Скачать 0.65 Mb.
|
Сетевой фестиваль экологического воспитания 2013 I направление — конкурс методических разработок Номинация « Лучшее методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся». Автор: Храброва Любовь Георгиевна, учитель географии и биологии МБОУ « Лавровская гимназия» Печорского района Псковской области. Лавры, 2013 Аннотация. Данное методическое пособие рассчитано на учителей экологии, которые готовят обучающихся к олимпиадам разного уровня, одним из этапов которых, является защита экологических проектов. Данное пособие рассматривает отличие экологического проекта от исследовательской работы, даёт представление об этапах работы над экологическим проектом. В данном пособии также представлены примеры из экологических проектов, которые участвовали в областных олимпиадах Псковской области. Пояснительная записка. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное пособие адресовано преподавателям экологии средних общеобразовательных учреждений. В пособие включены: теоретические вопросы об отличии проектной деятельности от исследовательской, особенности экологического проекта и последовательность этапов работы над ним, требования в защите экологического проекта. На конкретных примерах ( из опыта работы) показана деятельность учащихся под руководством учителя на разных этапах работы на примере краеведческого материала, который более доступен для понимания учащихся. Цель пособия - помочь молодым учителям экологии и биологии, которые готовят участников олимпиад в написании экологических проектов и их успешной защите. Практический материал содержит примеры целей проектов и задач, которые являются конкретными действиями для реализации цели. Приведены примеры анализа литературных источников по конкретным темам и правильное оформление ссылок на источники. В практической части представлены примеры исследований с использованием методик, которые касаются вопросов экологии. Важно не только собрать конкретный материал по теме, но на основе его создать картосхему, диаграмму, таблицу и проанализировать полученные данные. В практической части вы найдёте примеры анализа данных, полученных в результате исследования. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд», то есть в новое, неизвестное. Цель любого экологического проекта направлена на изменение окружающей человека среды в лучшую сторону. Несколько таких экологических проектов, которые направлены на изменение конкретных территорий в лучшую сторону и представлены в работе. В каждом проекте важен план его реализации. Не все проекты, конечно, будут претворены в жизнь. Учащиеся попытались составлять организационные планы мероприятий по реализации своих проектов. Некоторые из них представлены в данном пособии. В приложении к данному пособию представлена брошюра, выполненные обучающимися для экологического просвещения. Брошюра называется « Представители Красной Книги России в Псковской области». Содержание. Глава1. Сравнение исследовательской и проектной деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением ( в отличии от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования ( выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В чём же отличие исследовательской деятельности от проектной? Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта, а не его практическая значимость. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - « ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением деятельности, от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, его носителя. Главным результатом рассматриваемой позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности. Что же даёт проектная и исследовательская деятельность обучающемуся? Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Что же даёт проектная и исследовательская деятельность учителю? Это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся нужно формировать следующие элементы проектной и исследовательской деятельности. Мыследеятеятельностные : выдвижение идеи ( мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса ( поиск гипотезы), формулировка предположения ( гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Презентационные: построение устного доклада( сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Глава 2. Из истории проектной деятельности школьников. Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 году Постановление ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его. Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованием американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель. Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем. Глава 3. Экологический проект и его особенности. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования школьников. Основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. Поэтому важным звеном современного образования является экологическое образование и воспитание. В МБОУ « Лавровская гимназия» 15 лет работает экологический кружок, на занятиях которого дети получают основные знания по данному предмету, приобретают навыки исследовательской деятельности, учатся решать экологические проблемы своей местности. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимент, требует умения строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности, к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами, возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. Деятельность педагога в том, что он наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд», то есть в новое, неизвестное. Цель любого экологического проекта направлена на изменение окружающей человека среды в лучшую сторону. В каждом проекте важен план его реализации. Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации. В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет проекта. В проектной деятельности участвуют дети под руководством учителей. Учитель должен:
Ученики должны:
Помимо перечисленных требований к участникам проекта следует добавить:
Чем экологический проект отличается от других предметно-содержательных проектов? Экологические проекты – это исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний. Последовательность работы над экологическим проектом представлена в следующей таблице.
Требования к экологическому проекту следующие:
Требования к защите проекта следующие: Выступление участника должно соответствовать следующим требованиям: - грамотное, логичное изложение; - освещение актуальности темы, цели работы, методов исследования, содержание работы, практических результатов и выводов. Учитывается степень самостоятельности докладчика в исследовании темы, соблюдение регламента. Для защиты экологического проекта отводится не более 10 минут. По сложившейся традиции выступление выстраивается по определённой схеме: Введение - своеобразный «парадный вход», куда докладчик вводит слушателей, чтобы объяснить суть проблемы или темы, избранной для исследования. Желательно раскрыть её актуальность, теоретическую и практическую значимость. Именно здесь объясняется суть проблемы, где в данной теме проходит граница знания и незнания о предмете исследования. Введение подобно визитной карточке, должно характеризовать автор, внушать доверие к его научной компетенции, а значит и всей проделанной работе. Изложение результатов исследования – основная часть выступления. Здесь не может быть шаблонов, но выработались некоторые общие правила. Чёткий план выступления. Изложение должно быть достаточно логичным и последовательным, благодаря чему становятся ясными взаимные связи тех или иных явлений. Важен и стиль изложения Он зависит от материала, задачи данной работы и возможностей автора. При цитировании следует соблюдать тактичность. Нельзя использовать чужие мысли, выводы и факты без ссылки на источник. Всегда необходимо отделять своё от чужого. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Научный язык требует точности выражения, максимальной краткости и строгой логичности при переходе от одной мысли к другой. Заключение называют своего рода «зеркалом» исследования. В нём, как в зеркале, должна быть видна суть проделанной работы. Здесь подводятся итоги, делаются общие выводы, раскрывается самое важное, ценное, что удалось сделать автору. В идеале, желательно, чтобы существовала внутренняя связь между введением и заключением, а именно задачи, сформулированные докладчиком во введении, получили ответ в заключении. Глава 4. Из опыта работы по написанию и реализации экологических проектов в школе. За период с 2003 по 2013 годы 12 раз обучающиеся Лавровской школы ( с 2012 года школа получила статус гимназии) принимали участие в региональном этапе олимпиады по экологии, как победители районных олимпиад. Хочу поделиться опытом работы над экологическими проектами. Выбор темы. Темы проектов учащиеся выбирали исходя из реальной жизни. Ведь всё, что изучается, должно стать для ученика личностно-значимым, повышает его интерес и уровень знаний. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Все проекты, написанные учащимися школы, касаются проблемы школы, посёлка, волости.
волости. 8. Создание зоны отдыха в деревне Лавры. 9. Пропаганда защиты редких и охраняемых растений Псковской области среди населения Лавровской волости. 10. «Узнать, полюбить, сохранить...» (Экологическое просвещение в школе). 11. Создание цветников напротив фасада главного здания школы. 12. Экологическая характеристика жилища. В любом проекте должна быть цель (формулируется из проблемы), и задачи (формулируются из причин, их может быть несколько и они являются конкретными действиями для реализации цели). Вот конкретные примеры. Экологический проект: « Создание зелёного оазиса в рекреации школы». Цель работы: составить проект озеленения рекреации 2-го этажа Лавровской школы. Задачи работы:
Экологический проект: «Лесной кафетерий».. Цель работы: составить проект подкормки диких животных в лесу около деревни Рамшино Лавровской волости. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Экологический проект: «Узнать, полюбить, сохранить...» (Экологическое просвещение в школе). Цель работы: Собрать и оформить справочный материал для пропаганды экологических знаний на тему: « Редкие виды наземных позвоночных животных, обитающие на территории Псковской области, занесённые в Красную книгу Российской Федерации». Задачи работы:
Учащиеся должны уметь работать с литературными источниками, правильно делать ссылки на литературные источники. Экологический проект: « Парк деревни Лавры: прошлое, настоящее, будущее». В данной работе есть глава: «Парк – памятник природы», составленный на основе литературных источников. Эту главу привожу как пример такой работы. Среди удивительных природных достопримечательностей значатся объекты, которые принято называть памятниками природы. В учебнике «география Псковской области» даётся следующее определение памятников природы – это объекты, которые имеют научное, историческое, культурно-просветительное и эстетическое значение, охраняются государством или заслуживают охраны. Ими могут быть очень старые деревья, необычный родник, водопад, скала, овраг с редкими видами растений, парк, аллея. К концу ХХ века в Российской Федерации насчитывалось несколько тысяч памятников природы ( Демина Т.А., 1998). Впервые термин «памятник природы» был введён А. Гумбольтом, когда он в 1819 году в Венесуэле обнаружил огромное уникальное дерево. Позже понятие «памятник природы» расширилось, и к категории охраняемых природных объектов (памятников природы) стали относить все её компоненты, имеющие научное, историко-мемориальное, культурно-просветительное значение ( Вецель Н.К., 1993). Среди ботанических памятников природы особое значение имеют усадебные парки, заложенные 150-200 лет назад. На территории Псковской области взяты под республиканскую и местную охрану 77 усадебных парков, из которых 17 имеют историко-мемориальное и ботаническое значение. В Печорском районе находится 6 парков, имеющих рекреационное и ботаническое значение; это парк в деревне Халахальня, парк в деревне Лазарева, парк в деревне Лезги, парк в деревне Паниковичи, остатки парка в деревне Колосовка, парк в деревне Лавры ( Природная среда и охрана природы Псковской области. Комплект карт, 1988). Приведу примеры характеристик парка деревни Лавры. В учебнике Псковской области оно следующее: «Усадебный парк с искусственным прудом и вековыми деревьями-экзотами: сосной сибирской, липой европейской, робинией лжеакацией». На карте «Охрана природы Псковской области» 1988г. такое определение: «Парк (5га) в дер. Лавры с искусственным прудом и деревьями экзотами: сосна сибирская, лиственница европейская, псевдотсуга Маккензи, ель колючая». Что такое деревья-экзоты? Экзоты – виды, интродуцированные из разных стран. Их на территории области произрастает 176 видов, из них деревьев – 71 вид, кустарников – 96 видов и 9 видов лиан (Вецель Н.К., 1993). Многие экзоты являются доминантами и субдоминантами лесов Северной Америки, западной Европы, Дальнего Востока. Северная Америка является родиной сосны Веймутовой, ели канадской, пихты бальзамической, ели колючей. Представители лиственных лесовСеверной Америки – это клён серебристый, клён ясенолистный, дуб красный, тополь канадский, робиния лжеакация ( неправильно называемая акацией белой), ясень пенсильванский, а среди кустарников – пузыреплодник калинолистный, снежноягодник белый и др. Отличительной чертой парков в «русском» стиле является умелое сочетание искусства проектирования с природным окружением. Окрестные леса, луга, естественно переходят в «парадные элементы» парка, и парки воспринимаются не как « нечто» придуманное мастером, а как бы являются неотъемлемой частью окружающей природы. Экологический проект: «Лесной кафетерий». В данной работе хорошо прослеживается работа с литературными источниками. Ученик, прежде, чем проектировать приваду, изучил поведение животных по публикациям, где не хватало личного практического опыта. Приводим конкретные примеры. 2.2. Подкормка кабанов. Кабан (Sus scrofa) – предок домашней свиньи, распространен в Европе и Азии. Это всеядное животное: он выкапывает корни, клубни, охотно ест орехи, упавшие ягоды, плоды, но также и различных беспозвоночных животных и медленно двигающихся позвоночных [4, с. 213]. Кормиться на поля кабаны выходят круглый год. Весной нередко поедают зелень озими, только что посаженный картофель, летом, несмотря на обилие естественных кормов, ходят на посевы гороха, овса, картофеля. Наиболее интенсивно звери посещают привады в зимние месяцы, когда добывание естественных кормов затруднено. С ухудшением кормовых условий количество кормившихся на привадах кабанов возрастает. Когда не хватает пищи, кабаны, не смотря на опасность, посещают чужие привады. На картофельных полях кабаны начисто выбирают посадочный материал. Очень охотно посещают посевы молодого подсолнечника, овсяные поля, сады. Кабаны с охотой посещают привады с мясным кормом (выбросы последов, мертворожденных телят и павших животных), трупы своих сородичей и других диких зверей, привады, выложенные для привлечения хищников. Но даже при тяжелых кормовых условиях эти звери проявляют иногда удивительную осторожность. Посещение привады другими животными, в том числе хищниками, не пугает кабанов. Кабаны ходят на солонцы. Зимой они поедают солёный снег. Иногда заходят на солонец вечером перед выходом на кормёжку, а также после возвращения с неё. В районах Центральной России, где кабаны появились недавно, в зимний период они целиком зависят от подкормки, и в охотничьих хозяйствах, где её не выкладывают, звери частично или полностью откочёвывают в другие районы. Если животных усиленно подкармливают и охраняют, они остаются в этом месте на зимовку [8, с. 52]. Исследовательская деятельность проводится с использованием методик. Приведу примеры методик, которые могут быть использованы в любой школе. Экологический проект: «Лесной кафетерий». Исследование проводилось по оценке состояния древостоя. Оценка проводится следующим образом.
Кj = bi/Nj, где: Кj - коэффициент состояния j-го вида деревьев; bi – баллы состояния отдельных деревьев; Nj – общее число учтенных деревьев j-го вида; - сумма.
К = Кj /R, где: Кj - коэффициент состояния j-го вида; R – число видов деревьев.
К1,5 – здоровый древостой (I) К=1,6 – 2,5 – ослабленный древостой (II) К=2,6 – 3,5 – сильно ослабленный лес (III) К=3,6 – 4,5 – усыхающий лес (IV) К4,6 – погибший лес (V) [2, с. 80 - 81]. Я оценил состояние древостоя на двух пробных площадках. Первую площадку я заложил на участке с формулой С10. На исследуемом участке произрастают 22 сосны. Для каждой сосны, используя шкалу визуальной оценки деревьев по внешним признакам, я определил баллы: К сосны = 1+1+1+1+1+1+1+1+2+2+2+2+2+2+3+3+3+3+4+4+5+5 = 2,27 22 Такое значение коэффициента состояния лесного древостоя позволяет оценить его как ослабленный (II). Вторую пробную процедуру я заложил на участке леса с формулой древостоя С6Е3Б1. На этой площадке произрастает 18 деревьев: 2 березы, 6 елей, 10 сосен. Для каждого дерева я определил баллы: К березы = 1+2 = 1,5 2 К сосны = 1+1+1+1+1+1+1+1+2+2 = 1,2 10 К ели = 1+1+1+1+1+3 1,3 6 |
Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская... Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции... | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | ||
Учебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия) Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,... | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Календарно-тематическое планирование учебного материала по Брянскому краю Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович... | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | Почвы Методики организации и проведения исследовательской работы по географии с учащимися в средней школе // Учебно-методическое пособие.... | ||
Топонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность... | Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического... | ||
Тема исследовательской работы Тема исследовательской работы: Использование идей М. Монтессори в разработке дидактического материала и лабораторной деятельности... | Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII... | «Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации... Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,... | Как форма самостоятельной Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе... |