Знания интерактивных форм и методов обучения





Скачать 254.48 Kb.
НазваниеЗнания интерактивных форм и методов обучения
страница1/3
Дата публикации03.09.2014
Размер254.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14"

653050 Кемеровская область г. Прокопьевск, пр. Строителей, 25

тел. 68-33-38, тел/факс 8(3846) 65-76-30 http://prk-14.ru эл. e-mail: shkola-14-prokop@yandex.ru


Формы и методы интерактивного обучения


Выполнил: Храмцова Н. М.,

учитель географии

высшая квалификационная категория




Прокопьевск – 2013

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

В педагогике различают несколько моделей обучения:
-  пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
- активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие,задания);

- интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание в преподавании различных учебных предметов.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Такого рода методы показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Интерактивное обучение подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения знаний, умений и навыков, создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Интерактивное обучение существенно отличается от традиционного.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения – это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение – высшего порядка. Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:
1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.
3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации полученные знания.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации.

5.Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов.

Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: - стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:

  • развивают самооценку и уверенность в себе;

  • делают уроки интересными;

  • развивают чувство ответственности;

  • дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;

  • дают возможность осваивать жизненно важные навыки;

  • способствуют инициативе учащихся;

  • учащиеся имеют право на свое мнение;

  • учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;

  • учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;

  • учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;

  • помогает создавать положительные эмоции .

Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
Существуют различные способы активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки и др.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.

2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

3) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений). Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.). Активное применение на уроках метода проектов и других технологий, основанных на деятельностной основе и обучении в сотрудничестве создаёт условия для включения каждого ученика в процесс обучения, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и поэтому более эффективным.

Вполне понятно, что от целевых приоритетов зависит и ожидаемый результат не только всего процесса обучения, но и каждого учебного занятия, а соответственно и тот путь, который ведет к данному результату, то есть этапность занятия, последовательность видов работы, выбор и сочетание способов и приемов общения и содержательная логика. При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки или другие группировки.

3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения ( ролевых, дидактических, имитационных, организационно – деятельностных и др.). Я в своей практике часто использую такие игровые формы как «Что такое? Кто такой?», «Третий лишний», «Географическая цепочка», «Найди соответствие», «Логические цепочки», «Путаный рассказ» и другие.
4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).

Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. На уроках я часто использую технологию проблемно- диалогового обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» новых знаний. Постановка проблемы обеспечивет познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся. Например, при изучении темы «Климат Южной Америки» я использую технологию проблемного изложения материала. Перед учащимися ставится несколько проблемных вопросов ( Чем можно объяснить, что Ю. Америка является самым влажным материком? Почему на западном побережье Ю. Америки в центральной части материка располагается самая засушливая пустыня мира, а на юге выпадает очень много осадков? И др.) на которые учащиеся пытаются найти ответ с помощью преподавателя и различных источников информации ( карты, учебник), основываясь на знания, полученные ранее. На таком уроке учащиеся сами пытаются найти ответы на вопросы в процессе диалога. Учитель выступает координатором и помощником.
5. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).


Виды ситуаций:

- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

- ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

- ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

6. Использование различных форм учебной работы учащихся:
- коллективной;
- групповой;
- индивидуальной;
- фронтальной;
- бригадной;
- парной.
7. Систематическое использование различных дидактических средств, в том числе и проверки усвоения знаний: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды, самостоятельная работа с различными источниками информации, взаимоопрос, «тихий опрос», опрос по цепочке, блиц-опросы, «каждому своё», географические, цифровые и топографические диктанты и др.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знания интерактивных форм и методов обучения iconИнтерактивных форм
Фгос впо) одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и...
Знания интерактивных форм и методов обучения iconЭлективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием...
Элективный курс «Физические основы сейсмологии и тектоники» с использованием интерактивных методов обучения
Знания интерактивных форм и методов обучения iconУчебно-тематический план оп «Школа молодого обществоведа»
Цель: создание условий, направленных на оказание методической помощи учителям истории, обществознания и права по применению современных...
Знания интерактивных форм и методов обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с понятием интерактивных форм на Web- страницах; Развивать умение использовать язык разметки текста, создавать Web- страницу,...
Знания интерактивных форм и методов обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация гендерного подхода на уроках иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения
Знания интерактивных форм и методов обучения iconКонстантинова Н. О., преподаватель основ общественных дисциплин Государственного...
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических дисциплин в педагогическом колледже
Знания интерактивных форм и методов обучения iconНа уроках русского языка и литературы
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску...
Знания интерактивных форм и методов обучения icon6: Активные методы обучения
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации...
Знания интерактивных форм и методов обучения iconМетодические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных...
Фгос впо для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций
Знания интерактивных форм и методов обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во...
Знания интерактивных форм и методов обучения iconА. Д. Магеляс Использование информационных и телекоммуникационных...
Использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения
Знания интерактивных форм и методов обучения iconКурсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство...
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи
Знания интерактивных форм и методов обучения iconОпыта
«Привитие интереса к общественным дисциплинам путем использования различных форм и методов обучения»
Знания интерактивных форм и методов обучения iconИспользование интерактивных электронных карт на уроках географии
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Знания интерактивных форм и методов обучения iconУчитель моу «Восходская основная общеобразовательная школа» Алатырского...
Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности...
Знания интерактивных форм и методов обучения icon3 Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и...
Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах. Он также самостоятелен в выборе системы оценок,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск