Скачать 45.29 Kb.
|
Г.А.Кулабухова МОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровский район Белгородская область Учитель географии Патриотическое воспитание на уроках географии В настоящее время для педагогики проблемы патриотического воспитания молодежи становятся наиболее актуальными. Многолетние очернение и отрицание любых достижений России привело к широкому распространению в среде молодежи негативного отношения к своему Отечеству. Современная действительность в России иногда не дает поводов для гордости за свою страну, поэтому приходиться обращаться к тем вопросам о природе страны, которые могут вызвать гордость за Отечество. Работаю в школе 20 лет, и к сожалению, вижу, что ученики год от года становятся все более закрытыми и равнодушными. Тому пример и уклонение от службы в Армии, и участившиеся правонарушения, и безучастность в отношении политической и общественной жизни страны. Как научить ребят любить свою Родину, гордиться великой Россией, когда на детей обрушивается поток негативной информации, и облик нашей могучей державы меркнет? Решением этой задачи занимаются все учителя нашей школы. Их целенаправленная работа способствует формированию гражданской позиции, уважения к культуре и истории своего народа. Однако, география среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Это также предмет, знакомящий учащихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине. После проведенного опроса учащихся старших классов выяснилось, что впечатления о нашей державе совершенно противоречивые:"Кремль", "Родина", "дом", "держава", «православная Русь», «Отечество». Но некоторые авторы использовали также нравственные категории: "безжалостная", "безответственная", "безразличная"; экономические: "бедная", "зависимая" ; социальные: "криминальная", "страна беженцев и бомжей", "страна пьянства и мата". Наши дети должны радоваться жизни, и чувство гордости за родную страну должно рождаться в душах детей. Любовь к родному краю не появляется сама по себе, а воспитывается специально, родителями , педагогами и воспитателями. Большую роль в таком воспитании играют уроки географии. Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование в преподавании дополнительной литературы. Это могут быть не только статьи различных газет и журналов, но и использование отрывков из художественной литературы. При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к описанию природы, которое надолго остаются в памяти. В художественной литературе много описаний отдельных растений, животных, природных явлений, в которых показано их приспособление к реальным условиям жизни, их практическая красота. Так, объясняя учащимся содержание предмета, можно обучить их многому другому. В том числе, любить науки, школу, свой край, свою Родину. Большое значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию большой и малой Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. Не менее важным является школьное географическое краеведение. Здесь важна эстетическая направленность краеведения и воспитания патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Хорошо, если учитель пробуждает восхищение природой, гордость и искреннюю любовь к своему краю. В душе каждого русского человека находится миниатюрный портрет его народа. Вовлекая детей в разговор о загадочной русской душе в некоторые темы уроков курса 8 – 9 классов, учитель расширяет представление ребят о самих себе, одновременно усиливает их познавательный интерес к географии России. Здесь можно использовать возможности школьного музея, где обязательно есть материалы о выдающихся земляках: участниках войн, учителях , родителях и др. При изучении природных ресурсов Центральной России анализируются причины появления особенностей великорусского хозяйства в ХV - ХVI веках. Учащиеся видят, что: - разбросанность населения, преобладание мелких деревень в 2-3 двора происходит из-за холмистого рельефа с обилием болотистых участков; -незначительность крестьянской запашки объясняется огромными затратами труда на раскорчевку и обилие неудобных земель; -развитие кустарных промыслов, усиленная разработка лесных и пойменных угодий - богатством и разнообразием природных возможностей (лесов, озер, рек и др.) Учащиеся делают вывод, что выживание народа в таких условиях - результат смекалки, большого трудолюбия и терпения населения. В теме "Климат России" указывается, как его особенности отразились на характере русского народа: - продолжительные снежные и морозные зимы – выносливость людей; - стремление в короткое северное лето, отпущенное природой, переделать много дел породила способность населения к напряженному труду с последующим генетически врожденным трудолюбием. Также целесообразно изучение этих вопросов при обобщении знаний в темах: "Географическое положение", "Рельеф", "Внутренние воды". Наиболее вписываются они в раздел "Население России". При изучении курса географии России в 8-9 классах мы пытаемся воспитывать патриотическое чувство к Родине. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить детей с нашей страной. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах и движениях народов, формировании территории, о «русском человеке и характере». Говоря о внутренних водах России, мы воспеваем великие наши реки ,выходы к океанам и огромную протяженность морских границ, внутренние моря и озера. Воспитание патриотизма требует осознания каждым человеком личной ответственности за судьбу страны. Именно, отсюда и вытекает роль школьной географии в патриотическом воспитании молодежи. Библиографический список 1.Методика обучения географии в школе. Под редакцией Л.М.Панчешниковой.- М.:Просвещение; Учебная литература, 1997.-320 с. 2. «Школа – пресс» «География в школе», 2004, №6 |
Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,... | ||
Образовательная программа начального общего образования муниципального... «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной... | Протокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя... Приказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»» от «30» августа 2011г | ||
Программа информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан | Протокол заседания педагогического приказом по моу «Воскресенская... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | ||
Публичный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская... «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной... | Мо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области | ||
Моу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал) «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | Номенклатура дел моу «средняя общеобразовательная школа №4» Г. Сорочинска Методические указания по применению примерной номенклатуры дел моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сорочинска | ||
Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества... Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская... | ||
Г. Барнаул, ул. Новосибирская, 8Б тел.: 8(3852) 313-565, 313-615 Моу «Средняя общеобразовательная школа №50» как средняя общеобразовательная школа была основана в 1988 году | Публичный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики... |