Скачать 302.09 Kb.
|
Пояснительная записка к учебному плану государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 35 Учебный план является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, максимальной недельной нагрузки учащихся. Учебный план ГОУ СкОШИ VIII вида № 35 для детей с легкой степенью умственной отсталости составлен на основе следующих нормативных документов:
Учебный план обеспечивает преемственность с Московским региональным базисным учебным планом, утвержденным Департаментом образования города Москвы «Об утверждении базисного учебного плана» от 13.04.2001г. № 275, Московским региональным базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для умственно отсталых обучающихся, воспитанников) №48–Р от 28.05.2002 года и выполнение "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02". Учреждение работает в режиме шестидневной учебной недели, суббота – досуговый день, занятия в кружках и секциях. Продолжительность учебного года в 1 классах - 33 недели, во 2 - 9 классах - 34 недели. Для обучающихся 1 классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Занятия организованы в одну смену. Начало первого урока в 8 часов 45 минут. Режим учебной деятельности определяется расписанием, которое рационально распределяет время обучающихся и педагогов. Расписание составляется с учетом психофизиологических особенностей учащихся и требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Продолжительность урока во всех классах 40 минут. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Объем домашних заданий (по всем предметам):
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для максимального преодоления недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в современное общество. Учебный план состоит из следующих образовательных областей:
Образовательные области входят в обязательную нагрузку учащихся и дают им необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков. В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей и пропедевтической работой. Основными задачами начального обучения:
В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. На этом этапе:
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В 1-9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), математика, биология, история Отечества, география, изобразительное искусство, музыка и пение, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 класс введено природоведение, 8-9 классы - обществоведение. К коррекционным занятиям в младших (1-4) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9 классах - социально-бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-7 классы), ЛФК (1-4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. Трудовое обучение – важная составляющая часть учебно-воспитательного процесса в 5-9 классах. Для занятий по трудовому обучению учащиеся V-IX классов делятся на группы. Комплектование групп осуществляется с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся. Обучение проходит по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и под редакцией И.М. Бгажноковой (допущены Министерством образования Российской Федерации):
Образовательная область "Родной язык и литература" включает в себя предметы "Чтение и развитие речи" (1-9 классы) и "Письмо и развитие речи" (1-9 классы). Количество учебных часов, выделяемых на изучение предметов, определяется особенностью языковой и речевой подготовки учащихся. Обучение чтению и письму носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:
Программа по русскому (родному языку) включает следующие разделы:
Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. Образовательная область "Математика" изучается в 1-9 классах. Количество часов по предмету сокращено в 5-7 классах, за счет интегративного характера кружка "Моделирование", соединившего содержание по предметам "геометрия" и "трудовое обучение". Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой. Математика является одним из основных учебных предметов. За период обучения в школе учащиеся должны получить математические знания:
Задачи обучения математики:
Образовательная область "Естествознание" представлена предметами "Природоведение" (5 кл.) и "Биология" (6-9 кл.). Количество учебных часов, выделяемых на изучение предметов, по 2 часа в неделю. Основными задачами курса "Природоведение" являются:
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала. Курс "Биология" включает несколько самостоятельных разделов: "Неживая природа" (6 класс), "Растения, грибы, бактерии" (7 класс), "Животные" (8 класс) и "Человек и его здоровье" (9 класс). Основными задачами курса "Биология" являются:
Образовательная область "Обществознание" представлена предметами "География", "История Отечества", "Обществоведение". География имеет большое коррекционно-развивающее значение. Количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, по 2 часа в неделю с 6 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — "Начальный курс физической географии", 7 класс — "География России", 8 класс — "География материков и океанов", 9 класс — "Государства Евразии". Значение курса "География":
"История" представлена курсом "История Отечества". Количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, по 2 часа в неделю с 7 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения: 7 класс – "История Отечества" (Древняя Русь, Российское государство с VII по XV в.), 8 класс - "История Отечества" (Российская империя XVI - XIX вв.), 9 класс - "История Отечества" (Россия с начала XX в. до начала XXI в.). В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: словесно-логического мышления, речемыслительных процессов, восприятия и произвольного внимания. "Обществоведение" как предмет вводится в 8 классе. На его изучение отводится 1 час в неделю (8-9 кл.). Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Курс представлен 4 разделами: 8 класс – I раздел "Государство, право, мораль", II раздел "Конституция Российской Федерации"; 9 класс - III раздел "Права и обязанности гражданина России", IV раздел "Основы уголовного права". Курс "Изобразительное искусство" изучается 1-6 классах по 1 часу в неделю. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:
Содержание программы отражено в четырех разделах: "Декоративное рисование", "Рисование с натуры", "Рисование на темы", "Беседы по изобразительному искусству". Образовательная область "Музыка и пение" изучается в 1-5 классах по 1 часу в неделю. В 6 классе снимается 1 час музыки, так как учащиеся занимаются творческой музыкальной деятельностью во внеурочное время и на воспитательских занятиях. Целью уроков музыки и пения является:
Содержание программы в 1-4 классах отражено в разделах "Пение" и "Слушание музыки"; в 5 классе – "Пение", "Слушание музыки" и "Музыкальная грамота". Образовательная область "Физическая культура" представлена предметом "Физкультура". В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 Октября 2010 г. N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. В 1-3 классах запланировано 1 урок физкультуры, 1 урок физкультуры на свежем воздухе и 1 урок ритмики, в 4-9 классах – 2 урока физкультуры и 1 урок физкультуры на свежем воздухе в неделю. В 2012/2013 учебном году в программу обучения 4 класса введен комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Изучение ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей:
Образовательная область "Трудовая подготовка" представлена следующими предметами ручной труд (1-4 классы), в 5-9 классах - слесарное дело, столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело. Данные профили выбраны с учетом психофизических возможностей учащихся, методической и материально-производственной базы школы, а также ресурсных возможностей округа, что дает возможность школе изучать перспективы дальнейшего трудоустройства учащихся. По окончании 9 класса проводится экзамен по трудовому обучению и выдаётся свидетельство определённого образца об окончании школы. Специальная задача коррекции специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников, осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях. К коррекционным занятиям в младших классах (1-4) относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Это специфический предмет задачи которого - формирование элементарных представлений и понятий, необходимых для дальнейшего обучения русскому языку, чтению, математике, естествознанию, истории, географии, труду в старших классах. В старших классах (5-9) таким предметом является социально–бытовая ориентировка (СБО), на который отводится 1 час в неделю в 5 классе и по 2 часа в неделю с 6 по 9 классы. В силу особенностей своего психофизического развития школьники нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Преподавание ритмики (1-4 кл.) обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития аномальных детей средствами музыкально-ритмической деятельности, которая способствует общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, эмоционально- волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. На занятиях ритмикой дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Специфической формой организации учебных занятий в школе являются коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия (1-7 кл.). Ввиду отсутствия государственной программы логопедических занятий в коррекционной школе VIII вида используется для 1-7 классов рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у учащихся, составленная логопедом на основе государственных программ под редакцией В.В. Воронковой и под редакцией И.М. Бгажноковой, согласованная с ОУМЦ СВОУО ДО г. Москвы. Логопедическая работа предусматривает решение следующих задач:
Логопедические занятия в первом классе решают следующие задачи: овладение грамотой, предупреждение дислексии и дисграфии, развитие речи. Во 2-7 классах тема занятия определяется особенностями нарушения письменной речи. В соответствии с темой занятия подбирается грамматический и лексический материал. Для данных классов логопедическая коррекция направлена на исправление дислексии, дисграфии и развитие связного высказывания в устной и письменной речи. Для курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1-4 кл.) используется авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», разработанная и апробированная кандидатом педагогических наук Метиевой Л.А. и Удаловой Э.Я., составленная на основе государственных программ под редакцией В.В. Воронковой и под редакцией И.М. Бгажноковой. Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе. Основные подходы к сенсорному развитию детей, имеющих пониженные способности к обучению, по следующим направлениям:
Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей, имеющих различные проблемы в обучении, независимо от клинического диагноза. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и на факультативные занятия, добавляют образовательные области. Учебный план предусматривает в 5-6 классах 1 час в неделю факультативных занятий, в 7-9 классах – 2 часа в неделю факультативных занятий. Цель данных занятий – получение дополнительных знаний и умений, необходимых для свободной ориентировки в современном обществе и быту. В 5-х классах предмет по выбору – "Информатика". Основной целью предмета является развитие интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также формирование базовой компьютерной грамотности. Факультативные занятия - наиболее гибкая форма более полного отражения в школьном образовании последних достижений науки, техники, культуры, дающая возможность повышать эффективность учебной деятельности учащихся за счет интереса к предмету. Факультативы углубляют знания, делают более устойчивыми и целенаправленными определенные виды практической деятельности, мотивируют к самообразованию. Программы факультативных курсов имеют коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность.
Данные факультативные занятия способствуют развитию познавательной активности школьников, формированию технологических знаний, а также развитию коммуникативных навыков в процессе самостоятельной деятельности под руководством учителя или в группах учащихся. Расчет объемов финансирования производится по учебному плану общеобразовательного учреждения. Всего по ступеням общего образования подлежат финансированию:
Число часов к финансированию превосходит предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку обучающегося. ПРИЛОЖЕНИЕ |
Пояснительная записка к учебному плану государственного бюджетного... Правительства Российской Федерации от 05. 07. 2001 №505, п. 11 Устава образовательного учреждения, решением Совета образовательного... | Пояснительная записка к учебному плану гбоу сош №494 имени Героя... Учебный план Государственного образовательного учреждения разработан на основе федеральных и региональных нормативных документов | ||
Пояснительная записка Математика 6 ч в неделю В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 1999г. Соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения)... | Пояснительная записка Федерального государственного компонента, государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приложение... | ||
Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Ненецкая скоши» Учебный план школы составлен на основании Базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения 8-го... | Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования... Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования на 2012-2013 учебный год гбоу сош №851 юоуо до г. Москвы | ||
Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении... | Пояснительная записка. Физическая культура 5 класс Составленная рабочая... Под редакцией В. В. Воронковой, Москва: владос, 2000 год. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования... | ||
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 10 класса... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Пояснительная записка к учебному плану и учебный план 4 класса Цели и задачи образовательного процесса и содержание подготовки учащихся 4 класса | Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного... Рф от 823. 03. 2011 №16-03/226-ту, распоряжения Правительства РФ от 28. 01. 2012 №84-р, «Гигиенических требований к условиям обучения... | ||
Пояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего... «Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году» | Рабочая программа по математике 5 класс. С С. И. Шварцбурд. 30- е изд испр- м.: Мнемозина, 2012 280 е.: ил. Государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
1-11 классы 5-дневная рабочая неделя пояснительная записка к учебному... Учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | Пояснительная записка к учебному плану 40 Образовательные технологии и компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении 20 |