Скачать 59.18 Kb.
|
Организация подготовленной среды в системе Марии Монтессори. Яблокова М.Г. зам. директора МОУ общеобразовательной школы № 29 г. Костромы Монтессори-педагог Поиск путей повышения качества образования, достижения целей развития личности каждого школьника подтолкнул учителей перейти от лозунга «Школа для всех» к реализации идеи «Школа для каждого». В этой связи принципы и методы работы итальянского педагога Марии Монтессори оказались созвучны представлениям учителей и родителей о том, как можно учить и воспитывать маленьких школьников. Назначение образовательного процесса Мария Монтессори усматривает в создании оптимальных психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми своих природных, сущностных сил в ходе освоения посредством присущей им активности окружающего миропорядка и развития тем самым собственного «Я». Согласно М. Монтессори, формой обучения, способной реализовать данную цель, может служить специально подготовленная среда, в которой осуществляется «свободная» работа с соответствующим дидактическим материалом. Подготовленную среду М. Монтессори характеризует как поле, открытое для свободной активности ребёнка, которое позволяет ему «двигаться и развиваться как человеку». М. Монтессори понимает подготовленную среду как окружение детей, в котором представлены элементы упорядоченности для интеллектуального и нравственного развития. Среда представляет собой обозреваемый, ограниченный в дидактическом плане, системный, социально завершённый мир. Этот мир нацелен на то, чтобы школьник высвобождал свои природные созидательные силы. Подготовленная среда должна быть полностью сориентирована на духовные и физические потребности детей, на их внутренний мир. Свободное развитие кроется в поиске способа содействия самодеятельности ребёнка. С этой целью, в соответствии с педагогикой Марии Монтессори, педагог готовит богатую по содержанию окружающую дидактическую среду, побуждающую ученика к проявлению им активности. Подготовленная среда стимулирует такой характер психического развития каждого ребёнка, который соответствует его индивидуальным субъектным возможностям. Среда делится на образовательные области (зоны). В космической зоне дети интересуются астрономией и палеонтологией, географией и анатомией, историей, физикой, химией, ботаникой и зоологией. Они пытливы и заинтересованы, их ум воспринимает все новое, они сами стараются найти ответы на интересующие их вопросы. В математической зоне дети овладевают счетом до тысячи и дальше, учатся складывать, умножать, делить и вычитать, оперируя с четырех- шестизначными числами. Пройдя путь от конкретных бусин «Золотого материала» до абстрактных вычислений, дети глубоко понимают то, что они делают. В языковой зоне дети учатся читать и писать, выполняют множество упражнений от ассоциативного до осознанного чтения, пишут сочинения и доклады, работают со справочной литературой, постигают азы грамматики. По мнению М. Монтессори, тот, кто говорит о свободе в школе, одновременно должен предложить соответствующий научный инструментарий, способный сделать эту свободу возможной. В качестве такого «инструментария» М. Монтессори предлагает систему дидактических материалов. В ходе «свободной работы» в подготовленной среде на детей воздействует развивающий дидактический материал, который вызывает интерес и стимулирует к самостоятельной деятельности. В процессе работы с дидактическим материалом школьник достигает высокой степени концентрации внимания. Дидактические материалы должны отвечать следующим требованиям: 1. Вызывать интерес и стимулировать к самостоятельной деятельности. «В виде материалов мы предлагаем ребёнку систематизированные раздражители и обучаем не непосредственно, … а в большей мере посредством той упорядоченности, которая задана в материалах и которую ребёнок может усвоить самостоятельно. Всё в среде, включая и находящиеся в ней предметы обихода, мы должны подготовить настолько, чтобы ребёнок любую деятельность смог осуществить самостоятельно» (М. Монтессори). 2. Стимулировать повторение интеллектуальных и практических действий с целью закрепления. 3. Материал - базис «свободной работы», стимул психического и физического развития школьников. 4. В материале должно быть заложено конкретное содержание, конкретная задача. 5. Материал необходимо конструировать так, чтобы в процессе работы с ним внимание детей постоянно акцентировалось на чётко обозначенном элементе содержания образования, на конкретной учебной задаче. 6. Упорядоченность в материале ведёт к упорядочению собственного внутреннего мира. 7. Материал содержит научную информацию о предметах, явлениях, культуре, социума, взаимосвязи и взаимозависимости составляющих Универсума, о месте и назначении человека в Мире. 8. Материал призван помочь постичь миропорядок. 9. Материал должен удовлетворять потребность детей в деятельности, опосредованно побудить их начать работу и не прерывать свои действия пока не завершит работу. 10. В материале «изолируется» определённая, подлежащая изучению характеристика предмета и явления. 11. Материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей (учёт периодов сензитивности в развитии человека). 12. Материал необходимо делать эстетичным, притягательным (цвет, блеск, красота формы – гармония). 13. Материал должен быть в единственном экземпляре. Это не допускает хаотичности в сознании и учит согласовывать свои интересы с интересами других. 14. В конструкции материала должен быть заложен самостоятельный контроль ошибок, проверка правильности своих учебных действий и полученных результатов. 15. Материал должен быть разноуровневым по степени сложности. Работая с материалом, оснащающим подготовленную среду, ребёнок остаётся наедине с учебной задачей и самостоятельно пытается справиться с ней: ищет пути решения, контролирует и исправляет ошибки, повторяет действия с целью закрепить приобретённое умение. Дидактический материал учит ребёнка учиться, подвигает его к самовоспитанию. Материал представляется ученикам как индивидуально, так и в группе. Презентация осуществляется по технологии Трехступенчатого урока, с помощью инструкционной карты. Трехступенчатый урок
В ходе урока происходит ассоциация сенсорного восприятия с названием (установление педагогом связи между предметом или признаком и названием); распознавание предмета или признака, который соответствует названию; запоминание слова, соответствующего предмету или признаку. М.Монтессори определила требования к уроку: точность, упорядоченность, простота, краткость, объективность. Длительность урока незначительна - от 5 до 20 минут. Для М. Монтессори цель всех воспитательных усилий состоит в стремлении обеспечить самостоятельность учебной деятельности, субъектную позицию школьника посредством «свободной работы» в подготовленной среде. Упорядоченную структуру среды М. Монтессори называет «пищей для внутренней жизни человека». «Свободная работа» как форма обучения обладает высоким потенциалом в разрешении проблем развивающего, личностно-ориентированного обучения. В «свободной работе» ученик является равноправным участником процесса обучения, субъектом учебной деятельности. «Свободная работа» предоставляет школьнику право выбора содержания учебной деятельности, возможность формулировать и высказывать свою точку зрения, гипотезы, самостоятельно решать учебные задачи, осуществлять самоконтроль, создаёт условия для самооценки, для развития конструктивных способностей. «Свободная работа» в подготовленной среде способствует формированию у детей определённых видов компетентности: интеллектуальной (вырабатывается способность к самостоятельному приобретению знаний), социальной (усваивает нормы социальных отношений, умения ждать, уступать другому), технической (грамотное обращение с материалом, чёткие координированные действия). Было бы ошибочно считать, что учитель в ситуации «свободной работы» является лишним и его заменяет система дидактического материала. Педагог оказывает помощь психическому саморазвитию ребёнка, являясь коллегой, партнером, старшим товарищем ребёнка. Ключевым в деятельности педагога является слово «помощь», и именно оно во многом определяет роль и позицию, занимаемую учителем по отношению к ребенку. |
Реферат Материалы Марии Монтессори Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального... | О собенности организации образовательного процесса в разновозрастных... Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных дошкольных группах по системе М. Монтессори | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Так же темы: нормативный подход А. Гезелла, Теория трех ступеней развития К. Бюлера, Идеи Марии Монтессори, Экологический подход... | М. Монтессори Помоги мне сделать это самому «Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109.... | ||
Реферат Разработаны научно-информационные материалы по развитию единой... Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «мгтуга средние школы сао г. Москвы», направленного на повышение... | Пояснительная записка: Каждый человек приходит в этот мир, чтобы... Монтессори считала главной задачей, самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через... | ||
Основные идеи педагогики Монтессори | Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV... Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно – практической конференции «Организация целостной... | ||
Факультет инженерной механики Кафедра промышленной безопасности и... Настоящие положение разработано в соответствии с Инструкцией методической «Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов»... | Экология человека как научная Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие... | ||
Юные экологи пояснительная записка ... | Системе реферативно-поисковой службы и библиографической базе данных... Ая и сельскохозяйственная организация фао (оон) хотела бы поблагодарить 64 института и организации, участвующие в системе асфа, за... | ||
Организация предметно – развивающей среды в доу Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | Методическая копилка Использование элементов методики м. Монтессори на уроках самообслуживания в классах для обучающихся со сложными дефектами | ||
1. Современное использование и архитектурно-планировочная организация территории 7 Экологические ограничения, использованные при выполнении раздела «Охрана окружающей среды» 28 | Совершенствование вирусологических исследований водных объектов окружающей... Работа выполнена в гу институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова рамн |