Скачать 392.7 Kb.
|
Федеральное государственное учебно- воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 г. Орлова Кировской области» Заведующая методкабинетом, преподаватель технологии и материаловедения Колупаева Людмила Анатольевна Методическое пособие для учителей технологии «Приемы педагогической техники, способствующие развитию учебной мотивации обучающихся на уроках технологии и материаловедения маляров- штукатуров» Данное методическое пособие представляет собой сборник приемов педагогической техники, применяемых на уроках технологии и материаловедения при обучении профессии «Мастер отделочных строительных работ» для формирования учебной и социальной мотивации обучающихся. В сборнике представлены приемы педтехники, используемые на различных этапах уроков. Этап актуализации и целеполагания. На этапе актуализации и целеполагания, мотивации наиболее простыми и эффективными считаю следующие приемы, позволяющие за короткое время включить каждого ученика в деятельность, связать изучаемый материал с личным жизненным опытом учащихся, использовать слуховую, зрительную, логическую память: 1. Ассоциативное «солнышко». На доске преподаватель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося. Например, в начале изучения темы «Технология штукатурных работ» записываем словосочетание «Технология штукатурных работ» на доске, вокруг те слова и сочетания слов, которые назовут учащиеся по ассоциации и аналогии с изучением тем по технологии выполнения малярных работ, при этом обсуждаем, почему именно эта ассоциация пришла в голову. Затем преподаватель делает обобщение того, что известно учащимся по теме (выявленное в ходе беседы) и сообщает, что нового узнают они при изучении данной темы. 2.Прием «ручеек». После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается По-очереди высказать, что они уже знают по этой теме. Можно использовать при этом как эстафетную палочку-кисть- ручник, похожую на микрофон или что-то еще. Этап изучения нового материала и Этап первичного закрепления изученного материала. 3. Прием «Древо мыслей». Этот прием более развернутый по сравнению с ассоциативным «солнышком». Ключевое слово темы располагается снизу на доске. Например, это слово «Портландцемент». В процессе изучения видов портландцемента они записываются на доске и оформляются в виде ветвей дерева. Разновидности портландцемента: быстротвердеющий, пластифицированный, гидрофобный, белый, цветной, шлакопортландцемент пуццолановый. 4.Прием «Истинные и ложные высказывания» или «Найди ошибку». Этот прием позволяет активизировать мыслительные процессы, рассуждать и устанавливать зависимость названия и смыслового содержания. типичные ошибки. Прием можно использовать при закреплении материала урока или при повторении и проверке знаний темы, учащимся предлагается поднять руку (или сигнальную карточку), если утверждение преподавателя неверно. Например, называю словесные утверждения: *цельные колеры - с небольшой примесью белого пигмента;- *нормальные колеры - с использованием белых и цветных пигментов в равных количествах;+ *интенсивные - с использованием белого пигмента с небьольшим бобавлением других цветных пигментов;- *разбеленные- с небольшой примесью белого пигмента.- *И т.д. Обычно, обсуждение этих утверждений приводит к дискуссии между учащимися, в ходе которой выясняется истина. Или: -К какому классу относятся следующие здания и сооружения: -Времянка относится к 3 классу капитальности , верно ли? (Нет, к 4), -Сельский деревянный дом относится ко 2 классу, верно ли? (Нет, к 3), -Музей относится к 1 классу капитальности, верно ли? (Да,к 1), -Восьмиэтажный жилой дом относится ко 2 классу , верно ли? (Да,ко 2), -Деревянный склад относится к 4 классу капитальности , верно ли? (Да, к 4), -Театр относится к 1 классу капитальности, верно ли? (Да, к 1), -Больница 5- этажная относится к 3 классу , верно ли? (Нет, ко 2), -Сарай относится к 4 классу капитальности, верно ли? (Да, к 4). 5.Проверка знаний проводится в форме фронтального теоретического опроса, математических диктантов по схеме: 1.Отметь «+» правильные утверждения и знаком «-« ошибочные. Например, при изучении краскопульта учащиеся должны уметь сопоставить неисправность, причину ее появления и способ устранения. Преподаватель зачитывает следующие высказывания (истинные и ложные): -Если засорилась форсунка, то возможно необходимо сменить сетку фильтра.+ -Если окрасочный состав не засасывается насосом, то необходимо заменить пружину крана.- -Если распылительная головка дает струю с очень крупным раздроблением окрасочного состава, то надо сменить или размягчить в масле манжету.- -Если обнаружена течь в кране удочки, то необходимо окрасочный состав перетереть и процедить на вибросите.- -Если окрасочный состав всасывается насосом, но не подается в резурвуар ( бурлит в воде), то очистить и промыть всасывающий клапан, предварительно снизив в резервуаре давление до нормального.+ 6.Прием «Проблемный вопрос». Задается после краткой информации, данной преподавателем: При окрашивании силикатным гидрофобизированным составом рабочие хорошо перемешали состав,, нанесли его двумя слоями с соблюдением и температуры (не ниже -5 градусов, и вязкости и времени между слоями, но после высыхания на поверхности появились пятна. Почему? Как исправить дефект? (Ответ: неравномерная впитывающая способность поверхности. Перед нанесением второго слоя загрунтовать поверхность составом из 1 л известкового теста и 5 литров казеинового клея, содержащего 165 г казеина, 35 граммов аммиака, 35 граммов олифы). Также можно использовать продуктивные вопросы, например: -Почему, намазывая полотно клейстером, нельзя совершать движения кистью от центра к середине? -Почему намазанное полотно плотных боев нельзя сразу же наклеивать на поверхность? 7. Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше». Работа по разрешению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах, группах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развивать еще и социальную мотивацию). 8.Прием «Цель- мотив». Преподаватель в начале изучения нового материала ставит перед учащимися цель, которая одновременно является и мотивом к изучению материала: -Сегодня на уроке мы с вами выясним, ( и сообщает какой-то интересный факт, о котором ребята не знают или рассказывает интересную историю, в конце которой возникает проблема. Например, в одном старом доме потекла крыша и на потолке образовалось после высыхания желтое пятно в форме лица ужасной старухи. Дети боялись даже войти в комнату. Взрослые побелили потолок заново, но через некоторое время пятно проявилось вновь. Сегодня на уроке мы узнаем, как можно помочь жильцам в такой ситуации. 9. Прием «Знаю - узнал». Используется сначала на этапе актуализации, затем на этапе изучения нового. Заполняется таблица, в первых графах которой записывается то, что уже знают учащиеся до изучения темы урока по данному материалу, а в следующих графах- то, что изучают на уроке. Тема урока: Оклеивание стен обоями.
10. Лингвистическая игра «Кто быстрее?». На доске записаны слова по- вертикали. Учащимся предлагается подобрать к каждой букве по слову, желательно, чтобы оно по смыслу сочеталось с основным словом и рядом написать его (можно устно).Прием можно использовать на этапе введения в урок как прием под названием «Отгадайте тему урока». Ш- шпатель Т- торцовка У-уровень К-ковш А-адгезия Т-терка У- угольник Р-рустовка К-кельма А-алебастр 11.Прием «Найди пару» или «Установи соответствие», или Игра «Забей гол» (если фронтально на доске по командам) А. Предлагается две стопки карточек, в одной карточки с названиями категорий строительных материалов, в другой - сами названия материалов. Необходимо выполнить задание на скорость: каждому материалу найти свое место. Или каждый мяч должен найти свои ворота. Названия ворот 1.Природные каменные материалы; -керамические изделия; 2.Стекло и другие материалы и изделия из минеральных расплавов; 3.Неорганические вяжущие вещества; 4.Бетоны; 5.Строительные растворы; 6.Искусственные необожженные каменные материалы; 7.Древесные материалы и изделия; 8.Металлические материалы; 9.Органические вяжущие вещества и материалы на их основе; 10.Полимерные материалы и изделия. -По назначению и эксплуатационным признакам: 11.Теплоизоляционные материалы; 12.Акустические материалы; 13.Гидроизоляционные и кровельные материалы; 14.Герметизирующие материалы; 15.Отделочные (малярные) материалы; 16.Фундаментные; 17.Стеновые; 18.Материалы для устройства перегородок; 19.Конструкционные материалы. 20.Кровельные материалы; 21.Материалы для устройства полов 23. Полимерные Названия мячей: 1.песок 3.цемент 7.паркет 10.облицовочная плитка 10.мастики 22.кирпич 3.известь 2.стекло 7.бревна 23.линолеум 20.толь 8.сталь 18.панели Б. Разложить столбиком попарно карточки голубого цвета (обозначающие группы классификации зданий) и желтого цвета (обозначающие подгруппы классификации). Например:
12. Прием « Заполни таблицу» Классификация строительных материалов
13. Прием «Убери лишнее». Учащимся предлагается список клеев, из него нужно выбрать лишние клеи. Эти клеи относятся к синтетическим: -КМЦ; -Крахмал; -Водорастворимая метилцеллюлоза; -Поливинилацетатный клей; -Казеин; -Латексы. 14. Прием «Хронология». Разместить операции в нужной технологической последовательности: 1.Отделка наружных углов и кромок 2.Подготовка поверхности 3.Отделка швов между ГКЛ 4.Нанесение клея или мастики на ГКЛ 5.Раскрой и подготовка ГКЛ 6.Приготовление гипсоклеевой мастики или клея 7.Контроль качества работы 8.Установка и приклеивание ГКЛ к стене Ответы (2,5,6,4,8,3,1,7). Разместить операции в нужной технологической последовательности 1. Удаление маячных реек. 2. Затирка поверхности стяжки затирочной машинкой 3. Полив свежеуложенной стяжки. 4.Установка маяков из маячных реек. 5. Очистка пола от строительного мусора и пыли. 6.Укладка раствора через одну полосу и разравнивание раствора. 7. Контроль установки маяков уровнем и рейкой. поверхность смачивается водой. 8.Укладка раствора и разравнивание его с опорой на застывший раствор 9. Установка марок из цементного раствора. 10.Фиксация уровня чистого пола с помощью водяного уровня или нивелира. Ответы на задание. 1.Очистка пола от строительного мусора и пыли. 2.Фиксация уровня чистого пола с помощью водяного уровня или нивелира. 3.Установка марок из цементного раствора. 4.Установка маяков из маячных реек. 5.Контроль установки маяков уровнем и рейкой. поверхность смачивается водой. 6.Укладка раствора через одну полосу и разравнивание раствора. 7.Удаление маячных реек. 8.укладка раствора и разравнивание его с опорой на застывший раствор 9.Полив свежеуложенной стяжки. 10.Затирка поверхности стяжки затирочной машинкой. 15. Закрепление материала в форме игры «Интеллектуальный хоккей». (Один тайм-3 минуты,всего-6 минут+2 минуты на объяснение условий игры и вывод). Формируется 2 команды, в каждой команде выбирается капитан, который сам назначает, кто будет задавать вопрос, а кто отвечать. Команды забивают голы в форме вопросов в ворота другой команды. Гол считается забит, если в течение 0,5 минуты не прозвучало правильного ответа. Можно при этом перебрасывать мячик от того, кто задает вопрос, тому, кто отвечает и наоборот. Этап обобщения и систематизации знаний Цель: обобщение знаний по теме; установление связей и зависимостей между знаниями, понятиями, явлениями; построение стройной системы знаний. Особенности. Должен быть проанализирован большой объем знаний; предполагается большая нагрузка на память; формируется мышление. Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении урока, привлечению игровых приемов и элементов соревнования. |
Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической... Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося | Информационные технологии в музее (методическое пособие) Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | Г. Р. Юнусова компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности Ахмедова А. М., Юнусова Г. Р. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие.... | ||
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В данном классе мы изучаем язык третий год. У учащихся средние и ниже среднего способности, слуховая память развита больше, чем зрительная.... | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности... | Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | ||
Конспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках... Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приёмы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках биологии, географии, химии | ||
Календарно-тематическое планирование занятий по технологии 6 класс ... | Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание и задачи курса «Культура дома». Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Приемы безопасной работы на уроках... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание и задачи курса «Культура дома». Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Приемы безопасной работы на уроках... | ||
Методическое пособие для разработки и оформления рефератов с использованием... Методическое пособие предназначено как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов всех... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информационные технологии в развитии учебной мотивации» в современных условиях с учетом информатизации общества, падения учебной... |