Скачать 403.11 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Минаева Н.Г. (высшая) ______________________________________________ Ф.И.О., категория География 7 класс по_______________________________________________ 2014 - 2015 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «География материков и океанов» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по географии», примерных программ по географии для общеобразовательных учреждений, на основе стандарта I поколения, ФЗ РФ «Об образовании», с использованием проекта стандартов II поколения. Актуальность программы География – единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам, изучение которой в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, это единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Курс «География материков и океанов» - второй по счету школьный курс географии. Изучение его является важнейшим этапом в формировании у школьников представлений о современном состоянии природы Земли как среды жизни человека, общества, а также в понимании элементарных связей между компонентами природы, между природой и человеком. Комплексное и достаточно конкретное содержание курса обусловливает высокий уровень знаний учащихся об отдельных странах мира и помогает им ориентироваться в современных экологических, социальных и демографических вопросах жизни народов. Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа». Цели и задачи Основной целью курса - формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; создание у школьников представления о Земле как планете людей, о разнообразии её природы и населения. Задачи: Образовательная:
Воспитательные:
Развивающие:
Валеологические:
Характеристика предмета. В курсе «Географии материков и океанов» изучается природа нашей планеты в целом, её материки и океаны, народы и страны. В процессе изучения учащиеся получают представления о пространственной неоднородности земной поверхности и её частей как комплексов, отличающихся на разных уровнях её дифференциации: локальном, региональном и планетарном. Наиболее успешно понимание учащимися связей между природой и человеком достигается при изучении конкретных стран: их природы, населения, его хозяйственной деятельности, быта и зависимости хозяйственной деятельности населения от природы. В содержание курса включены типичные страны, в которых наиболее ярко проявляются связи между человеком как биологическим существом и как представителем социума. Содержание курса предусматривает ознакомление учащихся с основами рационального природопользования при организации хозяйственной деятельности населения и готовит их к пониманию ресурсного подхода к природе Родины. Ведущие принципы. Главным принципом конструирования содержания курса является гуманистическая направленность, суть которой состоит в том, чтобы показать географию «очеловеченной», которую изучают для того, чтобы понимать и правильно решать проблемы каждого человека и общества в целом, а также в организации, использовании учителем педагогических технологий сотрудничества и личностно-ориентированного обучения. Также ведущими принципами являются следующие дидактические принципы:
Учет возрастных и психологических особенностей детей Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. Условия реализации программы Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для географии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы. Организация образовательного процесса При реализации программы используются элементы технологий: - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний. - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. - проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека: - дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя; - учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов; - технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов. При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся. Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 часов; занятия 2 раза в неделю. В результате реализации программы учащиеся должны: 1.Называть (показывать): - географическую номенклатуру; - географические (климатические) пояса; - географические зоны; - крупнейшие народы материков; - климатообразующие факторы; - последние (3) исторические эры геологического времени Земли; - важнейшие события в истории Земли (образование планеты; появление человека и т.д.); - методы изучения природы материков и океанов. 2. Определять (измерять): - координаты крайних точек материков; - протяженность материков с севера на юг; с запада на восток; - плотность населения отдельных стран. 3. Описывать: - географические зоны отдельных материков; - географическое положение крупнейших географических объектов материков, стран; - культурные особенности населения изучаемых стран; - природные, социальные и экономические особенности страны (стран); - особенности открытия и освоения материков. 4. Объяснять: - влияние географического положения материков на формирование их природы; - причины закономерностей смены природных зон на Земле (в том числе высотных поясов); - взаимосвязи природных компонентов отдельных территорий; - некоторые способы адаптации растений и животных к условиям обитания; - значение Мирового океана в жизни человека; - необходимость охраны природы, международного сотрудничества для этой цели; - влияние истории освоения территории на некоторые особенности ее хозяйства и население (на примере материков и отдельных стран); - влияние природных условий на расселение, занятия и быт населения (на примере отдельных стран); - некоторые причины формирования традиционных и современных отраслей хозяйства отдельных стран; - некоторые черты сходства и различия отдельных материков, регионов и стран. 5. Прогнозировать: - последствия преобразования отдельных географических зон человеком; - последствия антропогенного воздействия на местные ландшафты. Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами Содержание курса требует тесной увязки гуманитарных и естественнонаучных знаний, опоры на общеземлеведческую подготовку учащихся, полученную ими на уроках географии в 6 классе, реализации межпредметных связей с историей, литературой, иностранным языком, искусствознанием, биологией и физикой. Гуманизации содержания курса способствует включение информации этнографического и историко-географического характера, большое внимание к экологической проблематике, к описанию ряда природных и культурных объектов, отнесенных ЮНЕСКО к Всемирному наследию. Программа усовершенствована на основе сквозных направлений, которые ныне пронизывают всю географическую науку. Важнейшие из этих направлений следующие: - интеграция двух ветвей географии – физической и экономической, усиление комплексного подхода, создание курса, где общеземлеведческие знания тесно взаимосвязаны с комплексным страноведением; - экологизация содержание курса посредством усиления ресурсоведческих вопросов, проблем сохранения живой и неживой природы, охраны окружающей среды; - гуманизация содержания выражена в усилении внимания человеческому, личностному фактору, социальным аспектам развития общества. Эта позиция нашла отражение в программе посредством внимания к изучению истории географических открытий и исследований, расширении объема учебного материала о народах и странах, о населении отдельных стран (его быте, языках, культуре, религиозных особенностях), а также о непроизводственной сфере, сведений о других наук, изучающих человека ( истории, этнографии, социологии и др); - политизация усилена посредством внимания к изучению политической карты отдельных материков; - экономизация программы по географии нашла отражение в усилении внимания к ознакомлению школьников с трудовыми навыками населения различных территорий; - практическая направленность содержания курса была выражена особым вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами изучаемых теоретических и эмпирических знаний. Особое внимание уделено раскрытию прикладного, конструктивного характера современной географической науки. Ожидаемые результаты Современное школьное географическое образование все больше приобретает практическую направленность. Формируемые географические знания становятся более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (комплекса умений и навыков) для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями, такими как:
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно-деятельностный подход в обучении. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплексом умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для:
Реализация компетентностного подхода позволяет по-новому осознать и понять значимость географии как школьной дисциплины. Поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций, т. е. готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для практических задач и жизненно значимых ситуаций. Для этого в комплексе всех видов учебной деятельности и форм обучения большое значение придается практическим работам, а основой процесса обучения становится понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приемов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности. Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. Для этого в курс введены виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:
В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:
Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для географии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы. Формы текущего и итогового контроля Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы (см. Приложение 1). Учебно-тематический план:
Использованная литература:
Литература для учащихся Введение:
|
Рабочая программа по курсу «География материков и океанов» «Обязательного минимума содержания основного общего образования по географии», примерных программ по географии для общеобразовательных... | Урока: Внутренние воды Африки Оборудование: конспект модульного урока; атлас «География материков и океанов» 7 класс, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География.... | Рабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна... Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа... | ||
Программа основного общего образования по природоведению Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литосфера. Данная разработка составлена на основании обязательного минимума содержания основного общего образования по географии... | ||
Рабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014... Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ... | ||
Рабочая программа основного общего образования по географии для 9... Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего... | Рабочая программа дисциплины физическая география материков и океанов Целями освоения дисциплины «Физическая география материков и океанов» является познание закономерностей возникновения, развития,... | ||
Пояснительная записка настоящая программа составлена в соответствии... А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира». М.: «Просвещение», 2010 г. 5кл и обеспечивает реализацию обязательного... | Рабочая тетрадь «География материков и океанов» 2-е издание, дополненное Курчиной С. В. – М.: Дрофа, 2010г., является дополнением к учебнику Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков... | ||
Рабочая программа по предмету «География», 7 класс ... | Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» Формирование у учащихся системы комплексных знаний о закономерностях развития природы материков и океанов |