Скачать 107.89 Kb.
|
МБОУ «СОШ им. В.Г.Шухова» г.Грайворона Отпетые двоечники (Исследовательская работа) Выполнил: Карпенко Юлия, ученица 8 «Б» класса Г.Грайворон, 2012г. План
Введение Мы знаем, что двоечники есть в каждом классе, в каждой школе. Они не учат уроки, ходят растрепанные, расхлябанные, почти всегда себя плохо ведут, с ними сложнее общаться и учителям, и ровесникам. Откуда они берутся? Называются разные причины: лень, равнодушие, неумение сосредоточиться, недостаток контроля. Но мне кажется, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Актуальность темы Часто приходится слышать фразу: «Будешь плохо учиться – станешь дворником (уборщицей, пойдешь коров доить). Я понимаю, что родителям и учителям хочется, чтобы дети хорошо учились, вот и пугают малоперспективной работой в будущем. И, тем не менее, я задалась вопросом: «почему в школах появляются двоечники?» Ответ на этот вопрос и составил мою исследовательскую работу. Данную тему считаю актуальной для исследования, так как эта проблема является важной для понимания проблем современных подростков и молодежи. Хочу подчеркнуть, что именно подростков и молодежи, так как мною замечено, что хуже становятся успехи в учебе именно в подростковом возрасте. В начальной школе в основном, все успешно учатся. Я и многие мои друзья учимся хорошо, любим рассуждать, нас интересует и объединяет многое. Также я успешно учусь в музыкальной школе, участвую в спортивной жизни школы. Так почему же многим моим ровесникам, наоборот, учиться не интересно? Казалось бы, сейчас нам предоставлены все условия для учебы: много учебников и пособий, энциклопедий, технических средств для освоения учебного процесса, Интернет и так далее. Поэтому, данную тему для исследования считаю актуальной. К ней необходимо привлечь внимание. В связи с этим, цель моей исследовательской работы: изучение причин плохой учебы учеников, на примере обучающихся школы им. В.Г. Шухова. Выдвигаю гипотезу: если знать причины плохой учебы школьников, можно будет сократить число неуспевающих учеников. Для достижения цели я ставлю ряд задач:
провести социологический опрос среди моих ровесников и одноклассников, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме;
Объектом исследования станут неуспевающие ученики нашей школы, средней общеобразовательной школы им. В.Г. Шухова Предметом исследования станут причины плохой успеваемости школьников. Методологическую основу исследования исследовательской работы составил в первую очередь, метод социологического опроса - анкетирования учителей и учеников, который позволил сделать вывод об отношениях участников учебного процесса к неудовлетворительным оценкам. Метод сбора и анализа информации, позволил систематизировать данные и цифры, предоставленные завучем школы и социальным педагогом. Принцип объективности потребовал взгляда постороннего наблюдателя за проблемами двоечников. Также был применен метод наблюдения за одноклассниками, друзьями. Чтобы понять: почему же мы такие разные в наших успехах? Источниковая база исследования В основу исследовательской работы положены различные источники. Эти источники современные, составлены современными педагогами и психологами. Их работу опубликованы на сайтах Ru.wikipedia.org, TREKO.RU, Shkola.lv, dvoechniki.html. Также мною были изучены сайты педагога М.П. Щетинина, чтобы узнать о различных методиках обучения детей и подростков. Первая часть исследовательской работы основана на самостоятельных исследованиях и выводах. Текст анкет для учителей и учеников составлен мною самостоятельно, обобщение результатов и подведение итогов составляла, опираясь на свои мысли, убеждения. На вопрос, кто такие двоечники - определение взято мною из «Толкового словаря» автора Ефремовой, 2000 года издания Кто такие двоечники? Определение двоечника дает толковый словарь Ефремовой. Двоечник – это учащийся или студент, постоянно получающий двойки или неудовлетворительные отметки. Часто слышу от учителей: «Этот умненький, все быстро схватывает, молодец! А этот - ну никаких знаний, сил нет». И так умненькие до конца умненькими обычно и остаются, а «без знаний » соответственно остаются «двоечниками». Я со многими учителями общаюсь, из разных школ, из разных видов школ - общеобразовательной, музыкальной. Везде одно и то же говорят. Отличники и хорошисты музыкальной школы имеют такие же оценки и в общеобразовательной школе. Так откуда же берутся двоечники или просто отстающие в школах? Для начала задумала, а потом сделала: провела анкетирование среди учеников – друзей и одноклассников. Анкетировала и отстающих, и впереди идущих. Анкета была простая, содержала всего 6 вопросов [приложение 1]. В анкетировании участвовали три восьмых класса, учащихся нашей школы - это 60 человек. Также анкету получили наши будущие выпускники – это еще 34 человека. Результаты были таковы: 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. При этом 85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. 80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки, остальные 20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% участников анкетирования отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» выпускники ответили, чтобы получить хорошую профессию. А восьмиклассники хотели бы быть любимчиками учителей. В тоже время я попросила учителей-предметников ответить на вопросы [приложение 2]. И результаты меня удивили, оказывается, большинство 70% опрошенных учителей не любят ставить двойки, ставят их, в крайнем случае. Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей, а также безнаказанность. Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой. 100% учителей занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость. Получается, что ученики, зная, что учителя предъявляют требования к знаниям, все равно ленятся учиться. Учителя, стараются восполнить пробел в знаниях, занимаются с двоечниками, а они все равно есть. Здесь на помощь и ученикам, и учителям приходят родители. Родители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку непоправимый вред. Есть такие родители, которые наоборот, не строги к своим детям, много не требуют, а просто винят в предвзятости отношения учителей. После результатов моего исследования я обратилась к заместителю директора по учебно- воспитательной работе нашей школы Лариковой Нине Михайловне с вопросом : много ли в нашей школе двоечников? По данным цифрам я составила таблицу:
Также я выяснила, что это данные на окончание учебного года, так как в середине года двоечников больше. Количество неуспевающих учеников растет из года в год. А также я сделала вывод, о том, что это уже так называемые «злостные» двоечники, которых поставили на учет к социальному педагогу. А двоечников, которые плохо учатся, не стараются, но балансируют на грани неуспеваемости еще больше. У социального педагога нашей школы Волобуевой Нины Афанасьевны я узнала, что такие ученики поставлены на внутришкольный учет. Также с ними проводятся профилактические беседы, вызывают родителей в школу, приглашают на Совет профилактики для беседы с администрацией школы. Как правило, эти меры приводят к повышению успеваемости. Поработав некоторое время над исследовательской работой, сделав определенные выводы, понаблюдав за окружающими меня учениками, заметила, что одни ученики являются успешными во многих областях. У них много разных интересов. Они успевают, и учиться, и участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. А вторые обладают небольшим набором дополнительных интересов и занятий. То есть, ученики, которые, например, плохо учатся (и даже не проявляют интереса к учебе), но при этом являются спортивной гордостью школы. Или являются победителями, призерами вокальных или хореографических конкурсов. Бывает, их привлекает что-то одно, какой-то один предмет, в котором они преуспевают, и даже, могут не иметь себе равных, но у них нет ни интереса, ни способностей ко всем остальных школьным предметам. На все вопросы двоечник отвечает : зачем? Зачем это делать, если все и так получается, можно и так заниматься чем-то своим, более важным и интересным? И действительно, зачем? Я решила за ответом обратиться к статьям и психологов и педагогов, которые также опубликовали заметки на эту тему. Проанализировав статьи, я нашла подтверждение своим догадкам, мыслям и выводам. Есть такая известная фраза: талантливый человек талантлив во всем. Но так одарены не все. Так что же им делать? Педагоги говорят: «Бесполезно двоечника обучать, например, физике, пробовать на нем разные методы обучения. Двоечник - он во всем двоечник, поэтому надо работать с ним как с целым человеком, а не с той его частью, которая должна знать физику, но не знает. Конечно, почему ребенок двоечник во всем - это большой вопрос к его родителям. И с ними надо работать в первую очередь. Дети могут обладать разными способностями, ребенок может быть талантлив в одной области и неспособен в другой, поэтому следует обучать его тому, к чему он способен»1. К тому же, многие исследователи, занимавшиеся проблемой школ и успеваемости, отмечают, что завтра бывший двоечник может добиться успеха … в чем? Да как раз в том предмете, в котором он преуспевал и не имел себе равных. Почему так происходит? Двоечников заставляют меняться, быть активнее.… В итоге получается, что они действительно меняются: они становятся активными и по жизни. В итоге оказывается, что у самого большого разгильдяя своя фирма, бывший хулиган – майор милиции, а у отпетого двоечника никогда не знавшего и не понимавшего ни одной математической формулы – своя станция техобслуживания… Так что же получается? Отличником по жизни суждено не каждому двоечнику, но и успеваемость - это не всегда критерий, по которому надо оценивать учеников. Психологи считают, что 30% одаренных творчески детей не соответствуют представлениям о хорошем ученике2. И многие взрослые понимают, что как правило, школьные оценки мало влияют дальнейшие жизненные успехи. Но при этом, прежде чем реализовать себя на каком-либо поприще, ребенок должен сдать выпускные и вступительные экзамены, а их не сдашь без изучения школьных предметов. И творческие способности не помогут сдать ребенку ЕГЭ, например, по математике или физике. Учебная программа направлена больше на развитие памяти, чем на развитие мышления. Поэтому, такие дети часто плохо учатся, и найти себя у них есть возможность только во взрослой жизни. _____________________________________________________________________________
Заключение Итак, каков же главный вывод, который был сделан во время этого исследования?
Приложение 1 1. Нравиться ли тебе в школе? 1) да 2)нет 3)не очень 2. С каким настроением ты ходишь в школу? 1)с хорошим 2) с плохим 3)иногда с хорошим, иногда с плохим 3.Часто ли тебе приходится получать «двойки»? 1) практически каждый день 2) не часто 3) редко 4. Как ты считаешь, справедливо ли ставят учителя «двойки»? 1) как правило я их заслужил(а) 2) из-за высоких требований учителей, без них не обойтись 3) двойки - это всегда не справедливо 5. Как ты считаешь, почему в школах появляются двоечники? 1) лень 2) неумение сосредоточиться 3) заниженная самооценка 6. По- твоему мнению, зачем надо хорошо учиться? 1)в дальнейшем получить перспективную профессию 2) радовать родителей хорошими оценками 3)чтобы любили учителя Приложение 2
Список источников и литературы
|