Скачать 61.02 Kb.
|
Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева Т.В.. учитель географии ГБОУ ЦО №324 «Жар-птица», г.Москва Тип урока: изучение нового материала, урок проблемного обучения. Задачи: 1. Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по территории страны. 2. Развивать географическое мышление, устную речь, применять имеющиеся навыки и умения в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. 3. Воспитание уважения к различным этносам, чувства гордости за Родину. Методы: частично-поисковый, иллюстративный, беседа. Средства обучения: диаграмма национального состава, таблицы по национальному составу, корточки-задания, карта России, карты атласов, фотографии. Новые термины и понятия: национальный состав населения, этнос, народ, языковые семьи, языковые группы, титульная нация, национальные образования ( республики, округа и области), ассимиляция, межэтнические конфликты. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя. 2. Работа с определениями по теме «Население России», повторение основных понятий темы: демография, демографический кризис, демографический взрыв, естественный прирост населения, воспроизводство населения, главная полоса расселения, зона очагового заселения, естественное движение населения, трудоспособный возраст, миграция населения, иммиграция, эмиграция, депортация, урбанизация, агломерация. 3. Беседа о теме урока. -У. Как вы думаете ребята: население страны и народ страны – это одно и то же? - Что же такое народ? Народ – это этническая общность, этнос. В переводе с греческого ethnos –племя, народ, т.е. понятия народа и этноса тождественны. Под этносом понимают исторически сложившуюся группу людей, обладающую общностью происхождения и культуры, традициям, обычаям, укладу жизни. Наука, изучающая народы называется этнография. Сегодня мы с вами, ребята, будем работать этнографами, т.е. изучим этнический, национальный состав нашей страны. 4. Изучение новой темы. - Перед вами, ребята, диаграмма национального состава России и карта атласа на странице 8-9. Как вы считаете, какие выводы можно сделать, работая с ними? - Хорошо или плохо то , что Россия – многонациональная страна? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. А сейчас разберем национальный состав. Все народы мира , в т.ч. и России, делятся на языковые семьи по родственности своего языка. - Назовите языковые семьи по легенде карты ( стр. 8-9). С чем ассоциируются у вас эти названия? Посмотрим верны ли ваши ассоциации, изучив и заполнив таблицу №1 «Языковые семьи и размещение их представителей» - Самостоятельная работа учащихся с таблицей и картой. - Как вы считаете , ребята, можно ли по названию языковых семей определить ареал их расселения? - Ответ 2-3 учащихся по заполненной таблице. - Перед вами лежит таблица «Численность народов России». Подчеркните и назовите 5 самых больших по численности и 5 самых малых по численности народов России, определите к каким языковым семьям и группам они относятся. - Помните, ребята, мы проводили анкетирование по национальной принадлежности вес и ваших родителей. Перед вами лежит обработанный результат этого анкетирования. Обработку провела Ангелина Гребенникова. Вы сейчас внимательно изучите национальный состав ваших родителей и постройте по этим данным столбчатую диаграмму в ваших тетрадях. Затем сопоставьте национальный состав России и национальный состав ваших родителей и сделайте вывод. - Итак, современная Россия – многонациональная страна. А какой она была раньше: двадцать, сто, двести лет назад? - Доклад одного ученика о национальном составе России XIX – XX веков. - У. Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству, является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Мы уже говорили с вами об административно-государственном составе России. Кто нам напомнит его? ( 86 субъектов: 21 республика, 7 краев, 7 автономных округов, 1 автономная область, 48 областей и 2 города федерального значения). -У. Что интересного в названиях республик и округов можно заметить? -У. Народ, который дал название субъекту федерации (республике или округу) называют «титульной» нацией (Запись в тетрадь) -У. Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля «титульной» (давшей название образованию) нации в ряде случаев сравнительно невелика. Проанализируйте таблицу №3 «Национальная структура населения автономий России», выделите автономии с максимальной и минимальной долей титульной нации, с максимальной и минимальной долей русского населения в них. (Подчеркните эти данные) - Ответ на вопрос одного ученика. - У. Как вы считаете, почему высока доля русских в автономных округах? ( большое количество мигрантов в округах) - У. Мы подошли к большой проблеме современной России – межэтнической. Сегодня мы нередко узнаем о межэтнических конфликтах на территории нашей страны. Они остро стоят перед нами на юге страны, в центральном регионе. Еще хорошо помнится конфликт в карельской Кондопоге. Как вы считаете в чем причины этих конфликтов? - Варианты ответов: нетерпимость и неуважение представителей одного народа к другому, некорректное поведение на территории автономий, вызывающее недовольство коренной нации. - К чему, по-вашему, эти конфликты приводят и могут привести в дальнейшем? - Варианты ответов: гибель людей, возрастание взаимной неприязни, распад государства. -У. Советский поэт Максим Рыльский писал: …Да сгинет тот, кому так лестно Раздоры сеять и обман. Кто сеет ссору между наций, Чтоб легче их держать в ярме, Чтоб им мешать объединяться, Чтобы открыть дорогу тьме… -У. Как вы, ребята, можете прокомментировать эти слова? -У. Давайте подумаем, чем один народ отличается от другого и почему? -У. На основе чего формируются обычаи, традиции? Приведите примеры. -У. Я предлагаю посмотреть наглядные примеры традиций, обычаев, которые приготовил нам Антон Василюк. Он работал над созданием диска «Народы и религии народов России» (просмотр слайд-шоу). -У. У нас есть доклад, который приготовили ребята, работающие над темой»Малые народы России». -У. Какой вывод можно сделать из увиденного и услышанного нами? Чем знаменита Россия в мире? -У. Итак, Россия – великая многонациональная держава, которая имеет много достижений и много проблем. Как, по-вашему, можно сохранить и преумножить ее достижения и решить межэтнические проблемы? - У. Каждый народ самобытен, уникален, каждый достоин уважения. Каждый народ имеет свою культуру, традиции, обычаи. Перед вами карточки с заданиями. Попробуем решить их устно (на решение и ответы 3 минуты). - У. Теперь подведем итоги нашего урока. Какие важнейшие моменты необходимо записать в виде вывода? - 1. Россия – многонациональное государство. - 2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических, политических факторов. - 3. Отношения между народами должны строиться на взаимном уважении к языку, культуре, обычаям. 5. Домашнее задание: 1. составить письменно три канона по теме. 2. предложить меры по сохранению малых народов России. Литература:
Национальный состав 9в класса Родители: 1.русские 76,2% 2.украинцы 14,2% 3.белорусы 2,4% 4.армяне 2,4% 5.немцы 2,4% 6.румыны 2,4% Учащиеся: 1.русские 90,4% 2.украинцы 4,8% 3.немцы 4,8% |
Образовательная программа гбоу центра образования №324 «жар-птица» Цель инновация технологий работы по формированию детско-взрослой образовательной общности. 33 | Образовательная программа гбоу центра образования №324 «жар-птица» Цель инновация технологий работы по формированию детско-взрослой образовательной общности. 33 | ||
Национальный и религиозный состав населения Омской области Вайц Л. Н., учитель географии моу «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1» | Конспект урока по географии 9 класс Урок составила: Ипатова Оксана Петровна учитель географии Директор оу кошкина Т. А. Зам директора по увр савош Н. А | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель... Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Урок географии. Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области» Волгоградской области в теме «Население области», после изучения темы «Численность населения. Естественный прирост». Для проверки... | Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
«Национальный состав населения России» Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов на территории страны | Урок по 45 минут. Класс: 10 класс Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова» | ||
Урок по географии с использованием икт. Возможные цели урока Работа с учебно-электронным ресурсом (Библиотека электронного наглядного пособия по географии 6-10 класс) | Конспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село Богородское» Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске | ||
Урок по народному промыслу хохломе Работа по теме урока Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал.... | Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,... | ||
Фонд оценочных средств по дисциплине новая экономическая география Социальный состав, образовательный уровень, национальный состав населения России | Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... |