Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
средняя общеобразовательная школа № 2060
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ №2060
Руководитель МО
_________Егорова В.Ю ________Малютина А.Н. ______Гришанова Т.М.
«______»___________2013 г. «______»___________2013 г «______»___________2013 г
..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
ДЛЯ 6 КЛАССА
На 2013-2014 учебный год
Учитель истории и обществознания
Головина Н.И..
Г.Москва 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС ПО ОБЖ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена в полном соответствии с нормативными
документами, обеспечивающими реализацию программы на базовом уровне
и предназначена для изучения ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. В учебной программе для 6 класса структурные компоненты курса ОБЖ
представлены в учебных разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для курса с учётом перспектив его развития. Каждый раздел содержит темы. При этом количество тем может варьироваться.
В планировании представлены разделы:
1. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных природных ситуациях;
2. Основы медицинских знаний;
В рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды»,
«О безопасности дорожного движения» и др.
Предлагаемый объём материала является достаточным для формирования у обучаемых основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Главная функция данной программы – это её ориентация на личную безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях природного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приёмов оказания первой медицинской помощи.
После изучения каждого раздела выполняется итоговое занятие – обобщение и повторение пройденного материала. Это может быть доклад, реферат, проектное задание и практическая работа. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций, клубов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
| Общеучебные
| Воспитание школьников средствами данного предмета;
Развитие логического мышления;
Обучение школьников умению
Самостоятельно пополнять знания в области ОБЖ;
Формирование общеучебных умений (работа с учебником, со справочной литературой, использованием информационных технологий, совершенствование навыков грамотного говорения).
|
Предметно - ориентированные
| Воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни…
Развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни;
Обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь.
|
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ п./п.
| Нормативные документы
| 1.
| Закон РФ «Об образовании»
| 2.
| Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования. Стандарт среднего (полного)
Общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
| 3.
| Региональный образовательный стандарт «Безопасность жизнедеятельности»
| 4.
| Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности. Автор – составитель А.Т. Смирнов. ОБЖ.
Основы безопасности жизни. 2008 г.
| 5.
| Региональная программа курса ОБЖ. Сборник нормативно- правовых и методических документов образовательного процесса предмета ОБЖ. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, 2008г.
| 6.
| Письмо Министерства общего и профессионального образования № 1606/03 от 22 марта 2008г. «О включении в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
| 7.
| Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов; под ред. Ю.Л. Воробьёва.
Москва, АСТ: Астрель, 2013 г.
|
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ - Предмет ОБЖ преподаётся на базовом уровне 1 час в неделю.
- Соблюдается преемственность в преподавании с 5 по 11 классы.
- Соблюдаются интегративные линии с предметами биология, география,
физическая культура, химия, физика.
- Ориентиром для разработки данной программы явилась Примерная программа основного общего образования по предмету ОБЖ.
В рабочей программе реализованы требования Конституции РФ и федеральных законов РФ: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям: оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. *ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья; экологическое сознание;
*развитие познавательных мотивов, направленных на получение познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, формирование интеллектуальных умений;
*овладение умениями применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдение норм здорового образа жизни. Учебная программа рассчитана на 35 часов в соответствии с календарным графиком и реализуется в 6-х классах за 35 часов согласно графику.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Характеристика содержательных основных линий,
наименование разделов учебной программы
В программе по ОБЖ отражены основные содержательные линии:
1.
| Формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения.
| 2.
| Изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни.
| 3.
| Ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения.
| 4.
| Освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях.
| 5.
| Понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности.
| 6.
| Формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества.
| 7.
| Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
| 8.
| Самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния.
| 9.
| Формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.
| 10.
| Подготовка подростков к жизни в реальном мире.
|
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п
| Модули (Раздел)
| Примерное кол-во
часов
| 1.
| Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.
Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.
Проверочная работа №1.
|
5 час.
| 2.
| Пребывание человека в различных климатических условиях.
Проверочная работа №2.
|
3 час.
| 3.
| Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
Проверочная работа №3.
|
16 час.
| 4.
| Раздел 2. Основы медицинских знаний.
Оказание медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
|
10 час.
| 5.
| Итоговый урок контроля учащихся.
| 1 час
|
| Итого за год:
| 35 час.
|
2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности
обучающиеся должны: Знать/помнить:
1. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности.
2. Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
3. Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию.
4. Криминальные ситуации и пути их устранения.
5. Правила поведения в любой опасной ситуации.
6.Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Уметь:
1. Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.
2. Принимать решение и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций, и в местах большого скопления людей.
3. Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
4. Действовать при угрозе криминальных ситуаций, соблюдая правила личной безопасности.
5. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях: при ожогах, отравлениях, обморожениях, кровотечениях.
6. Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание, всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. Для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.
2. При пользовании бытовыми приборами и инструментами.
3. С целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта.
4. При обращении в случае необходимости в соответствующие инстанции экстренной помощи. 2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Виды контроля: тестирование, собеседование, заполнение дневников,
создание рефератов, участие в школьных мероприятиях.
Перечень проверочных работ по модулям:
№ п/п
| МОДУЛЬ
| ВИДЫ КОНТРОЛЯ
| 1.
| Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.
Проверочная работа № 1.
| Заполнение дневника, реферат, работа по карточкам.
| 2.
| Пребывание человека в различных климатических условиях.
Проверочная работа № 2.
| Индивидуальный опрос, работа по карточкам, тестирование
| 3.
| Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
Проверочная работа №3
| Собеседование, тестирование
| 4.
| Основы медицинских знаний.
Оказание медицинской помощи в экстремальных ситуациях
| Собеседование, реферат, работа по карточкам, тестирование.
|
Темы рефератов для учащихся предлагаются заранее.
Школьники могут создавать компьютерные презентации по одной или по нескольким темам. Контроль усвоения материала осуществляется для каждого обучающегося по каждой теме. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
| НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
| КОЛ- ВО ЧАСОВ
| 1.
| Практическая работа. «Ориентирование по компасу».
| 20 мин
| 2.
| Тест «Ориентирование по местным признакам».
| 20 мин
| 3.
| Практическая работа. «Оказание первой помощи при ссадинах и порезах».
| 15 мин
| 4.
| Практическая работа. «Оказание первой помощи при
закрытых травмах
| 15 мин
| 5.
| Практическая работа. «Оказание первой помощи при
укусах».
| 15 мин
| 6.
| Практическая работа. «Оказание первой помощи при
отравлении».
| 15 мин
| 7.
| Практическая работа. «Оказание первой помощи при
утоплении».
| 15 мин
| 8.
| Практическая работа. «Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении».
| 15 мин
| |