| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Управление персоналом в образовательных учреждениях» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра магистерской программы «Управление образованием»
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Управление персоналом в образовательных организациях
для направления 080200.68 « Менеджмент»
для магистерской программы Управление образованием
подготовки магистра
Автор программы:
Свиридова Л.В., к.психол.н., доцент
e-mail: sviridova@sinn.ru
Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»________ 2013 г.
Зав. кафедрой А.Г. Городнов__________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2013 г.
Председатель Ю.В. Кузнецова_______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г.
Председатель В.М. Бухаров ________________________ Нижний Новгород, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе Управление персоналом в образовательных организациях.
Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» по
направлению 080200.68 « Менеджмент». Уровень подготовки « Магистр»
Настоящая программа создана в рамках магистерской программы в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород для решения конкретных задач, направленных на развитие образования в Нижегородском регионе:
реализация профессиональной подготовки действующих или потенциальных менеджеров образования в контексте Стратегии -2020, в логике президентской инициативы "Наша Новая школа", Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2015 г.г., новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
создание условий для профессионального образования в сфере инновационного управления образованием с опорой на освоение современных менеджериальных, маркетинговых, экономических моделей управления организацией;
создание условий для развития умений постановки и решения управленческих задач в группах и командах, экспертно-аналитической работы с источниками информации и данными;
формирование навыков проектирования процессов управления, программ и проектов в образовании;
Цели освоения дисциплины Управление персоналом в образовательных организациях В современных условиях российского образования приобретает особую значимость повышение эффективности управления персоналом, которое является наиболее важным звеном в общей системе управления образовательным учреждением. Это обусловлено возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивационных установок, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед образовательными учреждениями. Ориентация на более полное использование способностей работника в процессе его профессиональной деятельности является основой эффективной деятельности образовательного учреждения. Обеспечение современных подходов в работе с персоналом создают широкие возможности для устойчивого развития образовательного учреждения, повышении качества образования. Цель курса: освоение знаний и умений по управлению персоналом с учётом современных требований. Задачи курса.
Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:
- углубленное понимание студентами действия закономерностей и принципов управления персоналом, его взаимосвязи с деятельностью организации;
- формирование знаний, навыков и умений студентов, необходимых для их профессиональной деятельности и дальнейшего самообразования как руководителей образовательных учреждений
- ознакомление обучаемых с технологиями организационного проектирования и управления персоналом и их прогнозирования как динамических и сложноорганизованных процессов.
- формирование знания слушателей по созданию условий, обеспечению современных подходов к управлению персоналом в образовательном учреждении.
- способствовать совершенствованию умений руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций в проектировании условий для эффективного управления персоналом.
В результате изучения данной образовательной программы дисциплины у слушателей должно быть сформировано мировоззрение, позволяющее им компетентно ориентироваться в понимании сущности и обеспечения современных подходов к эффективному управлению персоналам.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: - современные концепции и практику управления персоналом;
предмет, задачи и научные основы управления персоналом;
практику управления персоналом;
технологии проектирования организации, развития изменения и трансформации организации, проектирование рабочих мест и ролей;
процессы управления персоналом
- формулировать компетенции специалиста по управлению персоналом
- формулировать стратегии в области УП;
- практически применять стратегии УП
- разрабатывать модели УП
- использовать аспекты управления персоналом, связанными с компетентностью;
- владеть общими методами оценки персонала;
- оценивать влияние персонала на экономический вклад в деятельность организации
- разрабатывать системы мотивации персонала.
-управлять социально – психологическим климатом в образовательном учреждении.
в области комплексных подходов в УП в образовательных учреждениях ;
анализа процесса управления эффективностью;
в формировании кадровой политики в образовательном учреждении;
владения технологиями управления знаниями;
анализировать и уметь описать работы и роли;
уметь осуществлять управление показателями труда
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| 1.Универсальные / общие
способность развивать свой личностный и творческий потенциал, самостоятельно осваивать новые виды деятельности в области управления персоналом ;
|
ОК-1
| Студент владеет теоретическим материалом и использует представленные в курсе инструменты в своей научной, учебной и профессиональной деятельности
| Обзорные лекции в целях рассмотрения основных теоретических и практических положений и понятий управления персоналом в образовательных учреждениях. Семинарские занятия, учебные кейсы, решение задач по построению системы управления персоналом в образовательных учреждениях .
| способность формировать и развивать социальные и деловые взаимоотношения в интернациональной и мультикультурной среде современного общества;
|
ОК-2
| Студент владеет теоретическими знаниями и прикладными технологиями межличностных коммуникаций, вербальными и невербальными коммуникативными навыками. Демонстрирует и применяет принципы техники активного слушания, использует различные типы поведения при слушании. Использует навыки структурирования устного выступления. Владеет искусством презентации технологиями чтения документа. Использует техники NLP в межличностных коммуникациях, трансакционный анализ человеческих отношений. Диагностирует стили педагогического общения.
| Организационно – ролевые игры, тренинги, кейс – стадии, видео материалы, тестирование и диагностика эффективных коммуникация с использованием инструментов, самостоятельная работа студентов по учебно - методическим комплексам и пособиям, в т.ч в электронном виде.
| способность самостоятельно осваивать и использовать новые компетенции;
|
ОК-3
| Студент владеет теоретическими знаниями в области профессиональных компетенций на инструментальном уровне ( обладает конкретными знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности, владеет навыками стандартов поведения на номативно – ценностном уровне в профессиональной среде ;демонстрирует понимание стандартов поведения в профессиональной среде, обладает на уровне промежуточных умений универсальными навыками коммуникации, мышления, личностного развития. Владеет технологиями оценки профессионально – важных и личностных качеств на базовом уровне, умеет проводить анализ и оценку мотивации персонала, его
самооценки.
| Семинарские занятия. Социально - психологическое тестирование, оценочные технологии ,, самостоятельная работа студентов по учебно - методическим комплексам и пособиям, в т.ч в электронном виде.
| способность проявлять инициативу и брать на себя ответственность за принятие решений, в том числе в нестандартных ситуациях);
|
ОК- 4
| Владеет теоретическими знаниями в области проектируемых изменений в системе образования и управления персоналом в условиях этих изменений, оценивает деятельность школы как предоставление образовательных и социальных услуг; осознает изменения в составе управленческих задач в работе в персоналом образовательного учреждения в процессах отбора, найма профессионального развития персонала;
| Семинарские занятия , кейс – метод, дискуссионные технологии
| способность принимать решения и организовывать работу в условиях риска и неопределенности в области управления персоналом;
|
ОК-5
| Имеет представление о формировании нового типа директора школы и его влияния на педагогический коллектив образовательного учреждения; демонстрирует способности к командной деятельности для формирования команды единомышленников, работающих в образовательном учреждении в условиях инновационных изменений;
| Семинарские занятия, кейс – метод, дискуссионные технологии, работа в мини - группах
| Профессиональныекомпетентности:
Научно-исследовательские, преподавательские
способность выявлять и формулировать актуальные научные проблемы, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме в сфере управления персоналом;
|
ПК-1
|
Студент распознает и воспроизводит актуальные тенденции в сфере управления персоналом в образовательных учреждениях, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных СМИ и ресурса- Интернет; владеет навыками изучения и анализа текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, проектов нормативных правовых актов, иных профессиональных текстов
|
Семинары – тренинги, разбор нормативных документов и их анализ, технологии чтения документов и эффективного слушания.
| способность выявлять, анализировать и обрабатывать данные отечественной и зарубежной статистик в сфере образования и в области управления персоналом в образовательных учреждениях;
| ПК-2
| Студент проводит оценку существующих систем управления персоналом, основывает свои выводы в докладах на семинарских занятиях и в самостоятельной работе
| Домашнее задание по разработке положения по кадровой политике образовательного учреждения. Выступление с докладом на семинарском занятии.
| способность представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада;
| ПК-5
| Студент представляет результаты своего исследования в виде доклада на семинаре; грамотно отвечает на вопросы аудитории слушателей
| Работа в мини- группах. Задания по разработке инструментов по управлению персоналом (положений о работе с молодыми преподавателями, собеседование с преподавателем об индивидуальном плане развития)
| управленческими и предпринимательскими
способность управлять организациями, сетями, подразделениями, проектами и, группами сотрудников, отдельными работниками и образовательным учреждением в целом
способность планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации системе управления персоналом ;
способность разрабатывать программы организационного развития в области управления персоналом и обеспечивать их реализацию;
владение современными менеджериальными технологиями и способность разрабатывать новые технологии управления персоналом образовательноой организщации);
| ПК-10
ПК-13
ПК -14,15
| Владеет технологиями управления персоналом, знаком с функциями управления персоналом в образовательном учреждении, демонстрирует приемы лидерского поведения
Студент владеет материалами курса и технологиями по вопросам участия персонала в разработке стратегии развития образовательного учреждения, студент применяет инструменты и технологии управления персоналом условиях инновационных изменений и стратегического развития.
Владеет материалами курса и технологиями работы с молодыми преподавателями , способен разработать необходимые проекты по развитию персонала и обеспечить их реализацию в рамках проекта в соответствии со SMART- принципом
| Лекционные занятия, семинарские занятия, тренинги лидерского поведения, кейс – стади, тестирование Лекционные занятия, кейс – стадии, деловая игра «Стратегия развития организации», семинарские занятия, выступления с защитой проектов Лекционные занятия кейс – стадии, разработка проекта «Работа с молодыми преподавателями в соответствии со SMART- принципом (конкретность измеримость, определенность во времени, достижимость, взаимоувязанность)», выступление с докладом на семинарских занятиях.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы. В списке учебных дисциплин в соответствии с базовым учебным планом настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин «Менеджмент и основные процессы управления образовательным учреждением», М.2.(цикл дисциплин программы) В.00. и является дисциплиной по выбору (Вариативная часть). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Вопросы философии образования
Стратегии в менеджменте: управление социальными системами
Управление образовательными организациями в условиях изменений
Дисциплина «Вопросы философии образования» является адаптационной и дает понимание философского аспекта управления образованием в общем и управления персоналом в частности. Дисциплины «Стратегия в менеджменте: управление социальными системами» и дисциплина «Управление образовательными организациями в условиях изменений» являются базовыми дисциплинами направления и создают основу для освоения дисциплины «Управление персоналом в образовательных организациях», относящуюся к ее вариативной части.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: компетенцией общественного служения, этического поведения и конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями: компетенциями коммуникативных технологий; обладать способностью к анализу и планированию а области управления образовательными системами; анализировать и оценивать качество образовательного процесса; обладать способностью к анализу, организации и планированию в области управления социальными системами; понимать современные тенденции развития образовательных систем, определять перспективные направления развития образовательной организхации.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Межличностные коммуникации в образовании
Образование как ресурс социально – экономического развития
Маркетинг образовательных услугУсловия организации повышения квалификации персонала.
Модель профессионализма учителя на базе профессионально – важных и личностных качеств.
Работа с молодыми преподавателями в соответствии со SMART- принципом
Работа с персоналом в рамках разработки проекта «Стратегия развития образовательной организации».
Использование персональной карты сбалансированных показателей для профессионального развития персонала образовательной организации.
Методы создания и поддержания благоприятного морально – психологического климата в коллективе;
Оценки эффективности управления персоналом.
Оценка социально – психологического климата в образовательной организации.
Социометрический метод оценки социально – психологического климата как инструмент создания благоприятного социально – психологического климата.
Командообразование в образовательной организации.
Работа с педагогами по снижению эмоционального выгорания.
Виды и закономерности общения, коммуникативные процессы в образовательной организации.
Межличностные коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
Принципы техники активного слушания, типы поведения при слушании.
Диагностика стилей педагогического общения.
|