Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется»





Скачать 124.91 Kb.
НазваниеЛитература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется»
Дата публикации27.10.2014
Размер124.91 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Химия > Литература
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования


«Тестовый контроль на уроках химии и его роль при подготовке к ЕГЭ»


Учитель химии МОУ СОШ № 9

Драчук Валентина Дмитриевна


с.Веселое 2013г.

Содержание

1. Значение проверки знаний учащихся по химии

2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

3.Исторический обзор применения тестов в мировой практике
4. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

5. Типы тестовых заданий.

6. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки.

Литература

«Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» заменить словами «я это знаю» или «я это не знаю».

П. П. Блонский

1. Значение проверки знаний учащихся по химии

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении химии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой химических знаний. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

Изучение состояния химической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки специалистов.
2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении химии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Но письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении химии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.). Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их. В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса химии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

Роль и значимость тестовых методов проверки знаний возросла после введения Единого государственного экзамена, форма проведения которого предусматривает ответы на тестовые контрольные задания разного уровня сложности. Именно тестовый, систематический контроль помогает упорядочить процесс обучения и даёт возможность получить достаточное количество оценок, позволяющих вывести более объективную оценку учащегося. Систематические тестовые проверки способствуют лучшей реализации диагностической, обучающей, воспитывающей и организующей функций педагогического контроля. Несомненным достоинством тест-методики является её оперативность, которая позволяет преподавателю своевременно вносить соответствующие коррективы в содержание педагогического процесса.
3.Исторический обзор применения тестов в мировой практике

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец 19 начало 20 века, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерений.

Френсис Гальтон (англ.) 3 принципа:

-применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

- статическая обработка результатов;

-выделение эталонов оценки.

Джеймс Кеттелл (америк.) выделил требования к тестам:

- одинаковость условий для всех испытуемых;

- ограничение времени тестирования (с тестом должны справляться только 5% аттестуемых);

- отсутствие посторонних зрителей;

- одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемым, что нужно делать;

- статистическая обработка.

Альфред Бине и Теодор Симон (фран.) – родоночальники современных тестов:

- впервые тесты группировались по возрастным уровням, ввелись понятия умственный возраст, умственное развитие, а позже – IQ;

- попытка определения валидности тестов;

- инструкции для выполнения тестовых заданий;

- коэффициент корреляции при обработки

Макколл (америк.) в начале 20 века разделил тесты на педагогические и психологические. Педагогические – измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а так же успешность применения определенных методов и технологий преподавания.

Эдуард Торндайк (америк.) основоположник педагогического тестирования

Йеркс изменил систему подсчета, за каждое выполненное задание определенный балл. Количество полученных баллов переводилось по приложенным стандартам в коэффициент одаренности или успешности.

1959 – 1966 годы создана организация ИЕА (Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости) из 45 стран. Начали с математики, затем естествознание, литература, гражданское воспитание, английский и французский языки как иностранные.

Сегодня помимо ИЕА, институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Международный центр педагогических исследований в Париже. Цель – создание гибкой модели, позволяющей измерить комплексное воздействие школы на процесс овладения знаниями.

Россия. После 1925 года создана особая тестовая комиссия при Институте методов школьной работы: тестовые задания, инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося (П.П. Блонский, М.С.Бернштейн, Е.Гурьянов).
4. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.

Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.

Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.

Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.

Тест успеваемости - это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.

Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание.

5. Типы тестовых заданий.

При выполнении тестовых заданий нельзя увидеть ход размышлений ученика, но большое разнообразие тестовых заданий дает возможность учителю выявить результаты усвоения учениками разных компонентов содержания химического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и применять знания.

Типы тестов

Тесты открытого типа

(свободный ответ)

Тесты закрытого типа

Задания дополнения

Задания свободного изложения

Тесты с альтернативными ответами

Тесты соответствия

Выбор одного правильного ответа

Множественный выбор правильного ответа

Тесты исключения лишнего

Тесты группирования

Тесты ранжирования

По характеру ответов на вопросы различают два основных типа тестов:

6. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки

Тесты открытого типа, или тесты со свободными ответами, в которых ученику необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д. Задания этого типа составляют заключительную, наиболее высоко оцениваемую часть ЕГЭ по химии, часть С.

В тестах открытого типа выделяют варианты заданий:

    • Задания дополнения

В таких тестах ученик должен дать ответ с учетом предусмотренных в задании ограничений.

    • Тесты последовательности

В таком тесте ученик должен завершить некоторую последовательность элементов. Например: «Завершите последовательность: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ различают реакции разложения, соединения, обмена и …….»

    • Задания свободного изложения

В таких заданиях ученик должен самостоятельно сформулировать ответ, никаких ограничений на него нет. Примерами таких заданий являются задачи ЕГЭ в части С

Тесты закрытого типа, или тесты с готовыми ответами, в которых ученику необходимо выбрать правильный из предложенных вариантов.

Разновидности тестов такого типа:

    • Тесты с выбором одного правильного ответа.

При выполнении такого задания ученику необходимо выбрать, как правило, один ответ из приведенного списка возможных ответов. Это большинство заданий части А тестов ЕГЭ по химии.

    • Тесты с множественным выбором правильного ответа.

В таких заданиях ученик должен выбрать два и более правильных ответа.

Это задания части В (В6-В8) тестов ЕГЭ по химии. Например:

    • Тесты соответствия.

При выполнении таких заданий ученику предлагается установить соответствие элементов двух списков. Такие тесты представляют большинство заданий части В ЕГЭ по химии (В1-В5).

    • Тесты исключения лишнего.

Устранение лишнего элемента. Такие тесты также встречаются в заданиях ЕГЭ, хотя они и очень похожи на тесты с выбором одного правильного ответа. Например:

    • Тесты группирования.

Такие тесты включают в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. И такие задания встречаются в ЕГЭ:

    • Тесты ранжирования.

В таких тестах имеется перечень (не более 10) химических формул, химических явлений, которые необходимо разложить в заданном порядке. Например: «Расположите следующие химические элементы в порядке усиления их электроотрицательности: кислород, фосфор, алюминий, углерод, фтор, натрий, сера».

    • Тесты с альтернативными ответами

При выполнении таких тестов ученик должен ответить «да» или «нет». Например, «Верно ли утверждение о том, что азот в аммиаке проявляет только восстановительные свойства?»

Подобные вопросы встречаются в заданиях ЕГЭ, усложнены они тем, что нужно выбрать есть ли правильный ответ в двух суждениях:

Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение различных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

Внедрение тестовой формы контроля  по предмету осуществляется поэтапно.

Формы и методы контроля, бывают разные, поэтому на первой этапе для выбора более оптимального и эффективного способа контроля, учителем и психологом школы проводится исследование с учетом психолого-физиологических особенностей развития детей (тип темперамента, ведущий канал восприятия, тип мышления и т.д.). Обычно результаты проведённого анкетирования показывают, что большей части учащихся нравится, когда учитель использует технологию тестового контроля для проверки знаний и умений.

Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. Применение тестов имеет большое количество положительных сторон:

1.      Объективность — она достигается путем стандартизации процедуры проведения тестирования  и  проверки работ.

2.   Более емкий инструмент  контроля  — они ориентированы на определение уровня сформированности ключевых понятий, умений, навыков.

3.       Во время тестирования каждый ученик использует в знании не по 2-3 темам, а гораздо большего числа тем.


  ЛИТЕРАТУРА
 1.Аванесов B.C., Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. – М, 1996.

2. Гласс Дж., Стенли Дж, Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Педагогика, 1974.
 4. Крэм Д., Программированного обучение и обучающие машины/ пер. с англ. – М.: Прогресс, 1995.
5. Уилмс Д., Тестирование умений и навыков: основные принципы// "Директор школы", №6 (11), 1994, с. 14-22.

6.Котлярова О.С. Учет знаний по химии. - М.: Просвещение, 1977.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Откуда они берутся? Называются разные причины: лень, равнодушие, неумение сосредоточиться, недостаток контроля. Но мне кажется, что...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconКто такой Заратустра у Ницше?
Этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconРабочая программа спецкурса по математике «Математика вокруг нас»
В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconИскусство магия очарования
Саграда Фамилия привел в восхищение. Мне стало интересно: что это за постройки, почему они такие необычные, кто их создал? От гида...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многие говорят, что в искусстве нет правил. Быть может, я вкладываю какой-то свой смысл в это слово, но мне кажется, что за мнением...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconВы это слышали!?
Зачем то сделали два звонка. Один предупредительный, что бы учащиеся зашли в класс и подготовились. А второй обычный. Но все учителя...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconГреднева Ольга Николаевна, г. Омск Россия без каждого из нас обойтись...
Вой нравственности гражданина. Сейчас, в период возрождения России, это очень важно, и вполне современно, как мне кажется, звучат...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень часто люди теряют друг друга из-за несказанных вовремя слов. Желая не причинить боль или же, как им кажется, зря не обнадеживать...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ну а набранный авторитет и потраченные силы, время и деньги не позволяют остановиться и задуматься: то ли я делаю, не позволяют сломить...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Решению...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПаразиты. Нужны ли они на Земле?
Цель данной работы состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о паразитах (понятие, способы питания, классификация),...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вы знаете, все так рады вам сегодня, даже наши парты. Посмотрите, мне кажется, они вам улыбаются (дети заглядывают под парты, там...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они...
Литература «Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «так мне кажется» iconМарина Ивановна Цветаева
Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск