В. А. Кузнецова





Скачать 206.52 Kb.
НазваниеВ. А. Кузнецова
Дата публикации18.10.2014
Размер206.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Хахальская основная общеобразовательная школа


Утверждаю.

Директор МБОУ Хахальской основной

общеобразовательной школы:______________

В.А. Кузнецова

«______» _______________ 2013 года
Приказ от 31.08.2013г. №165-од

Природоведение

Рабочая программа для 5 класса

Составитель:

учитель географии

Жирнова В.Н.


д. Хахалы, 2013 год

Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе программы по природоведению А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по природоведению в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе предусмотрены практические работы. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельностивозможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать объекты, а также другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Федеральный компонент государственного стандарта образования.
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание курса

68 часов, 2 часа в неделю


  1. Введение. Изучение природы (4 часа).

Введение. Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели6 карл линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- естествоиспытателей.

Практические работы. Пр.р1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Пр.р 2Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретных знаний о методах изучения природы.

  1. Вселенная (14 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля, Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет. Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы. Пр.р.3Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Пр.р 4. Работа с подвижной картой звёздного неба.


  1. Земля (18 часов).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.
Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.

Практические работы Пр.р 5 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Пр.р.6. Исследование физических явлений.

Наблюдение признаков химических реакций.

Пр.р. 7 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.


  1. Жизнь на Земле (14 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

Пр.р.8. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

Пр.р.9 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных

Пр.р.10. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.


  1. Человек на Земле (16 часов).

Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на природу.

Демонстрации

Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций.
Практические работы

.Пр. р.11.Измерение своего роста и массы тела.

Пр.р 12. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Тематическое планирование

Природоведение 5 класс

68 часов (2 часа в неделю)
Программа:

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы /сост. И.Б. Морзунова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Учебник:

Плешаков А.А. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.:Дрофа 2009.



Названия тем

Кол-во

часов

Дата

Примечания


1

2

3


Тема 1. Изучение природы

1Естественные науки.

2.Методы изучения природы.

3.Оборудование для научных исследований.

Пр.р1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Пр.р 2Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретных знаний о методах изучения природы.

3

1

1

1








4
5
6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17
18

Тема 2 Вселенная

1.Как древние люди представляли себе Вселенную.

2.Влияние географических открытий 14-17 вв на развитие астрономии.

3.От Коперника до наших дней.

4.Солнечная система. Планеты земной группы: Меркурий, Венера. Марс

5. Луна – спутник Земли.

6.Планеты-гиганты. Плутон.

7. Астероиды. Кометы.

8.Метеоры и метеориты.

9. Звезды. Звезды- гиганты.

10.Звезды-карлики. Созвездия.

11. Солнце – ближайшая к нам звезда.

12.Галактики.

13.Пр.р.3Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Пр.р 4. Работа с подвижной картой звёздного неба.

14. Повторение темы 2. «Вселенная».

14

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1








19

20

21

22

23

24
25
26

27


28

29

30

31

32

33
34
35

36


Тема 3. Земля.

1.Как возникла Земля.

2. Внутреннее строение Земли.

3.Горные породы и минералы.

4. Вещества в окружающем мире.

5. Простые и сложные вещества.

6.Пр.р 5 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

7.Многообразие явлений природы: физические явления.

8.Химические явления.

9.Пр.р.6. Исследование физических явлений.

Наблюдение признаков химических реакций.

10.Природные явления: землетрясения.

11.Вулканы. Гейзеры.

12.Суша планеты: материки и острова

13.Атмосфера

14.Явления в атмосфере. Погода.

15.Пр.р. 7 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

16.Гидросфера. Мировой океан. Вода в атмосфере

17.Воды суши.

18.Повторение темы «Земля»

Контроль знаний по темам 2,3

18

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

1


1
1

1








37

38

39

40
41


42

43
44
45
46

47
48
49

50

Тема 4. Жизнь на Земле.

1.Развитие жизни на Земле.

2.Клеточное строение организмов.

3.Разнообразие клеток.

4.Разнообразие живого. Царства: Бактерии. Грибы.

5. Царства: Растения. Животные.

Пр.р.8. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

6.Среды обитания организмов.

Условия среды. Наземно-воздушная среда.

7.Почвенная и водная среда обитания.

8.Пр.р.9 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных

Пр.р.10. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

9.Жизнь на материках: Евразия. Северная Америка.

10.Жизнь на Южных материках.

11.Природные зоны: леса умеренного пояса, степи.

12.Экваториальные леса, саванны, пустыни.

13.Жизнь в морях и океанах.

14 Повторение темы 4

14

1

1

1

1
1


1

1
1
1
1

1
1
1

1








51
52

53
54
55

56
57

58
59

60

61

62
63

64
65

66

67

Тема 5. Человек на Земле.

1.Научные представления о происхождении человека.

2.Жизнь наших далёких предков.

3.Географические открытия: открытие Америки и Австралии.

4.Открытие Антарктиды. Великие путешественники.

5.Как человек изменил Землю.

6.Негативные последствия деятельности человека.

7.Жизнь под угрозой.

8.Пути сохранения биологического разнообразия

9.Опустынивание и его причины.

10.Борьба с опустыниванием.

11.Здоровье и образ жизни.

12.Вредные привычки и их профилактика.

13.Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

14.Ядовитые животные и растения Нижегородской области.

15.Пр. р.11.Измерение своего роста и массы тела.

Пр.р 12. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

16. Повторение темы 5.

17.Контроль знаний тем 4,5

16

1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1
1

1
1
1

1

1







68


Повторение курса «Природоведение 5 класс»


1









Всего 68
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/ понимать:

  • О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; об отдельных методах изучения природы;

  • Основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы изображения Земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь:

  • Узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • Приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения;

  • Называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России; указывать на модели положение Солнца и земли в солнечной системе;

  • Объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе;

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблице;

  • Определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования;

  • Сравнивать природные объекты по 3-5 признакам;

  • Описывать внешний вид изученных тел и веществ4

  • Работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отвечать на вопросы;

  • Использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстрированный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях ( на 2-3 минуты) и письменных рассказах (из 50-100 слов)

  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических Величин;

  • Соблюдать правила безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для определения сторон горизонта с помощью компаса, полярной звезды и местных признаков; использовать план или карту , соотнося условные обозначения с реальными объектами живой природы;

  • Для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, отдельных параметров физического развития (гибкости тела, правильности осанки), для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • Для определения ядовитых растений, грибов и опасных животных данной местности;

  • Для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;

  • Для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификаций явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого- либо нехарактерного факта при описании объекта, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими практических работ.
Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3» : ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при

этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «3»;
• три ошибки — оценка «2».
• Для теста из 30 вопросов:
• 28—30 правильных ответов — оценка «5»;
• 20—27 правильных ответов — оценка «4»;
• 15—19 правильных ответов — оценка «3»;
• меньше 15 правильных ответов — оценка «2»
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата

информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых и сформулировать точные ответы на них.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс»
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс»
Методические пособия для учителя:
1) Л.А. Попова. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. - М.: Вако, 2009 – 192 с. –(Мастерская учителя)
2) Сборник нормативных документов. Природоведение. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа,2004
3) Н. Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя.-М. «5 за знания», 2006
4) М.Ю.Демидова Н.И. Павленко. Практические работы по естествознанию (природоведению)5-6 класс. –М.:Школьная пресса, 2004 – с.96
5) Н.И.Павленко. Естествознание. Конкурсы, викторины, творческие задания. - –М.:Школьная пресса, 2005 – с.96
Дополнительная литература для учителя:
1) А.П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 160с.;
2) А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528с.: ил.
3) Сергей Иванченко. Занимательно о ботанике. – Смоленск: Русич,2001 – с. 240.
Мультимедиа
1) «Библиотека Кирилла и Мефодия» 7 класс. Животные
2) «Библиотека Кирилла и Мефодия» 6 класс. Растения
3) Интернет ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Кузнецова iconУчебник: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский...
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса начальной школы
В. А. Кузнецова iconЛ. В. Кузнецова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Математика 5-11 кл. / Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2007 г./, рекомендованной Департаментом общего среднего образования...
В. А. Кузнецова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День знаний ! : рекомендательный список / Муницип бюджет учреждение «Южно-Сахалин централиз библ система», Центр гор б-ка им. О....
В. А. Кузнецова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством образования и науки Российской Федерации. Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, А. Ю. Жегин. Программа курса химии для 8-9...
В. А. Кузнецова iconПубличный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского...
В. А. Кузнецова iconУчебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,...
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 29с
В. А. Кузнецова iconУчебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,...
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 30с
В. А. Кузнецова iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. С. В....
Концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа 21 века». Автор программы С. В. Иванов. – М.: Вентана –Граф, 2009. Русский...
В. А. Кузнецова iconКузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
В. А. Кузнецова iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
В. А. Кузнецова iconМероприятия исполнители
Моу дмитровская сош №1 Дмитровского филиала им. В. И. Кузнецова гку мо «Мособллес»
В. А. Кузнецова iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
В. А. Кузнецова iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
В. А. Кузнецова iconПротокол № от
...
В. А. Кузнецова iconРабочая программа по предмету Химия
Составитель: Кузнецова Флюра Закеевна, учитель химии высшей квалификационной категории
В. А. Кузнецова iconСтилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс
Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск