Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
страница1/7
Дата публикации05.08.2014
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки РФ

Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Кошенова М.И.

«______»____________20__ г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Организация внеклассной работы»

Специальность: 03100 «педагогика и психология (050706 по ОКСО)

Статус дисциплины: ФТД.5 (код по УП)

Куйбышев, 2011


Одобрено: кафедра педагогики

Протокол №_____ от ________________ 20__ г.

Зав. кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Е.В.

(уч.степень, звание, И.О.Ф.)

Аннотация
УМКД «Организация внеклассной работы» составлен на основе ГОС ВПО для специальности (050706 по ОКСО) «педагогика и психология, утвержденного 31 января 2005 г.
УМКД «Организация внеклассной работы» предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов

Составитель:

Федькина Г.А., старший преподаватель кафедры педагогики

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
Рецензент:

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

Содержание
Методические рекомендации для преподавателя

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебной дисциплины

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

    3. Содержание практических занятий

    4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

Методические рекомендации для студентов

  1. Цель организации самостоятельной работы студентов

  2. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Формы контроля знаний

  1. Текущий контроль

  2. Требования к зачёту

Литература и средства обучения

Глоссарий

Приложения

Методические рекомендации для преподавателя

  1. Пояснительная записка


Учебная дисциплина «Организация воспитательной работы» является дисциплиной вузовского компонента, входит в цикл ОПД, является обязательной.

Целью изучения данной дисциплины является оказание методической помощи в овладении механизмом педагогического взаимодействия с детьми в процессе работы в условиях современной школы.

В ходе изучения курса решаются следующие задачи:

  • Формирование основ профессионального педагогического общения и педагогической техники.

  • Овладение методами и приёмами теоретических выводов, развитие навыков педагогического прогнозирования и предвидения.

  • Освоение методик коллективной и индивидуальной работы с детьми.

  • Осуществление профессиональной педагогической ориентации студентов.

Практические занятия призваны способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей.

Изучение курса проходит в рамках следующих форм организации обучения: практические занятия, самостоятельная работа (с литературой, творческие задания и др.), зачёт.

Курс рассчитан на 30 часов практических занятий.

Логика построения практических занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки педагога-психолога, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода с опорой на опыт эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности педагога и студентов.


2. Содержание учебной дисциплины
2.1. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость курса

70

Аудиторные занятия

30

Лекции (Л)

0

Семинарские занятия (СР)

30

Самостоятельная работа

40


2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы


№ п/п

Наименование разделов и тем.

Всего часов в трудоем-

кости

В том числе аудиторных

Самостоятельная работа

Всего

часов

Лекции

Семин.

занятия

Лабор.

Заня-тия

1

Вводное занятие. Сущность, цели и задачи внеклассной работы.

8

4

0


4

0

4

2

Педагогическое творчество как основа внеклассной работы.

6

2

0


2

0

4

3

Роль актёрского мастерства в организаторской деятельности.

6

2

0


2

0

4

4

Коллективная деятельность.

8

4

0

4

0

4

5

Развитие самоуправления в детских сообществах.

10

6

0


6

0

4

6

Конфликт. Приёмы разрешения конфликтных ситуаций.

8

4

0


4

0

4

7

Формы внеклассной работы.

8

4

0

4

0

4

8

Формы групповых дел и планирование работы классного руководителя.

8

2

0


2

0

6

9

«Психологическая студия» как одна их форм внеклассной работы.

8

2

0


2

0

6

7

Итого

70

38

0

30

0

40



    1. Содержание практических занятий

Практические занятия №1 -2.

Тема: Вводное занятие. Сущность, цели и задачи внеклассной работы.
Цель: сформировать понимание организаторской воспитательной деятельности; определение функций, содержания, форм, методов и средств, требований и организации внеклассной работы.
Ход занятия:

Вопросы для беседы (с частичным конспектированием):

  1. Сущность внеклассной воспитательной работы.

  2. Специфика внеклассной воспитательной работы.

  3. Функции внеклассной воспитательной работы.

  4. Содержание внеклассной воспитательной работы.

  5. Формы, методы внеклассной работы.

  6. Средства внеклассной работы.

  7. Особенности внеклассной воспитательной работы.

  8. Требования к внеклассной воспитательной работе.

  9. Организация внеклассной воспитательной работы.


Домашнее задание: из словарей по педагогике и психологии сделать выписку-конспект следующих слов: творчество и креативность.
Литература:

  1. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю. П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; под ред. Рувинского Л.И. – М.: Просвещение, 1989. – 335с.

  2. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших пед. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Ерёмкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 114с.

  3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н. М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательски й центр «Академия», 2005. – 336с.

Дополнительная литература:

  1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. Пособие/ Серия «Высшее образование». – Ростов-на –Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. – 304с.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. -544с.

  3. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям по дисциплине «Педагогика» цикла «Общепроф. дисциплины» / Р.А. Еремина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 183с.

  4. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 575с.

  5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366с.


Практическое занятие №3.

Тема: Педагогическое творчество как основа внеклассной работы.
Цель: выявление индивидуально-творческих способностей студентов и создание условий для их актуализации и развития в педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: мяч, цветные карандаши.
Ход занятия:

Вопросы для беседы:

  1. Что такое творчество? Креативность?

  2. Что общего и различного в их понимании?

  3. Любая ли деятельность может быть творческой?

  4. Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?

  5. Какие профессии можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?

  6. Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели и критерии творческой деятельности?

  7. Почему и поэзия А.С.Пушкина, и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?

  8. Кого мы можем назвать креативной личностью?

  9. Можно ли научиться творчеству?

  10. Что для этого нужно?

  11. Можно ли создавать что-то новое в педагогической деятельности, не владея профессиональными знаниями, умениями, навыками? Почему?

  12. Креативный ли вы человек?

  13. Можете ли вы привести примеры проявления собственной креативности?

  14. Подведение итогов. Выводы.


Задание 1.

Данное упражнение позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, который должен обладать творческий человек; помогает актуализировать понятие творческой деятельности, даёт возможность в определённой степени продиагностировать собственные творческие способности.

Студенты, стоя в кругу, перекидывают друг другу мяч и называют прилагательные, характеризующие креативную личность. Игра останавливается, когда возникают затруднения. Следующее задание: продолжаем играть, называя глаголы, характеризующие творческую личность.
Задание 2. «Креативность».

Задание: в любой символической форме нарисовать слово «креативность», затем каждый рассказывает о своём образе.

При подведении итогов перечислить основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития.
Задание 3. «Ассоциации».

Все встают в круг. Один из студентов бросает мяч и называет любое слово. Тот, кто получил – называет 5-6 слов-ассоциаций. Затем бросает мяч другому и называет своё слово.
Задание 4. «Изобретатели».

Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой «научно-исследовательской лаборатории» необходимо изобрести то, чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новую профессию, новое средство передвижения, новый продукт питания, растение или животное и т.д.). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и т.д.

Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в её нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения.

Задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказаться от идеи, если она оказалась несостоятельной.
Домашнее задание:

1) подготовить конспект на тему: «Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности педагога-воспитателя» (См.: Методика воспитательной работы» под ред.Сластёнина, стр.42-47);

2) вопросы для беседы к занятию №4.
Литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб.пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2003. – 304с.

  2. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших пед. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Ерёмкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 114с.

  3. Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528с.


Дополнительная литература:

  1. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280с.

  2. Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Школьные технологии», «Народное образование», «Начальная школа», «Педагогика», «Сибирский учитель», «Учитель», «Преподаватель XXI век» и др.

  3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366с.



Практическое занятие №4.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск