Темы и задания для самостоятельной работы по Психологии
Специальность «Дошкольное образование». Все письменные работы выполняются в тетради для самостоятельной работы 1 семестр Раздел 1. Предмет и история психологии.
Тема 1. Психология как наука, ее место в системе наук. Читать: И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 11-15,22
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 8-19 Тема 2. Историческое развитие психологии. Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 3-7, 177-269
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр.34, 45, 140
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 289
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 242
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 176
Т.Д.Марцинковская. История детской психологии. Стр. 74, 156, 145, 150, 179
Так же темы: нормативный подход А.Гезелла, Теория трех ступеней развития К. Бюлера, Идеи Марии Монтессори, Экологический подход к развитию, Французская генетическая психология Анри Валлона, Теория социального научения,
Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко. Психология развития. Стр. 103, 139, 162, 165, 194, 199, 206, 221, 228, 239, 255, 298 Задания:
Составить кроссворд по истории психологии, психологическим теориям.
Защитные механизмы по З.Фрейду – найти материал и законспектировать в тетрадь для самостоятельной работы
Выбрать две периодизации развития и провести сравнение.
Раскрыть стадии пренатального развития
Составить краткий конспект по книге Т.Д.Марцинковская. История детской психологии. Темы:
Теории Ивана Михайловича Сеченова,
Теория развития Петра Францовича Лесгафта,
Теория Льва Семеновича Выготского,
Развитие отечественной детской психологии в 50-60 годы
Раздел 2. Психологические процессы и состояния. Тема 3. Познавательные психические процессы, свойства и состояния. Тема 4. Ощущение и Восприятие Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 84-94
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 169, 193, 172, 183 Продумать:
Психологические рекомендации для оформления младшей и средней группы для формирования представления о сенсорных эталонах
Привести примеры к видам восприятия
Использует ли человек иллюзии восприятия в своей жизни? Как?
Подбор развивающего материала для сенсомоторного развития младенца
Тема 5. Внимание. Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 94
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 176, 188, 210 Задания: Подобрать рекомендации - Способы развития и управления вниманием Тема 6. Память Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 99 Задания:
Подобрать и описать примеры к видам памяти
Ответить на вопрос. Какой вид памяти играет наиболее значимую роль? Почему?
Подобрать приемы развития памяти для детей дошкольного возраста
Тема 7. Мышление Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 112, 125, 136
И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 216, 190, 252, 278, Задания:
Сравнение понятий мышления из разных источников
Ответить на вопрос. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на интеллектуальное развитие? Почему?
Раскрыть процесс формирования умственных действий по Петру Яковлевичу Гальперину. (Р.С. Немов. 1 и 2 книга)
Раскрыть стадии (четыре) развития операционального интеллекта по Жану Пиаже
Подобрать развивающие мышление упражнения для первоклассников
Кратко зафиксировать этапы развития речи детей от 0 до 7 лет
Подобрать упражнения для развития речи
Ответить на вопрос – Какая связь существует между речью и мыслительными процессами
Сравнительная таблица речь-язык
Тема 8. Воображение Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 133 Задания:
Сравнить творческое (продуктивное) и репродуктивное воображение.
Подбор примеров к способам создания образов воображения
Подготовка доклада «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»
Тема 9. Чувства и эмоции Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 316 Задания:
Конспект Р.С. Немов Психология «Эмоции» стр 366
Работа с литературой - И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 252
Сравнительная таблица чувства – эмоции
Ответить на вопрос. Какая теория эмоций вам близка и почему? Аргументировать ответ.
2 семестр Раздел 3. Тема 10. Активность человека. Психика. Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 20, 24, 39, 54, 79 Задания:
Подбор примеров к характеристике атрибутов психики.
Конспект Р.С. Немов Психология 1995 г стр. 112
Тема 11. Сознание Читать: Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 391, 395, 407, 26 Задания:
Найти и законспектировать информацию о бессознательном
Составить рекомендации педагогам по воспитанию детей в период кризиса
Составить рекомендации родителям по воспитанию детей в период кризиса.
Тема 12. Деятельность и мотивация. Структура деятельности. Действие, операция, умения, навыки. Читать:
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 377, 71
Работа с литературой - И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 227
Работа с литературой - И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 201, 209, 245, 267
Задания:
Привести примеры структуры деятельности.
Советы для родителей по адаптации ребенка в первом классе
Подготовка информационного сообщения «Игра как форма подготовки детей к школьному обучению».
Сравнительная таблица умения-навыки
Какими методами можно изучить школьную готовность? (подобрать и перечислить методы)
На основании различной литературы ответить на вопрос – «Когда ребенок готов к школе?»
Психологические рекомендации для проведения занятия конструктивной деятельностью или рисованием
Подготовка материалов – «Особенности сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте»
Конспект Р.С.Немов, книга 1. Глава «Деятельность и психические процессы»
Тема 13 Воля. Читать:
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 34 Задания: Подобрать приемы развития воли Тема 14. Личность и индивидуальные особенности человека. общие представления (понятие, структура, направленность личности) Читать: И.В Шаповаленко. Возрастная психология стр. 218,254, 289, 325
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 302, 141, 332, 340, 343, 346 Задания:
Конспект Р.С. Немов Психология 1995 стр. 284, стр. 335, стр. 342
Рекомендации по общению со старшим дошкольником.
Ответить на вопрос – Почему в подростковом возрасте часто возникают конфликты общения?
Проанализировать особенности поведения подростка (из личного опыта)
Подобрать материалы для изучения характера и индивидных характеристик
Раскрыть стадии развития общения
Конспективно выделить основные тенденции этапа взросления и переходного возраста (гл.18 и 19. в книге Абрамовой Г.С. Возрастная психология)
Рассмотреть особенности общения и межличностных отношений в пожилом возрасте (Абрамова Г.С. Возрастная психология или другая на выбор студента
Ответить на вопрос. Почему именно в игровой деятельности происходит развитие личности ребенка?
Подобрать примеры из практики или литературы на каждую стадию нравственного развития Колебрга.
Тема 15 Способности и задатки (понятие, структура, уровни способностей, развитие способностей). Одаренность. Читать:
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – М. Проспект, 2010, стр. 310 Задания:
Написание эссе «Мои способности»
Конспект Р.С. Немов Психология 1995, Стр. 316
|