Визитная карточка
исследовательского проекта
«Волшебница – вода»
Авторы проекта: дети Соавторы проекта: родители
| Организаторы: педагоги: Соловей Н.Н.
Абдулаева Н.С.
ГБОУ Детский сад №1848
СВОУ ДО г. Москвы
| Город, Москва, Северо-Восточный
область административный округ
| Название проекта
|
«Волшебница – вода»
| Вид проекта
| Исследовательский
| Длительность
| Средней продолжительности (месяц)
| Возрастная группа
| Старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)
| Образовательная область
| «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Здоровье» «Физкультура» «Музыка» «Художественное творчество» «Социализация»
| Цели и задачи проекта
|
Цель: поддержка детской познавательной инициативы, развитие предпосылок поисково-исследовательской деятельности, знакомство с многообразием воды в природе, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
| Задачи:
| Сформировать систему элементарных научных экологических знаний
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, творческие способности;
Развивать коммуникативные навыки;
Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
| Планируемые результаты
| После завершения проекта дошкольники смогут
Приобрести знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе.
Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно или совместно со взрослыми)
Осуществлять подбор , совместное хранение различных материалов, в том числе совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно или совместно со взрослыми)
Проводить опыты, демонстрирующие свойство воды.
| Краткое содержание проекта
| В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста о воде (формирующее оценивание)
Во время начальной презентации педагога уточняются представления дошкольников, строится карта знаний, обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает участие родителей, педагогов, детей.
Работа над темой исследования представляются в виде начальной презентации.
После завершения работы над проектом проводится его основная презентация
Оценивание результативности. Оценивается уровень сформированности представления детей о воде, творческий
| подход к реализации проекта, а так же уровень форсированности коммуникативных навыков дошкольника
| Этапы реализации проекта
| 1 этап – подготовительный
| Цель: выявить уровень сформированности представлений о воде, её свойствах у детей дошкольного возраста, круг их интересов.
Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений детей о воде;
Выделение задач, организация работы над проектом
Подбор литературы, иллюстраций, стихов, песен;
Заполнения карты представлений дошкольников о воде (что хотят узнать?);
Составление плана работы по проекту;
Выбор форм и методов реализации проекта;
Создание визитной карточки проекта
| 2 этап - основной
| Цель: закрепление и углубление знаний о воде.
Вопросы, направляющие проект
-
Проблемные вопросы
| Возможно ли жить без воды?
Может ли исчезнуть вода?
Как вода попадает в кран?
|
Учебные вопросы
| Какие состояния воды существуют?
Какие у воды свойства?
Что такое круговорот воды в природе?
Почему воду нужно беречь?
|
| 3 этап - исследовательский
| Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников Исследовательский этап включает в себя:
Наблюдения
Опыты и эксперименты
Игры и игровые обучающие ситуации
|
Подтверждение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
Растворимость веществ в воде.
Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
Как сделать воду чистой?
Надо ли беречь воду? Проблемные вопросы:
Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
Как вода попадает в дом?
Почему растениям нужна вода? Творческие задания:
Создание экологических плакатов
Экологическая акция «Береги воду» Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.
| Этап 4 – продукты детской деятельности
|
Плакаты, рисунки, выставка, изготовление цветных льдинок
| Этап 5 – презентация проекта
|
Представление результатов проекта в виде выставки
«Для чего нужна вода?», детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.
|
Описание форм образовательной деятельности
| Основные направления развития детей
| Описание форм образовательной деятельности.
|
Физическое развитие
Физическая культура
Здоровье
Познавательное-речевое развитие
Коммуникация Чтение художественной литературы Познание
| Подвижные игры:
«Мы капельки»
«Удочка»
«Караси и щука»
«Ручейки у озера»
«Два гуся»
Физминутки
«Дождь»
«Пароход»
«Гуси» Воспитание культурно-гигиенических навыков
Беседы:
«Вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека»
«Для чего нужна вода?»
«Вода – волшебное лекарство» Активизация и обогащение словаря новыми терминами: текучесть, испарение, ледоход, наст, замерзание Составление рассказов
«Путешествие капельки»
«Жила была река»
Составление таблиц о свойствах воды, круговорот воды в природе, где используется вода в д/c Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Г-Х Андерсен «Русалочка»
Р.н.ск «По щучьему веленью»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ск. народов Сибири «Живая вода» Просмотр презентации «Зачем нужна вода»
Темы бесед:
«Свойства воды»
«Круговорот воды в природе. Почему так говорят?
ФЭМП
«Измерение глубины различными мерками»
«Измерение объема воды разными мерками»
«Повышения уровня воды»
Проблема
Как повысить уровень воды не доливая её (набросать камней)
|
Художественно-эстетическое развитие
«Музыка» Художественное творчество
Социально-личностное развитие Социализация
| Исследовательская деятельность
Свойства воды
Три состояния воды
Круговорот воды в природе
Смешивание воды
Как остудить воду Конструктивная деятельность
Водный транспорт (конструктор)
Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Танец «Снежинки»
«Все мы моряки»
М. Л. Лядовой
Сл. М. Садовского
«Солнечная капель»
м. С. Соснина
сл. И. Вахрушевой Худ – маринисты
Рассматривание картин
И. Айвазовский «9 Вал»
«Черное море»
В. Васнецов «Аленушка»
И. Левитан «Озеро»
Рисование
«Такие разные зонтики»
«Животные морей»
«Лебеди»
«Водный транспорт»
Аппликация
«Золотая рыбка» (метод обрыв-я)
«Наш аквариум»
«Снежинки»
Изготовление плакатов
«Круговорот воды в природе»
«Где используют воды в д/c?»
Игровая деятельность
Дед. Игры:
«Сравни»
«Назови одним словом»
«Какое море»
«Как шумит вода»
«Хорошо – плохо»
«Круги на воде»
«Что будет если»
Сюжетно – ролевые игры:
«Путешественники»
«Спасатели»
|
Труд
Безопасность
|
Воспитывать аккуратность при работе с водой;
Развивать чувство взаимопомощи. Подвести к осознанию взаимозависимости человека и природы, умение устанавливать причинно – следственные связи Экологическая акция
«Берегиня!
Темы бесед:
«Могут ли животные жить в грязной воде?»
«Как очистить реку?»
Исследовательская деятельность
Создание «Корзины идей» - что нужно сделать, что бы водоемы не загрязнялись?
Дед. Игры
«Хорошо – плохо»
«Что будет если…» Познакомить с правилами безопасного поведения:
-на горке
-на льду
-на воде
|
Список литературы
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом, занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М, 2005 г.
Акимова Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром», М ТЦ Сфера 2007 г.
Организация экспериментной деятельности дошкольников/Под редакцией Л.Н.Прохоровой, 2004 г.
Куликовская И.Э. Совгир Н.Н. «Детское эксперементирование» (старший дошкольный возраст) М, 2003 г.
Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» М, 2003 г.
Журнал «Воспитатель» №1 2013г «Экологический проект»
Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М, сфера, 2004г.
Н.В. Коломина Занятие по экологии в детском саду.
|