Скачать 168.71 Kb.
|
ДИСЦИПЛИНА НА УРОКЕ Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе. С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания. Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу. И вроде бы все мы это применяем на своих уроках, но иногда возникает ряд трудностей, в нарушении дисциплины, и не знаешь, как их разрешить. Если нарушение дисциплины носит затяжной характер, если Вы не справляетесь с данной ситуацией, то необходимо педагогическое вмешательство. У каждого ребенка за поступком стоит комбинация причин и целей. Изменение ребенка должно происходить через взаимодействие с ним с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Стратегия и тактика общения с учеником предполагают решение пяти задач:
Три основных закона, которым подчинено поведение учеников: 1 – й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Учитель не знает истинных причин поведения ученика, не может повлиять на условия жизни ребенка. Но когда учитель поймет что основывается на его выборе, он сможет чувствовать себя увереннее и влиять на этот выбор. 2-й закон: любое поведение ученика подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежавшим к школьной жизни, чувствовать свою важность и значимость. Это естественная потребность существа социального. Для каждого важно:
3-й закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:
Мотивы «плохого» поведения:
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания:
Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание:
Характеристики властолюбивого поведения:
Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть, или месть:
Характеристики мстительного поведении:
Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействия с учеником, цель которого — власть или месть:
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи:
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи:
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА Если хотите изменений в отношениях с учениками, то вам необходимо изменить свои установки и реакции. Правило 1. Научитесь - акцентировать внимание не на поступках (поведении) ученика, а на его личности: - придерживайтесь сдержанного объективного стиля, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски»;. - ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас»; - будьте тверды, но доброжелательны. Правило 2. Займитесь своими, негативными эмоциями. Отрицательные эмоции не позволяют мыслить здраво, действовать логично. Наше раздражение дает «оправдание» ученику для его «плохого» поведения. Гнев учителя означает, что он попался на крючок, и в этой игре ученик побеждает. Учитель, переполненный сдерживаемыми отрицательными эмоциями, должен позволить себе разрядиться дома (в машине, сквере и т.п.); громко прокричать, сказать все, что думает об ученике, забыв про вежливость; и т.п.; заняться физическим трудом. Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации (не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации). Не следует: - повышать голос: - оставлять последнее слово за собой; - требовать, давить; - разговаривать с сарказмом; - действовать с превосходством; - втягивать в конфликт других людей; - читать мораль; - настаивать на своей правоте; - оправдываться, защищаться; - изводить придирками; - говорить «вы все одинаковы»; - передразнивать; - поощрять ученика («если ты..., то... »). Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже. Говорить о некрасивом поведении ученика нужно обязательно, но не в момент выходки. В момент обоюдного возбуждения конструктивно взаимодействовать сложно. Обсуждение лучше проводить через час, день... Необходимо дать описание нарушения поведения объективно, а не искать виновного. Описывать не действующего, а действия, ведь ученик прекрасно осознает, что ведет себя плохо. Не следует читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о правилах, можно время- от времени организовывать общие необычные дискуссии о нарушениях дисциплины, о правилах поведении, культуре общения и т.д. Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо». Настаивая на полном подчинении (чтобы ученик делал не только то, что вы хотите, но и делал это так, как вы хотите), вы рискуете спровоцировать новый конфликт. Ученик (особенно властолюбивый) играет в игру «По-своему». Этим самым мы позволяем ему «сохранить лицо» и получаем то, что нам нужно. Оба игрока выигрывают. У учеников есть свои способы подчиниться, «сохранив лицо»: - «текут» несколько секунд, прежде чем согласиться; - строят гримасу, выполняя просьбу; - демонстрируют вам какой-нибудь жест, свидетельствующий о неуважении; - повторяют несколько раз то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают; - перед тем как подчиниться, говорят что-то вроде «не хочу», «не буду», чтобы последнее слово осталось за ними. Если вы позволите исполнить эту безвредную игру, то инцидент будет исчерпан. Вы получите свое и не заденете честь и достоинство ученика. Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно: крик, обвинения, унижения, ругань. Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому. Чтобы в момент конфликта контролировать захлестнувшие вас эмоции, придерживайтесь следующих правил: • отложите на потом дисциплинарные меры; • примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций; • воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны. Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это. С уважение, психологи ГБОУ Гимназии 1587. |
Преподаватель и проблемы дисциплины Любое поведение обучающихся подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни колледжа | Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация) ... | ||
Расписание звонков на уроки Классные руководители 8-11 классов, дежурные учителя во время перемен дежурят по школе и обеспечивают дисциплину учеников, а также... | Программа по фигурному катанию на коньках (далее по тексту Программа)... Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Международной конвенции о правах ребенка, Концепции модернизации... | Доклад «обзор основных новелл и последствий принятия нового образовательного... ... | ||
Конспект лекций по курсу «операционные системы» Москва 2007 Лекция... Существует три основных подхода к разработке ос и системного по с точки зрения инструментальных средств | Моу «Раменская средняя общеобразовательная школа №6» Общие положения На основании федерального закона «об основных документах, удостоверяющих личность гражданина рф»; закона «Об образовании»; ппб-01-03... | ||
Или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников Выдержки из практического руководства для педагога и школьного психолога «Воспитание; наука хороших привычек» (М., 1996) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... РФ, Законом РФ «Об образовании» ст. 9, п. 1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п. 6 ст. 9... | ||
План урока Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Причины... «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей; развивать познавательные интересы учащихся,... | Закона Российской Федерации «Об образовании» от 05. 01. 1996 г. №30... Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-фз от 03. 07. 1998 г. (с изменениями от 20.... | ||
Н. М. Лаврова, В. В. Лавров Поведение собаки оставленной на привязи, поведение по отношению к другим животным | Правила проведения испытаний Поведение собаки оставленной на привязи, поведение по отношению к другим животным | ||
Рефератов по дисциплине «Организационное поведение» Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав... |