Скачать 95.97 Kb.
|
Тема урока: «Люблю и знаю, знаю и горжусь!» «Увидеть мир в капле воды» Н. Н. Баранский Урок разработан: учителем географии Мейстер Н. В. Пояснительная записка Урок позволяет познакомить учащимся с приемами исследовательской работы по изучению и обработке исторического и географического материала о родном городе из различных источников. Изучение своего края позволяет школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включенность в жизнь своего города, реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родного города Предлагаемый урок может быть использован и в региональном курсе «Краеведения» и в элективном курсе «Города России и мира», фрагмент урока может быть применен в курсе « География России»: Обобщающее повторение по курсу «Краеведение» в младших классах (8-10кл.); Урок – путешествие в программе недели географии(5-7кл.) В зависимости от возрастной категории распределяется нагрузка по заполнению объектами маршрутов, и сбору информации. Тип урока: обобщающее повторение - (8-10кл.) урок – путешествие – (5-7кл.) Цель урока: Изучение системы Всемирного культурного и природного наследия как информационного потенциала об объектах и событиях, сохраняемых и необходимых человечеству для своего развития и передачи будущим поколениям. Задачи урока:
Средства обучения: Технические:
Наглядные:
Методы: частично – поисковый, исследовательский. Ход урока I. Организационный момент При подготовки к уроку класс разделился на четыре группы. Жребий определил по какому району города группа будет собирать материал. Рекомендации для учащихся: отобрать наиболее интересный материал по своему району( архитектурные памятники, история развития района, из истории названий улиц и т.д.) II. Введение. Каждому знакомо понятие «малая родина». И у каждого она своя. Это место где ты родился, вырос. Для нас родиной стал наш город. Есть большие и малые На земле города. Только где я не плаваю, возвращаюсь сюда. Вместе город и я В это место заветное, Зелень сосен и ив, И порою рассветною Будет солнце залив. Здесь на маленькой пристани, Снова встретят друзья, Возмужали и выросли. « Избы и церкви…зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любоваться своим отражением. … Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе. …Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу к человека, обогащая его представлением о прекрасном» Д. С. Лихачев III. Изучение нового материала. Представьте, что вы корреспондент, экскурсовод, или просто вам предстоит сопровождать своих гостей по родному городу. Каждая группа готовит репортаж или маршрут по городу на тему : «Портрет уникального, старинного города Твери, как объекта всемирного наследия России.» Конечно же ваш рассказ начнется со слов …Наш город Тверь был основан в …. Перед вами слайд , на котором древняя крепость и текст в котором пропущены слова. Я предлагаю вам в течении 2-х минут заполнить пропуски. Задание №1 Если за дату основания принять … год – время первого упоминания в летописи, то по возрасту Тверь старше многих древнерусских городов. Город Тверь положение свое имеет при реке… , где в сию великую реку с северной стороны река ….втекает, расстоянием от столичных городов Санкт- Петербурга - … , Москвы … верст, на ровном, веселом и приятном месте, по наблюдением астрономическим, под …-ю минутою … -го градуса северной широты и под …-ю минутою … -го градуса восточной долготы. Сей город омывающими его тремя реками – Волгою, …., и … - разделяется на … части: 1-я называется городская, 2-я – Затьмакская, 3-я - ……, 4-я - Затверецкая. Д. И. Карманов, тверской историограф 18 века. Ответы к тексту (1208г., Волга, Тверца, 567, 164, 51, 57, 45, 54, Тверцою, Тьмакаю, четыре) Гостей обычно приглашают пройти в автобус для осмотра достопримечательностей, но сегодня предлагаю нетрадиционный вид передвижения по городу. Попробуйте угадать! Пока я буду рассказывать , у вас на экране будут возникать различные виды города, иллюстрирующие мой рассказ. Попробуйте распознать на них современные уголки нашего города. Тверской трамвай 1901. август – Пуск в эксплуатацию электрической городской железной дороги из Затьмачья по Миллионной улице (ныне Советская) до Восьмиугольной площади (пл. Ленина). Протяженность линии 4,43 км. 14 трамваев фирмы «Бриль», Швейцария. Начало строительства вокзальной линии, так же одноколейной протяжением 2,87 км., соединяющей центр с ж\д вокзалом. Трамвайные линии и движение создаются в первую очередь по следующим улицам и направлениям:
В начале эксплуатации движение вагона разрешается делать только лошадиной тягой. 1900 года 13 мая Тверская Городская Управа в лице городского Головы Карпова, членов Управы Шишкина и Знаменского – с одной стороны и дворянина Бернатович – уполномоченного от швейцарского гр-на Дюпон и его компании – с другой, заключили договор, которым предоставляется исключительное право устраивать электрические станции и прокладывать провода для доставления электроэнергии, как освещения, так и для трамвая. Строительство электрической железной дороги в городе Твери ведется довольно быстро, иностранный капитал требует быстрейшего открытия трамвайного движения и эксплуатации трамвая и электроосвещения. В 1901 году была открыта линия протяженностью 4,43 км. Вслед за ней началось строительство вокзальной линии, так же одноколейной протяженностью 2,87 км., соединяющей центр с вокзалом. Подвижной состав, которым располагало трамвайное хозяйство во время открытия, состоял из 14 моторных вагонов, ввезенных из-за границы, 16-ти местных, с открытыми площадками. Приведем краткую характеристику трамвайного движения: трамвайные пути – узкоколейные, однопутные, вагоны открытые, небольшие в моторном вагоне помещалось 32 пассажира, на передней площадке сидеть – 4 места и стоять – 2 места (6 человек), внутри вагона сидеть – 16 человек, на задней площадке сидеть – 4 места и стоять 6 мест (10 человек). В прицепных вагонах – 38 человек: На передней площадке 4 сидеть, 8 стоять – 12 человек; Внутри вагона сидеть – 14 человек; На задней площадке сидеть – 4 , стоять 8 – 12 человек. Остановка вагона производится везде, где угодно, по требованию публики при посадке в вагон и для выхода из вагона. Сигнал трамвая – колокол. Скорость теоретическая 10 верст в час внутри города и 15 верст в час на окраинах города. Фактически скорость движения трамвая была на уровне скорости пешехода. Этот трамвай в следствии своего неудобства, частых стоянок на разъездах, открытые площадки, на которых были расположены места для пассажиров, конечно, ни в коей мере не удовлетворял пассажиров и поэтому вполне понятно, что трамвай не пользовался популярностью среди граждан. Тогда же среди городского населения упорно ходил и пользовался анекдот: вагоноважатый кричит «бабушка! Садись подвезу», бабушка отвечает: «нет батюшка, мне некогда, я тороплюсь». Средний тариф 5,2 копейки с пассажира, при утвержденном тарифе за проезд: в один конец – 5 коп. в два конца – 7 коп. в три конца – 10 коп. Учащиеся платят 50 процентов. Новизна транспорта, поездка на трамвае в 3 – 5 раз дешевле чем на извозчике того времени, способствовало развитию трамвайного движения. Беседа с учениками о полученной информации. Задание для удовольствия: Ребятам младшего возраста расставит виды транспорта города по мере его возникновения. Старшеклассникам вспомнить и закрепить знания транспортного комплекса города. (речной, гужевой, автомобильный, железно-дорожный, электрический (трамвай, троллейбус), автобус, такси, авиационный) Задание №2 Все вы готовились к этому уроку и, конечно же, вспомнили или узнали много новых фактов о улицах, площадях, архитектурных ансамблях Твери. И теперь я предлагаю вам составить маршрут по своему району на трамвае из центра города. Составьте перечень объектов города, о которых вам бы хотелось рассказать своим потомкам и условными знаками обозначьте их на выданных картосхемах города. Дайте краткое описание этих объектов. Очень часто создаются специальные смотровые площадки для обозрения удивительных по красоте мест. Определите их на вашем маршруте. Вашему вниманию предлагаю карту Тверской области, на которой представлены уникальные природные и культурно- исторические объекты. Эта карта создана издательской группой «Заповедник времени». А сегодня мы создадим совместный проект культурного каркаса всей Твери, а не только центра города.
Представление и обсуждение проектов, компоновка единого каркаса. А теперь вам предлагаю закрепить и обобщить свои знания и умения по уроку: - это я знаю… - это я могу…. - это мне интересно…. - этим я горжусь!... V. Домашнее задание. (по выбору)
Попробуйте придумать свой нагрудный знак или орден «За заслуги перед Городом», которым бы награждали людей, чьи заслуги стоит отметить…..
Приложения к уроку
Проектирование урока
|
Ты – энта(м) энти (ж) Ты понимаешь меня энта фагхемни (у м) энти... | Зашумели веселей; луна холоднее Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала (1-знаю хорошо; 2-сомневаюсь; 3-не знаю) | ||
Урока путешествия по теме: «Я знаю и люблю свой край» Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности | Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и... «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» вот основной тезис метода проектов | ||
Летнее чтение Список литературы для 5 класса Русские народные сказки: Морской царь и Василиса Премудрая. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Финист Ясный Сокол.... | 1. Автоматизированная обработка информации Знания человека можно разделить на две группы: декларативные («Я знаю, что») и процедурные («Я знаю, как»). Сообщение несет информацию... | ||
7. Презентация проекта Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я знаю людей которые ненавидят своих родителей и знаю тех, кто не имея одного из родителей понимает какое это счастье, когда твоя... | ||
Анкета-заявка на участие в конкурсе «Что я знаю об Ингушетии и ингушах» Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия объявлен конкурс «Что я знаю об Ингушетии и ингушах», посвященный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... То очень люблю путешествовать, знаний географии мне очень не хватает. Вот так, бывает, задумаюсь, куда бы я хотела попасть, в какой... | ||
Я бы не написала тебе, но, к сожалению, а может к счастью, стечение... Я бы не написала тебе, но, к сожалению, а может к счастью, стечение обстоятельств и моя привычка подводить итоги — сделали своё.... | Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют... «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» заменить словами «я это знаю» или... | ||
3. Участники соревнований Опросный лист №2 «Что я знаю о природе?» Протокол результатов опросного листа №2 1 класс 26 | План-карта обучающегося Опросный лист №2 «Что я знаю о природе?» Протокол результатов опросного листа №2 1 класс 26 | ||
Методические рекомендации по использованию знаю и умею Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона | Нерукотворные памятники Борису Пастернаку Об этом знаю я и ещё несколько человек, остальным придётся подождать его смерти |