Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия»





Скачать 259.95 Kb.
НазваниеЗакон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия»
страница1/4
Дата публикации19.12.2014
Размер259.95 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
  1   2   3   4

6. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Термин «новое время» впервые введен гуманистами в XVI в. В современной исторической науке новое время (англ. Modern time) отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 – 1918 гг.

Капиталистический способ производства, более передовой по сравнению с феодальным, ранее всего развился в странах Западной Европы, где и совершились первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566 – 1609), Англии (1640 – 1649) и Франции (1789 – 1794). Английская буржуазная революция оказала глубокое по существу и длительное по времени влияние на процесс ломки феодальных отношений во всей Европе. Вот почему в современной исторической науке 1640 г. – год начала английской буржуазной революции – условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем.

Характерной чертой нового времени является развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы капитализма. Борьба колониальных держав за передел колоний и сфер влияния имела первостепенное значение в развязывании первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Год ее окончания (1918) принят в мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новой и новейшей историей.

Капиталистическое производство ощущало насущную необходимость в развитии естественнонаучных знаний (механики, физики, химии). Особое влияние на их становление оказал французский материализм XVIII в., который сыграл большую роль в подготовке французской буржуазной революции. Центральное место в этом процессе занимали многолетнее издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (Дени Дидро, Жан д’Аламбер) и работы крупнейших мыслителей Франции этого периода – философов-просветителей Франсуа Мари-Аруэ Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Определяющее значение для развития диалектических взглядов на природу и развитие медицины в целом имели великие естественнонаучные открытия конца XVIII – первой половины XIX в.:

теория клеточного строения живых организмов,

закон сохранения и превращения энергии,

эволюционное учение.

«Три великих открытия» объясняли все основные процессы в природе естественными причинами. Фундаментальные открытия в ведущих отраслях естествознания имели определяющее значение для развития науки и техники. На их основе получила дальнейшее развитие и медицина.

Анатомия


Основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил .ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т. е. сделал из анатомии науку). После Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.

Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI – XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т. д.)

В XVII в. центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно Нидерланды. В стенах Лейденского университета сформировалась крупнейшая анатомическая школа того времени. Ее воспитанником был голландский анатом и хирург из Амстердама Николас Тюльп (Tulp, Nikolas, 1593 – 1674), известный своими исследованиями по сравнительной анатомии; он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом. Тюльпу принадлежит символ врачебной деятельности – горящая свеча – и слова «Aliis inservendo consumor» – «Светя другим, сгораю».

Выдающимся анатомом того времени был голландец Фредерик Рюйш (Ruysch, Frederik, 1638 – 1731) – убежденный последователь Везалия. Выпускник передового Лейденского университета, Рюйш в 1665 г. защитил диссертацию и был приглашен в Амстердам для чтения лекций по анатомии гильдии хирургов города. Он в совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекции кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки развития) и создал первый анатомический музей.

В России начало анатомических вскрытий связано с правлением Петра I (1682 – 1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях.

В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюйша (около 2 тыс. экспонатов). Она положила начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться трудами российских ученых.

Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697 – 1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В основанной по указу Петра лекарской школе при Генеральном госпитале в Москве (1707) также производились вскрытия, при которых он часто присутствовал.

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовались учебники иностранных авторов на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Николай Ламбертович Бидлоо, приглашенный в Россию в 1702 г. и основавший первую лекарскую школу в Москве, составил весьма ценное рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.).

Первый отечественный атлас анатомии на латинском языке был составлен в 1744 г. Мартыном Ивановичем Шеиным (1712 – 1762), деятельность которого имела важное значение для развития отечественной анатомии и хирургии. Будучи прекрасным рисовальщиком, М.И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских терминов, М.И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала.

Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российская наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностранцев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Среди них К.И. Щепин (1728 – 1770) – первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание медицины на русском языке, А.П. Протасов (1724 – 1796) – первый русский анатом-академик (1771), ученик М.В. Ломоносова.

Первая в России анатомическая школа была создана в Петербургской медико-хирургической академии академиком Петром Андреевичем Загорским (1764 – 1846). П.А. Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах, которое переиздавалось пять раз.

Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1789 – 1866) – ученик П.А. Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833). В 1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», сразу получившие мировую известность. Их ценность определялась тем, что существовавшие в то время учебник анатомии П.А. Загорского и учебник хирургии И.Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В. Буяльского объединили в себе данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в России отечественным атласом по оперативной хирургии.

И.В. Буяльский много сделал для создания новых хирургических инструментов, разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. В числе первых русских хирургов И.В. Буяльский применил наркоз, крахмальную повязку и средства антисептики.

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины.

В конце XIX в. в ведущих научных центрах России сформировались крупные анатомические школы: в Московском университете – школа Д.Н. Зернова (1834 – 1917), который внес большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; в Киевском университете – школа В.А. Беца (1834 – 1894) – создателя учения об архитектонике коры головного мозга.

В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. П.Ф. Лесгафт впервые проложил мост между анатомией и физическим воспитанием.

Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала XVIII в. Она объединялась с физиологией, патологией, а в последующем с патологической физиологией. Начиная с XVIII в. в связи с развитием микроскопической техники происходит дифференциация анатомии и появление новых наук (гистология, эмбриология, антропология).

Эмбриология (от греч. embrion – зародыш, logos – учение) исторически сформировалась как учение об эмбри­огенезе – внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе становления со­держание и объем этой науки значи­тельно расширились – предметом ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период.

Рождение эмбриологии как науки связано с именем Уильяма Гарвея (Harvey William, 1578 – 1б57) – английского врача, физиолога и эмбриолога. В 1651 г. он опубликовал сочинение «Исследования о зарождении животных» («Exercitationes de generation animalium»), которое многократно переиздавалось. Изучив развитие цыпленка и некоторых млекопитающих, Гарвей опроверг идею о самозарождении. Он обобщил представления о яйце как источнике развития всех животных.

Большое значение для становление эмбриологии как науки, о развитие имели исследования эмбриолога и анатома Каспара Фридриха Вольфа (Wolff, Caspar Friedrich, 1733 – 1794). Немец по происхождению, он в 1767. г принял приглашение Петербургской академии наук и до конца жизни работал в России.

Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит преформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях Развития. По аналогии с этим наблюдением Вольф предположил, что из верхнего листка формируется центральная нервная система и что все другие органы образуются в результате постепенной структурной дифференцировки организма в процессе внутриутробного развития.

Карл Максимович Бэр (Baer, Karl Ernst von, 1792 – 1876), академик Петербургской академии наук и почетный ее член, занимает особое место среди основоположников эмбриологии. Он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения. К. М. Бэр впервые увидел и описал яйцеклетку млекопитающих и человека (1827), открыл бластулу, исследовал и описал развитие всех основных систем органов позвоночных из зародышевых листков. Установив закон сходства зародышей различных классов позвоночных, он показал, что в процессе внутриутробного развития ранее всего обнаруживаются свойства типа, затем класса, отряда и т. д.; видовые и индивидуальные признаки появляются на более поздних стадиях эмбриогенеза. Он показал также, что эмбрион человека развивается по аналогии со всеми позвоночными животными.

Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное практическое значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирования фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии связаны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Анализировать превращения энергии при колебаниях на примере...
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconНазвание диска
Живая физика в 7 классе, начала кинематики, колебания, электростатика, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconКонспект урока закон сохранения и превращения энергии в механических...
Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconЗакон сохранения энергии общий закон природы, согласно которому энергия...
Если материальная система подвергается внешним воздействиям, в результате которых она переходит из одного состояния в другое, то...
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание урока: Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconУрок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения...
Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии"
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» icon1. Важнейшие понятия и законы химии
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconПрограмма Вопросы экологии на уроках физики Вопрос курса физики
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность. Закон Бернулли
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconДомашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности...
Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе...
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconЗакон сохранения энергии
Аннотированные вопросы к госэкзамену по Физике и теории и методике обучения физике
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconКонспект урока «Решение задач на закон сохранения энергии». Шинкоренко Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии», урок №1(13)
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconПрограмма по курсу дисциплины «Эволюционное учение»
Курс реализуется в рамках специалитета «Биология» (020201. 65), относится к общепрофессиональным дисциплинам (опд. Ф 2)
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconТематическое планирование физика 8 класс
Расширить знания учащихся о явлении превращения одного вида энергии в другой. Познакомить учащихся с тепловым движением как особом...
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconЛитература
Эта работа не посвящена закону сохранения энергии в чистом виде, я буду рассматривать применение закона сохранения для движущихся...
Закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение. «Три великих открытия» iconКонспект урока по физике «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме “Импульс. Закон сохранения импульса”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск