Скачать 206.52 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Хахальская основная общеобразовательная школа Утверждаю. Директор МБОУ Хахальской основной общеобразовательной школы:______________ В.А. Кузнецова «______» _______________ 2013 года Приказ от 31.08.2013г. №165-од Природоведение Рабочая программа для 5 класса Составитель: учитель географии Жирнова В.Н. д. Хахалы, 2013 год Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе программы по природоведению А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по природоведению в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе предусмотрены практические работы. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельностивозможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать объекты, а также другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Содержание курса 68 часов, 2 часа в неделю
Введение. Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели6 карл линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия). Демонстрации Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов: Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр. Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- естествоиспытателей. Практические работы. Пр.р1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Пр.р 2Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретных знаний о методах изучения природы.
Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля, Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет. Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год. Демонстрации Модель Солнечной системы. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус. Практические работы. Пр.р.3Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Пр.р 4. Работа с подвижной картой звёздного неба.
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества. Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления. Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова. Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники. Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли. Демонстрации Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки. Практические работы Пр.р 5 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Пр.р.6. Исследование физических явлений. Наблюдение признаков химических реакций. Пр.р. 7 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос). Демонстрации Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Практические работы Пр.р.8. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян Пр.р.9 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных Пр.р.10. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.
Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на природу. Демонстрации Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций. Практические работы .Пр. р.11.Измерение своего роста и массы тела. Пр.р 12. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Тематическое планирование Природоведение 5 класс 68 часов (2 часа в неделю) Программа: Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы /сост. И.Б. Морзунова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. Учебник: Плешаков А.А. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.:Дрофа 2009.
Всего 68 Требования к уровню подготовки обучающихся Знать/ понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификаций явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого- либо нехарактерного факта при описании объекта, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими практических работ. Оценка устного ответа. Отметка «5» : - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Ответ «4» ; - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3» : ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» : - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений. - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4» : - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. Отметка «2»: - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. - отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. - работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2». • Для теста из 30 вопросов: • 28—30 правильных ответов — оценка «5»; • 20—27 правильных ответов — оценка «4»; • 15—19 правильных ответов — оценка «3»; • меньше 15 правильных ответов — оценка «2» Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых и сформулировать точные ответы на них. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс» Методические пособия для учителя: 1) Л.А. Попова. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. - М.: Вако, 2009 – 192 с. –(Мастерская учителя) 2) Сборник нормативных документов. Природоведение. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа,2004 3) Н. Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя.-М. «5 за знания», 2006 4) М.Ю.Демидова Н.И. Павленко. Практические работы по естествознанию (природоведению)5-6 класс. –М.:Школьная пресса, 2004 – с.96 5) Н.И.Павленко. Естествознание. Конкурсы, викторины, творческие задания. - –М.:Школьная пресса, 2005 – с.96 Дополнительная литература для учителя: 1) А.П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 160с.; 2) А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528с.: ил. 3) Сергей Иванченко. Занимательно о ботанике. – Смоленск: Русич,2001 – с. 240. Мультимедиа 1) «Библиотека Кирилла и Мефодия» 7 класс. Животные 2) «Библиотека Кирилла и Мефодия» 6 класс. Растения 3) Интернет ресурсы |
Учебник: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский... Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса начальной школы | Л. В. Кузнецова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Математика 5-11 кл. / Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2007 г./, рекомендованной Департаментом общего среднего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... День знаний ! : рекомендательный список / Муницип бюджет учреждение «Южно-Сахалин централиз библ система», Центр гор б-ка им. О.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования и науки Российской Федерации. Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, А. Ю. Жегин. Программа курса химии для 8-9... | ||
Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского... | Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,... Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 29с | ||
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,... Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 30с | Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. С. В.... Концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа 21 века». Автор программы С. В. Иванов. – М.: Вентана –Граф, 2009. Русский... | ||
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Мероприятия исполнители Моу дмитровская сош №1 Дмитровского филиала им. В. И. Кузнецова гку мо «Мособллес» | Доклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова... Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02.... | ||
Доклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова... Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02.... | Протокол № от ... | ||
Рабочая программа по предмету Химия Составитель: Кузнецова Флюра Закеевна, учитель химии высшей квалификационной категории | Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии |