Скачать 103.14 Kb.
|
Современное филологическое образование. Русский язык Крючкова Оксана Александровна МОУ школа №33 ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цель каждого учителя - оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Решению этих задач способствует поиск способов стимулирования активности учащихся и более качественного усвоения знаний. Опыт доказывает, что огромная роль в этом принадлежит игре. Игровые ситуации целесообразно использовать в 5-6-ых классах в связи с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Главное – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно использовать подобного рода уроки наряду с традиционными формами, увлекая детей и тем самым создавая почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. Наиболее эффективными будут игры по орфоэпии и фонетике: например, игра «Три бочонка», в которой нужно распределить слова в зависимости от ударения; игра «Конкурс пародистов», где отрабатывается умение менять тембр голоса, и другие. Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры: «Получи «5», «Орфографическое лото», «Чья команда победит?» и др. Для синтаксической разминки проводится игра «Погадаем на ромашке». Цель игры: сконструировать из слов (на лепестках) предложение и сделать разбор. Для проверки теоретического материала используется игра «Дерево вопросов». На этапе объяснения нового материала проводят обучающие игры, с привлечением сказочных персонажей. Например, по теме «Правописание приставок пре- и при-» проводился урок-исследование, задания на усвоение нового материала предлагались героями из сказок. На этапе закрепления, повторения и обобщения наиболее эффективными являются игры: «Третий лишний» (убрать лишнее слово), «Аукцион» (кто последний назовет синоним к слову, тот победил), «Реши кроссворд», «Составь слово» (например, по морфологическим признакам), «Поиграем в корректора», «Черный ящик» и другие. Результат использования игровых ситуаций показал, что их включение в процесс обучения школьников способствует повышению познавательной активности и развитию интереса к русскому языку, более качественному усвоению знаний. Будина Анна Юрьевна МОУ СОШ №93 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА И ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1.Школа активно переходит от традиционной парадигмы образования к образованию, ставящему во главу угла уважение к личности учащегося, воспитание человека, способного изменить жизнь. Одной из главных целей современного образования является формирование компетентного ученика. 2.Реализовать поставленные цели и задачи позволяет методика уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы. В основе дифференцированного обучения лежит принцип максимального развития учащихся с разным уровнем способностей: минимальным (соответствует оценке «3», репродуктивная деятельность), общим («4» – реконструктивный тип деятельности) и продвинутым («5» – уровень воспроизведения, абстракции). 3.Работа предполагает как групповые (5-7 человек), так и индивидуальные формы. Групповая форма способствует развитию умения работать в группе. Учитель и учащийся оценивают не только результат деятельности, но и её процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); учащийся сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех. 4.Индивидуальная форма ориентирована на активизацию самостоятельности детей; позволяет учитывать психофизические особенности учащихся. 5.Особую роль играет форма урока. В 5-х классах эффективен игровой урок. Например, КВН. При изучении темы «Фразеологизмы» в 5-м классе использование подобной формы позволяет сформировать ключевые компетенции: работа в группе и индивидуально, умение использовать компьютерные технологии (компьютер, проектор, интерактивная доска), навыки самостоятельной работы со справочной литературой (фразеологические словари), исследовательская деятельность (отбор и систематизация материала по источникам возникновения фразеологических оборотов); развитие ораторского искусства, обеспечение высокого уровня языковой подготовки (презентации исследовательских работ с использованием компьютерных технологий), демонстрация творческого потенциала учащихся (изобразительного искусства, поэтического и прозаического талантов). Домашнее задание предполагает вариативность и зачастую связано с творчеством (проиллюстрировать фразеологизм; написать стихотворение, используя устойчивые сочетания, сочинить рассказ или сказку о приключениях в стране Фразеологии и т. п.). 6.Личностно – ориентированный урок, разработанный по методике дифференцированного обучения, позволяет использовать материал разного типа, вида и формы. Преобладание проблемных неоднозначных заданий повышает его результативность. 7.Как показала практика, дифференцированное обучение является эффективным в формировании основных компетентностей учащихся. Рахматуллина Татьяна Юрьевна МОУ школа №32 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Мастерство учителя выражается в умении помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным для детей, радостным, построить его на основе развития их познавательных интересов, формирования высоких идейно-нравственных качеств. Поэтому я использую в своей работе дифференцированный подход, позволяющий развивать креативное мышление у учащихся, активизировать их деятельность, воспитывать в них любовь к русскому языку. Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт педагогов России, построив свою систему работы, я использую на уроках русского языка дифференцированный подход, который позволяет раскрывать и развивать способности учащихся, удовлетворять образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, демонстрация практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития. Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Чтобы урок «сработал», опираюсь на методику профессора П.И.Третьякова «Уровневая дифференциация учебного процесса». Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную. На уроках русского языка я стремлюсь к тому, чтобы у детей не было скучных и грустных лиц, а глаза светились огоньком жажды познания. Во время проведения словарной работы использую групповую форму. Такой вид деятельности сплачивает коллектив, дети работают в сотрудничестве друг с другом, с учителем. Ребята учатся ценить и уважать мнение других, доказывать свою точку зрения. После изучения определенного блока словарных слов даю задания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. Затем работы проверяются, выделяются моменты, которые вызвали затруднение в групповой деятельности, указывается, на что надо обратить внимание в следующий раз, выделяются наиболее удачные моменты в работе, выставляются оценки. Такая работа приносит положительные плоды, если организовывать ее системно. Она является полноценной формой организации обучения, разносторонне воздействует на личность младшего школьника. Ребёнок в своём развитии индивидуален, и, чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического учреждения – научить учиться, а это значит – уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения поможет сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка – это необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Применение технологии уровневой дифференциации в учебной деятельности вызывает у учащихся больший интерес к изучению русского языка, у многих повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности, учатся видеть проблемные ситуации и устанавливать пути ее разрешения, ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы. Чернигина Марина Валериевна. МОУ СШ №87 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 6-М КЛАССЕ (ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА) В последнее время в школьном обучении педагоги стали широко использовать проектный метод. На мой взгляд, разумно использовать этот метод на уроках русского языка при изучении лексикологии, так как именно лексика отражает изменения, происходящие в языке. В 6-м классе можно использовать метод проекта при изучении «Заимствованных слов». Проект рассчитан на 3 урока.
1.Презентация учителя. 2.Деление на группы и определение их вида деятельности. 3.Подготовка необходимых печатных документов (памятки, инструкции). 4.Определение в расписании времени для консультаций и занятий для завершения работы. 5.Определение сбора и хранения результатов работы. 6.Ознакомление учащихся с критериями оценивания и листами самоконтроля.
1.Провести анализ собранного материала и проинструктировать по дальнейшим действиям. 2.Разработать план действия каждого ученика в группе. 3.Обсудить с учащимися формы представлений полученных результатов. 4.Оценить проделанную работу.
1.Представление продукта своей деятельности. 2.Обсуждение результатов. 3.Подведение итогов (заполнение листов самоконтроля). В ходе работы над проектом обучающиеся должны ответить на вопросы: иноязычные слова: за и против, какие задачи помогают решить знания о происхождении слова, всегда ли можно заменить иноязычное слово русским, время влияет на заимствования или заимствование на время, что такое пуризм? Класс делится на 3 группы: языковеды, социологи и эксперты. Языковеды должны найти материал об истории заимствований, выявить причины заимствований, представить результат в виде презентации. Социологи проводят опрос среди различных социальных и возрастных групп, выявляют иноязычные слова, которые употребляют люди этих групп в своей речи и представляют результат в виде эссе. Наиболее сложная и творческая работа у экспертов, поэтому эту группу составляют ребята с высоким уровнем обученности. Эксперты должны изучить вывески, названия учреждений нашего города, а также речь телеведущих, политиков, журналистов, своих сверстников и сделать вывод об оправданном и неоправданном использовании иноязычной лексики. Результат представляют в виде буклета. В результате проделанной работы обучающиеся делают следующие выводы:
Чернова Ольга Валентиновна МОУ СОШ №20 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Тенденция гуманизации и гуманитарного образования привела к изменению содержательного спектра учебной и педагогической деятельности. Новое содержимое влечёт за собой и в формах преподавания области изучения русского языка. Отсюда и появилось стремление освоения интерактивного обучения (от лат. Inter «между» + actio «действия»), основанное на технологии обучения в сотрудничестве. Цель такой технологии состоит:
Технология обучения в сотрудничестве имеет ряд особенностей.
Выделяются следующие типы сотрудничества:
Ученики объединены так, что «слабому» подбирается терпеливый и доброжелательный партнёр, «сильный» должен иметь диалог с равным себе. Организация учебной деятельности начинается с постановки филологической задачи, которая обязательно имеет нестандартность проблемы. Такая задача заставляет обмениваться разными точками зрения для кристаллизации общего мнения группы. При использовании данной технологии учащиеся должны:
Учителю необходимо для стимулирования познавательной деятельности в области русского языка:
Что даёт технология обучения в сотрудничестве?
При использовании технология обучения в сотрудничестве важно помнить о минусах, влияющих на деятельность:
|