Скачать 53.97 Kb.
|
Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных дошкольных группах по системе М. Монтессори Взаимопроникновение и диалог культур является тенденцией сегодняшнего времени. И создает условия для открытого педагогического мышления, при котором осваивается все лучшее целесообразное из мировой практики образования. Подтверждением этого является педагогическая система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Мы проходим педагогическую практику в дошкольном учреждении, которое реализует данную педагогику в реальной современной практике. Сравнительный анализ организации образовательного процесса в ДОУ, работающего по программе Васильевой и педагогике М.Монтессори, позволил увидеть сходство и различия в подходах к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса детей дошкольного возраста в разновозрастных группах по педагогической системе М. Монтессори имеет свои особенности, т.к. в данной педагогике особый взгляд на ребёнка и условия его развития. В данной концепции ребёнок в возрасте от 3 до 6 лет является «строителем самого себя», поскольку в этот период ребёнок способен впитывать информацию как губка, учиться через чувства и ощущения познавать самого себя. 1. Наиболее подходящими условиями для развития ребёнка в этом возрасте является специально-организованная среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, для ознакомления с природой. При подготовке среды учитывают следующие аспекты: 1) помещение как таковое, 2) помещение как место работы, 3) помещение как общественное место. 1. Требования к помещению как таковому: Требования для Монтессори-детского сада аналогичны тем, которые предъявляются при создании любого «традиционного» детского сада в России. Помещение должно быть уютным, так чтобы ребёнок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо достаточное освящение и тепло, так как ребёнок часто работает на полу. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований, таких, как чистота помещения и всех предметов в нём, эстетичность оформления помещения. В Монтессори – группах, по мнению М.Монтессори: «очень важно, чтобы мебель и утварь была красива и художественна. Красота здесь не в украшениях и роскоши, а в гармонии линий и цветов, в простате…». 2. Оборудование помещения как рабочего места: В Монтессори-детском саду отличается от оборудования «традиционных» садов. Помещения в детском саду делят на пять зон: практическую, сенсорную, речевую, математическую, «космическую» : 1 зону с материалами для знакомства с природой, 2 явлениями окружающего мира в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. 3. Оборудование помещения как общественного места В оборудовании учитывается то что, оно предназначено для общения и взаимодействия детей в возрасте от 3 до 6 лет. По мысли Монтессори, это способствует социальному развитию детей группы, детям должна быть предоставлена возможность свободного общения, перемещения, взаимодействия, свободной работы с материалами. 2. Следующей особенностью в организации образовательного процесса в Монтессори-группе является специально организованные развивающие уроки. Они могут быть по форме: 1)общие; 2)групповые; 3) индивидуальные 1. Общие уроки служат для стимулирования самостоятельности детей. Эти уроки способствуют ориентации детей в окружающей обстановке и их адаптации к повседневной жизни группы. На общем уроке присутствует вся группа детей – это способствует более дружеским отношениям между ними. Общий урок делится на три периода. 1)Воспитатель ясно и убедительно демонстрирует действия, употребляя как можно меньше слов. Тем самым концентрирует внимание детей на действиях. 2)Несколько детей повторяют действия воспитателя. 3)Воспитатель даёт краткую формулировку действий. 2. Отличие группового урока от общего заключается в том, что презентация нового материала предлагается малой группе детей. 3.Индивидуальный урок даётся ребёнку специально для того, чтобы он успешно освоил последовательность действий работы с материалом. Или даётся повторная презентация ребёнку работы с материалом. Помимо общего урока в образовательном процессе присутствуют и другие уроки - уроки экспрессии (изобразительной деятельности, театрализации, двигательной и музыкальной деятельности).3. Чтобы подготовить детей к дальнейшей работе с материалом проводится работа на линии. Включает в себя: приветствие, ходьба по линии, пальчиковая гимнастика и т. д. Урок тишины: предназначен для того, чтобы позволить ребёнку ощутить тишину и научиться ценить её. Он способствует достижению ребёнком внутренней дисциплины и осознанного внимания. 4 особенность: Дети успешно осваивают новый материал благодаря реализации основного принципа – свободы выбора. В Монтессори-группе под понятием свободного выбора подразумевается:
Понятно, что у каждой из этих составляющих свободного выбора существуют объективные и большей частью понятные детям ограничения. Например, выбор материала ограничен самим, имеющимся в наличии материалом. Каждый материал предоставлен в группе в единственном экземпляре. Выбор времени ограничен режимом дня, выбор товарища – его желанием и т.д. М. Монтессори писала: "Фактически мы не могли бы дать детям действительную свободу выбора без такой подготовленной среды – среды, которая содержит множество мотивов и возможностей для деятельности" А поскольку все материалы представленные в группе расставлены по зонам (сенсорная, речевая, математическая, практическая жизнь и зону космического воспитания) и в каждой зоне материал расположены в иерархии от простого к сложному. «…строгая упорядоченность этого материала ведёт ребёнка к упорядочиванию самого себя». 5. Следующая особенность - Монтессори-группы организованы как разновозрастные группы и включают детей от 2,5 до 7 лет. «Такое требование выдвигает жизнь: как в семье, где дети и трёх, и пяти, и шести лет. Логика природы!» «Вы, не можете себе представить, насколько хорошо младший учится у старшего, и как терпелив старший к затруднениям младшего» - писала Мария Монтессори. Взаимодействие между детьми и воспитателем основано на соблюдении правил. Правила разрабатываются Монтессори-педагогом совместно с детьми, и поэтому в каждой конкретной группе могут незначительно отличаться по форме и содержанию. Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим требованиям:
- правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; Этот перечень не в коем случае не является единственно возможным. Его можно продолжить, сократить, использовать другие формулировки. Главное, чтобы в конечном итоге правила соответствовали общим требованиям, рассмотренным выше. Вывод: Особенности организации образовательного процесса в Монтессори - группах обусловлены концептуальными основаниями педагогики и спецификой ее метода. |
Организация подготовленной среды в системе Марии Монтессори «Школа для всех» к реализации идеи «Школа для каждого». В этой связи принципы и методы работы итальянского педагога Марии Монтессори... | Дьяченко Алексей Владимирович Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности... | ||
Цикл занятий с родителями в разновозрастных группах д/сада «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | 2 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Справка районного оргкомитета о проведении районного этапа смотра-конкурса... Формы работы в организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, видами деятельности | Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса... Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе... | ||
T. A. Druzhinina программное и алгоритмическое обеспечение визуализации... ... | I блок : Организационно – педагогическая работа Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала... | ||
Положение о единых требованиях к организации образовательного процесса Уставом школы разработано настоящее Положение “О единых требованиях к организации образовательного процесса (далее именуется “Единые... | Положением о модульной системе организации учебного процесса Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствование знаний о специфике организации педагогического процесса в специальных дошкольных образовательных учреждениях для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), на основании... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык» Настоящая программа призвана оказать преподавателям помощь в организации процесса обучения английскому языку в неспециализированных... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык» Настоящая программа призвана оказать преподавателям помощь в организации процесса обучения английскому языку в неспециализированных... | ||
Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях программа... «Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя... | Методические и организационные аспекты использования пмк модели организации... Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой... |