Скачать 116.23 Kb.
|
Миграции населения в России. 8 класс. Тема урока: «Миграции населения в России». Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову). Цель урока:
Оснащение урока: карта России, Мета – план на доске, компьютер и проектор, интерактивная доска, электронный учебник (8 класс), учебное пособие «География Калачинского района».( на каждом столе). Ход урока.
Учитель. В этом учебном году мы продолжаем изучение географии нашей Родины – России. Но наш курс будет другим. Посмотрите на обложку учебника II. Введение. Учитель. Продолжаем изучение темы «Население России». Тема сегодняшнего урока» «Миграции населения России». В географии вы еще не встречались с таким понятием, но при изучении какого предмета в школе, вы встречались с ним? (миграции животных, зоология). - Что означает понятие миграция в животном мире? (передвижение, смена мест обитания). На нашем уроке мы познакомимся с миграцией населения, какие бывают миграции, выясним причины миграций в России. III. Изучение новой темы. План :
(запись плана в тетради, и на доске весь урок Мета – план).
Миграция – переселение или перемещение населения по территории. Учитель приводит примеры какую роль сыграли миграционные процессы в судьбе России и в судьбе нашего Калачинского района. Заселение Калачинского района. (учебное пособие «География Калачинского района». Задание. Прочитать текст нс стр. 61. Постарайтесь ответить на вопрос, почему люди поселились на месте нашего города. «Сюда, на берег реки Оми, где она красиво извернулась дугой в форме калача, приехало несколько семей из села Куликово. Место, выбранное поселенцами, было не только красивым, но и очень удобным для жизни: хорошие просторные земли, озеро, а в нем рыбка и свежая чистая водица. Рядом лесок – грибы, ягоды, дровишки. Все рядом, все при месте. Так и зажили. Воссоздать образ старых Калачиков помогают старания местных краеведов. «Основатели его поселились на самом берегу тогда быстрой и полноводной реки Омь. Кругом шумел лес. Озеро было тогда глубоким, кишевшим дичью. Глубоким было и озеро «Черненькое», дважды сливавшееся с рекой во время половодья. Берег против Калачинска был тоже лесистым. Скоро в растущем поселке образовалась первая улица, называющаяся теперь Верхне-Береговой. Деревня делилась на две части: «Рязань» и «Сибирь». Обосновывались в деревне переселенцы из центральной России и ссыльные. Жизнь текла спокойная и неприхотливая почти сотню лет. Село разрасталось, вокруг появлялись новые поселения, дороги. Сильным толчком для развития города стало строительство в 1894 году Западно-Сибирской железнодорожной магистрали. Именно тогда появляется новая железнодорожная станция Калачинская. В год со станции отправляли до ста тысяч пудов грузов – хлеб, масло, мясо, сало, шерсть, кожи. Вот и потянулись сюда жители Калачиков. Село постоянно приближалось к железной дороге. Образовалась и улица, которая связывала деревню со станцией, - Столбовая (ныне Советская). К этому времени в Калачиках проживало 400 душ обоего пола, а к 1904 году население увеличилось: мужчин – 344, женщин – 347. Число дворов – 104. Крупнела, богатела деревня. Появились в ней купеческие магазины, задымила паровая мельница. Вошли в почет пимокаты, шорники, кожевенных дел мастера, бондари. В деревне, относившейся к Куликовской волости, имелись: хлебозапасный магазин, торговая лавка, маслобойный завод, 2 кузницы, склад сельхозорудий. Напуганное ростом классовой борьбы царское правительство ужесточило репрессии, сотнями ссылало большевиков, а то и просто сочувствующих им рабочих в Сибирь. Постоянно прибывавшие переселенцы обеспечивали приток дешевой рабочей силы. Многие из них оседали на железной дороге, на полукустарных предприятиях. (Текст подобран из учебного пособия «География Калачинского района»)
Итак, мы подошли с вами к вопросу о причинах миграций. Почему же людям приходится менять место своего проживания? Ответы ребят: - По собственному желанию едут искать лучшее место (романтики). - Вынуждены искать место работы. - Едут ближе к родственникам. - Землетрясения или извержение вулканов, наводнения тоже вынуждают людей покидать обжитые места. - Из – за болезни сменяют климат. - Выходят замуж или женятся. - Война. - Получение в наследство квартиры . и т. д. Как мы можем сгруппировать эти причины? ( природные, экономические, личные и т. д.).
(схема на проекционной доске)
-маятниковые -эмиграции (выезд) -сезонные - иммиграции (въезд) -временные - вынужденные - реэмиграции (возвращение) - насильственные Ребята, давайте попробуем привести примеры этих видов миграций.
Работа с текстом учебника (стр. 257.). Практическая работа «Чтение картограмм».9рис. 213. стр.258., рис. 214 на стр. 259 (учебник под ред. Алексеева А.И.). Отвечаем на вопросы под картограммами.
Задание. Изучив приложение 12 на стр. 77 , табл.7. на стр. 37 , сделать анализ миграционным процессам в Калачинском районе. Указать виды миграций и свое мнение о причинах миграций. Миграция населения Калачинского районаТаблица 7
Приложение 12. Внешние миграции
Задание 2, 5 на стр. 261.( устно отвечаем на вопросы).
Учитель подводит итог урока , проводит рефлексию. Спасибо за урок! Дома: учить материал параграфов 47, 48. Технологическая карта урока по теме «Миграции населения в России» 8 класс. Цели урока: ввести понятие «миграция»; научить устанавливать причинно – следственные природных и социально – экономических причин.; формирование умения работы с различными источниками знаний; воспитание любви к своей Родине.
|
«Актуальные проблемы миграции в России». Некоторые результаты исследования... ... | Тема «Размещение и миграции населения» 10 класс Уроки в форме группой работы более эффективны, так как способствуют сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся и развитию... | ||
Урок по теме: Размещение и миграции населения мира Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения,... | Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,... | ||
Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения... За истекший 2013 год в области стало меньше на 8755 жителей или на 0,66%. Основная убыль населения (63,6%) происходила за счет отрицательного... | Миграционные процессы Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем | ||
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева... Задачи: Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по... | «Размещение и миграции населения. Урбанизация» Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м – Перу, Китай (Тибет) | ||
«Национальный состав населения России» Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов на территории страны | Тема Территориальная организация населения: основные понятия и концепции Тема Территориальные особенности демографического и этнографического развития России | ||
Конспект урока Тема урока: Воспроизводство населения. Фио (полностью)... География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов/, под ред. А.... | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Регулирование процессов трудовой миграции населения из стран Центральной Азии в РФ и Казахстан Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения... | Урока Тема раздела, урока Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная... | ||
Рабочая программа дисциплины Миграционные процессы Направление подготовки 040100 «Социология» Цель изучения дисциплины – формирование системы представлений миграции в рамках демографического развития общества, умений и навыков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные историко-географические этапы формирования района. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,... |