Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.03.2014
Размер112.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МБОУ Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Выступление

на педагогических чтениях
«Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности»

Учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Мутагировой Ирины Федоровны


2013 г.

Скажите честно, уважаемые педагоги, вам никогда не приходило в голову сменить профессию? Вас не одолевали мысли о том, что ваш труд – каторжный, неблагодарный, мало оплачиваемый, но слишком много требующий взамен? Вы не пропускали семейные торжества и праздники из-за того, что у вас педсовет, или семинар, или открытый урок? Вы не оставляли своих детей дома одних, отправляясь с учениками на экскурсию, или в поход? Вы не отказывались от больничного листа из-за того, что грядет открытый урок, или фронтальная проверка, или единый государственный экзамен? Вас никогда не упрекали родственники в том, что надо больше времени уделять своему дому? А если у вас есть огород, могу поспорить, что посевная пора у вас начинается позже всех. Вы никогда не плакали от собственного бессилия что-либо изменить в сложившейся ситуации? Может, и плакали. Но не меняли. Почему – на это у каждого свой учительский ответ.

Потому что мы больны своей работой. Потому что мы любим школьный мир во всем его многообразии и даже безобразии. Потому что нас каждый день ждут ученики. Потому что рабочее место у школьной доски – это наша сцена, наши театральные подмостки. Потому что нас помнят наши выпускники. Потому что мы не мыслим своей жизни без детей и школы.

Сегодня проблемы воспитания и образования заботят каждого здравомыслящего человека. Еще сто лет назад К.Д. Ушинский отмечал, что ценности, на которые ориентировано воспитание, не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом. Цели воспитания должны быть вечными и должны соответствовать самой глубине человеческой природы. Сегодня мы осознаем правоту слов великого педагога. Учитель несет личную ответственность за выбор ценностей, критериев воспитания.

Нам довелось воспитывать подрастающее поколение в сложной общественной обстановке: к сожалению, забыты многие нравственные ориентиры. Ложь, коррупцию, лицемерие становятся нормой жизни для многих россиян. В погоне за процентами качества знаний, средними баллами, мы уходим от самого главного – души ребенка. Поэтому мы должны окружить подрастающее поколение заботой, не только давать прочные знания, но и воспитывать нравственную личность.

Проработав в средней школе 28 лет, убеждена, что мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, развития грамотной русской речи, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, средством нравственного, эстетического воспитания, является внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Основной целью внеклассной работы является развитие у школьников интереса к русскому языку и русской литературе как к учебным предметам, воспитание у них «бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами», воспитание любви и уважения к русскому языку – языку великого русского народа.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе обычно тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм. Тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы - это одна из особенностей внеклассной работы. Занимательность как характерная черта внеклассной работы не исключает глубины и серьезности в проведении занятий.

Основными формами внеклассной работы являются массовые, групповые и индивидуальные.



массовые

групповые

индивидуальные

Школьные вечера

Праздники

Неделя русского языка и литературы

Лекции

Диспуты

Конференции

Встречи с интересными людьми

Заседания клуба

КВН и др.

Кружки

Экспедиции

Экскурсии

Посещение музеев

Выпуск газет, альбомов и др.

Подготовка к олимпиаде

Подготовка к НПК
проектная деятельность




Остановлюсь на некоторых формах внеклассной работы, которые очень хорошо «прижились» в нашей школе.
Неделя русского языка и литературы
Большим праздником для учеников нашей школы является Неделя русского языка и литературы. Вбирая в себя различные эпизодические формы внеклассной работы, они привлекают школьников своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью. Начала, на которых строятся школьные праздники русского языка, выступают в тесном единстве, вовлекая в работу самых разных учеников, не оставляя никого равнодушным. Однако, чтобы Неделя стала подлинным праздником и достигла поставленной цели, вовсе не достаточно занять шесть дней недели подряд мероприятиями по русскому языку. Спланировать и провести подобную шестидневку гораздо легче, чем такой праздник, который бы имел свой девиз, тему, цели, оформление, чтобы содержанием остался надолго в сердцах учащихся. Поэтому к проведению Недели отношусь очень серьезно. В конце предшествующей недели в вестибюле выставляется красочный стенд с планом проведения Недели русского языка и литературы. А на линейке учащиеся в народных костюмах или Король русского языка зачитывает указ, в котором повелевает провести в школе Неделю.
c:\users\ирина\desktop\фото-неделя\img_0899.jpg
c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skf6e.jpgc:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skf70.jpg


В первый день недели, в понедельник, традиционно мы проводим конкурс «Самый грамотный ученик», в котором принимают участие учащиеся с 1 по 11 классы. Учащимся предлагается написать сочинение о русском языке. Вот лишь одно подтверждение – отрывок из сочинения ученицы 8 класса Богдановой Маши.

«До шестого класса русский язык не выделялся мною из других школьных предметов. Изучение его казалось даже чем-то скучным, но необходимым. Но в конце шестого класса нашей учительницей был организован небольшой вечер русского языка, на котором давалось кое-что из этимологии, объяснялись фразеологические выражения, проводились языковые игры. Помню, меня удивило, что все это тоже, оказывается, входило в круг школьного предмета русский язык. На какое-то время возник интерес к языку, но в бесчисленных упражнениях и диктантах было столько скучного, что русский язык стал опять только обязанностью.

В седьмом классе меня попросили подтянуть моего соседа по парте. К занятиям с ним я старалась найти материал поинтереснее, потруднее, интерес к русскому языку опять возрос.

Но особенно повлияло на мое отношение к русскому языку изучение синтаксиса. С запятыми я была не в ладах: они ставились мною при каждой сколько-нибудь значительной паузе. Я прослышала в то время об авторских знаках, и меня удивляло, почему мои запятые зачеркивались. Мы с моей учительницей договорились, что, если я сумею обосновать постановку знака, она его признает. Вот тут-то мне и пришлось посидеть с учебником. Я поняла, что к русскому языку нужно подходить очень серьезно и вдумчиво. Теперь каждое заданное правило выучивалось мною как молитва...»

Каждый год, проводя Неделю, планирую одно открытое мероприятие, к которому готовимся заранее, потому что оно проводится в актовом зале для учащихся 1—11 классов. Часто это мероприятие фольклорного характера. Очень люблю проводить такие праздники. Выбор таких мероприятий объясняется и интересом учащихся к прошлому нашей страны, ее обычаям и обрядам. Учащиеся выбирают роли по желанию, подбираются костюмы (мы их берем в сельском Доме культуры), подбираем музыку, долго работаем над выразительностью слов выступающих. Когда все отрепетировано, представляем на суд зрителям. Такие мероприятия проходят с большим успехом и доставляют всем истинное наслаждение. Выступающие приобретают навык владения литературной речью, навык выразительно произносить текст, смело держаться на сцене.

Все мероприятия сопровождаются презентациями, которые составляются вместе с ребятами.

За эти годы проведено множество мероприятий, например:

«Красным девицам – красны подарочки»,
c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skfb1.jpg
«Отец бережет до венца, а муж – до конца», c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skf113.jpg
«Просим в гости на блины» c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skf59.jpg

c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skfaf.jpg

«Люблю, Россия, твою старину!»,

«Романса звуки чудные», c:\users\ирина\desktop\фотографии\семинар видео\pict0086.jpg
c:\users\ирина\desktop\документы\история тульского пряника\рисунок10.jpg c:\users\ирина\desktop\документы\история тульского пряника\рисунок9.jpg «История русского пряника»,


c:\users\ирина\desktop\фотографии\img_0220.jpg
«Я знаю, что семья – это самое главное для ребенка»c:\users\ирина\desktop\фотографии\img_0219.jpg

и многие другие.

c:\users\ирина\desktop\фотографии\здоровье\img_0755.jpg

«Сказка – урок добрым молодцам»
c:\users\ирина\desktop\фотографии\img_0129.jpg
«Горе тому, кто добра не делает никому»

c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skfbb.jpg

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет»
c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\копия skf3c.jpg
«Тепло там, где добро»
В конце недели учащиеся получают награды за участие: грамоты, сладкие призы.

c:\users\ирина\desktop\фото-неделя\img_0896.jpg
c:\users\ирина\desktop\фото-неделя\img_0894.jpg


Еще одна форма внеклассной работы приносит свои плоды, это кружок «Родное слово». Так как все годы являюсь классным руководителем, работу кружка веду со своими ребятами с 5 по 11 классы. Цель кружка – формирование навыков речевого общения в актуальных для ученика сферах – учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Главной формой работы кружка является тематическая беседа, ориентированная на данные сферы речевого общения. В беседы включены тексты, а также различного рода вопросы и задания. Часто включаю в урок текст или проблемное задание, которое повышает интерес учащихся к овладению русским языком, активизирует их русскую речь, приближает учебные ситуации к условиям естественного речевого общения. Темы и тексты заданий выбираются с учетом возраста учащихся и уровню владения русской речью. Так в 5-6 классах доминирующей формой речевого общения является ситуативный диалог, как наиболее естественный вид речи. Основной формой монологической речи является подготовленное самостоятельное высказывание, отражающее наиболее интересные эпизоды из жизни школьника, увиденное или услышанное им. Например, первая тема в 5 классе называется «Ты и твоя школа». Пятиклассникам предлагается ответить на вопросы:

- любите ли вы свою школу?

- почему интересно учиться?

- что значит быть добросовестным, организованным, самостоятельным?

- почему все люди в нашей стране должны хорошо говорить по-русски?

- какая работа приносит людям радость?

- какое увлечение заслуживает уважения?

- что значит уметь учиться?

- что для вас означает понятие «самостоятельный человек»?

Можно предложить какой-то поучительный текст и задать учащимся несколько вопросов. Например, предлагаю стихотворение М. Лубянской «Интересная книга», а затем пятиклассники должны дать ответы на вопросы:

- Конечно, ночью читать нехорошо. Но что делать, если книга интересная! Как вы думаете, почему так понравилась эта книга мальчику, девочке, маме и дедушке?

c:\users\ирина\desktop\фотографии\и.ф\skf80.jpg

Участники кружка подготовили мероприятие

«Союз волшебных звуков, чувств и дум»


В 7-9 классах учащиеся овладевают навыками ведения тематической беседы, умением участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Они должны научиться выступать с монологическими высказываниями, излагать основную мысль текста.

В 7 классе предлагаю тему «Ты и мир книги» и проблемы для обсуждения:

- что вы читаете?

- какие люди пишут книги?

- заменит ли компьютер книгу?

Предлагаю высказывание: «Один мудрец сказал: «Как быстрокрылая птица не может сразу высоко взлететь, так и острый ум человека, не познав книги, не может подняться до совершенства».

Этот речевой материал поможет формированию умения принимать участие в дискуссии, выражать свое мнение по той или иной проблеме.

В 10-11 классах основными формами обучения речевому общению можно назвать диспут, дискуссия, доклад, заметка в газету, рецензия или аргументированная оценка содержания статьи, сообщение на определенную тему, которое станет предметом для дальнейшего обсуждения в классе.

В 10 классе обсуждаем тему « Ты и твоя общественная деятельность». На материале этой темы обсудим такие вопросы:

- какие навыки развивать?

- как научиться выступать перед аудиторией?

- что такое самоуправление в школе и классе?

- устарела ли верность?

- может ли каждый быть верным?

Учащиеся старших классов узнают о таком понятии как коммуникативный минимум. «Как начать устное выступление», «Как рассказать об общественной работе», «Как обменяться мнениями о телепередаче» - эти проблемы, по-моему, заставляют старшеклассников давать обоснованные ответы, опираясь на свой, пусть короткий, но жизненный опыт.
Еще одной формой внеклассной работы является переписка. Вас это, конечно, удивит. В век компьютерных технологий писать письма? Да, мы пишем, и учащимся это интересно, потому что для них этот, казалось бы, устаревший жанр кажется, наоборот, новым.

Участвуя в работе научно-практических конференций, мы стараемся куда-то написать. Первый раз мы писали письмо в Ясную Поляну, в музей имени Льва Николаевича Толстого с просьбой ответить нам на вопрос: сохраняются ли сегодня в усадьбе народные традиции, которые были во времена великого писателя. Мы получили ответ от директора школьного музея Галины Николаевны Пироговой, которая очень подробно описала нам жизнь Ясной Поляны в наши дни.

Ответ мы получили и из села Константиново Рязанской области, с родины Сергея Есенина. Работая над докладом «Стихи начал писать, подражая частушкам», у нас возник вопрос: кто из близких родных Есенина жив. Сотрудники музея представили нам эту информацию в виде схемы. Ксерокопии этой схемы мы распространили среди педагогов г. Бугульмы.

Писали в город Елабугу в музей имени М.И.Цветаевой.

В 2008 году писали письмо писателю В.Н.Крупину. В подарок мы получили книгу с дарственной надписью и письмом-обращением к учащимся 7 класса. Сколько было радости у учащихся, когда мы получили бандероль! Слова Владимира Николаевича мы часто вспоминаем, когда говорим о пользе чтения. Он написал: «Моим самым лучшим читателям, отрокам и отроковицам. А ведь я сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу.

Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него. Любите Россию, другой нет, и не будет». Для учеников эти слова являются нравственным наставлением.

Такая работа помогает учащимся приобретать навык формирования правильной русской речи, дети учатся грамотно формулировать мысли, учатся речевому этикету. Получая ответ, учащиеся получают моральное удовлетворение, они знают, что их труд не напрасен, что они оставляют материал для своих сверстников.

По-моему, такая работа очень плодотворна, и мы ее, конечно, будем продолжать.

В наши дни многие говорят о возрождении России, ждут улучшения жизни и всяческих благ, но совсем немногие предпринимают реальные шаги для того, чтобы внести хоть малую лепту в общее дело.

Что могу сделать я как учитель?

Учить и воспитывать доверенных мне детей, делая акцент на непреходящие ценности: добро, человечность, любовь, чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества. Не должны быть пустым звуком слова «мать», «Россия», «гражданский долг». Вскоре на плечи сегодняшних школьников ляжет ответственность за будущее России. И к этому подрастающее поколение нужно готовить, развивая духовность, нравственность, способность отдавать силы, талант, энергию на благо общества и государства.

В заключение хочется сказать, что со многими своими учениками продолжаю поддерживать связь после выпуска. Я очень ценю их телефонные звонки, не менее дороги их сообщения по интернету. Они часто говорят спасибо за уроки русского языка и литературы, за внеклассные мероприятия, которые сыграли большую роль в становлении их характера. Я знаю, что занятия на русском языке и по русскому языку способствовали воспитанию достойного Человека. Отзывы моих выпускников окрыляют меня, убеждают в том, что я иду по правильному пути.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск