Организационная структура урока
| Название этапа урока
| Длит.
мин
| Цель
| Содержание учебного материала
| Методы и приёмы работы
| ФОУД*
| Деятель
ность учителя
| Деятельность обучающихся
| Ожидаемый результат
| Оргмомент
| 2
| Подго
товка к восприя
тию
| Слово учителя и показ слайдов-картинок:
-Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и частовстречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах»
| Словес
ный, иллюстративный
(показ слайдов-картинок)
| Ф
| Создает эмоциональный настрой на работу, заинтересо
вывает учащихся
| Анализируют увиденное, услышанное
| Эмоциональныйделовой настрой, интерес к работе, быстрое включение в ритм урока.
| Проверка домашнего задания
| 3
| Мотива ция к учению
| Учитель:-А что обычное вдруг вам стало интересным, необычным, мы посмотрим на выставке.
( вы дома подготовили рисунки к выставке «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!») ( обращение к выставке)
-Что вы, в основном, изобразили? (природу)
-А с помощью чего изобразили? (с помощью красок, карандашей)
Да, вы хорошие наблюдатели природы!
| Практический, частично-поисковый
| Ф,И
| Организует выставку рисунков, подводит учащихся к выводу о хорошей наблюдательности природы.
| Рассказывают о своём рисунке, делают вывод о своей наблюдательности
| Вывод о том, что учащиеся –хорошие наблюдатели природы.
| Актуализация знаний
| 5
3
1
| Актуа-
лизиро
вать имеющиеся знания о жанрах литерату
ры, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором
| 1) –А где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе?
(из личных наблюдений, из книг
Из каких жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок)
2)-Чем сказки отличаются от других жанров? (вымысел, добро побеждает зло, чему то учит и т.д.)
3)-А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
4)-А ещё как все сказки делятся? (Слайд)
Что общего во всех сказках? (слайд)
Чем отличаются? (слайд)
-Скажите, а описания природы будут в каких сказках? (авторских)
-Почему? ( в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему то учит или в народных- народ думал. а в авторских автор увидел
5)Работа в парах.
-Посмотрите, у вас на партах отрывок из произведения, и скажите, это какая будет сказка- народная или авторская)
-Почему? Докажите. ( есть художественное описание природы, сравнения- мелочь, олицетворение-…, животные разговаривают)
-Кто догадался, с какой сказкой будем работать? («Серая Шейка»)
Открыли с. 28
6) -Кто автор этой сказки? (слайд)
Небольшая справка об авторе. ( один подготовленный ученик)
| Частичо-поиско
вый, исследовательский
| Ф, П
П
И,Ф
| Системой вопросов помогает вспомнить раннее изученный материал, обобщает высказанное учащимися, организует парную работу
| Учащиеся вспоминают жанры литературы, в которых есть описание природы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая по карточкам в парах узнают новую сказку, доказывают, что она авторская.
Рассказ ученицы о биографии автора
| Называние литературных жанров, классификация сказок, сходств и отличий авторской и народной сказки, определение названия новой сказки, доказательство её принадлежности к авторским сказкам, знакомство с биографией автора.
| Целеполагание
| 1,5
| Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения.
| Учитель:
-Какой самый- самый главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением?
(понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)
Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)
-Как? ( прочитаем, о чем он написал, проследим какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу, какие герои в тексте, как он относится к этим героям, к происходящему)
| Проблем
ный
| Ф
| Системой вопросов выдвигает проблему, предлагает найти способы её решения, обобщает высказанное учащимися
| Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения.
| Постановка учебной задачи, определение путей её решения, развитие речи учащихся.
| Работа по теме урока
| Всего -26;
8
| А) познакомиться с 1 частью сказки
| 1) Попробуем решить эту задачу. Познакомимся с 1 частью (выразительное чтение учителем)
Каждый следит по тексту с. 28-31.
2) Понравилось?
-О чём? (о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о споре Утки и Селезня)
| Частич
но-поиско
вый, исследовательский
| Ф, И
| Выразительно читает 1 части сказки.
Выясняет настроение учащихся.
| Слушают текст, анализируют услышанное
| Знакомство с 1 частью сказки
| Динамическая пауза
| 1
| Сохра
нить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха
| -Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему. На носочки встанем, Облачко достанем. На корточки присели, Травушку погладим. Руками- крыльями взмахнем, Как утята поклюём. В стайки соберемся, Друг другу улыбнемся. Мы сумели отдохнуть И готовы в дальний путь.
|
| Ф
| Читает текст физминутки
| Выполняют упражнения
| Отдых, смена деятельности.
| Работа по теме урока
| 6
5
5
| Б) подвести учащихся к выводу об авторе, как о хорошем наблюдателе природы.
В) подвести учащихся к выводу о том, что Д.Н. Мамин-Сибиряк- хороший психолог.
| 3) Словарная работа. -Какие слова были непонятны? (Зоб, озабоченный вид, Селезень, супруг.)
4) Какое настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое)
-Почему? (все собираются улетать в теплые края)
5) Найдите в тексте описание происходящего, зачитайте. (1, 2 абзац)
6) -Какие художественные приемы использовал автор? ( сравнения-«точно кто бросил горсть гороху», «мелочь»- птицы, «серьезный, озабоченный вид», Серьезная большая птица;
Олицетворение - Лес стоял темный и молчаливый, Утка и Селезень как люди;
Точные описания происходящего)
7) Значит, сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин – Сибиряк-писатель? О чем он писал? (очень хороший наблюдатель природы)
8)-Чувствуем ли мы присутствие автора? (да,…он даёт оценку происходящему)
-А где? (в 1 абзаце)
5) -Какие персонажи в 1 части? (птицы, Утка, Селезень)
6) - Как ведет себя Утка, сталкиваясь с трудностями? Найдите в тексте.
( Она спасла жизнь своей дочери, когда на ту напала Лиса, все время думает о судьбе Серой Шейки,
она плачет, печалится, даже думает остаться с ней зимовать)
-А Селезень? Найдите в тексте.
( он не тревожится грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке.
Он даже думал, что было бы лучше, если бы Серую Шейку съела Лиса: ей все равно, она должна погибнуть зимою»)
7) -Дети, а в жизни людей такое происходит? Где мы встречаемся с такими людьми.
-Вы согласитесь с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции?
(Работа в группах- 6 групп)
Ответ на этот вопрос вы обсудите в своих группах, напишите, какая Утка и какой Селезень.
дать конверты с готовыми определениями
(Через 2 -3 минуты выставляются определения персонажей выходят представители групп)
-Посмотрите, одинаковы ли их жизненные позиции? (нет, …)
Дети, а в жизни людей такое происходит, где мы встречаемся с такими людьми?
8) -Какая позиция Вам близка?
-Почему?
9) - А на чьей стороне автор? Почему?
10) -А можем ли мы сказать, что Д. Мамин-Сибиряк ещё и хороший психолог, человек, умеющий анализировать переживания других?
11) Как назовем 1 часть?
| Исследовательский, проблемный.
| Ф
Г
| Объясняет непонятные слова совместно с детьми
Организует поисковую работу.
Системой вопросов и заданий
подводит учащихся к выводу о таланте писателя.
Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.
Организует поисковую работу.
Формулиру ет задание, организует групповую работу.
Побуждает к высказыванию своего мнения
| Знакомятся со значением слов, объясняют значение слов.Учатся ориентироваться в тексте, находить нужное
Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.
Делают вывод о писателе как о хорошем наблюдателе природы
Высказывают свое мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей, дают им свою оценку, пользуясь текстом
Работая в группах, дают характеристику Утке и Селезню, формулируют свои мысли о жизненных позициях персонажей, сравнивают с жизнью людей, формулируют выводу о том, что Д.Н.Мамин -Сибиряк-хороший психолог
Высказывают своё мнение
| Обогащение словарного запаса учащихся
Формирование умений работать с текстом, находить, определять художественные приемы.
Вывод о том, что Д.Н. Мамин-Сибиряк- хороший наблюдатель природы
Определение отношения автора, его позиции к описанному.
Умение работать с текстом.
Оценка учащихся происходящего, поведения главных героев, сравнение с жизнью людей.
Умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Выявление позиции автора, своей позиции.
Вывод о том, что Д.Н. Мамин-Сибиряк-хороший психолог.
Название 1 части
| Закрепление
| 2
|
| 1)Слайд. Подберите к иллюстрации слова из 1 части.
2) Соберите пословицы и поговорки (слайд)
К кому относится пословица?
| Частично-поисковый
| Ф,П
| Предлагает выполнить задания.
Организует парную работу
| Выполняют задания.
| Проверить знание содержания 1 части сказки
| Итог урока
| 1
|
| -В чем особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка ? (хороший наблюдатель природы, тонкий психолог.)
- Что помогло нам сделать такой вывод? (чтение текста, разобрались в чувствах автора)
Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!
| Репродуктивный
| Ф
| Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
| Формулируют результаты своей работы на уроке.
| Вывод о том, каковы особенности почерка писателя.
Обобщение решений учебных задач, поставленных в начале урока.
| Рефлексия
| 0,5
| Выявить степень заинтере сованнос ти темой урока
| Слайд .
-Закончите выражения:
Сегодня на уроке мне удалось…
Мне было трудно…
| Репродуктивный
| И
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельнос
ти.
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют что удалось и что не удалось на уроке.
| Выявление позиций усвоения нового материала, трудностей у учащихся
| Самооцени вание
| 0,5
| Формирование умения объективно оценить свою работу
| А сейчас оцените свою работу на уроке.(слайд) Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. -Пожалуйста, покажите свой выбор. -Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать.
| Репродуктивный
| И
| Организует само
оценивание
| Осуществляют самооценку
| Оценка своей деятельности на уроке
| Домашнее задание
| 0,5
| Предоставить право выбора подготовки д.з.
| Слайд. 1) Пересказ с. 28, близко к тексту. 2) Подготовить чтение по ролям Утки и Селезня с. 29-30.
3) Найти интересные сведения об утках (пересказ).
|
| Ф
| Комментирует задание.
| Делают свой выбор.
| Выбор домашнего задания
| * ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) |