№
| Основное содержание курса
| Кол. часов
| Тип
урока
| Цели
и
задачи
| Домашнее задание
|
Раздел 1. Учение об эволюции органического мира
|
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.
|
1
| История представле-ний об эволюции живой природы.
| 1
| Вводный
| Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе с дополнительной литературой.
Проверить их умение делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу.
| § 12.1.
|
2
| Работы К. Линнея по систематике рас-тений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера.
| 1
| Изучение и пер-вичное закреп-ление знаний и способов дея-тельности
| Сформировать знания о системе органической природы, созданной К. Линнеем: о вкладе К. Линнея в биологию.
Заинтересовать учащихся проблемой развития жизни на Земле. Познакомить учащихся с трудами Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера.
| § 12.1.2.
|
3
| Эволюционная Тео-рия Ж. Б. Ламарка.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка. Познакомить учащихся с оценкой современниками трудов Ламарка. Продолжить формирование навыков работы с текстом.
| § 12.1.3.
|
4
| Первые русские эволюционисты.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Познакомить учащихся с вкладом русских учёных в развитие теории эволюции, с сущностью идей Ж. Кювье.
Продолжить развитие навыков аналитического чтения.
| По записям.
|
5
| Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
| 1
| Комбинированный
| Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально-экономических условий начала XIX в, подготовившими возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного английским учёным Ч. Дарвиным.
Продолжить углубление понятия «эволюция».
| § 12.2.
|
6-7
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
| 2
| Изучение и первичное закрепление знаний
| Познакомить учащихся с идеями основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина. Выделить основные положения теории Ч. Дарвина путём постановки проблемных эволюции вопросов. Определить понятие искусственного отбора.
| § 12.3.1.
|
8
| Изучение результатов искусственного отбора. Контрольная работа.
| 1
| Комбинированный
| Познакомить учащихся с идеями основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина; раскрыть сущность идеи искусственного отбора; сформировать знания о его видах; показать перспективу идеи искусственного отбора для формирования эволюционной теории.
| Повторить
§ 12.3.1.
|
9
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
| 1
| Комбинированный
| Раскрыть заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; сформировать знания о биологической основе отбора – борьбе за существование, вызванной избыточной численностью и ограниченностью ресурсов, в основе которой лежит индивидуальная наследственная изменчивость.
| Повторить
§ 12.3.2.
|
10
| Лабораторная раб. №1 «Изучение изменчивости».
| 1
| Лабораторная работа
| Познакомить учащихся с разнообразными формами проявления изменчивости отдельных признаков у организмов.
| Оформить
лабор. работу
|
11
| Борьба за существование и естественный отбор.
| 1
| Закрепление знаний и способов деятельности
| Сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции.
Сформировать у школьников умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.
Убедить школьников в том, что естественный отбор является основной и направляющей движущей силой эволюционного процесса.
| Повторить
§ 12.3.2.
|
12
| Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура.
| 1
| Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
| Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса.
Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином.
Определить понятие о популяции как структурной единице вида.
| Повторить
§ 12.4.1.
|
13
| Синтез генетики и классического дар-винизма. Эволю-ционная роль мута-ций.
| 1
| Комбинированный
| Доказать эволюционную роль мутаций.
| § 12.4.2.
|
14
| Генетические про-цессы в популя-циях. Закон Харди-Вайнберга.
| 1
| Изучение и пер-вичное закрепле-ние знаний и спо-собов деятель-ности
| Раскрыть сущность генетических процессов в популяциях и их результатов.
| § 12.4.3,
§ 12.4.4.
|
15
| Формы естествен-ного отбора.
| 1
| Комбинированный
| Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете современных концепций эволюции.
Сформировать знания о формах естественогоотбора, условиях проявления этих форм.
| § 12.4.5.
|
16
| Контрольная работа по теме «Эволю-ционная теория Ч. Дарвина».
| 1
| Урок контроля знаний
| Проверка и контроль знаний по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина».
| Повторить
§ 12.3.
|
17
| Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.
| 1
| Комбинированный
| Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания – сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции; продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе; сфор-мировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
| § 12.4.6.
|
18
| Лаб. работа №2 «Изучение приспо-собленности орга-низмов к среде обитания».
| 1
| Лабораторная работа
| Сформировать понятие приспособленных организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности у
организмов к среде обитания.
| Повторить
§ 12.4.6.
|
19
| Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, Л.Л. Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразования.
| 1
| Комбинированный
| Отработать признаки понятия «микроэволюция». Расширить знания учащихся о процессах видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования.
| § 12.4.7.
|
20
| Микроэволюция (обобщение).
| 1
| Обобщение и сис-тематизация знаний и способов деятельности
| Углубить и закрепить знания о движущих силах эволюции, их биологической сущности.
Объяснить причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
| Повторить § 12.4.
|
Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция.
|
21
| Главные направле-ния эволюции. Биологический прогресс и регресс (А.Н. Северцов).
| 1
| Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
| Сформировать знания о макроэволюции; раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление этих направлений; показать роль человека в биологическом регрессе.
| § 13.1.
|
22
| Пути достижения биологического прогресса.
| 1
| Комплексное при-менение знаний и способов деятельности
| На примерах показать возникновение крупных систематических групп путём ароморфоза. Рас-смотреть примеры идиоадаптации и дегенерации.
| § 13.2.
|
23
| Основные законо-мерности эволюции.
| 1
| Комбинированный
| Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне.
| § 13.2.1.
|
24
| Результаты эволюции.
| 1
| Комбинированный
| На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых орга-низмов. Углубить представление о результатах эволюции. Продолжить углубление знаний общих закономерностей эволюционного процесса на основе изучения важнейших правил эволюции.
| § 13.2.2.
|
25
| Макроэволюция.
| 1
| Обобщение и сис-тематизация зна-ний
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Макроэволюция».
| Повторить
§ 13.1.- § 13.2.
|
26-
27
| Дарвинизм. Контрольный тест.
| 2
| Проверка и оценка знаний учащихся
| Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов.
| Повторить
§ 13.1.-
§ 13.2.
|
Развитие жизни на Земле.
|
28
| Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.
| 1
| Изучение и пер-вичное закрепле-ние знаний и спо-собов деятель-ности
| Расширить представления учащихся о главных событиях ранней жизни на Земле - фотосинтезе, многоклеточности, половом процессе.
| § 14.1.,
§ 14.2.
|
29
| Развитие жизни в палеозойскую эру.
|
| Комбинированный
| Охарактеризовать геологические процессы, произошедшие в истории Земли на протяжении палеозоя, способствовавшие ароморфозным изменениям сначала растительного мира, а затем и животного; раскрыть условия и особенности выхода растений и животных на сушу; углубить знания эволюционных закономерностей.
| § 14.2 до конца.
|
30
| Развитие жизни в мезозойскую эру.
| 1
| Комбинированный
| На основе характеристики особенностей климата в мезозое сформировать знания об ароморфозах растений и животных; раскрыть их эволюционное значение; продолжить формирование умения анализировать геохронологическую таблицу.
| § 14.3.
|
31
| Развитие жизни в кайнозойскую эру.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира на протяжении кайнозойской эры; охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире; углубить знания о их эволюционной роли; продолжить формирование умения анализировать геохронологическую таблицу истории жизни на Земле.
| § 14.4.
|
32
33
| Развитие жизни на Земле (обобщение знаний).
| 2
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Углубить, обобщить знания учащихся об истории развития органического мира на Земле.
Проверить знания особенностей животных и растений в различные периоды существования Земли.
Объяснять причины постепенного усложнения организации и приспособление к условиям сред живых организмов в процессе эволюции.
| Повторить § 14.1-
§ 14.4.
|
34
| Урок - зачёт по теме «Развитие жизни на Земле».
| 1
| Урок контроля знаний
| Проверить усвоение теоретических знаний о развитии животных и растений в различные периоды существования Земли.
| Повторить § 14.1-
§ 14.4.
|
Происхождение человека.
|
35
| Место человека в живой природе. Систематическое положение.
| 1
| Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
| Определить место человека в системе животных организмов.
Привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных.
| § 15.1.,
§ 15.2.
|
36
| Движущие силы антропогенеза. Ста-дии эволюции чело-века: древнейшие люди.
| 1
| Комбинированный
| Вскрыть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные.
Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
Выделить основные этапы эволюции чело-века.
Сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности древнейших людей, разнообразие форм древнейших людей (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек).
| § 15.3.
|
37
| Стадии эволюции человека. Древние люди.
| 1
| Комбинированный
| Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности древних людей, продолжить формирование умения сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия.
| § 15.3.
|
38
| Современный чело-век. Свойства чело-века как биосо-циального существа. Человеческие расы.
| 1
| Комбинированный
| Обсудить с учащимися роль труда в происхождении человека и развитии современного человека.
Показать единство и взаимосвязь человека и среды.
Доказать существование одного вида Человек разумный, представленного всеми расами.
| § 15.3. до конца,
§ 15.4.
|
39
40
| Происхождение че-ловека (обобщение).
| 2
| Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
| Обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения чело-века от животных; стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
| Повторить § 15.3.-
§ 15.4.
|
41
| Урок-зачёт по теме «Происхождение человека».
| 1
| Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся
| Проверить усвоение теоретических знаний о движущих силах антропогенеза, роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, единстве человеческих рас.
| Повторить § 15.3.-
§ 15.4.
|
Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.
|
Биосфера, её структура и функции.
|
42
| Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосфе-ры. Компоненты биосферы (В.И.Вернадский).
| 1
| Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
| Создать представления о биосфере на основе её главных признаков; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И. Вернадского о биосфере.
| § 16.1.
|
43
| Круговорот веществ в природе.
| 1
| Комбинированный
| Углубить знания о взаимосвязях живого и неживого.
Использовать знания учащихся о химическом составе живых организмов для формирования представлений о главной функции биосферы - обеспечение круговорота химических элементов.
Сформировать конкретные знания на при-мерах круговоротов: воды, углерода, азота, серы, фосфора.
| § 16.2.
|
Жизнь в сообществах. Основы экологии.
|
44
| Жизнь в сообществах.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить углубление и расширение понятия «экология».
| По записям в тетради.
|
45
| История формиро-вания сообществ живых организмов. Биологические области.
| 1
| Комбинированный
| Добиться усвоения знаний об основных характеристиках биомов.
Развивать умения и навыки самостоятельной работы по составлению характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей.
| § 17.1.,
§ 17.2.
|
46-
47
| Естественные сооб-щества живых орга-низмов. Биогеоцено-зы, их структура. Биоценозы, их характеристика.
| 2
| Комбинированный
|
Раскрыть сущность понятия «экологическая система».
Конкретизировать это понятие изучением структуры и обязательных компонентов биогеоценоза.
| § 17.3.
§ 17.3.1.
|
48
-
49
| Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости. Биотические факторы среды.
| 2
| Комбинированный
| Продолжить углубление и расширение экологических знаний, рассматривая действия на организмы важнейших экологических (абиотических) факторов.
Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об ограничивающем факторе, о результатах проявления его действия.
Расширить и углубить знания об экологических факторах, конкретизируя знания о воздействии биотических факторов на живые организмы; показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
| § 17.3.2.
§ 17.3.4.
|
50
| Смена биогеоцено-зов. Причины сме-ны, формирование новых сообществ.
| 1
| Комбинированный
| Углубить знания о биоценозах как целостных системах. Сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биоценозов. Продолжить углублять знания о саморе-гуляции экосистем.
| § 17.3.5.
|
51
52
| Взаимоотношения организма и среды.
| 2
| Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
| Обобщение и систематизация знаний по темам «Биосфера», «Биогеоценозы».
| Повторить
§ 16.1.-
§ 17.3.
|
53
| Контрольная работа по темам «Биосфера», «Биогеоценозы».
| 1
| Урок контроля знаний
| Проверка и контроль ЗУН учащихся по темам «Биосфера», «Биогеоценозы».
| Повторить
§ 17.1.-
§ 17.3.
|
54
| Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды. Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами. Сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза.
| § 17.4.,
§ 17.4.1.
|
55
| Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений. Продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.
| § 17.4.2.
|
56
| Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм.
| 1
| Комбинированный
| Продолжить формирование и углубление знаний о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволю-ционной роли этих форм взаимоотношений организмов. Показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
| § 17.4.3.
|
57
| Повторение и обобщение темы «Взаимодействие организма и среды».
| 1
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Взаимодействие организма и среды».
| Повторить
§ 16.1.-
§ 17.4.
|
Биосфера и человек. Основы экологии.
|
58
59
| Понятие о биосфере, её структуре и функциях, жизнь в сообществах.
| 2
| Комплексное при-менение знаний и способов деятель-ности
| Систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся об оболочке Земли, населённой живы-ми организмами; её структуре и функциях.
| Повторить темы.
|
60
| Основы экологии (зачёт).
| 1
| Зачёт
| Проверить усвоение ведущих понятий темы.
| Повторитьглаву 17.
|
61
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
| 1
| Изучение и пер-вичное закрепле-ние знаний и способов деятельности
| Раскрыть роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Сформировать знания о ценности и необходимости природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле. Углубить и расширить представления учащихся о различ-ных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов. Продолжить формирование умения мыслить глобально. Заострить внимание на проблемах охраны природы.
| § 18.3.
|
62
| Проблемы рационального природопользования.
| 1
| Комбинированный
| Подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере. Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.
| § 18.4.
|
63
| Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.
| 1
| Комбинированный
| Выявить основные характеристики экологического кризиса и экологической катастрофы. Выяснить значимость формирования экологического сознания населения; познакомить учащихся с типами экологического сознания. Использовать полученные знания для нахождения путей решения экологических проблем.
| По записям в тетради.
|
64
| Уровни организации живой материи. Клетка – структурно-функциональная единица живого.
| 1
| Урок повторения
| Повторить и закрепить базовые знания данных тем.
| Повторить § 1.1., раздел 2 учебника.
|
65
| Эволюционное учение (повторение).
| 1
| Урок повторения
| Повторить и закрепить базовые знания по теме «Учение Ч.Дарвина об эволюции».
| Повторить главу 12.
|
66
| Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. «Эволюционное учение». «Основы экологии».
| 1
| Урок контроля знаний
| Проверка и контроль ЗУН учащихся по темам «Эволюционное учение». «Основы экологии».
| Повторить
главу 12 и главу 17.
|
67
| Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.
| 1
| Комбинированный
| Закрепить представление учащихся о естествен-ном отборе как главном факторе эволюции; о результате эволюции - приспособляемости организмов к среде обитания. Показать значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения и др.
| Глава 19, прочитать.
|
68
| Повторение и обобщение темы «Биосфера и человек».
| 1
| Повторение и обобщение знаний
| Повторить и обобщить базовые знания по теме «Биосфера и человек».
| Повторить главу 18.
|