Использование проектной методики в обучении английскому языку в начальной школе Фаузетдинова Э.Ф. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучености и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания английского языка.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельносовершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.
Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель и др.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.[1,c5]
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативойтрадиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведению. Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучености и образованности личности.
Ведущие положения проектной методики основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранного языка.
Проектная методика является:
- альтернативным подходом в современной системе образования;
-новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
-продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигмы образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.[9,c6]
Современное проектное обучение нашло широкое применение вобразовательных системах обучения многих стран мира. Его высокаяэффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями ипрагматическими умениями.
Просмотрев представленный материал по данной проблеме, можно сделать вывод. Проекты существуют различных видов и требуют актулизации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой – либо проблемы. Это требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.[6,c11]
Включение учащегося в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование методов проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей деятельности на основе личностно – значимых ценностей и внутренних установок, сверяя их с мнениями и оценками других и используя иностранный язык как средство познания и общения.
Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.[2,c5]
Выделяют следующие типы проектов:
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Ролево-игровые проекты
Практико-ориентированные проекты
Монопроекты
Межпредметные проекты
К творческим проектам на уроках иностранного языка для начальной школы относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. К примеру: После прохождения темы «Алфавит» первый год изучения по УМК «EnjoyEnglish 1», автор М.З.Биболетова, учащимся предлагается сделать английский алфавит. К праздничным дням ребята создают поздравительные открытки (Новый год, 8 марта) 3 класс. При изучении темы «Aroom», на уроках используется пластилин, дети вылепливают предметы, расположенные в их комнате, называют их. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. К примеру, при проведении урока «MyFavourites». Дети готовят дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.), «Picturepoem».
Выполнение проекта требует определённой организации. Основные принципы проектной работы Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.
Когнитивный подход к грамматике
Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся.
Полномасштабный проект включает четыре стадии.
I этап – планирование в классе. Создание творческой атмосферы в группе.
II этап – выполнение проекта
III этап – оформление работы
IV этап – презентация проекта.
Хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.
Литература
1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении
учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова,
Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения
иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.
– С. 5-8.
3. Богданова Ю.Г. Использование творческих видов неречевой деятельности
на уроках английского языка на раннем этапе обучения. // Актуальные
проблемы раннего обучения английскому языку на современном этапе.
Под. Ред. Гужвинской Е.Р. – Астрахань. – 2008.
4. Ганжа Е. А. Использование проектной методики на уроке английского
языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. // Интернет
– ресурсы – 2009.
5. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.
// Иностранные языки в школе. – 2005.-№5
6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения
английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в
школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
7..Ларионова С.Ю. Использование проектов в процессе преподавания
английского языка. // Интернет – ресурсы – Павлово – 2008.
8. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006 - №10.
9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //
Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
|