"Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации





Скачать 71.75 Kb.
Название"Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации
Дата публикации08.07.2014
Размер71.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Открытый урок по окружающему миру в рамках декады начальных классов

Учитель: Бикмурзина Л.К

Январь 2012 г.

Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.





  1. «В» класс

Учитель: Бикмурзина Л.К.
Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

• Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.

• Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Проверка домашнего задания (тест)

На прошлом уроке мы с вами изучили тему тайны недр земли. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

1. К осадочным породам относятся:

А) базальт Г) глина

Б) уголь Д) валун

В) песок
2. К природным богатствам относятся:

А) одежда и обувь В) полезные ископаемые

Б) игрушки Г) книги


3. Разрушению горных пород способствуют:

А) изменение температуры В) ветер

Б) вода Г) растения
4. К природным богатствам не относятся:

А) воздух В) почва

Б) вода Г) завод


  1. Новая тема (слайд)


Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин


Учитель.

Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

- Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?
Учитель:

Ребята дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу

(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)

Я состою из мелких крупинок, очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина - осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель:

Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
4 ученик. Рассказывает о нефти (слайд).

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.
Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь: (гранит)
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

  1. Работа с учебником стр. 49

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.

- Все ли полезные ископаемые твёрдые?

- Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно

Игра

- Какое полезное ископаемое лишнее? Почему?

Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.

Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.
V. Обобщение.

Учитель:

Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
6. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)


  1. Подведение итогов (слайд).

Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Как надо охранять полезные ископаемые?


  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

  1. Домашнее задание.

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Познакомить с понятием «полезные ископаемые», формировать умение узнавать полезные ископаемые по их основным признакам
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconРеферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые»
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок географии в 7 м классе по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» с использованием ик ресурсов
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconТема урока. «Мировой экономический кризис 1929-1933 г г.»
Урок по курсу «Всеобщая история» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем; 9 класс
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconПолезные ископаемые Республики Молдовы
По этой причине основные ископаемые на территории республики имеют осадочное происхождение. Наиболее важными из них являются месторождения...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconУрок английского языка с использованием икт в 3 классе по теме: «Parts of body»
Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации редакторе Microsoft Power Point “Parts of the body” (Части тела)...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconУрок английского языка с использованием икт в 3 классе по теме: «Parts of body»
Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации редакторе Microsoft Power Point “Parts of the body” (Части тела)...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconКонспект урока обобщающее повторение по теме: Южная Америка. Географическое...
...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Урок геометрии с использованием мультимедийной презентации. Урок нацелен на мета предметный результат, который достигается...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconКонспект урока с использованием мультимедийной презентации. Тема...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconТема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
Изучить расположение крупных форм рельефа на территории материка, их особенности
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconТест по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconКонкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников...
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые»
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconРельеф и полезные ископаемые африки
...
\"Полезные ископаемые\", с использованием мультимедийной презентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № Горные породы, минералы и полезные ископаемые


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск