Обучение грамоте
Урок 41 (2 ч.).
Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного образца. Цели:
– формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;
– формируем умение понимать роль заглавной буквы;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать и записывать текст. Оборудование: карточки с заглавными буквами О Г П Т Р И У М К, образцы штриховки.
Символы
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний
| Работа в тетради для печатания. 3
На доске написаны буквы.
– Что общего у букв, написанных на доске: О, Г, П, Т, Р, И, У, М? (Они заглавные.)
– На какие группы их можно разделить?
– Для чего в русском языке нужны заглавные буквы?
| Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
| ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
| – Выберите первую букву для слова. (Учитель называет слова, дети сами записывают заглавную букву в тетради для печатания.)
– Туапсе (Т), Георгий (Г), Ирина (И), Олег (О), Ульяновск (У), Москва (М), Руслан (Р), Пётр (П), Клара – ? 4
– Какой вопрос возник? (Как записать эту букву?)
– Кому знакома эта буква?
– Найдите на образцах букв на доске К.
– Для чего нужна заглавная буква К?
– Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы К?
– Сравним печатную и письменную буквы.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
Знакомство с заглавными буквами.
Письмо букв, слогов и слов.
Чтение слогов и слов.
Работа с предложением.
Запись текста.
Работа с текстом.
– Давайте посмотрим на заглавную букву К. Работа в прописи. 4 3 2
– Откройте с. 13 прописи, посмотрите на табло.
Анализ элементов буквы К на табло.
– Из каких элементов состоит заглавная буква К?
– С чего начинаем письмо этой буквы?
Учитель показывает.
– Начинаем писать с верхнего элемента-штриха. (Под счёт: и.)
Ученики показывают, как пишется буква К, рукой в воздухе.
(Счёт: и-раз-и–и-два-и.)
Написание буквы К на первой и второй строчках.
– Переверните страницу. Прочитайте слоги с буквой К.
– Подберите слова, в которых встречаются эти слоги.
– Обведите те слоги, которые встретились в названных вами словах.
– Посмотрите на табло с буквой Н.
– Из каких элементов она состоит?
– С чего начинаем письмо этой буквы?
Учитель показывает на доске написание Н, обращая внимание на последовательность и плавность линий.
Упражнение в «воздухе». Счёт: и-раз-и–и-два-и. Потом дети обводят и прописывают букву. Затем – слоги по заданию учителя ручками двух цветов.
– Почему заглавные буквы К, Н пишем на одном уроке? 5 4
Сравнение элементов.
– Чему сейчас учились? 4
| 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
| ΙΙΙ. Применение нового знания
| 1. Работа в «Букваре». 5 6 3 1
Чтение слов, беседа о географических названиях.
– О каких словах мы вчера прочитали в тексте?
– Какие из них пишутся с большой буквы?
– Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
– Просмотрите все слова на с. 70. Прочитайте их про себя.
– Что общего у слов?
– Давайте найдём названия городов.
Дети называют известные им города, учитель добавляет названия городов, которые не знакомы детям.
– Какие города расположены на территории нашей страны?
– Кто знает, где находятся Токио, Осака, Нагасаки, Осло?
– Как написаны названия городов?
– Прочитайте названия рек. (Игарка, Ока, Кама, Лимпопо, Миссисипи, Нил.)
– Какие реки протекают в России?
– Как написаны названия рек?
– Что такое Ниагара? Посмотрите на картинку слева. (Это водопад.)
– Что такое Крит, Канары? (Это острова.)
– Что такое остров? Посмотрите на картинку справа. (Остров – часть суши, которая со всех сторон окружена водой.)
– Как же пишутся географические названия?
– Есть здесь название географического объекта, рядом с которым вы живёте?
– Какие заглавные буквы понадобились, чтобы написать все эти слова? Назовите буквы и обведите буквы К и Н в кружок.
– Какие географические названия начинаются с буквы гласного звука? Отметьте красной точкой гласные звуки.
– Какие слова начинаются с букв согласных? Отметьте их соответствующей точкой.
Игра «Кто больше».
– Какие реки, города и страны на буквы К, Н, С вы знаете?
Нева, Новгород, Новороссийск, Нигерия, Неман, Новосибирск, Николаев, Норвегия, Нил, Новокузнецк, Нижневартовск, Никарагуа, Нигер, Норильск, Намибия. Кама, Куйбышев, Кишинёв, Китай, Колумбия, Колыма, Караганда, Киев, Кения, Конго. Северная Двина, Североморск, Смоленск, США, Сунгари, Саратов, Севастополь, Сенегал, Судан. – Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
– Откройте тетради для печатания, напишите имя, которое начинается на букву К или Н. 2. Работа в тетради для печатания, с. 20. 3. Работа в прописи. 2 5
– Чьи портреты изобразил на странице художник? (Портреты детей.)
– Какие слова написаны в столбике? (Имена.)
– Догадались, какое задание предлагает художник? (Подписать имена.)
– Какое правило надо помнить при записи имён людей? (Имена людей пишутся с большой буквы.)
– Выделите графически (уголком) заглавную букву в каждом слове.
– Какие заглавные буквы потребовались?
– Сколько слогов в каждом имени? Отметьте гласные звуки красными точками.
– Прочитайте имена девочек. Сколько их?
– Прочитайте имена мальчиков. Сколько их?
– Подчеркните первый слог каждого имени. Какое соединение для письменных букв нужно использовать?
– В каком имени две одинаковые буквы стоят рядом?
– В каком имени только два слога?
– Подпишите под портретами имена детей.
Проверка.
– Перечитайте записанные вами слова. Как они написаны? Почему?
Списывание текста с печатного образца (с. 13). 1 3 4 2 1 5
– Посмотрите на с. 13. Что изображено на картинке?
Этапы работы.
1. Работа с текстом до чтения.
а) Рассматривание картинки, беседа.
– Что вам известно про кактусы?
– Где растут кактусы?
– Есть ли у текста название?
б) Выборочная штриховка в разных направлениях.
– Заштрихуйте кактусы. Какую выберем ручку для штриховки?
Учитель показывает направление штриховки с помощью карточки. Первый кактус
Второй кактус
Третий кактус
Четвёртый кактус
2. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста про себя.
б) Проверка первичного восприятия.
– Подходит ли картинка к этому тексту?
в) Подготовка к списыванию текста.
– Можно ли убрать из текста некоторые предложения, чтобы смысл при этом не изменился? Посмотрим каждое предложение.
У Кости и Кати у окна растут кактусы.
– Будем ли писать это предложение? (Конечно, иначе как узнаем про ситуацию, о которой рассказывает автор?)
У кактуса иголки.
– А это предложение? (А это можно убрать, ведь всем известно, что у
кактусов иголки.)
Мама мыла окна.
– А это предложение будем записывать? (Конечно, иначе как узнаем про то, что произошло.)
Кактусы упали.
– Будем записывать? (Да.)
У Кости ранка.
– И это запишем? (Да.)
Он уколол руку.
– А это предложение? (Это писать не будем, и так понятно, что он помогал маме и уколол руку.)
– Какое название подойдёт к тексту? («Кактусы», «Про кактусы».)
– А как вы определили, что это текст?
– Сколько предложений в этом тексте? Отметьте уголком начало каждого предложения. – Прочитайте первое слово каждого предложения. Подчеркните большую букву в каждом слове.
– Сколько раз в тексте использовали предлог У? (4.) А для начала предложения? (3.)
– Сколько точек поставлено в тексте? Докажите. Подчеркните точки двумя чертами.
– Кто герои этой истории? Прочитайте имя девочки.
– Сколько детей у мамы?
– А кто старший из ребят? (Можем предположить, что это Костя, он помогал маме.)
– С какой буквы написаны имена ребят? Обведите её в кружок.
– Сколько раз встречаются в тексте имена?
– Какое слово в тексте встречается три раза? (Кактусы.)
– Отметьте цветными точками все звуки в этом слове.
– Сколько красных точек? Сколько синих точек получилось? Сколько зелёных? (Зелёных нет; синих – 4; красных – 3.)
– Какое слово в тексте встречается два раза? (Окна, Кости.)
– Отметьте гласные звуки в этих словах.
– В каком слове два гласных [о]? (Уколол.)
– Какое слово однокоренное? (Укол.)
– Отметьте гласные звуки, поставьте ударение. Проговорите это слово орфографически.
– Найдите слово, которое заканчивается глухим согласным звуком. (Растут.)
– Отметьте цветными точками все звуки в этом слове.
– Сколько красных точек? Сколько синих точек?
– Какое слово начинается и заканчивается одинаковой буквой? (Иголки.)
– Отметьте цветными точками все звуки в этом слове.
– Сколько красных, зелёных, синих точек поставили?
г) Чтение хором вслух текста, который получился после отбора предложений.
Самостоятельное выборочное списывание с проговариванием.
Коллективная проверка с помощью вопросов учителя.
– Сколько предложений в вашем в тексте? (4.) Докажите. Выделите начало и конец каждого предложения.
– Сколько раз встречаются в тексте имена? Докажите графически.
– Сколько раз в тексте написали предлог У? (3.) А в начале предложения? (2, так как два предложения не записывали.)
– Назовите гласные звуки в слове кактусы.
– Какую работу сейчас выполняли?
– В чём трудность при списывании с печатного текста?
– Какие ошибки можно допустить?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились со списыванием.
– Как оценили свою работу? Почему?
|
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
| ΙV. Итог
| – Что нового и интересного узнали о словах русского языка? 4 4
– Чему сегодня научились?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
|
| Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно написали заглавные буквы.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно классифицировали слова.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и правильно записывали имена детей.
* Отметить учеников, которые правильно выполняли штриховку по образцу.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту, выполняли схемы слов, а также списывали текст.
|