I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе





НазваниеI. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
страница1/12
Дата публикации17.07.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


План

Введение.------------------------------------------------------------------------------------ 3

Глава I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной

школе.----------------------------------------------------------------------------------------5

    1. Особенности организации внеклассной работы

по русскому языку.------------------------------------------------------------------------5

    1. Задачи и формы внеклассной работы.-----------------------------------------6

    2. Принципы внеклассной работы.------------------------------------------------8

    3. Виды внеклассных занятий------------------------------------------------------11

Глава II. Специфика внеклассной работы по русскому языку в начальных

классах марийской школы.--------------------------------------------------------------15

2.1. Методика проведения внеклассной работы в

начальной школе--------------------------------------------------------------------------15

2.2. Примерное планирование внеклассной работы в I-IV классах----------18

    1. Примерные планы кружка русского языка для I-IV классов.-------------20

    2. Эффективность внеклассной работы по русскому языку в

начальной школе на материале эксперимента.--------------------------------------23

Глава III. Внеклассная работа по русскому языку в экспериментальном

освещении. ---------------------------------------------------------------------------------25

3.1. Результаты использования викторин во внеклассной работе.-----------25

    1. Апробация материалов утренников, посвященных русскому языку---46

    2. Результаты использования языковых игр.-----------------------------------65

Заключение---------------------------------------------------------------------------------73

Литература----------------------------------------------------------------------------------77

Приложения--------------------------------------------------------------------------------78

Введение

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к занятиям, интерес к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать много новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Необходимость проведения внеклассной работы диктуется, однако, не только желание детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Темой своего реферата нами выбрана следующая: «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе». Она нам представляется мало изученной и наиболее интересной.

Цель исследования – проверить уровень знаний и качество работы по русскому языку в начальной школе.

Объектом исследования являются учащиеся I и IV классов Инерымбальской и Верхне-Азъялской начальной школы Волжского района республики Марий Эл.

В основу работы положена гипотеза, согласна которой при использовании современных педагогических технологий во внеклассной работе по русскому языку в начальной школе заметно повышается работоспособность, желание учащихся, развивается устная и письменная речь и в целом повышается успеваемость, интерес детей к русскому языку и в марийской начальной школе.

В реферате ставятся следующие задачи:

  1. Выявить особенности организации внеклассной работы по русскому языку.

  2. Раскрыть основные принципы и виды внеклассных занятий.

  3. Рассмотреть методику проведения внеклассной работы в начальной школе.

  4. Дать примерное планирование внеклассной работы и работы кружка русского языка применительно к условиям марийских школ.

  5. Провести экспериментальную работу.

Методы научного исследования:

  1. Изучение методической литературы.

  2. Изучение опыта работы учителей.

  3. Поведение контрольных срезов.

  4. Экспериментальная проверка работ в условиях начального обучения (I-II классов).

Констатирующим экспериментом, проведенным в двух классах в 2005-2006 учебном году в Инерымбальской и Верхне-Азъялской начальных школах, охвачено 27 учащихся.

Предлагаемая работа состоит из трех глав:

Первая глава - «Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе».

Вторая глава – «Специфика внеклассной работы по русскому языку в начальных классах марийской школы».

Третья глава – «Внеклассная работа по русскому языку в экспериментальном освещении».

Глава I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.

1.1.Особенности организации внеклассной работы по русскому языку.

Необходимые навыки владения русской речью могут быть привиты при высокой активности учащихся не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Изученные слова могут активизироваться в речи учащихся лишь при систематическом их применении в речевой деятельности, в процессе говорения. Для этого одни только уроки недостаточны. Одним из важнейших дополнительных средств, способствующих овладению русской речью, является умело организованные внеклассные мероприятия (игра на переменах, проведение утренников на русском языке, пение русских песен, чтение стихов и другие виды работ), которые помогают развивать у учащихся любознательность и пытливость. Кроме того, внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, воспитывают у детей интерес к овладению русским языком. Характеризуя виды и содержание внеклассной работы по русскому язык, А.В.Текучев пишет: «Среди различных форм организации и видов внеклассной работы по русскому языку надо различать две основные формы: мероприятия, постоянно действующие, и мероприятия, проводимые эпизодически, от случая к случаю (и, возможно, между собой малосвязанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью)». К постоянно действующим внеклассным мероприятиям обычно относят: кружок по русскому языку и постоянный выпуск тематических стенгазет (журналов) на русском языке. Эпизодическими внеклассными мероприятиями принято считать утренники, конкурсы, викторины, КВН, экскурсии, тематические выставки и др. Некоторые из этих мероприятий могут быть как естественным продолжением или завершением кружковой работы, так и, независимо от работы кружка, специально подготовленными.

Организация внеклассных мероприятий по русскому языку имеет свои трудности и специфические особенности.

1.2. Задачи и формы внеклассной работы.

Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Эти игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Наиболее регламентирована работа кружков: русского языка, литературных, иностранных языков, театральных, краеведческих и т.п. Обычно они работают по четкому плану, с постоянным руководителем.

Руководство различными организационными формами внеурочной работы возлагается как на учителей начальных классов, так и на предметников, на приглашенных специалистов-журналистов, артистов и пр.

Основные задачи внеурочной работы:

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

В последние годы наблюдается повышение роли семьи в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек.

Внеурочную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная.

1.3. Принципы внеклассной работы.

Внеклассная работа во многом основывается на общедидактических принципах, однако имеет и некоторые специфические принципы, присущие только ей. На внеклассных занятиях применяются целый ряд методов обучения, которыми пользуются учителя на уроках русского языка. Вместе с тем здесь могут быть использованы такие способы, которые дают большой эффект именно во внеурочное время (всевозможные игры, доклады учащихся…)

Среди общедидактических принципов, на которых основывается внеклассная работа, следует прежде всего назвать принципы научности. Принцип научности состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики должно неукоснительно выполнятся учителями не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Внеклассные мероприятия требуют от словестника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, материала на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Однако в ряде случаев вполне возможно строить работу так, чтобы внеклассные занятия по характеру рассматриваемого на них языкового материала несколько опережали классные. Все это требует четкой реализации дидактического принципа преемственности и перспективности в усвоении знаний.

Организуя внеклассную работу, следует учитывать также дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учащимися является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Учителю следует помнить, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни к коем случае не должен превышать возрастные возможности детей.

Кроме общедидактических принципов, при организации и проведении внеклассных мероприятий учителю необходимо принимать во внимание и ряд специфических принципов, относящихся только к внеклассной работе. Среди них следует прежде всего назвать принцип тесной взаимосвязи внеклассных занятий с классными.

Вся система работы с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением классных занятий. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершению знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках. Лишь тогда ученики смогут почувствовать органическую потребность в расширении и углублении своих лингвистических знаний во внеурочное время.

С другой стороны, умелая организация внеклассных мероприятий может помочь учителю сделать более результативной его работу с детьми на уроке. К указанному принципу тесно примыкает другой специфический для внеклассной работы принцип-принцип добровольно участия школьников в занятиях. Он предполагает наличие у учащихся, решивших заняться внеклассной работой, определенного круга интересов, что и позволяет им среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.

Только при условии заинтересованности школьников внеклассная работа может стать по-настоящему результативной, поскольку ученик в данном случае будет работать в полную меру сил.

Важно соблюдать принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных по русскому языку – на участие во внеклассной работе.

Учителю, организующему внеурочную деятельность школьников, необходимо иметь в виде также принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления внеклассных мероприятий.

1.4. Виды внеклассных занятий.

Это в частности, уголок русского языка в классной комнате. Он представляет собой периодически обновляемый стенд, на котором в занимательной форме показаны, например, смешиваемые слова (паронимы), образные выражения, фразеологизмы, даны интересные факты о языке, игровые задания учащимся, например: подобрать антоним к 2-3 словам: скупой, редкий. В случае русского языка могут быть отделы: «Говори правильно!», «Пиши без ошибок», «На досуге», «Почему мы так говорим?», «Приключение Незнайки» и пр. «Уголок русского языка» служит для популяризации деятельности членов кружка и воспитания у детей интереса к овладению русским языком. Особый интерес вызывать у детей периодически обновляющийся отдел, который обычно называется «На досуге» (Отгадай загадки. Реши ребусы), а также отдел «Это интересно знать» (или «Отвечаем на вопросы») . В этих отделах помещаются материалы, способствующие расширению кругозора и развитию речи детей.

Еще один вид внеклассных занятий – викторина. Она может быть общешкольная или классная. Ее помогает организовать друзья русского языка – кружковцы. Намечается день и час, подготавливаются вопросы на уровне выше среднего, причем занимательные и с секретом, с какой-то загадкой. Примеры заданий : «Сколько значений имеет слово огонь? Подтвердите примерами», «Что получится, если в слове (л…са, пос…дел, ко…) Незнайка сделал ошибку? Показать на примере «Очень хорошо, если занимательные вопросы предложат сами школьники.

Тесты на уровне сообразительности – дело очень серьезное. Дается задача, на вид – простая, например пояснить смысл поговорки «Цыплят по осени считают», но в ответе учитывается глубина понимания. Первый ответ: «К осени цыплята уже вырастут и их тогда считают». Второй – «Кто уцелел, кого ястреб не унес, тех и считают». Третий : «Это не только про цыплят можно сказать, но и про урожай пшеницы, его убрать надо, тогда и считать». Четвертый: «Это поговорка употребляется в любом случае, когда кто-то хвастается, а дела-то еще не закончено». Пятый ответ: «Эта поговорка не одинока, есть еще: Хвали сено в стогу; конец – делу венец; Задом хвались, а не передом (т.е. хвались, когда уже сделал); Не хвались, идучи на рать и т.д.

Значительное место во внеклассной работе занимают языковые игры, содержащие дидактический элемент. Как известно, игры широко используются и на уроках, в более строгой системе познавательного труда детей, но внеклассная, внеурочная работа дает в этом отношении намного большой простор. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации.

Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдения; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр. В последние годы издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки – сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр.; скороговорки, загадки, потешки, детский юмор и пр.; игры на сообразительность, «хитрые» задачи; игры в слова, кроссворды, словестное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, лестницы слов, словесные квадраты, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино; ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, на многозначность слов и пр.

Также к внеклассной работе относятся конкурсы. Конкурсы организуются на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию к рассказу, на лучшее сочинение – о природе, о случае из жизни самих учащихся, а также по картине.

Учащиеся привлекают утренники, посвященные языку. Возможные темы: «Родное слово», «Рождение слова», «Крылатые слова», «Приключения слов», «Ты и твое имя». Примерная программа утренника: краткие сообщения учителя и учащихся, чтение стихов и прозаических отрывков, игры, занимательные задачи, викторины, знакомство с новой книгой, минутка рисования, встречи с интересными людьми…

Не исключается в начальных классах и литературно-творческая работа учащихся: сочинение стихотворений, юморесок, загадок, небольших рассказов и описаний.

Наилучшей организационной формой внеклассных занятий в школе считается кружок русского языка. Предметный кружок имеет постоянный состав участников, определенное направление или тему, план своей работы, занятия проводятся периодически, например, один раз в месяц. Возможные направления или темы кружка: «Загадки русских слов» (кое-что из этимологии); «Изучение местного говора»; «Из истории географических названий» (почему так назвали реки: Десна, Шуя; озера: Лебяжье; города: Ярославль, Петербург;) «Из истории русских имен и фамилий».

Кружок может вести деятельность в форме редколлегии журнала (детского), туристической группы по изучению родного края, группы юных актеров, кинолюбителей, снимающих телефильмы для школы или для себя, группы по изучению какого-то иностранного языка – древнерусского, церковно-славянского и т.п.

Из числа учителей и учащихся создаются также общества культуры речи в школе, которые следят за грамотностью объявлений, стенных газет в школе, а также устной речи детей и взрослых.

Создаются коллективы помощи библиотеке: школьники реставрируют старые книги, составляют выставки новых книг или тематические выставки, посвященные тому или иному писателю, заполняют формуляры каталогов. Приводится примерная тематика кружковых занятий: «Знаешь ли ты свой родной язык?», «Для шутки-полминутки» (каламбуры), «Праздник загадки» (пословицы, крылатые слова, афоризмы), «Можно ли писать без букв?» (узелковое письмо, пиктография…).

Очень важно, чтобы работа языкового кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники; кружок организует вечера, утренники, выступления членов кружка.


Глава II. Специфика внеклассной работы по русскому языку в начальных классах марийской школы.

2.1. Методика проведения внеклассной работы в начальной школе.

Детский утренник в школе дает детям возможность проявить свои способности, склонности, а учителю - лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении.

Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят утренники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины в школьных будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно требующие определенных усилий для восхождения для них. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.

Что же помогает сделать праздник ярким и запоминающимся событием в жизни детей? Конечно же, совместная (детьми и взрослыми) разработка идеи, сюжета, его построение, детальная проработка его содержания. Вовлекая детей подготовку праздника, мы учим их серьезно относится к событиям общественной и коллективной жизни. А кроме того, это поможет избежать огорчения и разочарования, если что-то получится не так, как было задумано.

Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. Пусть на празднике каждый почувствует свою значимость и нужность.

С этим условием связано еще одно – обеспечение каждому участнику эмоционального комфорта. Детям должно быть хорошо, уютно, тепло и весело. Все это дает особая атмосфера праздника – радостная , игровая, необычная.

Праздник – это всегда творчество, импровизация. Не стоит использовать готовые сценарии, традиционные разработки. То, что интересно одним, оставит равнодушными других. Все зависит от возраста, уровня развития, сложившихся взаимоотношений, опыта организации коллективных дел. Не надо лишать детей удовольствия самим подготовить свой праздник. Это не только развивает школьников, но и делает их жизнь более наполненной.

И еще весьма важное условие – уважительное, терпеливое отношение учителя к детям, их предложениям, предпочтениям, желаниям и не -желаниям, реальным и потенциальным возможностям. Любой ребенок – абсолютная ценность. Нужно каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, мнения и способа действия.

В технологическом плане надо иметь все необходимые средства: книги, пластинки или магнитофонные записи, репродукция картин, игры, театральный реквизит (костюмы, парики, маски, грим, персонажи кукольного театра и т.д.), спортивный инвентарь, материалы и инструменты для декоративно - прикладного творчества (бумага, краски, кисти, пластилин, кусочки ткани и др.).

Методика проведения праздника или коллективного творческого дела (КТД) хорошо изложено в системе педагогики творческого воспитания И.П.Иванова и его последователей Н.П.Царевой, М.П.Осиповой и др. остановимся на некоторых моментах.

Приглашения для гостей – важные элементы праздника, здесь можно проявить юмор, фантазию и выдумку. Таким приглашением могут быть красочные объявления, афиши, рекламы, необычные по форме, с интригующим текстом. Объявление можно сделать объемным – в виде домика, елки, ракеты, футбольного мяча или плоским – в форме цветка, звезды, солнца, листа дерева, обрисованных ладошек, открытой книги. Форму подскажет сюжет праздника. Например, объявление о масленице уместно сделать в форме блина. Если это праздник братиков и сестричек, объявление напишите на двух ладошках – большой и маленькой.

Индивидуальные и групповые приглашения оформляются необычно и оригинально, чтобы приглашенные ощутили приближение праздника и у них повысилось настроение. Здесь тоже все зависит от темпа праздника. Так, на праздник «Прощай, букварь!» приглашения пишут на вырезанных буквах; приглашение на новогодний праздник – на снежинке или елочке (елочной игрушке). Приглашение на космический праздник оформляется на открытке, изображающей космическое пространство. Приглашение можно положить в воздушный шарик и надуть его (или привязать к нему), оформить в виде письма, телеграммы или срочной бандероли с печатями и марками – его приносит почтальон и просит расписаться.

Встреча участников и гостей – уже настраивает на творчество. Здесь так же могут быть необычные варианты.

Встреча – церемонная. Гостей встречают, на пример, цветами (одним цветком), хлебом – солью, заздравной песней, особым приветствием, ритуалом.

Сюжетная встреча. У входа в зал разыгрывается театральное действие. Например, 8 Марта девочек, мам и бабушек встречают мушкетеры. Участники праздника при входе должны ответить на вопросы, разгадать загадку, дать «выкуп». Или же пройти на праздник можно только по самодельной книжке, игрушке, «предъявить» маску, карнавальный костюм, текст афоризма и т.п.

Организационный момент дела. Участники праздника раздеваются, приводят себя в порядок, настраиваются, адаптируются. Они могут осмотреть специальные выставки: рисунки, коллекции, поделки, книги, плакаты, реликвии и т.д. Маленьким детям можно дать какое – либо задание, связанное с сюжетом праздника. Например, что - то нарисовать, вылепить, поиграть с игрушками.
2.2. Примерное планирование внеклассной работы в I –IV классах.

Сентябрь.

  1. Праздник первого звонка.

  2. Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.

  3. «Твой режим дня».

  4. Игра – викторина «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем».

Октябрь.

  1. Экскурсия в осенний лес.

  2. День Учителя .

  3. Праздник осени «Очей очарованье».

  4. Праздник книги.

Ноябрь.

  1. Конкурс чтецов.

  2. Праздник игры и игрушек.

  3. День именинника.

  4. Урок экологии «Птицы - наши друзья».

Декабрь.

  1. «Откуда берутся грязнули?». Игра – путешествие.

  2. Беседа «Волшебные слова».

  3. Урок – викторина по сказкам А.С.Пушкина.

  4. Праздник «В гостях у зимушки - зимы».

Январь.

  1. Экскурсия в зимний лес.

  2. Праздник «Рождество».

  3. Беседа «Книга – наш друг и помощник».

  4. День именинника.

Февраль.

  1. Праздник «Из Букваринска в страну Литературию».

  2. Чтение книг, стихов, исполнение песен о нашей армии.

  3. «Звездный час».

  4. «А Ну-ка, парни!» (военно-спортивная игра).

Март.

  1. Викторина «33 родных сестрицы». (1 класс).

  2. Утренник «8 Марта – мамин день».

  3. «Брейн – ринг». (2 класс)

  4. Викторина «Путешествие в страну Грамматику».(1 класс)

Апрель.

1.Турнир смекалистых «Что? Как? Почему?».(2 класс).

2.Беседа о космосе.

3. «В гостях у доктора Айболита». (По сказкам К.И.Чуковского).

  1. Языковые игры.

Май.

1.Экскурсия в природу.

2. «Давно закончилась война».(Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы).

3.День именинника.

4.Праздник «Прощай, начальная школа!»
2.3. Примерные планы кружка русского языка для 1-4 классов.

Занятие 1.

1.Организационные вопросы:

а) Выбор старосты и членов редколлегии.

б) Обсуждение плана работы кружка.

2. Занимательные упражнения.

3. Дидактическая игра «Чив, чив, воробей.»

4.Отгадывание «Что изменилось в слове?»

5.Подвижная игра (с сопровождением на русском языке) «Каравай».

6.Разыгрывание фантов.

7.Подведение итогов занятия.(сентябрь).

Занятие 2.

1. Разучивание и разыгрывание диалогов.

2. Дидактическая игра «Охотник».

3. Занимательные упражнения (от данных слов образовать слова, обозначающие людей) «Кто быстрей».

4. Подготовка инсценировки «Кончил дело – гуляй смело».

  1. Подведение итогов занятия. Задание: подготовиться к конкурсу на лучшую письменную работу (октябрь).

Занятие 3.

  1. Конкурс на лучшую письменную работу.

  2. Разучивание и отгадывание загадок по теме: «Родина».

  3. Подвижные игры (разучивание сговоров к играм).

  4. Подведение итогов занятия.

  5. Выучить загадки о Родине. (ноябрь).

Занятие 4.

  1. Подведение итогов конкурса на лучшую письменную работу.

  2. Отгадывание загадок о Родине.

  3. Решение ребусов.

  4. Дидактическая игра «Цепочка».

  5. Инсценирование сказки «Репка».

  6. Подведение итогов занятия. Задание: выучить свои роли по инсценировке. (декабрь).

Занятие 5.

  1. Подготовка к утреннику по теме «Моя Родина».

а) Разучивание пословиц и поговорок по теме «Родина».

б) Коллективный выпуск стенгазеты на русском языке.

в) Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе народов.

  1. Подвижная игра «Заинька».

  2. Подведение итогов занятия. Задание: подготовить загадки о животных. (январь).

Занятие 6.

  1. Занимательные упражнения «Угадай, какое это слово?».

  2. Разучивание и отгадывание загадок о животных.

  3. Игра «Кто больше?»

  4. Инсценирование «Козлята и волк».

  5. Подведение итогов занятия. Задание: выучить наизусть

стихотворения ко дню 8 Марта. Подготовить материалы к выпуску газеты. (февраль).

Занятие 7.

  1. Занимательные упражнения «Заполните пустые клетки».

  2. Игра в загадки.

  3. Просмотр диафильма и пересказ содержания.

  4. Игра «Звери, птицы, рыбы».

  5. Коллективный выпуск стенгазеты, посвященный к дню 8 Марта.

  6. Подведение итогов занятия. Задание: подготовиться к утреннику. (март).

Занятие 8.

  1. Занимательные упражнения.

  2. Игра в загадки.

  3. Разучивание скороговорок.

  4. Игра «Соревнования телефонистов» (со скороговорками).

  5. Подведение ранее изученных подвижных игр сопровождениями.

(«Заинька», «Каравай» и т.д.).

  1. Подведение итогов занятия. Задание: Вспомнить заученные загадки, пословицы и поговорки. (апрель).

Занятие 9.

  1. Занимательные упражнения (к данным словам подберите слова, близкие по значению).

  2. Игра «Угадайте, какое слово я придумал».

  3. Разучивание скороговорок и игра со скороговорками.

  4. Подвижная игра «Карусель».

  5. Подведение итогов занятия. (май).

Занятие 10.

Экскурсия в природу «Мы говорим по – русски».

2.4. Эффективность внеклассной работы по русскому языку в начальной школе на материале эксперимента.

В течении года в Инерымбальской начальной школе Волжского района Республики Марий Эл мы проводили внеклассные занятия. Тема данной работы – «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе». С учащимися проводили языковые игры, беседы, утренники, конкурсы, кружковую работу, оформляли уголок русского языка.

Чтобы вызвать у детей интерес к предмету «Русский язык» с детьми оформили «Уголок русского языка». Со старшеклассниками собирали материалы по оформлению «Уголка русского языка». Особый интерес вызывает у детей периодически обновляющий отдел, который называется «Отгадай, отвечай!». В этих отделах помещали материалы, способствующие расширению кругозора и развитию речи. В отделе «Произноси правильно!» повесили плакат со словарными словами для I,II,III,IV классов. А в разделе «Запиши, запомни!» - вежливые слова. Например, здравствуйте, доброе утро, извините, пожалуйста, спасибо… Под рубрикой «Знай и выполняй!» помещали правила чтения, а в разделе «Полезные советы» - правила, как читать книгу.

Дети с удовольствием обращают внимание разным правилам русского языка, отгадывают загадки, решают ребусы, помещают вопросы в рубрике «Кому что интересно?».

При проведение конкурса чтецов учащиеся охотно участвовали на конкурсе: подготовили стихотворения разных поэтов, выразительно и с интересом читали стихотворения. В этом конкурсе лучшими чтецами стали: Алексеева Ольга (II класс), Данилова Ксения (III класс), Павлов Николай (IV класс), Алексеева Елена (IV класс) и Гаврилов Владимир (I класс).

Также с детьми проводили беседы, языковые игры. Были такие беседы, как о бережном отношении к школьному имуществу, о волшебных словах и т.д. Школьники играли в такие языковые игры – это «Вставьте нужную букву», «Прочитайте пословицу», «Разложи слова на свои места», «Слова – перевертыши». Учащиеся охотно включались в игры, беседы, внимательно слушали, беседовали, играли.

В школе вели кружок русского языка. С учащимися выбрали старосту и членов редколлегии. Старостой стала ученица IV класса Алексеева Елена, а членами редколлегии – учащиеся: Алексеева Ольга (II класс), Михайлова Татьяна (III класс), Васильев Владимир (IV класс). Ученики с удовольствием посещали кружок русского языка, охотно выступали на конкурсах, праздниках.

Также в школе проводили праздник, т.е. утренники. Например, Праздник книги, День именинника, праздник «Из Букваринска в страну Литературию» и т.д. особенно детям понравились праздники: «Из Букваринска в страну Литературию», «Звездный час», «Брейн-ринг». В подготовке праздника помогали кружковцы и старшеклассники. Они рисовали плакаты и искали стихи и загадки, готовили костюмы. Учащиеся активно участвовали на праздниках. Они охотно читали стихотворения, исполняли песни, отгадывали загадки.

Таким образом внеклассная работа по русскому языку в школе дает возможность проявить свои способности, склонности, содействовать развитие речи детей. Повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них интерес к предмету «Русский язык».

Глава III. Внеклассная работа по русскому языку в экспериментальном освещении.

3.1. Результаты использования викторин во внеклассной работе.

Викторины имеют особое место во внеклассной работе. Она может быть общешкольная и классная.

С детьми проводили такие викторины:

- Игра – викторина «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем».

- «33 родных сестрицы» (викторина об алфавите) (1 класс).

  • Викторина по сказкам А.С.Пушкина (2 класс).

  • «Путешествие в страну Грамматику» (1 класс).

  • «Что? Как? Почему?» (2 класс).

Для проведения викторины использовали такие источники:

  • Кузнецова Э.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома». Москва, «Аквариум», 2000 г.

  • Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград, 2000 г.

  • Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. «Тематические недели в начальной школе». 1-2 класс. Москва – Ростов-на-Дону, 2004 г.

Исследование проводились в 1-2 классах Инерымбальской и Верхе-Азъялской начальных школах Волжского района республики Марий Эл.

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы при помощи определенной системы заданий викторин улучшить качество работы по русскому языку, вызвать у детей интерес к изучению русского языка.

Для первоначального среза с учащимися контрольного и экспериментального класса обоих школ проводили викторину «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconЛ. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconРеспублики Татарстан «согласовано»
В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования....
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconОрганизация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа
Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconПрограмма по физическому воспитанию как средство реализации фгос в начальной школе
Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconУрок русского языка в 4 классе Тема «Наречие»
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе icon«Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы...
Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Составление словаря терминов основных понятий методики обучения русскому языку в начальной школе
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального обязательного экзамена по русскому языку в 7 классе
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconПриказ по школе №60 от «30» августа 2013 г
Стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы...
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск