомуса в дореволюционной жизни якутов были связаны со старинной манерой исполнительства «сыыйа тардыы», которая в буквальном переводе означает «постепенно дергающая манера игры» («сыыйа» - постепенно, «тардыы» - дергающая). Особенность этой манеры заключалась в том, что соответствии одного ритмического удара по кончику язычка хомуса одному слогу выговариваемого текста или распеваемого напева песен типа «дэгэрэн» или «дьиэрэтии». При этом хомус мог быть «говорящим» и «поющим». Эта уникальная артикуляционная особенность хомуса, при одном способе исполнения «сыыйа тардыы» воспроизводить речь человека («этэн, санаран тардыы») и его пение («ыллаан, туойан тардыы»), дала возможность будущим якутским хомусистам достичь великолепных успехов в сольном концертном исполнительстве.

Жанр хомусных импровизаций в старинной манере исполнения «сыыйа тардыы» можно определить как жанр попурри – «ырыа – ункуу матыыптарын тардыы». В хомусных импровизациях хомусистов старшего поколения: А.Матвеевой, М.Степановой, Х.Таскиной, Х.Устиновой, А.Амбросьева, П.Романова, Л.Турнина лирико-бытовые напевы в стиле «дэгэрэн» («ыллаан тардыы») звучат с небольшими вставками приемов «куерэгэйдэтии» («пение жаворонки»), «хаастатыы» («гусиное пение»), а композиция в таких импровизациях отличается тем, что обрамляется вступлением и заключением, а знакомые напевы «дэгэрэн» приходятся на середину музыкальной пьесы.

1948г. Л.Н. Турнин успешно выступил в г.Москве, в Днях смотра самодеятельного искусства народов РСФСР. И с этого момента якутская хомусная музыка выходит на широкую эстраду. С изменением условий бытования хомуса этот инструмент становится сугубо концертным, направляет развитие якутского хомусной музыки по пути виртуозного сольного и коллективного исполнительства.

Одновременно с этим сразу остро встает проблемы изготовления «этигэн хомуса» («громозвучного певучего хомуса»). Его поиски начались с 1948г., когда основоположник якутской профессиональной музыки М.Н. Жирков совместно с создателем узбекского национального оркестра А.И. Петросянцем и с композитором С.Е. Диденко проводят ряд экспериментов по усилению звука хомуса в г. Ташкенте, в Научно-исследовательском институте искусствознания Академии наук Узбекской ССР.

Сегодня в истории развития «этигэн хомуса» вошли хомусы якутских мастеров А. И. Чахова, Н. П. Бурцева, Д. И. Чучайцева, П. Е. Слепцова, в 70-ые гг. вилюйский мастер И. Ф. Захаров успешно заменяет традиционную ковку инструмента литьем из различных металлов (латуни, меди, стали и серебра). В Якутске сегодня сохранен традиционный классический образец этого инструмента в хомусах мастера из Мегино-Кангаласского района С. И. Гоголева. С открытием Верхне-Вилюйской мастерской в 1977г. увеличилось число хомусов в Якутии.

Основателем импровизационно-концертного стиля якутской хомусной музыки является И. Е. Алексеев, который разработал целый комплекс звукоизобразительных приемов на хомусе, отличающихся техническим совершенством, фантастичностью достигнутых тембральных окрасок, но и воспитавший целую плеяду великолепных исполнителей – импровизаторов.

В 60-е гг. хомусисты-импровизаторы создали новое направление в хомусной музыке. Их искусство основано, с одной стороны, на расширение артикуляционных возможностей инструмента путем разработки более 20-ти звукоизобразительных и звукоподражательных приемов, связанных с эффектом «говорящего хомуса» («этэн, санаран тардыы») в сочетании с «поющим хомусом» («ыллаан тардыы»). А с другой стороны, сама композиция хомусных импровизаций трактуется ими в стиле «дьиэрэтии» («туойан тардыы»), что приближает хомусные импровизации к тойукам, к песенным фрагментам олонхо и круговому танцу-осуохаю. Впервые звучание якутского хомуса в профессиональной музыке было воссоздано в 60-е гг. Г.Н.Комраковым в небольшой пьесе для фортепиано «Импровизация на хомусе», а сегодня уже создаются сольные произведения для хомуса в сопровождении с симфоническим и народным оркестром. Хомус проник во многие жанры якутской профессиональной музыки.

Якутская хомусная музыка имеет огромные перспективы развития как в фольклорном бытовании, так и в развитии якутской профессиональной музыкальной культуры.

За последние годы якутский хомус претерпел серьезные изменения как в отношении внешних конструктивных элементов, так и в части музыкальных звуковых качеств. Виртуозы – исполнители расширили диапазон исполнительского мастерства, открыли широкий простор для творческой фантазии и сочинительской деятельности. Мастера – умельцы начали приоткрывать технологические секреты старых ремесленников. Хомусное искусство возрождается в атмосфере повышенного интереса к народной фольклорной музыке.

Хомус в моей жизни

В моем доме чарующая музыка хомуса звучит постоянно. Моя мама с детства играет на хомусе. Когда мы были маленькими, она нам играла часто. Сейчас уже сами учимся играть, пытаемся ей подражать.

Самый уважаемый импровизатор хомусист в нашей семье – это бабушка, Варвара Григорьевна Ефремова. Семья у бабушки большая, и почти все играют на хомусе. Бабушка исполнительница традиционной умеренной игры («сыыйа тардыы»). Этот вид игры считают исчезающим, потому что играют только старшее поколение хомусистов. В 2007 году на республиканском фестивале семейных ансамблей «Хомус биhигэ», бабушка со своими детьми и внуками играли этим методом. Это высоко оценил мастер, учитель всех признанных хомусистов Якутии, Иван Алексеев – Хомус Уйбаан. Ансамбль получила первое место и приз зрительских симпатий.

Кроме мамы, у нас еще хорошо играет моя старшая сестра Саргылаана. Она - лауреат 2 степени республиканского фестиваля «Новые имена Якутии», участвовала на международном фестивале молодежи «Ил Хомус». Сейчас учится во Владивостоке, где постоянно участвует на региональном фестивале исполнителей на музыкальных инструментах.

Я и моя сестра Сайыына только начинаем играть. В нашей семье особо не принято учить, как правильно играть. Если кто-то хочет играть, то просто дарят хомус. Первые навыки я начала в четвертом классе, но потом как то сильно не увлеклась. Сейчас у меня свой хомус и хочется играть красиво. Пока самостоятельно разучиваю приемы ударов, способы дыхания, изменения звука. Я наконец поняла, что просто так научиться играть на хомусе невозможно. Надо заниматься постоянно и творчески, надо любить мир музыки хомуса, уметь слушать звуки природы, пение птиц.

Самое волнующее мне запомнилось, когда мне доверили играть в ансамбле на юбилейном ысыахе в родном поселке у бабушки. Четыре поколения играли все вместе: бабушка, её родные дети, внуки и правнуки. Это было мое первое выступление, и последнее с нашей любимой бабушкой.

Заключение

В прошлом году мама подарила мне хомус и я начала учиться играть, но опять остановилась. Потому что у меня не получалась, хотя мама всегда помогает, поэтому решила сначала узнать о хомусе, технике игры на инструменте.

При выполнении этой работы я много узнала о приемах игры на хомусе. Следующий шаг – это изучить историю хомуса полностью. Ведь для того чтобы виртуозно играть нужно знать историю инструмента, потом можно начать уроки игры у мастеров-импровизаторов.

Любой желающий может научиться играть на хомусе. Для этого нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и, конечно, большое желание, любовь к музыке хомуса. Надо самому играющему поверить в человеческую душу хомуса, волшебство его музыки. Ведь не зря говорят, что музыка хомуса излечивает болезнь.

В будущем я хочу, чтобы все люди умели играть на хомусе, тогда во всем мире могут исчезнуть негативные явления. Так как звуки хомуса передают только положительные эмоции.

Использованная литература

  1. С. С. Шишигин: «Играйте на хомусе», Покровск 2003г.

  2. М. Н. Жирков: «Якутская народная музыка», Якутское книжное издательство 1981г.

  3. С. С. Шишигин: «Чарующие звуки хомуса», Я. 1999

  4. С. В. Иванов «Музей хомуса(варгана) народов мира», Я.2002

  5. И.Е. Алексеев, Школа игры на якутском хомусе, (материалы 1 Всесоюзной конференции), Я. 1988

  6. К. Д. Уткин, Голосом живой природы, Я.1993

  7. А.П. Решетникова, Об обрядовой функции варгана, (материалы 1 Всесоюзной конференции), Я. 1988

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconТема: Звуки, обозначаемые буквами
Оборудование: карточки со схемами слов; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconУмк «Перспективная начальная школа» «Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...
Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д»
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconУрок в 1-ом классе по теме «Согласные звуки и буквы. Буква С»
Цель – познакомить с буквами С, с; характеризовать звуки [c] – [c]; подбирать слова к заданным звуковым моделям; объяснить функцию...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлом занятии вы узнали, в каких домиках живут гласные звуки и согласные звуки. Давайте, вспомним
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гласные звуки – это длинные звуки, которые при произнесении не встречают преград, поются. (Показать изображение)
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconУрок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласные звуки [з], [з’] и буква З, з
Обучающий: Познакомить с новыми буквами, обозначающие согласные звуки [з], [з’], учить давать характеристики звукам
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconРусский язык Фонетика (звуки и буквы) это раздел науки о русском...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconУрок обучения грамоте тема: согласные Звуки [к], [к’], буква «К, к»
Из книги «Сказки» учитель достаёт картинки с изображением предметов (сапог, шляпа, шпага). Ученики называют знакомые звуки, которые...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научиться дифференцировать твердые и мягки согласные звуки, вычленять звуки в словах, делить слова на слоги, развивать интонационную...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconИсследование высокочастотных (так называемых ультразвуковых) колебаний...
Как известно, человеческое ухо устроено так, что в среднем воспринимает звуки с частотой от 16-20 Гц до 18-20 кГц. За пределами этого...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconКалендарное планирование к урокам музыки в 1-х классах на I полугодие....
Музыкальные звуки, какие они? Шумовые и музыкальные звуки. Счастливые дорожки в музыку. Волшебные ступеньки соль-ми
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рассказ включены специфические звуки английского языка. Все звуки по ходу действия повторяются детьми вместе хором по три раза,...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconУрок обучения грамоте в 1-м классе (умк «Перспективная начальная школа»)
Цель: познакомить учащихся со звуками [л], [л] и буквой, обозначающей эти звуки, научиться различать звуки [л], [л], букву “л” в...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,...
Реферат «Звуки чарующего хомуса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа: учить чётко произносить звуки «Д» и «Дь», узнавать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск