Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе





Скачать 234.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе
Дата публикации15.07.2014
Размер234.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Окружающий мир
Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  1. федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;

  2. примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);

  3. авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева;

  4. учебного плана на 2013-2014 учебный год.



Общая характеристика учебного предмета:

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.

Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к вырабртке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.


Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.



Учебно-тематический план по окружающему миру(68ч.,2ч. в неделю)

Содержание программы

Окружающий мир, 3 класс (2 часа в неделю, всего в год – 68 часов)


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Контрольные работы, экскурсии, пр/работы







Авторская

программа

Рабочая программа




1

Вещество и энергия

4

4

1 пр/р.

2

живая оболочка планеты

5

6

Контрольная работа № 1 по теме «Вещество и энергия. Живая оболочка планеты»

3

экологическая система живой оболочки Земли

9

10

1 экскурсия, 1 пр/р.

4

живые участники круговорота веществ

10

13

Контрольная работа № 2 по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».2 экскурсии

5.

твои родные и твоя Родина в потоке времени

5

4

1пр/р.

6.

времена древней руси. IX–XIII века

5

5




7

времена московского государства. XIV–XVII века

4

5

Контрольная работа № 3 по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»

8

времена российской империи. XIII–начало XX века

5

7

1пр/р.

9

времена советской россии и ссср. 1917–1991 годы

5

5




10

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

6

8

Контрольная работа № 4 по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» 1 экскурсия

11

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

8







12
















итого

68










п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата





Раздел 1. Вещество и энергия (4 часа)

1

Тела и вещества

с. 8–9, прочитать

05.09.

2

Из чего состоит вещество? Практич. работа

С.10-15,отв.на воп

09.09.

3

Что такое энергия?

с. 16-17, отв. на воп

12.09.

4

Превращение энергии

с. 18–21, отв.на воп

16.09.


Раздел 2. живая оболочка планеты (6 часов)

5

Где обитают живые организмы?

с. 22-25, прочитать, отв.на воп

19.09.

6

Большой круговорот веществ

с. 26-29, отв.на вопр

23.09.

7

Живые участники круговорота веществ

с. 30-33, прочитать

26.09.

8

Обмен веществ в организме. Горение и дыхание

с. 34-37, прочитать, отв.на воп

30.09.

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца?

с. 38-39, отв. на воп

03.10.

10

Контрольная работа № 1 по теме «Вещество и энергия. Живая оболочка планеты»

Повторить пройденный материал

07.10.


Раздел 3. экологическая система живой оболочки Земли (10 часов)

12

Жизнь экосистемы

с. 40-43 отв. на воп

10.10.

13

Почва – важнейшая часть экосистемы

с. 44–45, отв. на воп

14.10.

14

Экосистема озера

с. 46-49, отв. на воп

17.10.

15

Экосистема болота

с. 50–53, прочитать отв. на воп

21.10

16

Экосистема луга

с. 54-57, прочитать, отв на воп

24.10.

17

Деревья – главные производители экосистемы леса.Экскурсия

с. 58-61,ответить на воп

28.10.

18

Потребители и разрушители лесной экосистемы

с. 62-65, прочитать, отв. на воп

07.11.

19

Как природа залечивает раны?

с. 66-69, отв.на воп

11.11.

20

Экосистема поля

с. 70-73, прочитать, отв на воп.

14.11.

21

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Практич.работа

с. 74-77, отв. на воп

18.11.



Раздел 4. живые участники круговорота веществ (13 часов)

22

Растения – производители

с. 78-85, прочитать

21.11.

23

Животные маленькие и большие

с. 86-89, отв.на воп

25.11.

24

Маленькие рыцари


с. 90-95, прочитать

28.11.

25

Первый шаг из моря на сушу

с. 96-99, отв.на воп

02.12.

26

На суше – как дома

с. 100-103, отв.на воп.

05.12.

27

Пернатые изобретатели. Экскурсия

с. 104-109, отв.на воп

09.12.

28

Наши братья

с. 110-115, отв. на воп.

12.12.

29

Осторожно, животные!


с. 116-119, прочитать, отв. на воп.

16.12.

30

Прирожденные

разрушители

с.120-123, прочитать, отв. на воп

19.12.

31

«Юные химики»

с. 124-127, отв. на воп.

23.12.

32

Как нам жить в дружбе с природой.

с. 128-133, прочитать, отв.на воп.

26.12.

33

Экскурсия в природу.Природа и человек.

С. 134-135, подготовить сообщения, нарисовать плакат

13.01.

34

Контрольная работа № 2 по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».

Учимся решать жизненные задачи

Повторить пройденный материал

16.01.


Раздел 5. твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа)

35

Живая связь времен

с. 8–11, прочитать

20.01.

36

Как люди считают время? Практич.работа

с. 12–15, прочитать, отв. на воп

23.01.

37

С чего начинается Родина?

с.16–21, прочитать, отв. на воп.

27.01.

38

Память о прошлом

С.22-27, прочитать , отв. на воп

30.01.


Раздел 6. времена древней руси. IX–XIII века (5 часов)

39

Когда на Руси появилось государство?

с. 28-31, прочитать отв. на воп.

03.02

40

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

с. 32–35, прочитать, отв. на воп

06.02.

41

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

с. 35-37, прочитать, отв. на воп

10.02.

42

За землю русскую!

с. 38–41, прочитать, отв. на воп

13.02.

43

«Слово о погибели Русской земли»

с.42-47, прочитать отв. на воп.

17.02.



Раздел 7. времена московского государства. XIV–XVII века (5 часов)

44

От Древней Руси к единой России

с.48-51, прочитать отв. на воп.

20.02.

45

Земля и люди Московского государства

c. 52-57, прочитать отв. на воп.

24.02.

46

Москва златоглавая

с.58-61 прочитать отв. на воп.

27.02.

47

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

с. 62-65, прочитать отв. на воп.

03.03.

48

Контрольная работа № 3 по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»

Повторить пройденный материал

06.03.


Раздел 8. времена российской империи. XIII–начало XX века (7 часов)

49

Петр Великий

с. 66-68, прочитать отв. на воп.




50

Эпоха преобразований

С.68-69, отв.на воп.

10.03.

51

Власть и народ Российской империи. Практич.работа

с. 70-73, прочитать отв. на воп.

13.03.

52

Как Россия у Европы «училась»

с.74-79, прочитать отв. на воп.

17.03.

53

«Гроза двенадцатого года»

с. 80-81, прочитать отв. на воп.

20.03.

54

Отечественная война 1812 года

с. 82-83, прочитать отв. на воп.

31.03.

55

Император-освободитель

с.84-87, прочитать отв. на воп.





Раздел 9. времена советской россии и ссср. 1917–1991 годы (5 часов)

56

Россия в огне

с. 88-93, прочитать отв. на воп.

03.04.

57

«К светлому будущему»

с. 94-99, прочитать отв. на воп.

07.04.

58

«Вставай, страна огромная…»

с. 100-102, прочитать отв. на воп.

10.04.

59

Великая Отечественная война

с. 102-105, прочитать отв. на воп.

14.04.

60

«Через тернии к звездам»

с. 106-109, прочитать отв. на воп.

17.04.


Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов)

61

Я – гражданин России!

с. 110-113, прочитать отв. на воп

21.04.

62

Власть народа

с. 114-117, прочитать отв. на воп

24.04.

63

Кто в государстве самый главный?

с. 118-121, прочитать отв. на воп

28.04.

64

Народы России

с. 122-127, прочитать отв. на воп

05.05

65

Наш общий дом.Экскурсия

с. 128-131, прочитать отв. на воп

08.05.

66

Как нам жить?

с.132-135, прочитать отв. на воп

12.05.

67

Наши праздники

Повторить пройденный материал

15.05.

68

Контрольная работа № 4 по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»

Повторить пройденный материал

19.05

22.05.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2012.

2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»).Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

4. Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»). 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 1. Обитатели Земли». 3 класс. – М: Баласс, 2012

6. Сизова Е.В., Харитонова Н.В. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 2. Моё Отечество». 3 класс. – М: Баласс, 2012

7. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир («Обитатели Земли»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012

8. Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Окружающий мир («Моё Отечество»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2012.

2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»). учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

4. Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»). 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 1. Обитатели Земли». 3 класс. – М: Баласс, 2012

6. Сизова Е.В., Харитонова Н.В. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 2. Моё Отечество». 3 класс. – М: Баласс, 2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А. А., Данилов...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч м.: Просвещение, 2011.( Стандарты...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки Красноярского края №5249 от...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПрограмма по окружающему миру пояснительная записка
...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по окружающему миру разработана...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему...
Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск