Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока





Скачать 61.02 Kb.
НазваниеНациональный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока
Дата публикации06.08.2014
Размер61.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Национальный состав населения России

Урок географии 9 класс
Суховеева Т.В.. учитель географии ГБОУ ЦО №324 «Жар-птица», г.Москва

Тип урока: изучение нового материала, урок проблемного обучения.
Задачи: 1. Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по территории страны.

2. Развивать географическое мышление, устную речь, применять имеющиеся навыки и умения в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

3. Воспитание уважения к различным этносам, чувства гордости за Родину.
Методы: частично-поисковый, иллюстративный, беседа.
Средства обучения: диаграмма национального состава, таблицы по национальному составу, корточки-задания, карта России, карты атласов, фотографии.
Новые термины и понятия: национальный состав населения, этнос, народ, языковые семьи, языковые группы, титульная нация, национальные образования ( республики, округа и области), ассимиляция, межэтнические конфликты.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

2. Работа с определениями по теме «Население России», повторение основных понятий темы: демография, демографический кризис, демографический взрыв, естественный прирост населения, воспроизводство населения, главная полоса расселения, зона очагового заселения, естественное движение населения, трудоспособный возраст, миграция населения, иммиграция, эмиграция, депортация, урбанизация, агломерация.
3. Беседа о теме урока.

-У. Как вы думаете ребята: население страны и народ страны – это одно и то же?

- Что же такое народ?

Народ – это этническая общность, этнос. В переводе с греческого ethnos –племя, народ, т.е. понятия народа и этноса тождественны. Под этносом понимают исторически сложившуюся группу людей, обладающую общностью происхождения и культуры, традициям, обычаям, укладу жизни. Наука, изучающая народы называется этнография. Сегодня мы с вами, ребята, будем работать этнографами, т.е. изучим этнический, национальный состав нашей страны.

4. Изучение новой темы.

- Перед вами, ребята, диаграмма национального состава России и карта атласа на странице 8-9. Как вы считаете, какие выводы можно сделать, работая с ними?

- Хорошо или плохо то , что Россия – многонациональная страна? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. А сейчас разберем национальный состав. Все народы мира , в т.ч. и России, делятся на языковые семьи по родственности своего языка.

- Назовите языковые семьи по легенде карты ( стр. 8-9). С чем ассоциируются у вас эти названия? Посмотрим верны ли ваши ассоциации, изучив и заполнив таблицу №1 «Языковые семьи и размещение их представителей»

- Самостоятельная работа учащихся с таблицей и картой.

- Как вы считаете , ребята, можно ли по названию языковых семей определить ареал их расселения?

- Ответ 2-3 учащихся по заполненной таблице.

- Перед вами лежит таблица «Численность народов России». Подчеркните и назовите 5 самых больших по численности и 5 самых малых по численности народов России, определите к каким языковым семьям и группам они относятся.

- Помните, ребята, мы проводили анкетирование по национальной принадлежности вес и ваших родителей. Перед вами лежит обработанный результат этого анкетирования. Обработку провела Ангелина Гребенникова. Вы сейчас внимательно изучите национальный состав ваших родителей и постройте по этим данным столбчатую диаграмму в ваших тетрадях. Затем сопоставьте национальный состав России и национальный состав ваших родителей и сделайте вывод.

- Итак, современная Россия – многонациональная страна. А какой она была раньше: двадцать, сто, двести лет назад?

- Доклад одного ученика о национальном составе России XIX – XX веков.

- У. Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству, является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Мы уже говорили с вами об административно-государственном составе России. Кто нам напомнит его? ( 86 субъектов: 21 республика, 7 краев, 7 автономных округов, 1 автономная область, 48 областей и 2 города федерального значения).

-У. Что интересного в названиях республик и округов можно заметить?

-У. Народ, который дал название субъекту федерации (республике или округу) называют «титульной» нацией (Запись в тетрадь)

-У. Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля «титульной» (давшей название образованию) нации в ряде случаев сравнительно невелика. Проанализируйте таблицу №3 «Национальная структура населения автономий России», выделите автономии с максимальной и минимальной долей титульной нации, с максимальной и минимальной долей русского населения в них. (Подчеркните эти данные)

- Ответ на вопрос одного ученика.

- У. Как вы считаете, почему высока доля русских в автономных округах? ( большое количество мигрантов в округах)

- У. Мы подошли к большой проблеме современной России – межэтнической. Сегодня мы нередко узнаем о межэтнических конфликтах на территории нашей страны. Они остро стоят перед нами на юге страны, в центральном регионе. Еще хорошо помнится конфликт в карельской Кондопоге. Как вы считаете в чем причины этих конфликтов?

- Варианты ответов: нетерпимость и неуважение представителей одного народа к другому, некорректное поведение на территории автономий, вызывающее недовольство коренной нации.

- К чему, по-вашему, эти конфликты приводят и могут привести в дальнейшем?

- Варианты ответов: гибель людей, возрастание взаимной неприязни, распад государства.

-У. Советский поэт Максим Рыльский писал:

…Да сгинет тот, кому так лестно

Раздоры сеять и обман.

Кто сеет ссору между наций,

Чтоб легче их держать в ярме,

Чтоб им мешать объединяться,

Чтобы открыть дорогу тьме…

-У. Как вы, ребята, можете прокомментировать эти слова?

-У. Давайте подумаем, чем один народ отличается от другого и почему?

-У. На основе чего формируются обычаи, традиции? Приведите примеры.

-У. Я предлагаю посмотреть наглядные примеры традиций, обычаев, которые приготовил нам Антон Василюк. Он работал над созданием диска «Народы и религии народов России» (просмотр слайд-шоу).

-У. У нас есть доклад, который приготовили ребята, работающие над темой»Малые народы России».

-У. Какой вывод можно сделать из увиденного и услышанного нами? Чем знаменита Россия в мире?

-У. Итак, Россия – великая многонациональная держава, которая имеет много достижений и много проблем. Как, по-вашему, можно сохранить и преумножить ее достижения и решить межэтнические проблемы?

- У. Каждый народ самобытен, уникален, каждый достоин уважения. Каждый народ имеет свою культуру, традиции, обычаи. Перед вами карточки с заданиями. Попробуем решить их устно (на решение и ответы 3 минуты).

- У. Теперь подведем итоги нашего урока. Какие важнейшие моменты необходимо записать в виде вывода?

- 1. Россия – многонациональное государство.

- 2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических,

политических факторов.

- 3. Отношения между народами должны строиться на взаимном уважении к языку,

культуре, обычаям.
5. Домашнее задание: 1. составить письменно три канона по теме.

2. предложить меры по сохранению малых народов России.
Литература:

  1. И.А. Родионова «Экономическая география» М. 2009 г.

  2. «Население России на рубеже XX-XIX веков: проблемы и перспективы» Под редакцией В.А. Ионцева. М. 2005 г.

  3. А.И.Алексеев, В.В. Николина «География России» 9 класс М. 2008 г.

  4. Н.Л. Галеева, Н.Л. Мельничук «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии» М. 2006 г.

  5. Большой российский энциклопедический словарь М. 2007 г.


Национальный состав 9в класса

Родители:

1.русские 76,2%

2.украинцы 14,2%

3.белорусы 2,4%

4.армяне 2,4%

5.немцы 2,4%

6.румыны 2,4%

Учащиеся:

1.русские 90,4%

2.украинцы 4,8%

3.немцы 4,8%




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconОбразовательная программа гбоу центра образования №324 «жар-птица»
Цель инновация технологий работы по формированию детско-взрослой образовательной общности. 33
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconОбразовательная программа гбоу центра образования №324 «жар-птица»
Цель инновация технологий работы по формированию детско-взрослой образовательной общности. 33
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconНациональный и религиозный состав населения Омской области
Вайц Л. Н., учитель географии моу «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1»
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconКонспект урока по географии 9 класс Урок составила: Ипатова Оксана Петровна учитель географии
Директор оу кошкина Т. А. Зам директора по увр савош Н. А
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель...
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок географии. Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области»
Волгоградской области в теме «Население области», после изучения темы «Численность населения. Естественный прирост». Для проверки...
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока icon«Национальный состав населения России»
Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов на территории страны
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок по 45 минут. Класс: 10 класс
Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова»
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок по географии с использованием икт. Возможные цели урока
Работа с учебно-электронным ресурсом (Библиотека электронного наглядного пособия по географии 6-10 класс)
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconКонспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село Богородское»
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок по народному промыслу хохломе Работа по теме урока
Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал....
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconУрок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России»
Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,...
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconФонд оценочных средств по дисциплине новая экономическая география
Социальный состав, образовательный уровень, национальный состав населения России
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т. В учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва Тип урока iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск