Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й





Скачать 168.71 Kb.
НазваниеТри основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й
Дата публикации27.08.2014
Размер168.71 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > География > Закон
ДИСЦИПЛИНА НА УРОКЕ

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу.

И вроде бы все мы это применяем на своих уроках, но иногда возникает ряд трудностей, в нарушении дисциплины, и не знаешь, как их разрешить.

Если нарушение дисциплины носит затяжной характер, если Вы не справляетесь с данной ситуацией, то необходимо педагогическое вмешательство.

У каждого ребенка за поступком стоит комбинация причин и целей. Изменение ребенка должно происходить через взаимодействие с ним с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Стратегия и тактика общения с учеником предполагают решение пяти задач:

  1. Объективное описание поведение ребенка;

  2. Понимание мотива плохого поведения;

  3. Выбор техники вмешательства для экстренного прекращения «выходке» на уроке;

  4. разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения;

  5. включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного плана действий.

Три основных закона, которым подчинено поведение учеников:

1 – й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Учитель не знает истинных причин поведения ученика, не может повлиять на условия жизни ребенка. Но когда учитель поймет что основывается на его выборе, он сможет чувствовать себя увереннее и влиять на этот выбор.

2-й закон: любое поведение ученика подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежавшим к школьной жизни, чувствовать свою важность и значимость. Это естественная потребность существа социального. Для каждого важно:

  • Ощущать состоятельность хоть в чем то;

  • Строить приемлемые отношения с учениками и учителем;

  • Вносить свой особый вклад в жизнь школы, класса.

3-й закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:

  • Привлечение внимания;

  • Власть;

  • Месть;

  • Избегание неудачи.

Мотивы «плохого» поведения:




Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудач

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому» поведению, а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность»,отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка


Рост насилия в обществе



Слишком высокие требования родителей и учителей

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление

влияниям


Способность защищать себя

от боли и обид


Нет


Эмоции учителя

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх


Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию страху


Профессио­нальная беспомощность


Желания учителя

Сделать замечание


Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакции ученика

Временно прекращают

выходку


Прекращают выходку, когда сами решат


Прекращают выходку, когда сами решат


Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать


Способы профилактики

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение


Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих орга­низационных функций


Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем


Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я

могу»



Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания:

Активная форма

Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.

Пассивная форма

Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной- ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Реакция учителя

Чувства: раздраженней возмущение. Действия: словесные замечания, .выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время.

Природа поведения,

направленного на

привлечение внимания


1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.

2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».


Сильные стороны подобного поведения

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.

Принципы

профилактики

демонстративного

поведения


1. Больше внимания уделять хорошему поведению.

2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.



Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание:

Стратегии

Техники

Минимизация внимания


Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт.

Становитесь рядом.

Упоминайте имя ученика.

Посылайте «секретный сигнал».

Делайте письменные замечания.

Используйте «Я - Высказывание».


Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».

Неожиданное поведение


Выключите свет.

Используйте музыкальный инструмент.

Говорите тихим голосом.

Измените манеру речи.

Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.

Отвлечение внимания ученика

Задавайте прямые вопросы.

Попросите об одолжении.

Измените деятельность.

Поощрение хорошего повеления

Благодарите учеников.

Пересаживание учеников

Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».


Характеристики властолюбивого поведения:


Активная форма

Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность.

Пассивная форма

Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий.

Реакция учителя

Чувства: гнев, негодование, может быть, страх.

Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.)

Ответы ученика на реакцию учителя

Стиль ответа; конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.

Природа

властолюбивого

поведения


1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.

2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

Сильные стороны

властолюбивого

поведения


Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.


Принципы профилактики властолюбивого поведения

  1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.

2. Передача ученику части своей организаторской власти.

Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть, или месть:

Стратегии

Техники

Ищите изящный уход

Признайте силу ученика;

Уберите зрителей;

Перенесите обсуждение вопроса;

Назначьте специальное время для обсуждения вопроса;

Озадачивайте ученика.

Используйте удаление


Удаление в пределах классной комнаты;

Удаление в другой класс;

Удаление в специальное помещение;

Изоляция в кабинете школьной администрации;

Удаление с применением силы.

Устанавливай

санкции


Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем;

Лишение права пользования предметами;

Лишение права доступа в различные помещения школы;

Встреча с администрацией школы;

Информирование родителей;

Починка, ремонт предметов, вещей;

Возмещение учеником убытков.


Характеристики мстительного поведении:

Активная форма

Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик |вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим.

Пассивная форма

Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта

Реакция учителя

Чувства; обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса).

Ответы ученика на реакцию учителя

Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.

Природа

мстительного

поведения


1. Отражение роста насилия в обществе.

2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов.


Сильные стороны мстительного

поведения


Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.


Принципы профилактики мстительного

поведения


1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.

2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.




Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействия с учеником, цель которого — власть или месть:

Стратегии

Техники

Ищите изящный уход

Признайте силу ученика

Уберите зрителей

Перенесите обсуждение вопроса

Назначьте специальное время для обсуждения вопроса

Озадачивайте ученика

Используйте удаление


Удаление в пределах классной комнаты;

Удаление в другой класс;

Удаление в специальное помещение;

Изоляция в кабинете школьной администрации;

Удаление с применением силы.

Устанавливайте санкции

Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем;

Лишение права пользования предметами;

Лишение права доступа в различные помещения школы;

Встреча с администрацией школы;

Информирование родителей;

Починка, ремонт предметов, вещей;

Возмещение учеником убытков.



Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи:


Активная форма

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма

Откладывание на потом;

Недоведение до конца;

Временная нетрудоспособность;

Официальные диагнозы.

Реакция учителя

Чувство профессиональной беспомощности.

Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с

помощью специалиста).

Ответная реакция ученика

Зависимое поведение.

Ученик продолжает ничего не делать.

Природа поведения

1. Отношение по типу «красного карандаша».

2. Необоснованные ожидания родителей и учителей.

3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.

4. Упор на соревнование в классе.

Сильные стороны поведения

Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.

Принципы

профилактики

1. Помочь ученику сменить установку « Я не могу» на «Я могу».

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.


Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи:


Стратегии

Техники

Изменение

методов объяснения

Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения.

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению

позитивно

рассказывать о себе

и о своей

деятельности

Плакаты с «заклинаниями-девизами».

Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус»

ученика.

Декларация «Я могу».

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям


Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех


Подчеркивание любых улучшении;

Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность;

Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом;

Демонстрация веры в своих учеников;

Признание трудности ваших задании.

Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Воспоминания о прошлых успехах.

Помощь в «материализации» своего развития


Наклейки «Я могу»;

Альбомы достижении;

Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем;

Аплодисменты;

Вручение наград и медалей;

Выставки достижении;

Самоодобрение.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА

Если хотите изменений в отношениях с учениками, то вам необходимо изменить свои установки и реакции.

Правило 1. Научитесь - акцентировать внимание не на поступках (поведении) ученика, а на его личности:

- придерживайтесь сдержанного объективного стиля, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски»;.

- ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас»;

- будьте тверды, но доброжелательны.

Правило 2. Займитесь своими, негативными эмоциями.

Отрицательные эмоции не позволяют мыслить здраво, действовать логично. Наше раздражение дает «оправдание» ученику для его «плохого» поведения. Гнев учителя означает, что он попался на крючок, и в этой игре ученик побеждает. Учитель, переполненный сдерживаемыми отрицательными эмоциями, должен позволить себе разрядиться дома (в машине, сквере и т.п.); громко прокричать, сказать все, что думает об ученике, забыв про вежливость; и т.п.; заняться физическим трудом.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации (не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации).

Не следует:

- повышать голос:

- оставлять последнее слово за собой;

- требовать, давить;

- разговаривать с сарказмом;

- действовать с превосходством;

- втягивать в конфликт других людей;

- читать мораль;

- настаивать на своей правоте;

- оправдываться, защищаться;

- изводить придирками;

- говорить «вы все одинаковы»;

- передразнивать;

- поощрять ученика («если ты..., то... »).

Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже.

Говорить о некрасивом поведении ученика нужно обязательно, но не в момент выходки. В момент обоюдного возбуждения конструктивно взаимодействовать сложно. Обсуждение лучше проводить через час, день... Необходимо дать описание нарушения поведения объективно, а не искать виновного. Описывать не действующего, а действия, ведь ученик прекрасно осознает, что ведет себя плохо. Не следует читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о правилах, можно время- от времени организовывать общие необычные дискуссии о нарушениях дисциплины, о правилах поведении, культуре общения и т.д.

Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо».

Настаивая на полном подчинении (чтобы ученик делал не только то, что вы хотите, но и делал это так, как вы хотите), вы рискуете спровоцировать новый конфликт. Ученик (особенно властолюбивый) играет в игру «По-своему». Этим самым мы позволяем ему «сохранить лицо» и получаем то, что нам нужно. Оба игрока выигрывают.

У учеников есть свои способы подчиниться, «сохранив лицо»:

- «текут» несколько секунд, прежде чем согласиться;

- строят гримасу, выполняя просьбу;

- демонстрируют вам какой-нибудь жест, свидетельствующий о неуважении;

- повторяют несколько раз то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают;

- перед тем как подчиниться, говорят что-то вроде «не хочу», «не буду», чтобы последнее слово осталось за ними.

Если вы позволите исполнить эту безвредную игру, то инцидент будет исчерпан. Вы получите свое и не заденете честь и достоинство ученика.

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно: крик, обвинения, унижения, ругань.

Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому. Чтобы в момент конфликта контролировать захлестнувшие вас эмоции, придерживайтесь следующих правил:

• отложите на потом дисциплинарные меры;

• примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций;

• воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это. С уважение, психологи ГБОУ Гимназии 1587.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПреподаватель и проблемы дисциплины
Любое поведение обучающихся подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни колледжа
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconДевиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)
...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconРасписание звонков на уроки
Классные руководители 8-11 классов, дежурные учителя во время перемен дежурят по школе и обеспечивают дисциплину учеников, а также...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПрограмма по фигурному катанию на коньках (далее по тексту Программа)...
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Международной конвенции о правах ребенка, Концепции модернизации...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconДоклад «обзор основных новелл и последствий принятия нового образовательного...
...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconКонспект лекций по курсу «операционные системы» Москва 2007 Лекция...
Существует три основных подхода к разработке ос и системного по с точки зрения инструментальных средств
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconМоу «Раменская средняя общеобразовательная школа №6» Общие положения
На основании федерального закона «об основных документах, удостоверяющих личность гражданина рф»; закона «Об образовании»; ппб-01-03...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconИли как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников
Выдержки из практического руководства для педагога и школьного психолога «Воспитание; наука хороших привычек» (М., 1996)
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РФ, Законом РФ «Об образовании» ст. 9, п. 1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п. 6 ст. 9...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПлан урока Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Причины...
«законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей; развивать познавательные интересы учащихся,...
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 05. 01. 1996 г. №30...
Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-фз от 03. 07. 1998 г. (с изменениями от 20....
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconН. М. Лаврова, В. В. Лавров
Поведение собаки оставленной на привязи, поведение по отношению к другим животным
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПравила проведения испытаний
Поведение собаки оставленной на привязи, поведение по отношению к другим животным
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconРефератов по дисциплине «Организационное поведение»
Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 й iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск