Скачать 38.67 Kb.
|
Тема «Размещение и миграции населения» 10 класс (учебник «Экономическая и социальная география» В.П. Максаковский) Уроки в форме группой работы более эффективны, так как способствуют сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся и развитию самоуправления в классе. На этом уроке применяется технология дифференцированного обучения. При формировании групп учитываются личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создается дидактический материал, различающийся по уровню сложности. Деление на группы проводится заранее, в группе есть свой лидер, который помогает учителю в организационных моментах и руководит группой. На данном уроке используется групповая форма работы из-за малого количества учащихся в классе. Учебно – воспитательные задачи: 1. Проанализировать размещение населения, определить факторы, влияющие на размещение; - продолжить формирование понятия «миграции»; - рассмотреть виды внешней миграции, ее причины и определить главные миграционные потоки. 2. Закрепить умения работать с картами различного содержания. 3. Способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению, умению работать в группе. Средства обучения: карта плотности населения, атласы, задания для групп, учебник. Ход урока (урок – практикум). 1. Самостоятельная работа учащихся на повторение пройденного материала (4 группы). 1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней 4 сезона: весну, лето, осень, зиму. Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года. (4 бала) (весна – детство, лето – молодость, осень – зрелость, зима – старость). 2. В Нью – Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель – Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна – Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структуру США? (5 балов) (коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира). 3. Влияет ли религия на тип воспроизводства населения страны? Ответ обоснуйте. (4 бала) (мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство, отрицательно относится к демографической политике. Это способствует высокому естественному приросту, большой доли молодых возрастов в возрастной структуре населения страны. Это способствует 2 типу воспроизводства населения) 4. На каком из перечисленных языков говорит население стран, отмеченных на картосхеме. На английском, немецком, арабском, испанском, французском, португальском. (5 балов) (На картосхеме отмечен север Африки. На арабском и французском, т.к. эти страны являлись бывшими колониями Франции). 2.С новым материалом учащиеся знакомятся в ходе выполнения практических заданий с помощью карты. Каждая группа получает задание. 1. Проанализируйте карту плотности населения. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. 2. С помощью карты выделите регионы или места совсем незаселенные человеком. Объясните почему. 3. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории. Объясните причины. 4. Приведите примеры стран с очень высокой плотностью населения (свыше 200 чел/км) и стран с очень низкой плотностью населения. (тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов – более половины человечества) В результате исследований делается вывод: неравномерность размещения населения объясняется рядом факторов: люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями; на расселение людей оказывает влияние занятость (сельхозработах, промышленные районы); транспортные пути. Учитель знакомит учащихся с главной причиной миграций (экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные, экологические и другие причины). Миграции населения – ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия. внутренние миграции внешние эмиграция иммиграция (выезд) (въезд)
Работа с учебником. Пользуясь основным текстом учебника учащиеся составляют в тетради таблицу с указанием главных стран и регионов иммиграции и эмиграции. Какие выводы можно сделать при ее анализе.
3 главных центра притяжения трудовых ресурсов: 1 Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария – рабочие из Восточной и Южной Европы) 2. США (из стран латинской Америки, Азии, Европы) 3. нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана) (Судя по таблице, страны, участвующие в современных международных миграциях, группируются в несколько хорошо выраженных очагов: США и Канада, Австралия и Новая Гвинея, Зарубежная Европа, Средиземноморье, Юго – Западная и Южная Азия, Латинская Америка, СНГ. Практическое задание (по контурной карте): №10 из учебника, стр. 86. 3. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание: стр. 71-74 учебника, завершить практическую работу |
Урок по теме: Размещение и миграции населения мира Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения,... | «Размещение и миграции населения. Урбанизация» Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м – Перу, Китай (Тибет) | ||
Тема урока : «Миграции населения в России» Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С. Г. Манвелову) | Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения... За истекший 2013 год в области стало меньше на 8755 жителей или на 0,66%. Основная убыль населения (63,6%) происходила за счет отрицательного... | ||
Миграционные процессы Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем | «Размещение и миграция населения» «Возможность проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся» | ||
«Актуальные проблемы миграции в России». Некоторые результаты исследования... ... | Япония страна восходящего солнца Образовательная: Усвоение знаний об основных чертах эгп, проблемах использования территории; природных и сырьевых ресурсах; национальном... | ||
Регулирование процессов трудовой миграции населения из стран Центральной Азии в РФ и Казахстан Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения... | Рабочая программа дисциплины Миграционные процессы Направление подготовки 040100 «Социология» Цель изучения дисциплины – формирование системы представлений миграции в рамках демографического развития общества, умений и навыков... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные историко-географические этапы формирования района. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,... | Потенциал внешней миграции населения Беларуси: социологический анализ Таким образом, за последние восемнадцать лет общий миграционный поток из Республики Беларусь сократился в 9 раз. В период с 2000... | ||
Реферат Тема: Социальная защита населения в условиях рынка Объективная необходимость социальной защиты населения: её проблемы и решения в политике государства | Общие положения, принципы, основные понятия В условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной... | ||
Тематическое планирование по технологии. 1 класс Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов | Билеты по обществознанию 9 класс В результате 10% самых богатых в 1993 году получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие меры социальной... |