МБОУ Екатериновская сош
Урок окружающего мира по теме:
«Замечательное вещество – вода»
3 класс, УМК «Гармония»
Учитель начальных классов
Владышникова
Людмила Александровна
2013 г.
Конспект урока.
Девиз урока: Вода есть зеркало поступков,
Что в действии находит отражение.
Она основа жизни без всяких предрассудков,
Поэтому достойна уважения.
Тема:
Цели:
Тип урока:
Оборудование:
Структура
урока:
| Замечательное вещество – вода.
Обучающий аспект:
расширить и углубить представление детей о воде, её значении для всегоживого на Земле;
рассмотреть причины загрязнения водоёмов, познакомить с водоохранными мерами.
Развивающий аспект:
способствовать развитию креативности и эмоциональной сферы обучающихся;
развивать творческую активность.
Воспитательный аспект:
воспитывать экологическое мировоззрение, любовь к родному краю;
формировать у школьников бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ПК,мультимедийный проектор,карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация power point, приборы для проведения исследования свойств воды и способов её очистки.
Этапы: подготовительный (актуализация), усвоение нового материала, первичное закрепление и применение знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание по выбору учащихся.
Единица содержания: бережное отношение к источникам пресной воды.
Формирование ключевых компетенций:
коммуникативные (работа в группах, в парах),
учебно-познавательные (цель исследования, результат исследования, вывод)
Граница знания – незнания: - понятия –водоём, естественный водоём, искусственный водоём, пресные водоёмы;
- как используется пресная вода человеком;
-чем важны реки для природы и человека -какими свойствами обладает вода;
- источники загрязнения воды и способы её очистки.
| Ход урока:
Деятельность учителя
I. Подготовительный этап (актуализация знаний).
Задачи этапа:
1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке.
2).Развитие произвольного внимания.
3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи).
4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).
1.Рефлексия.
- На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?
-Каков состав воздуха?
-Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?
-Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.
-Без чего ещё не могут существовать живые организмы?
-Верно. Второй важнейший источник жизни- вода.
2. Эмоциональный настрой.
Слайд №2 (музыкальное сопровождение «Шум моря и флейта»)
3.Объявление темы урока: Замечательное вещество-вода.
Постановка учебной задачи.
-Прочтите девиз нашего урока.
-Как понимаете эти строки?
-Какова основная мысль этого высказывания?
-Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке?
Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.
Роль воды в жизни живых организмов.
(Слайды №3,4)
Страничка для любознательных. (Слайд №5.)
-Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.
-Подсчитайте количество воды в своём организме.
Слайды№6,7,8
-Итак, повторим. Как человек использует воду?
-Проверим свои ответы.( Слайд №9) О чём не сказали, не знали?
-Как вы считаете, мы справились с заданием?
-Оцените свою работу и работу своих товарищей.
Педагогическое оценивание.
II. Этап усвоения нового материала.
Задачи этапа:
1).Развивать речь учащихся ( введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).
2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).
3).Развивать аналитические умения.
1.-Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?
-Где сосредоточены основные запасы пресной воды?
(Слайды№10,11,12.)
2.-Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду?
3.- В каких ещё водоёмах может быть пресная вода?
-Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться. (Слайд №13)
-Где узнать истину?
4.-Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?
5.Постановка проблемы.
-В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15). Почему это произошло, нам предстоит выяснить.
Запись на доске:
6.Почему запасы пресной воды ограничены?
Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река».
(Слайды№16-23.) (Слайд №16 – звуковое сопровождение «Поток воды»).(Слайд №17 – Звуковое сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»).
7.Минутка отдыха (Исп. музыкальное сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»)
8.Беседа.
- Могли ли события, описанные в сказке, произойти в действительности?
-Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке?
-Что случилось с горожанами, когда речка ушла?
-Смогли бы мы жить без рек?
9.-Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?
(Слайд №24)
10.Региональный компонент.
-Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.)
-Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?
11.Как загрязняются реки. (Слайды№26,27,28.)
-К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30)
- Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?
- Как происходит загрязнение рек? (Вопрос записываю на доске).
-К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Основная причина загрязнения – сброс сточных вод. (Слайд №31.)
12.Постановка проблемы.
-Как помочь рекам? (Вопрос записываю на доске).
-Какие задачи для этого необходимо решить?
13.- А хотите сами поучаствовать в очистке реки? Тогда проведём эксперимент.
Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).
Инструктаж о технике безопасности.
-У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?
-В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?
- Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.
-Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.
-Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.
- О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).
-О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.
14.-Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.
Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...
-Помогите мне закончить мысль.(Слайд №32).)
-Как же происходит очистка воды с помощью фильтров? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике.(Задание предлагается ученикам по вариантам).
-Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы.( Слайд №33).
-Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области?
Сообщения:
Река Темерник просит о помощи...
Мокрый Еланчик возрождается.
Пока речка ещё жива...(Река Сухой Еланчик в с. Екатериновка).
(Слайды №34,35,36)
- Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе.
III.Этап первичного закрепления и применения знаний.
Задачи этапа:
1). Определение уровня усвоения материала.
2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.
3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.
4).Формировать навыки проектной деятельности.
1.-Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:
Как помочь рекам стать чистыми.
-Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик).
Ролевая игра.
Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.
Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.
В ходе работы оказываю помощь командам.
Знакомство с результатом деятельности.
-Что не учли?
- Как помочь реке стать здоровой?
2.- Оцените своё участие в работе.
IV. Итог на рефлексивной основе.
Задачи этапа:
1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.
2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.
3). Учить вычленять главное, делать выводы.
1. -Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?
-Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).
-Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?
-Чем опасно загрязнение рек?
-Оцените свою степень участия в уроке, используя личную карточку участника.
2.Рефлексия коммуникативных умений:
-Получилась ли у вас сегодня работа в группе?
-Сумели ли вы слушать своих товарищей?
-Кто был самым активным в вашей группе?
-Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?
3.Личная рефлексия:
Заполнение личной карточки учащегося:
1.Я всё понял по теме: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
2.Мне нравится самостоятельно получать знания: 0,1,2,3,4,5,6,7,
8,9,10.
3.Мне нравится сегодня работать в группе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
V. Домашнее задание (разноуровневое).Записано на доске.
1).Подготовить материал к экопроекту «Живи, река!»
2).Подготовить сообщение по одной из тем:
Как относились к воде наши предки.
Почему надо экономить воду.
3).Задание для тех, у кого в доме водопровод:
Узнать у родителей, сколько вы платите за пользование водой в месяц, в год.
Выяснить, экономно ли вы тратите воду.
VI.Завершение урока.
-Вода – это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?!
(Обращение к детям сопровождается показом слайдов
№ 37,38,39).(Слайд №37- Звуковое сопровождение «Звуки природы»).
-Спасибо за работу!
| Деятельность учащихся
Дают ответы, используя свои знания.
Высказывают предположения.
Читают, осмысливают, определяют основную мысль.
Дети формулируют задачу урока.
Предполагаемый ответ:
научиться бережно относиться к воде.
Группа ребят представляет информацию в виде презентации.
(Слайды №3- №9)
Самостоятельная работа, открытие новых знаний, взаимопроверка.
Ответы детей.
Самооценка, взаимооценка.
Высказывают своё мнение.
Рассуждают, высказывают предположения (проблемно-поисковый метод).
Поиск информации в интернет.
Талая вода самая пресная, а значит и самая чистая. В такой воде почти нет растворённых солей, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека.
Предполагаемый ответ: в озёрах, в озере Байкал.
Рассуждают, участвуют в дискуссии (проблемно-поисковый метод)
Использование сети интернет.
Специалисты утверждают, что своей уникальностью озеро обязано живым организмам, которых в нём больше, чем в каких-либо других пресных водоёмах.
Работа с картой.
Чтение информации на слайдах.
Подготовленные дети по очереди читают сказку, сопровождая показом слайдов.
Анализируют сказку, делают выводы.
Высказывают свою точку зрения и аргументируют ответ.
Работа с картой Ростовской области. Находят и показывают объекты.
Дети высказывают предположения.
Предполагаемые ответы: к болезням людей, гибели рыбы, к сокращению запасов пресной воды.
Анализируют, дают ответы.
Предлагают своё решение проблемы.
Дети ставят предположительно следующие задачи:
1) Выяснить какие меры необходимо предпринять для очистки водоёмов?
2)Что нужно сделать, чтобы реки оставались чистыми?
Работают в парах, проделывают опыты.
Наблюдают, рассуждают, делают выводы.
Дети испытывают радостные чувства сопричастности к общему благому делу.
Анализируют, дают ответы.
Предполагаемый ответ:
река не будет загрязняться.
Самостоятельная работа (учебник с.81) с последующей взаимопроверкой.
Этот факт вызовет удивление и восхищение у ребят.
Трое учащихся выступают с сообщениями (заранее подготовленными) о состоянии малых рек Ростовской области.
(Используются материалы средств массовой информации, в т.ч. из сети интернет)
(Сообщения сопровождаются показом слайдов №34,35,36)
Самооценка.
Работают в команде.
В ходе обсуждения, дискуссии возникает проект возрождения реки.
Предполагаемый проект:
1.Установить на берегах реки знаки, запрещающие выброс бытового мусора.
2.Очистить родники, питающие реку, и берега реки от мусора.
3.Вести разъяснительную работу среди населения в средствах массовой информации.
4.Обратиться с просьбой к администрации села о разработке проекта по очистке русла реки.
Самооценка и взаимооценка деятельности.
Дети формулируют краткие ответы.
Заполняют личную карточку участника.
| Используемый материал:
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир, 3 класс, ч.1;
Е.В. Посошенко. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей гпд. Ростов н/Д, 2007;
Материалы периодической печати;
Информационные ресурсы: www. rusedu.ru. ; www.wikipedia.org.;www.fotki
|