Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 290.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации01.02.2014
Размер290.82 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3
V Межрайонные педагогические чтения по теме:

«Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)»

п. Струги Красные

«Приёмы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках биологии, географии, химии

в основной школе»

Максимова Алла Алексеевна,

учитель биологии, географии и химии

МБОУ «Цапельская основная

общеобразовательная школа»

Струго-Красненского района

Псковской области


Цапелька. 2012 год.
Содержание.
1. Введение.

2. Цели и задачи.

3. Основная часть.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО НАЧАЛА УРОКА ИЛИ В САМОМ НАЧАЛЕ УРОКА:

прием «Защитный лист»;

прием «Кредит доверия»;

прием «Образовательная стратегия»;

прием «Доволен-недоволен».

1 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:

Прием «Интеллектуальная разминка»;

Прием «Игра в случайность»;

Прием «Отсроченная реакция»;

Прием «Настроение»;

Прием «Удивляй!»;

Прием «Отсроченная отгадка»;

Прием «А знаете ли вы что…»;

Прием «Привлекательная цель»;

Прием «Ручеек»;

Прием «Ассоциативное солнышко»;

2 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА,

ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Прием « Я утверждаю, что…»;

Прием «Получи бонус»;

Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше»;

Прием «Опиши меня…»;

Прием «Паутина»;

Прием «Забей гол!» или «Установи соответствие»;

Прием «Практичность теории»;

Прием «Лови ошибку!»;

Прием «Синквейн»;

Прием «Перевод с русского на русский» (на слух);

Прием «Горячий стул»;

Прием «Мобильная связь»;

3 ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ, ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:

Прием «Урок без правил»;

Прием «Брей-ринг»;

Прием «Кто быстрее?»;

4 ЭТАП КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ:

Прием «Слепой текст»;

Прием «Терминологический диктант»;

Прием « Выбери ответ»;

Прием « Опрос-итог»;

Прием «Самооценка»;

5 ЭТАП ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прием «Необычная обычность»;

Прием «Сочинялка»;

Прием «Идеальное задание»;

Прием «Трехуровневое задание»;

Прием «Творчество работает на будущее»;

4. Выводы.

5. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
Приемы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках биологии, географии и химии.
Эпиграф: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз»

(античный афоризм)
Введение:

Каждый учитель-предметник, работая в школе, создает собственную систему работы с учениками. За несколько лет создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать курс. И не существует среди этих комплексов двух одинаковых, как не существует двух одинаковых учителей или учеников.

Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной.

Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке – это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности.

Современный урок – это…

1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других.

2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижер, создатель условий для развития учащихся.

3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.

4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.

Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция.

Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учащихся, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.

Считаю, что в современном мире должна быть востребована активная познавательная и творческая деятельность обучающихся.

Развивая познавательную и творческую активность детей, удается решить две альтернативные задачи:

1) «Разбудить спящих» детей, то есть вовлечь в активную познавательную и созидательную работу малоактивных слабых учеников через их равноправное сотрудничество с сильными учениками в достижении общей цели.

2) Наиболее полно раскрыть потенциал одаренных детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, связанную с реальными проблемами современного общества.

На уроках биологии, географии и химии я организую активную деятельность обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Часто провожу такие уроки как: КВН, конкурсы, викторины, урок-презентация, круглый стол, урок-путешествие и другие.

Я хотела бы поделиться с вами некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми у меня на уроках, и с теми, с которыми я познакомилась совсем недавно, изучая эту тему.

Я не претендую на новизну предложенных здесь приемов. Многие из них широко известны. В общем смысле эти приемы – совокупное творчество учителей разного возраста и специализации. Но все они помогают учителю сделать свой урок ярким, интересным и незабываемым для учеников.

Я попыталась систематизировать приемы педагогической техники. Это эффективно не только при обобщении опыта учителя, но и для оказания методической помощи начинающим молодым специалистам.

Предлагаемые приемы педагогической техники могут быть успешно использованы в любой предметной области, так как являются универсальными. Легко выстраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных этапах урока. Все излагаемые мной приемы легко применимы в условиях современной школы. При их использовании значительно возрастает многообразие уроков, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Цели и задачи:

Цель: Обобщить опыт работы по теме: «Приемы педагогической техники на уроках биологии, географии и химии в основной школе».

Задачи:

1. Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке.

2. Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от этапов урока.

3. Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.
Основная часть:

Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. И вся гамма конкретных приемов основывается на пяти основных принципах.
1. Принцип свободы выбора:

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.

Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Пример: ученикам задается дифференцированное домашнее задание. Учащийся сам выбирает, какой уровень сложности выбрать для себя.

2. Принцип открытости.

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Границы познания наук не существуют – учиться нужно на протяжении всей жизни.

Вывод: «Ключом ко всей науке является вопросительный знак», - О. Бальзак. Необходимо не только давать знания, но и показывать их «границы», сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Леонардо да Винчи говорил: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

Пример: сделать уроки проблемными, с помощью «приемов удивления» вызвать неподдельный интерес учащихся к теме.

3. Принцип деятельности.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле», - говорил Аристотель.

Вывод: действительно, чтобы знания становились инструментом, ученик должен с ним работать.

Пример: на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

4. Принцип обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Успешный урок тоже. Только учитель в ходе урока отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания, но зато у него есть набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Вывод: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Пример: использовать на уроке все возможные приемы педагогической техники для максимальной реализации принципа обратной связи.

5. Принцип идеальности (высокого КПД).

Существуют понятия – принцип удовольствия, принцип рентабельности, принцип повышения КПД (коэффициента полезного действия). Суть всех принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени… идеальность действия (или КПД) тем выше, чем меньше затраты. В педагогике наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Кажется, что наш идеал недостижим, но стремиться к нему полезно самому учителю.

Вывод: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Пример: чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – они почувствуют успешность и сами захотят ее закрепить. А если принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление коллективом, тогда они сами обучают друг друга.

Приемы педагогической техники можно систематизировать в зависимости от этапов урока.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО НАЧАЛА УРОКА ИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА:

Перед началом урока можно использовать прием «Защитный лист» (чаще всего используется в старших классах). Перед каждым уроком на столе лежит этот ЛИСТ, куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

Зато, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, его родителями и коллегами. Отмечается каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

В некоторых случаях используется прием «Кредит доверия», то есть ставятся оценки «в кредит». Я думаю, что многие учителя ставили оценки авансом. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Существует еще один очень интересный прием «Образовательная стратегия». Учитель говорит в начале урока:

- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?

- Расскажи, как ты готовился к тесту, диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.

Прием «Доволен-недоволен».

Учитель говорит детям:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А тем, кто остался стоять:

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.
1 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:

При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.

«Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный». (Древний китайский афоризм).

Прием «Интеллектуальная разминка».

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «вход в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки - два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера);

- Обобщить – что это (Бактерии, Животные, Растения, Грибы – это царства);

(Симбиоз, грибы, водоросль – это лишайник);

(Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза – это фотосинтез);

- Что пропущено – логическая цепочка (береза – растение; волк - …);

- Или постройте логическую цепочку из понятий (эритроциты, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм);

- Какое слово скрывается (фотамсеар – атмосфера) и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Прием «Игра в случайность».

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем и его поставить на службу. Для этого можно использовать игральные кости, жребий (бумажки), вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.


Прием «Отсроченная реакция».

Никаких выкриков с мест. Высокий темп работы допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому задается вопрос и включается таймер на 10 – 30 секунд.

Прием «Настроение».

Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.

А сейчас давайте поиграем. «Зашифрованная фраза» - это следующий прием.

Задание: в этом тексте «спряталось изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего в 384 – 322 г. г. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить ее первоначальный вид.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск