Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые
накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здо- ровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
№ п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Универсальные учебные действия
| Планируемые резудьтаты
| Дата
|
Что изучает география (5 ч)
|
1
| Мир, в котором мы живём
| Вводный урок
| Коммуникативные: продолжить обучение в звристической беседе Регулятивные: уметь самостоятельно выделить познавательную цель Познавательные: уметь объяснить особенности планеты Земля
| Научиться называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля
|
|
2
| Науки о природе
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь выделять сходство естественнных наук
| Научиться объяснять значение понятий тело и вещество
|
|
3
| География — наука о Земле
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) Регулятивные: формировать компетентность в области использования ИКТ Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии
| Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию
|
|
4
| Методы географических исследований
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества
| Научиться находить на иллюстрациях и опис ывать способы современных географическихисследований и применяемые для этого приборы
|
|
5
| Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»
| Урок обобщающего контроля
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: уметь определять понятия , строить умозаключения и делать выводы Познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли
| Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мира
|
|
Как люди открывали Землю (5ч)
|
6
| Географические открытия древности и Средневековья
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения
Регулятивные:применять методы информационного поиска (правильно называть географические объекты, упомянутые в тексте учебника)
Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества
| Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло
|
|
7
| Важнейшие географические открытия
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию в элекронном приложении Регулятивные:самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли
| Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий
|
|
8
| Открытия русских путешественников
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы
Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности Познавательные:объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель
| Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках
|
|
9
| Открытия русских путешественников
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: установить рабочие отношения и эффективно сотрудничать Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изученииСибири
| Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках
|
|
10
| Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю»
| Урок рефлексии
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работе Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные:уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса
| Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания
|
|
Земля во Вселенной (9 ч)
|
11
| Как древние люди представляли себе Вселенную
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной
| Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя
|
|
12
| Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно выделятьи формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной
| Научиться читать и понимать текст
|
|
13
| Соседи Солнца
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные:уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной
| Научиться составлять характеристику планет по плану
|
|
14
| Планеты — гиганты и маленький Плутон
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет- гигантов больше диаметра Земли
| Научиться выделять признаки планет
|
|
15
| Астероиды Кометы Метеоры Метеориты
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел
| Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды Кометы Метеоры Метеориты»
|
|
16
| Мир звёзд
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках звёздного неба
| Научиться находить на звёздном небе созвездия
|
|
17
| Уникальная планета Земля
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: выделять условия, необходимыедля возникновения жизни на Земле
| Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия
|
|
18
| Современные исследования космоса
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: изучать важнейшие события события в освоении космоса
| Научиться составлять презентацию о космонавтах
|
|
19
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
| Урок развивающего контроля
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: устанавливать» космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа
| Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий
|
|
Виды изображения поверхности Земли (4 ч)
|
20
| Стороны горизонта
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные:проектировать маршрут преодоления в затруднений в обучение в новые виды деятельности
Познавательные: находить основные и прмежуточные стороны горизонта
| Научиться определять стороны горизонта
|
|
21
| Ориентирование
| Урок - практикум
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию спомощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе спомощью компьюторных средств Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом
| Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу
|
|
22
| План местности и географическая карта
| Урок практических работ
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков
| Научиться читать план местности и географичекую карту с помощью условных знаков
|
|
23
| Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
| Урок развивающего контроля
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий
Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояние на местности
| Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности
|
|
Природа Земли (12 ч)
|
24
| Как возникла Земля
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли
| Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте
|
|
25
| Внутреннее строение Земли
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек
| Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами
|
|
26
| Землетрясения и вулканы
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: установить с помощью географических карт районы землятресений и вулканизма
| Научиться обозначать объекты на контурной карте
|
|
27
| Путешествие по материкам
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли
| Научиться различать материки по контурам и особенностям природы
|
|
28
| Вода на земле
| Урок общеметодической направленности
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов
| Научиться подписывать реки на контурной карте
|
|
29
| Вода на Земле
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов
| Научиться называть признаки изучаемых понятий
|
|
30
| Воздушная одежда Земли
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды»
| Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли»
|
|
31
| Живая оболочка Земли
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере
| Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек
|
|
32
| Почва - особое природное тело
| Урок «открытия» нового знания
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: уметь объяснять, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа,климата,воды, микроорганизмов, растений и животных
| Научиться определять тип почв по натуральным образцам
|
|
33
| Человек и природа
| Урок развивающего контроля
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе
| Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности
|
|
34
| Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
| Урок обобщающего контроля
| Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
| Научиться самодиагностике
|
|
35
| Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
| Урок - практикум
| Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями с коммуникации Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
| Научиться самодиагностике и самокоррекции
|
|