Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка





Скачать 143.07 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка
Дата публикации10.08.2014
Размер143.07 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа по курсу географии в 10/11 классе
Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Примерная программа  среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);

  • География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2004.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира»,  «Современные глобальные проблемы человечества».

Учебно-тематический план:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

10 класс







1.

Современные методы географических исследований.

2

2.

Современная политическая карта мира.

6

3.

Природа и человек в современном мире.

6

4.

Население мира

5

5.

НТР и мировое хозяйство

4

6.

География мирового хозяйства

10




ИТОГО:

33+2 резерв

11 класс







7.

Основные страны и регионы мира

28

8.

Россия в современном мире

3

9.

Современные глобальные  проблемы человечества.

3




ИТОГО:

34 +1 резерв




Итого:

70

В программу внесены следующие изменения:

  1. Раздел  «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»  сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала  в  предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).

  2. В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела  «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.

  3. В рабочую программу включена тема, предусмотренная  Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.

  4. За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.

  5. Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).

  6. Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.

Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися  на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый уровень).

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)

УМК по данному курсу включает в себя:

  • Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»

  • Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г

  •  Атлас для 10 класса

  • Контурные карты для 10 класса.

Тематическое планирование

уроков по курсу экономической и социальной географии мира

в 10б классе

1 ч. в неделю, 35 ч в год

 (учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)

Общее распределение тем.

1.        Современные методы географических исследований.        2

2.        Современная политическая карта мира.        6

3.        Природа и человек в современном мире.        6

4.        Население мира        5

5.        НТР и мировое хозяйство        4

6.        География мирового хозяйства        10

        ИТОГО:        33+2 резерв

Тематическое планирование по географии в 10 классе

(1 час в неделю)


Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.- 2ч.







Положение географии в системе наук.




Современные методы географических исследований.

Раздел 2. Современная политическая карта мира- 6ч.







1. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Международные отношения и изменения в полит.карте мира.




2. Разнообразие стран. Типология стран мира.




3. Государственный строй. Формы правления и административно-территориальное  устройства стран.




4.Влияние международных отношений на ПКМ. Политическая география и геополитика




5. Практ. раб. №1 «Характеристика ПГП страны»



6. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»

Раздел 3.  Природа и человек в современном мире-6ч.






1. Взаимодействие общества и природы. Гео.среда. Мировые природные ресурсы.



2.Виды ресурсов. Минеральные ресурсы.



3. Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».



4.Оценка мировых природных ресурсов



5.Загрязнение природы и охрана окружающей среды



6. Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»

Раздел 4. Население мира- 5ч.






1. Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство. Демографическая политика



2. Состав  (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав.



3. Размещение и миграции населения. Урбанизация



4. Практ. раб №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»



5. Зачёт по теме «Население мира»

Раздел 5. НТР и мировое хозяйство- 4ч.






1. НТР. Характерные черты и составные части



2. Мировое хозяйство. МГРТ.



3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.



4. Факторы размещения производительных сил.

Раздел 6. География мирового хозяйства- 10ч.






1. Общая характеристика промышленности мира



2.Топливно – энергетический комплекс мира. Топливная промышленность



3. Электроэнергетика.



4. Горнодобывающая промышленность. Металлургия .



5. Машиностроение. Химическая промышленность



6. Лесная, легкая, пищевая отрасли



7. Сельское хозяйство.  Рыболовство мира



8. География мирового транспорта.



9. Всемирные экономические отношения.



10.Зачет по  теме «География мирового хозяйства»



Тематическое планирование

уроков по курсу экономической и социальной географии мира

в 11 классе

1 ч. в неделю, 35 ч в год

(учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)

Общее распределение тем.

11 класс

7.        Основные страны и регионы мира        28

8.        Россия в современном мире        3

9.        Современные глобальные  проблемы человечества.        3

        ИТОГО:        34 +1 резерв

Практические работы.

№1 «Составление ЭГХ страны»

№2 «Сравнение субрегионов Азии»

№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»



урока

Тема урока или практической работы

Раздел 7. Основные страны и регионы мира- 28ч







Зарубежная Европа-6ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.



2. Население Зарубежной Европы



3. Промышленность Зарубежной Европы



4. Сельское хозяйство. Транспорт. Непроизв.сфера. Туризм .



5. Географический рисунок расселения и хозяйства



6 . Практ. работа №1 «Составление ЭГХ страны»


Зарубежная Азия – 9ч.


1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии



2.Население и хозяйство Зарубежной Азии



3. Япония : территория, границы, население



4. Хозяйство  Японии



5. Китай. Пути экономического и социального преобразования



5. Индия – «ключевая страна» Зарубежной Азии



6. Новые индустриальные страны Азии



8. Практ. раб. №2 «Сравнение субрегионов Азии»



9. Австралия и Океания


Северная Америка -5ч


1. Население и хозяйство США



2. Население и хозяйство США



3. Макрорегионы США.



4. Канада



5.Практ. раб.№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»


 Латинская Америка-3ч


1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки



2.  Хозяйство Латинской Америки



3. Бразилия



Африка- 4ч.

1. Общая характеристика Африки.



2. Хозяйство  Африки



3. Регионы и страны Африки



4. Тропическая Африка. ЮАР.



Зачёт по разделу  «Регионы и страны мира»

Раздел 8. Россия в современном мире-3ч.






Россия в мировом хозяйстве и МРТ.



Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей.



Участие России в    международных организациях.

Россия и СНГ.

Раздел 9. Глобальные проблемы человечества- 3ч.






Глобальные проблемы человечества



Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития



Заключительный урок по курсу экономической и социальной географии мира

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по географии в 10 классе Пояснительная записка
Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по географии Пояснительная записка
Образовательная программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПравила вступительного испытания по географии, проводимого университетом...
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в 7 классе умк «Сферы»
...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в 7 классе умк «Сферы»
...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к отчету по форме 1-сд за 2012 год по гобусон...
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Программы: Примерная программа основного общего...
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка используемые программы: География России (V1mx...
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией А. И. Алексеева М.: Дрофа,: 2006
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки...
Программа по курсу географии в 10/11 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочие программы по географии для 6-10 классов...
Под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., примерной программы по географии (6-9 классы), изд-во «Просвещение», 2010, а также рабочих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск