Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода»





Скачать 130.12 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода»
Дата публикации20.08.2014
Размер130.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МБОУ Екатериновская сош

Урок окружающего мира по теме:

«Замечательное вещество – вода»

3 класс, УМК «Гармония»

Учитель начальных классов

Владышникова

Людмила Александровна

2013 г.

Конспект урока.

Девиз урока: Вода есть зеркало поступков,

Что в действии находит отражение.

Она основа жизни без всяких предрассудков,

Поэтому достойна уважения.

Тема:

Цели:

Тип урока:

Оборудование:

Структура

урока:


Замечательное вещество – вода.

Обучающий аспект:

  • расширить и углубить представление детей о воде, её значении для всегоживого на Земле;

  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов, познакомить с водоохранными мерами.

Развивающий аспект:

  • способствовать развитию креативности и эмоциональной сферы обучающихся;

  • развивать творческую активность.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать экологическое мировоззрение, любовь к родному краю;

  • формировать у школьников бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ПК,мультимедийный проектор,карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация power point, приборы для проведения исследования свойств воды и способов её очистки.

Этапы: подготовительный (актуализация), усвоение нового материала, первичное закрепление и применение знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание по выбору учащихся.

Единица содержания: бережное отношение к источникам пресной воды.

Формирование ключевых компетенций:

  • коммуникативные (работа в группах, в парах),

  • учебно-познавательные (цель исследования, результат исследования, вывод)

Граница знания – незнания:

  • дети знают:

- понятия –водоём, естественный водоём, искусственный водоём, пресные водоёмы;

- как используется пресная вода человеком;

-чем важны реки для природы и человека

  • дети не знают:

-какими свойствами обладает вода;

- источники загрязнения воды и способы её очистки.


Ход урока:

Деятельность учителя

I. Подготовительный этап (актуализация знаний).

Задачи этапа:

1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке.

2).Развитие произвольного внимания.

3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи).

4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).

1.Рефлексия.

- На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?

-Каков состав воздуха?

-Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?

-Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.

-Без чего ещё не могут существовать живые организмы?

-Верно. Второй важнейший источник жизни- вода.

2. Эмоциональный настрой.

Слайд №2 (музыкальное сопровождение «Шум моря и флейта»)

3.Объявление темы урока: Замечательное вещество-вода.

Постановка учебной задачи.

-Прочтите девиз нашего урока.

-Как понимаете эти строки?

-Какова основная мысль этого высказывания?

-Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке?

Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.

Роль воды в жизни живых организмов.

(Слайды №3,4)

Страничка для любознательных. (Слайд №5.)

-Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.

-Подсчитайте количество воды в своём организме.

Слайды№6,7,8

-Итак, повторим. Как человек использует воду?

-Проверим свои ответы.( Слайд №9) О чём не сказали, не знали?

-Как вы считаете, мы справились с заданием?

-Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Педагогическое оценивание.

II. Этап усвоения нового материала.

Задачи этапа:

1).Развивать речь учащихся ( введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).

2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).

3).Развивать аналитические умения.

1.-Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?

-Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

(Слайды№10,11,12.)

2.-Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду?

3.- В каких ещё водоёмах может быть пресная вода?

-Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться. (Слайд №13)

-Где узнать истину?

4.-Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?

5.Постановка проблемы.

-В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15). Почему это произошло, нам предстоит выяснить.

Запись на доске:

6.Почему запасы пресной воды ограничены?

Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река».

(Слайды№16-23.) (Слайд №16 – звуковое сопровождение «Поток воды»).(Слайд №17 – Звуковое сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»).

7.Минутка отдыха (Исп. музыкальное сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»)

8.Беседа.

- Могли ли события, описанные в сказке, произойти в действительности?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке?

-Что случилось с горожанами, когда речка ушла?

-Смогли бы мы жить без рек?

9.-Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?

(Слайд №24)

10.Региональный компонент.

-Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.)

-Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?

11.Как загрязняются реки. (Слайды№26,27,28.)

-К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30)

- Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?

- Как происходит загрязнение рек? (Вопрос записываю на доске).

-К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Основная причина загрязнения – сброс сточных вод. (Слайд №31.)

12.Постановка проблемы.

-Как помочь рекам? (Вопрос записываю на доске).

-Какие задачи для этого необходимо решить?

13.- А хотите сами поучаствовать в очистке реки? Тогда проведём эксперимент.

Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).

Инструктаж о технике безопасности.

-У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?

-В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?

- Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.

-Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.

-Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.

- О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).

-О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.

14.-Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.

Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...

-Помогите мне закончить мысль.(Слайд №32).)

-Как же происходит очистка воды с помощью фильтров? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике.(Задание предлагается ученикам по вариантам).

-Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы.( Слайд №33).

-Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области?

Сообщения:

  1. Река Темерник просит о помощи...

  2. Мокрый Еланчик возрождается.

  3. Пока речка ещё жива...(Река Сухой Еланчик в с. Екатериновка).

(Слайды №34,35,36)

- Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе.

III.Этап первичного закрепления и применения знаний.

Задачи этапа:

1). Определение уровня усвоения материала.

2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.

3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

4).Формировать навыки проектной деятельности.

1.-Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:

Как помочь рекам стать чистыми.

-Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик).

Ролевая игра.

Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.

Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.

В ходе работы оказываю помощь командам.

Знакомство с результатом деятельности.

-Что не учли?

- Как помочь реке стать здоровой?

2.- Оцените своё участие в работе.

IV. Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа:

1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.

3). Учить вычленять главное, делать выводы.

1. -Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?

-Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).

-Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?

-Чем опасно загрязнение рек?

-Оцените свою степень участия в уроке, используя личную карточку участника.

2.Рефлексия коммуникативных умений:

-Получилась ли у вас сегодня работа в группе?

-Сумели ли вы слушать своих товарищей?

-Кто был самым активным в вашей группе?

-Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?

3.Личная рефлексия:

Заполнение личной карточки учащегося:

1.Я всё понял по теме: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

2.Мне нравится самостоятельно получать знания: 0,1,2,3,4,5,6,7,

8,9,10.

3.Мне нравится сегодня работать в группе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

V. Домашнее задание (разноуровневое).Записано на доске.

1).Подготовить материал к экопроекту «Живи, река!»

2).Подготовить сообщение по одной из тем:

  • Как относились к воде наши предки.

  • Почему надо экономить воду.

3).Задание для тех, у кого в доме водопровод:

  • Узнать у родителей, сколько вы платите за пользование водой в месяц, в год.

  • Выяснить, экономно ли вы тратите воду.

VI.Завершение урока.

-Вода – это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?!

(Обращение к детям сопровождается показом слайдов

37,38,39).(Слайд №37- Звуковое сопровождение «Звуки природы»).

-Спасибо за работу!


Деятельность учащихся

Дают ответы, используя свои знания.

Высказывают предположения.

Читают, осмысливают, определяют основную мысль.

Дети формулируют задачу урока.

Предполагаемый ответ:

научиться бережно относиться к воде.

Группа ребят представляет информацию в виде презентации.

(Слайды №3- №9)

Самостоятельная работа, открытие новых знаний, взаимопроверка.

Ответы детей.

Самооценка, взаимооценка.

Высказывают своё мнение.

Рассуждают, высказывают предположения (проблемно-поисковый метод).

Поиск информации в интернет.

Талая вода самая пресная, а значит и самая чистая. В такой воде почти нет растворённых солей, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека.

Предполагаемый ответ: в озёрах, в озере Байкал.

Рассуждают, участвуют в дискуссии (проблемно-поисковый метод)

Использование сети интернет.

Специалисты утверждают, что своей уникальностью озеро обязано живым организмам, которых в нём больше, чем в каких-либо других пресных водоёмах.

Работа с картой.

Чтение информации на слайдах.

Подготовленные дети по очереди читают сказку, сопровождая показом слайдов.

Анализируют сказку, делают выводы.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ответ.

Работа с картой Ростовской области. Находят и показывают объекты.

Дети высказывают предположения.

Предполагаемые ответы: к болезням людей, гибели рыбы, к сокращению запасов пресной воды.

Анализируют, дают ответы.

Предлагают своё решение проблемы.

Дети ставят предположительно следующие задачи:

1) Выяснить какие меры необходимо предпринять для очистки водоёмов?

2)Что нужно сделать, чтобы реки оставались чистыми?

Работают в парах, проделывают опыты.

Наблюдают, рассуждают, делают выводы.

Дети испытывают радостные чувства сопричастности к общему благому делу.

Анализируют, дают ответы.

Предполагаемый ответ:

река не будет загрязняться.

Самостоятельная работа (учебник с.81) с последующей взаимопроверкой.

Этот факт вызовет удивление и восхищение у ребят.

Трое учащихся выступают с сообщениями (заранее подготовленными) о состоянии малых рек Ростовской области.

(Используются материалы средств массовой информации, в т.ч. из сети интернет)

(Сообщения сопровождаются показом слайдов №34,35,36)

Самооценка.

Работают в команде.

В ходе обсуждения, дискуссии возникает проект возрождения реки.

Предполагаемый проект:

1.Установить на берегах реки знаки, запрещающие выброс бытового мусора.

2.Очистить родники, питающие реку, и берега реки от мусора.

3.Вести разъяснительную работу среди населения в средствах массовой информации.

4.Обратиться с просьбой к администрации села о разработке проекта по очистке русла реки.

Самооценка и взаимооценка деятельности.

Дети формулируют краткие ответы.

Заполняют личную карточку участника.

Используемый материал:

  • О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир, 3 класс, ч.1;

  • Е.В. Посошенко. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей гпд. Ростов н/Д, 2007;

  • Материалы периодической печати;

  • Информационные ресурсы: www. rusedu.ru. ; www.wikipedia.org.;www.fotki

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода»
Цель урока: ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок по теме: «Вода вещество привычное и необычное» (8 класс)
Цель урока: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, географии, физики, химии, экологии)
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconРеферат по химии на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconРеферат по исследовательской работе на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные»
Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям)
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии...

Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира по теме "Березовая роща"
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить
Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» iconУрок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги»
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск