Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 72.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер72.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Н. А. Смирнова, преподаватель

Новосибирский государственный технический университет, Россия
Развитие гендерного образования является неотъемлемым компонентом построения демократического, толерантного общества, но, несмотря на определенные достижения в этой области, очень многое еще предстоит сделать. Как показывает анализ ряда статей по гендерной тематике, среди научных работников все еще возникают разногласия в теоретических вопросах, так, например, до сих пор распространено понимание гендера, ограничивающееся лишь добавлением «женского» компонента в образовании и науке. Кроме того, как оказалось, иногда гендер все еще воспринимается как аналог пола, и, говоря о гендерном воспитании, методисты продолжают подразумевать под ним воспитание половое, о воспитании же андрогинной личности и не упоминается. Напротив, утверждается необходимость воспитания «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что, по сути, является ни чем иным как навязыванием поло-ролевых стереотипов образовательными средствами.

Однако необходимо подчеркнуть, что истинная сущность гендерного образования состоит в формировании мировоззрения способного принять возможность существования равных, партнерских отношений, заложить основы для индивидуального выбора собственной жизненной модели, независимой от культурно-исторической практики прошлого, но ориентированной на те моральные образцы, существование которых может быть названо вечным, независимо от того, интересы какой социальной группы (пола, расы, этноса и пр.) они представляют.

Итак, целью гендерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей учащихся как женского, так и мужского пола в процессе педагогического взаимодействия, эффективным методическим решением которого, в свою очередь, несомненно, может стать использование интерактивных методов обучения.

В настоящее время педагоги активно применяют различные современные технологии преподавания с использованием интерактивных методов, таких как тренинги, деловые игры, дискуссии, мини-исследования и т.д. Все эти методы предполагают постоянную рефлексию, поэтому бесспорно могут способствовать формированию у девушек и юношей гендерной чувствительности и эгалитарного мышления.

В качестве примера успешной реализации гендерного подхода в данной статье приводится разработка заданий по английскому языку с применением интерактивных методов обучения в рамках изучения темы «Карьера» (“Careers”; “Employment”) по дисциплине «Деловой английский язык» для студентов 3-го курса.

Содержание заданий по данной тематике ставит целью:

  • развитие у учащихся критического мышления;

  • формирование навыков решения различных проблем, как в сфере профессиональной деятельности, так и в жизненных практических ситуациях;

  • повышение социальной и политической активности, уровня гражданского сознания, интереса к политической жизни.

Практические задания дают студентам возможность попробовать себя в роли участника реальных, жизненных ситуаций искусно смоделированных в упражнениях и ролевых играх, что помогает им лучше осознать истоки и влияние на нашу жизнь стереотипов в отношении предпочтений, возможностей и обязанностей женщин (девушек) и мужчин (юношей) и сделать необходимые выводы.

Так как выполнение упражнений, обсуждение предлагаемых проблемных ситуаций идет на иностранном языке и требует от студентов хорошей языковой подготовки, для более эффективного решения поставленных целей необходимым уровнем владения языком является средний и выше (Intermediate; Upper-Intermediate).

Итак, по виду работы можно выделить следующие группы заданий разработанных в рамках темы «Карьера»:

  1. Общая дискуссия или первичное / вводное обсуждение темы (Starting up)

Некоторые из возможных упражнений:

- Обсуждение вводных вопросов по теме:

1) Are you ambitious? Why or why not?

2) Do you have a career plan? Where do you want to be in 10 years’ time?

3) Which of the following areas would you like to work in? Why? (Sales and marketing; Finance; Management; Administration and personnel; Production; Research and development)

4) What should you do to get ahead in your career? Choose the four most important tips from the list below. Compare your ideas.

1. Change companies often

2. Use charm and sex appeal with your superiors

3. Attend all meetings

4. Go to your company’s social functions

5. Be energetic and enthusiastic at all times

6. Be the last to leave work every day

7. Find an experienced person to give you help and advice

8. Study for extra qualifications in your free time

5) In your opinion, which factors below are important for getting a job? Choose the seven most important. Is there anything missing from the list?

(age; sex; appearance; astrological sign; contacts and connections; experience; family background; handwriting; hobbies; intelligence; marital status; personality; qualifications; references; sickness record; blood group)

- Вводное упражнение «Стереотипы», предоставляющее возможность каждому высказать свое мнение о стереотипах связанных с «женскими» и «мужскими» профессиями (Job stereotypes). Все участники высказываются поочередно.

Наиболее часто выделяют такие стереотипы, как:

• у женщин меньше мотивации совершать какие-либо достижения

• женщины более общительны, чем мужчины

• женщины более внушаемы, чем мужчины

• у женщин по природе более низкая самооценка и самоуверенность, чем у мужчин

• у женщин лучше развито механическое запоминание

• у мужчин более развито аналитическое мышление, чем у женщин

• мужчины ориентируются на результат, а не на процесс

• мужчины адекватнее воспринимают критику

• женщины более лояльны к организации

• женщины более креативны и интуитивны

• у женщин эмоции могут заслонять дело

• в неожиданной ситуации женщины слабее

• женщины меньше думают о карьере

• мужчины не любят женские сплетни

  1. Работа с текстом (Reading)

Студентам предлагаются аутентичные тексты по теме для ознакомительного чтения (“Cosmopolitan readers queue for Tube job”; “The mercenary manager”; “How to select the best candidates – and avoid the worst”; “Taking away the need to lie”), затрагивающие вопросы найма женщин на традиционно «мужскую» работу (машинист электропоезда); преданности сотрудников их организации; чем руководствоваться при подборе кандидата на вакантную должность; как работающим мамам совмещать карьеру и семью. Студенты отвечают на вопросы по текстам, выказывая свое мнение, дискутируя. Преподаватель поощряет высказывания учащихся, задавая наводящие, дополнительные вопросы, стараясь вовлечь в дискуссию каждого студента.

3. Работа в группах или парах (Teamwork)

- В качестве задания, завершающего работу над текстом (Follow-up) можно предложить ролевые игры (Role Play) связанные с проблемами, затронутыми в текстах и отражающие реальные жизненные ситуации.

- Упражнение «Противоположный пол». Цель - узнать мысли и чувства представителей другого пола. Предполагает работу в концентрических кругах - внешнем и внутреннем, каждый из которых состоит из представителей одного пола. Юношам и девушкам, оказавшимся напротив друг друга, предлагается поочередно отвечать на следующие блоки вопросов: Как вам кажется, каково это: быть представителем другого пола?; Каковы, с вашей точки зрения, преимущества и каковы недостатки? Какие возникают проблемы?; Чего мы ожидаем от сотрудников-мужчин и сотрудников-женщин?; Чего ожидают сотрудники от руководителей-мужчин и руководителей-женщин? Что кажется плюсами и минусами в этих случаях? Как можно использовать эти плюсы и минусы? (What is it like to be a male / a female? What are advantages and disadvantages? What are the problems that arise? What do we expect from a male-employee and a female-employee? What do we expect from a male-employer and a female-employer? What are pros and cons?)

Наиболее важные проблемы, возникшие в ходе упражнения, выясняются в общем кругу.

- Упражнение «Пойми меня». Цель – понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения. Каждый из участников по очереди рассказывает о ситуации, когда с ним поступили несправедливо, соседу справа. Здесь возможны различные ситуации, например негативного опыта устройства на работу, ситуации, связанные с недооценкой или дискриминацией по половому признаку и др. Сосед должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика.

  1. Работа с ситуацией (Case Study)

Работа с ситуацией, или Case Study, является одним из завершающих видов работы по теме. Студентам предлагается инсценировать заседание дирекции компании, целью которого является окончательный выбор кандидата на должность генерального управляющего. Предварительно учащиеся внимательно знакомятся с предоставленной им информацией о компании (Background) и четырех кандидатах (двух женщин и двух мужчин), допущенных к последнему туру конкурса на данную вакансию (File cards on the four short-listed candidates). Учащиеся обсуждают сильные и слабые стороны каждого из кандидатов, стараясь прийти к согласию. Они так же прослушивают отрывки из интервью с каждым из кандидатов и принимают окончательное решение.

  1. Дебаты (Debates)

В качестве самостоятельной, завершающей работы некоторые студенты группы могут подготовить презентацию по какой-либо проблеме в рамках изучаемой темы, например, «Дискриминация по признаку пола», «Стеклянный потолок», «Лидер: мужчина или женщина?» и затем на занятии провести дебаты или коллективное обсуждение по представленной проблеме.

Использование технологии дебатов эффективно и при обсуждении других гендерных проблем: «Раздельное обучение», «Насилие в семье» и др.

Анализ проведенных занятий по теме «Карьера» с использованием описанных выше заданий позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Содержание разработанных заданий полностью соответствовало поставленным целям. И, хотя, выполнение некоторых заданий требовало значительной подготовки и эмоциональной вовлеченности, как студентов, так и преподавателя, все же усилия оправдались. Студенты с большим интересом отнеслись к обсуждаемым проблемам.

2. На занятиях были успешно реализованы различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществлялось взаимодействие студентов и преподавателя, роль которого менялась (вместо того, чтобы контролировать, он, прежде всего, направлял студентов в их дискуссии, становился их партнёром). Кроме того, занятия не ограничивались приобретением студентами определённых знаний, умений и навыков, а выходили на практический уровень, затрагивая эмоциональное отношение учащихся, благодаря чему усиливалась их мотивация.

3. Актуальность темы, наличие личного опыта и заинтересованность в решении поставленных перед учащимися проблем способствовали эффективной работе и достижению поставленных целей.

Конечно же, подобная организация учебного процесса с учетом гендерного подхода и применением интерактивных методов эффективна и в рамках других тем, с использованием различных вариантов упражнений и игр.

Можно смело предполагать, что образование, осуществляемое с учетом гендерного подхода, нацеленное на обсуждение гуманитарных вопросов, касающихся каждого человека (отношения с социумом, права и обязанности, границы свободы и ответственности, взаимоотношения в профессиональной и семейной сферах и др.) будет активно способствовать развитию и формированию новой самореализующейся личности, комфортно и адекватно вписывающейся в концепцию демократического общества.

И, судя по живому интересу, который проявляют студенты к практическим занятиям и курсам по гендерной тематике, данный подход в образовании представляется весьма перспективным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск