Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения





Скачать 189.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения
Дата публикации26.06.2014
Размер189.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации



ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»


В помощь педагогу

(методические рекомендации по работе с детьми

по развитию навыков чтения)

Составитель:

учитель дефектолог

высшей квалификационной

категории

Жилина Т.А.


Читаем с удовольствием, читаем правильно

Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением.

Что делать, если ученик 3-4-го класса по слогам? Какие приемы использовать в работе с ребенком   школьного  возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества.

Нерешенная проблема – прямой путь к школьной  неуспеваемости и неуспешности в целом. Своим опытом работы коррекции проблем чтения, формирования полноценного навыка чтения, развития интереса к чтению поделится учитель-деффектолог Т.А. Жилина.
Читать душой, читать – чувствовать, читать – жить

(русский методист начала ХХ века В.А.Флёров)
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Что делать учителю? Как выводить детей с недоброжелательно-равнодушным отношением к книге и чтению из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чём думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что «там» происходит.

Как учителю выбрать и освоить подходящие ему и его ученикам приёмы и способы обучения умению и желанию читать.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций:

  1. Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи)

  2. Слияние двух букв в слог (слогослияние).

  3. Слияние нескольких слогов в слово.

  4. Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеют трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

  • нарушением зрительно-моторной координаций;

  • нарушением моторики, графомоторных навыков;

  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

  • нарушением произвольного внимания;

  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя течи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то на уроках, как правило, проводится ряд упражнений по развитию навыков чтения.

Предлагаются занимательные, логические упражнения для развития сознательного, беглого, выразительного чтения, для формирования правильного чтения.
Упражнения по развитию навыка чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения можно разделить на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
I. Упражнения для развития осознанного чтения

Первая группа — логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел — мель, мал — мял, мыл — мил

2. Назови одним словом.

- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

- ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

- шарф, варежки, пальто, кофта;

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

- картофель, свёкла, лук, капуста;

- лошадь, корова, свинья, овца;

- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

- липа, берёза, ель, сосна;

- курица, гусь, утка, индейка;

- зелёный, синий, красный, жёлтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

- Красивый, синий, красный, жёлтый;

- минута, время, час, секунда;

- дорога, шоссе, тропинка, путь;

- молоко, сметана, простокваша, мясо;

- Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;

- ель, сосна, кедр, осина;

- лук, огурец, морковь, яблоко;

- гриб, ландыш, ромашка, василёк.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.

(У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).

5. Путем перестановки букв составь слово.

у к л б о к; с н о а с; у п к с.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

- Колос, рота, ваза;

- кора, лото, боксёр;

- молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

- Змея, рама;

- пуговица, молоток, лава;

- укор, бузина, тина;

- поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

- Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;

- лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

- Песня композитор; самолет ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);

- школа обучение; больница ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);

- нож сталь; стул ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);

- лес деревья; библиотека ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги):

- утро ночь; зима ? (мороз, день, январь, осень, сани).

10. Раздели слова на группы.

- Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

- корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

- апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

- мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буква, слог, слово лишние.

аур о ы

мараланы та ку на ды тило

река, речка, ручей, ручка, ручеёк
Вторая группа — игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

- Гроза газета кустарник

- поднос шоколадка шутка

- щепка ярмарка часовщик

2. Подбери пару.

Загар золотистый

звонок занимательный

забор знаменитый

зубр звонкий

задача зрелый

земляника зелёный

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

4. Шарады.

а) Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда.

(Картина)

б) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу.

(Кабан чабан)

5. Ребусы:

6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной

7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы «м»: ма ти ма си ра му ло ка до
Третья группа — работа с деформированными текстами;

неоконченными рассказами

1.Составь текст (перестановка предложений).

Тексты подбираются к теме урока

2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки.

3. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвертая группа — работа с текстом (учебник)

1. Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

- Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

- Выбери заголовок из предложенных.

- Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

- Подбери к заглавию часть текста

- Озаглавь части.

- Выборочное чтение.

- Пересказ по вопросам и без них

- Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа — упражнения, направленные на развитие

внимания, памяти

1. Назови картинки — 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех,

закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

Например: бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.

5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

6. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.

7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

8. Выбери из всех слогов — слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.

10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов.

11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).

12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т. д.

13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

14. «Фотоглаз».

15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

16. Заучивание четверостиший.

Вторая группа — упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;

мышка — мошка — мишка — миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. «Сквозная буква», «Лесенка»:

____ -з- ч________

____ -з- ч________

____ -з- ч________

____ -з- ч________

6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа — упражнения для расширения поля зрения
1. Работа по созерцанию зеленой точки.

На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

2. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали и вертикали.

13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

3. Чтение столбиков с трафаретами.

Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.

В столбиках I класса — 3—5 слов, II класса — 10-12 слов, III класса — 15—18 слов, IV класса — 20—25 слов.
чек красный защёлка универмаг

зуб бегать лаборант продовольствие

дом игра молоко учебники
4. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

5. Назови по порядку.

беда буря плач

несчастье вьюга рёв

горе позёмка слёзы

ветер вихрь ураган шторм

6. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

Трафарет накладывается на карточку, буква «А» в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

7. «Угадай-ка».

Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

8. «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

9. «Бегущая строка».

10. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.).


Вторая группа—упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

б) слова, трудные для произношения.

2. Скороговорки.

3. «Бегущая лента».

Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.

4. Чистоговорки.

5. Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

б) хоровое чтение;

в) чтение в парах;

г) чтение одновременно с ведущим;

д) чтение с убыстрением темпа;

е) чтение с переходом на незнакомый текст;

ж) чтение в темпе скороговорки;

з) чтение-«спринт»; и) жужжащее чтение;

к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д.
IV. Упражнения для развития выразительности чтения
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

8. Чтение по ролям, в лицах.

9. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Конспект открытого урока по чтению

по теме «Поэтическая тетрадь и обучение навыкам чтения»

в 3-4 классах

Урок составила и провела:

учитель-дефектолог Жилина Т.А.

Цель:

- Раскрыть особенности художественного описания природы, воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года

- Развитие самостоятельности в работе с текстом и укрепление навыка выразительного чтения.

- Возбуждать интерес к чтению, укреплять навык чтения, рассказывания через развитие фонематического слуха, зрительных диктантов, анализ и синтез слов, предложений через различные занимательные и коррекционные упражнения.

Оборудование: учебники «Родная речь» для 3-4 класса, зрительный диктант Т.Н.Федоренко, таблица для развития беглости чтения, иллюстрации с пейзажами о весне, аудиозапись «Звуки природы», тексты для чтения «с дырками», «с прятками»и с сюжетными картинками.
Ход урока

1 Организационный момент.

«Проверь дружок,

Будем отвечать активно,

Готов ли ты начать урок.

Хорошо себя вести,

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Чтобы гости дорогие

Ручки, книжки и тетрадки.

Захотели вновь прийти.


Девиз. «Будем думать, размышлять,

Красиво, грамотно читать»
«Цепочка слов»: «Весенние слова»-капель, проталины, ледоход, половодье, сосульки, ручеёк, подснежник…
2. Нахождение слов среди букв (упражнение для развития осознанного чтения)
АПУШЕГРОЗАСИТИОЕШГЛЫВЕСНАТЫР
3.Чтение учителем стихотворения С.А.Клычкова «Весна в лесу», С.Я.Маршака «Гроза днём» Словарные слова «Яр»-глубокий заросший овраг.» «Свирелка, свирель-дудка из дерева, тростника.
4.Беседа о почитанном. «Какие картины изображают поэты? Как поэту удаётся показать, что наступает весна и природа оживает? Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Какое настроение, какую интонацию вы передадите при чтении?»
5.Чтение детьми стихотворений С.Я.Маршака, С.А.Клычкова., используя различные виды чтения-«жужжащее», чтение шепотом, затем громко, чтение в парах, скачкообразное чтение «Кенгуру», чтение в убыстрённом темпе(3 класс).
6.Воспроизведение последовательности слов в речи.

Скороговорка

«Сойка, сидя на сосне,

О том, как солнце светит

Поёт песню о весне,

Всем на свете детям»



7.Физкультминутка.
«В саду, где берёзки столпились гурьбой

Подснежника глянул глазок голубой (открыв глаза, руки вверх)

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку (медленно поднимаем, растём)

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил (руки в стороны, потянулся)

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»
8.Развитие беглости чтения (упражнение для расширения поля зрения)

Текст зрительного диктанта из набора И. Т.Федоренко
9.Индивидуальная работа по текстам с иллюстрациями (для повышения интереса к чтению). Выполнение заданий сопровождается практическими действиями (поиск слов или частей текста, их систематизация, проведение линий, написание цифр )
10 Итог занятия

У каждого ученика листик с заячьей мордочкой. Нарисовать какое сейчас настроение, какую бы вы себе поставили оценку?

Если радостное-то нарисовать улыбку (дуга с концом вверх).Если спокойное -горизонтальную черту. Если грустное, печальное – дуга с концами вниз. Занятие к концу, а грустных или весёлых зайчиков прикрепим к стенду.
Конспект открытого коррекционного занятия по развитию навыков чтения. 4класс.
Урок составила и провела:

учитель-дефектолог Жилина Т.А.

Цель - Выработка навыков беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Коррекция несовершенного навыка чтения с помощью речевой зарядки: установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление и закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние восприятия и осмысления слов в единый процесс.

Совершенствование произносительных навыков учащихся.

Формирование положительных качеств личности - воспитание убеждения, что многие трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.
Оборудование: Таблицы для развития беглости чтения («Логопедическое пособие» Козаревой Л. М.), зрительный диктант Т. Н. Федоренко, Тексты для чтения, игры с предметными картинками для развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Ход занятия.
1.Организационный момент.

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке - это ответ на вопрос учителя.
Послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было всё понятно.
«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно».
Девиз «Будем думать, размышлять,

Красиво, грамотно читать»
2.Игра «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв которых они составляют и записывают в тетрадь новые слова. Игрушка-игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак.


3.Воспроизведение последовательности слов в речи. Чистоговорка.

Ря-ря-ля-трактор вспашет все поля

Рю-рю-лю-карамель я не люблю

Ле-ре-ле-победили мы в игре

Ли-ри-ри-все погасли фонари.
4. Игра «Эхо» - один ученик чётко и громко прочитывает всю строчку упражнения-остальные тихо повторяют хором последнее слово.

Ва-хва-схва схва-тил—схватил

С-мо-смо—смо-жет---сможет

С-лу-слу—слу-чи-лось случилось

С-пе-спе—спе-ци-аль-ный----специальный

С-ко-ско—ско-рый скорый

С-ко-ско—скольз-ко скользко

С-не-сне---сне-го-пад снегопад
5.Игра «Девочки-мальчики»Упражнения в чтении столбиков слов проводятся как соревнование между девочками и мальчиками. В соревновании побеждает тот, кто прочитал столбик чётко, слаженно и без ошибок.(«Логопедическое пособие» Козаревой Л.М.)Использовать различные виды чтения- чтение шепотом, чтение громко, чтение в парах, скачкообразное чтение «Кенгуру»,чтение в убыстрённом темпе.
6.Воспроизведение последовательности слов в речи.

Скороговорка. «Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос

Мне тарелку, Валерка, на подносе принёс.
7.Физкультминутка.

«Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать (руки вверх)

Приседать и вставать(4-6 раз)

Прыгать и скакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку».


8. Игра. «Кто быстрее найдёт слово» Таблица словарных слов.
9. Зрительный диктант Т. Н. Федоренко.
10. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза. Расставь слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение. Записать его (по индивидуальному заданию на листочках) .
11. Коррекция навыков чтения. «Буквы убежали» текст «Чайка»
12. Развитие фонематического восприятия. Собрать слово по предметным картинкам (по второму звуку в слове).

ягода, роща, бант, жук, мыло.
13. Речевая зарядка. Чтение пары слов, сходных по звуковому составу. (Рифмы)
14. Игра “Звук заблудился”. Учитель читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Дети называют слово правильно и говорят, какими звуками отличаются пары слов.
1. Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.
2. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.
3. На островок улетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).
4. У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).
5. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).
6. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.
7. Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).
15. Итог занятия.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по развитию речи. Для занятий с детьми 2-7 лет В. В. Гербова 7
Комплексные и парциальные программы, педагогические технологии методики, методические пособия
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по работе с детьми раннего возраста (Стр. 36)
Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста»
Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплина сд. Страховой маркетинг
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика»
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам...
Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение литературного чтения способствует обогащению и развитию уже сделанных детьми нравственно-эстетических открытий о многомерности...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации для практической и самостоятельной работы...
Данные методические рекомендации содержат справочные материалы, лексический минимум анатомической терминологии, терминоэлементы,...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации...
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мцыри; выработка навыков работы с опорой лексикой, навыков комментированного чтения, чтения наизусть, привитие навыков чтения наизусть...
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения iconУрок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена
Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск