Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»





НазваниеМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
страница1/5
Дата публикации25.10.2014
Размер0.65 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > География > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Сетевой фестиваль экологического воспитания 2013

I направление — конкурс методических разработок
Номинация « Лучшее методическое пособие»
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся».

Автор: Храброва Любовь Георгиевна,

учитель географии и биологии

МБОУ « Лавровская гимназия»

Печорского района Псковской области.


Лавры, 2013
Аннотация.

Данное методическое пособие рассчитано на учителей экологии, которые готовят обучающихся к олимпиадам разного уровня, одним из этапов которых, является защита экологических проектов. Данное пособие рассматривает отличие экологического проекта от исследовательской работы, даёт представление об этапах работы над экологическим проектом. В данном пособии также представлены примеры из экологических проектов, которые участвовали в областных олимпиадах Псковской области.

Пояснительная записка.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Данное пособие адресовано преподавателям экологии средних общеобразовательных учреждений. В пособие включены: теоретические вопросы об отличии проектной деятельности от исследовательской, особенности экологического проекта и последовательность этапов работы над ним, требования в защите экологического проекта. На конкретных примерах ( из опыта работы) показана деятельность учащихся под руководством учителя на разных этапах работы на примере краеведческого материала, который более доступен для понимания учащихся.

Цель пособия - помочь молодым учителям экологии и биологии, которые готовят участников олимпиад в написании экологических проектов и их успешной защите.

Практический материал содержит примеры целей проектов и задач, которые являются конкретными действиями для реализации цели. Приведены примеры анализа литературных источников по конкретным темам и правильное оформление ссылок на источники.

В практической части представлены примеры исследований с использованием методик, которые касаются вопросов экологии.

Важно не только собрать конкретный материал по теме, но на основе его создать картосхему, диаграмму, таблицу и проанализировать полученные данные. В практической части вы найдёте примеры анализа данных, полученных в результате исследования.

В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд», то есть в новое, неизвестное. Цель любого экологического проекта направлена на изменение окружающей человека среды в лучшую сторону. Несколько таких экологических проектов, которые направлены на изменение конкретных территорий в лучшую сторону и представлены в работе.

В каждом проекте важен план его реализации. Не все проекты, конечно, будут претворены в жизнь. Учащиеся попытались составлять организационные планы мероприятий по реализации своих проектов. Некоторые из них представлены в данном пособии. В приложении к данному пособию представлена брошюра, выполненные обучающимися для экологического просвещения. Брошюра называется « Представители Красной Книги России в Псковской области».

Содержание.

Глава1. Сравнение исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением ( в отличии от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования ( выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В чём же отличие исследовательской деятельности от проектной? Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта, а не его практическая значимость.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - « ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением деятельности, от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, его носителя. Главным результатом рассматриваемой позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Что же даёт проектная и исследовательская деятельность обучающемуся? Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Что же даёт проектная и исследовательская деятельность учителю? Это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования;

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся нужно формировать следующие элементы проектной и исследовательской деятельности.

Мыследеятеятельностные : выдвижение идеи ( мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса ( поиск гипотезы), формулировка предположения ( гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада( сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Глава 2. Из истории проектной деятельности школьников.
Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 году Постановление ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его.

Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованием американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.
Глава 3. Экологический проект и его особенности.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования школьников. Основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. Поэтому важным звеном современного образования является экологическое образование и воспитание. В МБОУ « Лавровская гимназия» 15 лет работает экологический кружок, на занятиях которого дети получают основные знания по данному предмету, приобретают навыки исследовательской деятельности, учатся решать экологические проблемы своей местности.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимент, требует умения строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности, к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами, возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края.

Деятельность педагога в том, что он наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперёд», то есть в новое, неизвестное. Цель любого экологического проекта направлена на изменение окружающей человека среды в лучшую сторону. В каждом проекте важен план его реализации.

Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет проекта.

В проектной деятельности участвуют дети под руководством учителей.

Учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.


Ученики должны:

  • знать и владеть основными исследовательскими методами (поиск источников информации, сбор и обработка данных, видение и выдвижение новых проблем, гипотез и методов их решения);

  • владеть коммуникативными навыками;

  • уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения проблемы.

Помимо перечисленных требований к участникам проекта следует добавить:

  • обязательность выполнения заданий в указанные сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • равноправие и свобода в выражении мыслей и идей;

  • уважение чужого мнения.

Чем экологический проект отличается от других предметно-содержательных проектов?

Экологические проекты – это исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.
Последовательность работы над экологическим проектом представлена в следующей таблице.


№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Подготови-тельный

Выбор темы и целей проекта.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит с сутью проектной технологии, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2.

Планирова-ние.

А) Определение источников информации.

Б)Планирование сбора и анализа информации.

В) оп В) Определение способа представления результатов (форма проекта)

Вырабатывают план действия. Формируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположение, определяет сроки работы (поэтапно).

3.

Исследова-

тельская деятель-ность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: изучение литературных источников, наблюдение, эксперимент, съёмка местности и т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4.

Формули-рование результатов и выводов исследова-ния.

Анализ информации, формулировка выводов.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Консультирует учащихся.

5.

Экологи-ческое проектиро-вание

На основе результатов исследования составление экологического проекта и организацион-ного плана действий по его реализации

Составляют проект реконструкции (создания) определённой территории (объекта), намечают план действий по претворению его в жизнь.

Наблюдает, советует.

6.

Представ- ление готового проекта.

Оформление экологического проекта согласно принятым требованиям к написанию научно-исследовательских работ. Подготовка наглядных пособий.

Набирают работу на компьютере. Оформляют таблицы, картосхемы, видеоматериал.

Консультирует учащихся по оформлению работ.

7.

Подготовка к защите проекта.

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Готовят доклад, учатся отвечать на вопросы.

Слушает выступление, задаёт вопросы в роли рядового участника.

8.

Защита экологичес-кого проекта

Выступление на олимпиаде, конференции.

Участвует в самооценке своей деятельности.

Оценивает усилие учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет качество отчёта.



Требования к экологическому проекту следующие:

  1. Проект должен носить экологический характер с природоохранительными рекомендациями рационального природопользования.

  2. Работа должна содержать:

    1. актуальную тему, отражающую региональные проблемы;

    2. анализ проблемы по современным литературным источникам; взгляд автора на данную проблему, чётко ограниченный от выводов авторов литературных источников;

    3. описание методик исследования, применённых автором проекта;

    4. выводы из собственных исследований, подтверждающие или опровергающие общепринятую точку зрения на данную проблему.

  1. Оформление работы.

    1. титульный лист: наименование учебного учреждения, в котором выполнена работа; фамилия, имя, отчество исполнителя; фамилия, имя, отчество, место работы, должность руководителя; год написания работы;

    2. оглавление (с указанием названий и номеров страниц для каждого раздела (главы, параграфа) работы);

    3. введение (с указанием цели, определением задач работы, перечислением основных методов исследований);

    4. в основной части работы следует обратить внимание на то, что необходимо правильно делать ссылки на литературные источники. В конце каждой главы желательно сформулировать выводы, выделив основные идеи;

    5. заключение (подвести общие итоги, сформулировать основные выводы, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы);

    6. правильно оформленный список литературы.

  2. Объём работы – не более 10 машинописных листов.


Требования к защите проекта следующие:

Выступление участника должно соответствовать следующим требованиям:

- грамотное, логичное изложение;

- освещение актуальности темы, цели работы, методов исследования, содержание работы, практических результатов и выводов.

Учитывается степень самостоятельности докладчика в исследовании темы, соблюдение регламента. Для защиты экологического проекта отводится не более 10 минут.

По сложившейся традиции выступление выстраивается по определённой схеме:

Введение - своеобразный «парадный вход», куда докладчик вводит слушателей, чтобы объяснить суть проблемы или темы, избранной для исследования. Желательно раскрыть её актуальность, теоретическую и практическую значимость. Именно здесь объясняется суть проблемы, где в данной теме проходит граница знания и незнания о предмете исследования. Введение подобно визитной карточке, должно характеризовать автор, внушать доверие к его научной компетенции, а значит и всей проделанной работе.

Изложение результатов исследования – основная часть выступления. Здесь не может быть шаблонов, но выработались некоторые общие правила. Чёткий план выступления. Изложение должно быть достаточно логичным и последовательным, благодаря чему становятся ясными взаимные связи тех или иных явлений. Важен и стиль изложения Он зависит от материала, задачи данной работы и возможностей автора. При цитировании следует соблюдать тактичность. Нельзя использовать чужие мысли, выводы и факты без ссылки на источник. Всегда необходимо отделять своё от чужого. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Научный язык требует точности выражения, максимальной краткости и строгой логичности при переходе от одной мысли к другой.

Заключение называют своего рода «зеркалом» исследования. В нём, как в зеркале, должна быть видна суть проделанной работы. Здесь подводятся итоги, делаются общие выводы, раскрывается самое важное, ценное, что удалось сделать автору. В идеале, желательно, чтобы существовала внутренняя связь между введением и заключением, а именно задачи, сформулированные докладчиком во введении, получили ответ в заключении.
Глава 4. Из опыта работы по написанию и реализации экологических проектов в школе.

За период с 2003 по 2013 годы 12 раз обучающиеся Лавровской школы ( с 2012 года школа получила статус гимназии) принимали участие в региональном этапе олимпиады по экологии, как победители районных олимпиад.

Хочу поделиться опытом работы над экологическими проектами.
Выбор темы. Темы проектов учащиеся выбирали исходя из реальной жизни. Ведь всё, что изучается, должно стать для ученика личностно-значимым, повышает его интерес и уровень знаний. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Все проекты, написанные учащимися школы, касаются проблемы школы, посёлка, волости.

  1. Парк деревни Лавры: прошлое, настоящее, будущее.

  2. Озеленение пришкольной территории на ближайшие годы.

  3. Создание бивака на берегу Бобровского озера.

  4. Озеленение деревни Лавры в первое десятилетие ХХI века.

  5. «Лесной кафетерий».

  6. Создание зелёного оазиса в рекреации школы.

  7. Создание живого уголка в детском саду «Сказка» Лавровской

волости.

8. Создание зоны отдыха в деревне Лавры.

9. Пропаганда защиты редких и охраняемых растений Псковской

области среди населения Лавровской волости.

10. «Узнать, полюбить, сохранить...» (Экологическое просвещение в

школе).

11. Создание цветников напротив фасада главного здания школы.

12. Экологическая характеристика жилища.
В любом проекте должна быть цель (формулируется из проблемы), и задачи (формулируются из причин, их может быть несколько и они являются конкретными действиями для реализации цели).
Вот конкретные примеры. Экологический проект: « Создание зелёного оазиса в рекреации школы».

Цель работы: составить проект озеленения рекреации 2-го этажа Лавровской школы.

Задачи работы:

  1. Провести инвентаризацию зелёных насаждений школы.

  2. Познакомиться с элементами фитодизайна и составить на основе полученных знаний проект зелёного оазиса в рекреации школы.

  3. Довести до сведения администрации школы и органов самоуправления итоги работы.


Экологический проект: «Лесной кафетерий»..

Цель работы: составить проект подкормки диких животных в лесу около деревни Рамшино Лавровской волости.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Составить картосхему леса;

  2. Провести исследование и описание леса как природного сообщества;

  3. Выявить места подкормки диких животных в лесу и разработать проекты кормушек и привад.


Экологический проект: «Узнать, полюбить, сохранить...» (Экологическое просвещение в школе).

Цель работы: Собрать и оформить справочный материал для пропаганды экологических знаний на тему: « Редкие виды наземных позвоночных животных, обитающие на территории Псковской области, занесённые в Красную книгу Российской Федерации».

Задачи работы:

  • Уточнить список редких видов наземных позвоночных животных, обитающих на территории нашей области, занесённых в Красную книгу РФ.

  • Систематизировать справочный материал об этих животных (классификационная принадлежность, место обитания вида и его биотические связи, категория статуса).

  • Изготовление экологических брошюр для распространения экологических знаний на основе справочного материала.

  • Проведение природоохранных мероприятий среди учащихся школы и распространение брошюр.



Учащиеся должны уметь работать с литературными источниками, правильно делать ссылки на литературные источники.

Экологический проект: « Парк деревни Лавры: прошлое, настоящее, будущее». В данной работе есть глава: «Парк – памятник природы», составленный на основе литературных источников. Эту главу привожу как пример такой работы.

Среди удивительных природных достопримечательностей значатся объекты, которые принято называть памятниками природы. В учебнике «география Псковской области» даётся следующее определение памятников природы – это объекты, которые имеют научное, историческое, культурно-просветительное и эстетическое значение, охраняются государством или заслуживают охраны. Ими могут быть очень старые деревья, необычный родник, водопад, скала, овраг с редкими видами растений, парк, аллея. К концу ХХ века в Российской Федерации насчитывалось несколько тысяч памятников природы ( Демина Т.А., 1998).

Впервые термин «памятник природы» был введён А. Гумбольтом, когда он в 1819 году в Венесуэле обнаружил огромное уникальное дерево. Позже понятие «памятник природы» расширилось, и к категории охраняемых природных объектов (памятников природы) стали относить все её компоненты, имеющие научное, историко-мемориальное, культурно-просветительное значение ( Вецель Н.К., 1993).

Среди ботанических памятников природы особое значение имеют усадебные парки, заложенные 150-200 лет назад. На территории Псковской области взяты под республиканскую и местную охрану 77 усадебных парков, из которых 17 имеют историко-мемориальное и ботаническое значение. В Печорском районе находится 6 парков, имеющих рекреационное и ботаническое значение; это парк в деревне Халахальня, парк в деревне Лазарева, парк в деревне Лезги, парк в деревне Паниковичи, остатки парка в деревне Колосовка, парк в деревне Лавры ( Природная среда и охрана природы Псковской области. Комплект карт, 1988).

Приведу примеры характеристик парка деревни Лавры. В учебнике Псковской области оно следующее: «Усадебный парк с искусственным прудом и вековыми деревьями-экзотами: сосной сибирской, липой европейской, робинией лжеакацией». На карте «Охрана природы Псковской области» 1988г. такое определение: «Парк (5га) в дер. Лавры с искусственным прудом и деревьями экзотами: сосна сибирская, лиственница европейская, псевдотсуга Маккензи, ель колючая».

Что такое деревья-экзоты? Экзоты – виды, интродуцированные из разных стран. Их на территории области произрастает 176 видов, из них деревьев – 71 вид, кустарников – 96 видов и 9 видов лиан (Вецель Н.К., 1993). Многие экзоты являются доминантами и субдоминантами лесов Северной Америки, западной Европы, Дальнего Востока. Северная Америка является родиной сосны Веймутовой, ели канадской, пихты бальзамической, ели колючей. Представители лиственных лесовСеверной Америки – это клён серебристый, клён ясенолистный, дуб красный, тополь канадский, робиния лжеакация

( неправильно называемая акацией белой), ясень пенсильванский, а среди кустарников – пузыреплодник калинолистный, снежноягодник белый и др.

Отличительной чертой парков в «русском» стиле является умелое сочетание искусства проектирования с природным окружением. Окрестные леса, луга, естественно переходят в «парадные элементы» парка, и парки воспринимаются не как « нечто» придуманное мастером, а как бы являются неотъемлемой частью окружающей природы.
Экологический проект: «Лесной кафетерий». В данной работе хорошо прослеживается работа с литературными источниками. Ученик, прежде, чем проектировать приваду, изучил поведение животных по публикациям, где не хватало личного практического опыта. Приводим конкретные примеры.

2.2. Подкормка кабанов.

Кабан (Sus scrofa) – предок домашней свиньи, распространен в Европе и Азии. Это всеядное животное: он выкапывает корни, клубни, охотно ест орехи, упавшие ягоды, плоды, но также и различных беспозвоночных животных и медленно двигающихся позвоночных [4, с. 213].

Кормиться на поля кабаны выходят круглый год. Весной нередко поедают зелень озими, только что посаженный картофель, летом, несмотря на обилие естественных кормов, ходят на посевы гороха, овса, картофеля. Наиболее интенсивно звери посещают привады в зимние месяцы, когда добывание естественных кормов затруднено. С ухудшением кормовых условий количество кормившихся на привадах кабанов возрастает. Когда не хватает пищи, кабаны, не смотря на опасность, посещают чужие привады.

На картофельных полях кабаны начисто выбирают посадочный материал. Очень охотно посещают посевы молодого подсолнечника, овсяные поля, сады. Кабаны с охотой посещают привады с мясным кормом (выбросы последов, мертворожденных телят и павших животных), трупы своих сородичей и других диких зверей, привады, выложенные для привлечения хищников. Но даже при тяжелых кормовых условиях эти звери проявляют иногда удивительную осторожность. Посещение привады другими животными, в том числе хищниками, не пугает кабанов.

Кабаны ходят на солонцы. Зимой они поедают солёный снег. Иногда заходят на солонец вечером перед выходом на кормёжку, а также после возвращения с неё.

В районах Центральной России, где кабаны появились недавно, в зимний период они целиком зависят от подкормки, и в охотничьих хозяйствах, где её не выкладывают, звери частично или полностью откочёвывают в другие районы. Если животных усиленно подкармливают и охраняют, они остаются в этом месте на зимовку [8, с. 52].

Исследовательская деятельность проводится с использованием методик. Приведу примеры методик, которые могут быть использованы в любой школе.
Экологический проект: «Лесной кафетерий». Исследование проводилось по оценке состояния древостоя. Оценка проводится следующим образом.

  1. Внутри ключевого участка закладывается пробная площадка 100 м2.

  2. Определяются виды деревьев, растущих на пробной площадке.

  3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам (таблица) определяются баллы состояния отдельных деревьев каждого вида – b1, b2 b3.

Балл


Характеристика состояния

1

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме

2

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

3

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1 – 2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

4

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками (буровая муха, отверстие на коре и древесине).

5

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребители древесины).




  1. Вычисляется средний балл состояния для каждого вид деревьев по формуле:

Кj =  bi/Nj, где:

Кj - коэффициент состояния j-го вида деревьев;

bi – баллы состояния отдельных деревьев;

Nj – общее число учтенных деревьев j-го вида;

- сумма.

  1. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния различных деревьев на пробной площадке:

К =  Кj /R, где:

Кj - коэффициент состояния j-го вида;

R – число видов деревьев.

  1. Состояние древостоя леса оценивается по следующим критериям:

К1,5 – здоровый древостой (I)

К=1,6 – 2,5 – ослабленный древостой (II)

К=2,6 – 3,5 – сильно ослабленный лес (III)

К=3,6 – 4,5 – усыхающий лес (IV)

К4,6 – погибший лес (V) [2, с. 80 - 81].

Я оценил состояние древостоя на двух пробных площадках. Первую площадку я заложил на участке с формулой С10.

На исследуемом участке произрастают 22 сосны. Для каждой сосны, используя шкалу визуальной оценки деревьев по внешним признакам, я определил баллы:

К сосны = 1+1+1+1+1+1+1+1+2+2+2+2+2+2+3+3+3+3+4+4+5+5 = 2,27

22

Такое значение коэффициента состояния лесного древостоя позволяет оценить его как ослабленный (II).

Вторую пробную процедуру я заложил на участке леса с формулой древостоя С6Е3Б1. На этой площадке произрастает 18 деревьев: 2 березы, 6 елей, 10 сосен. Для каждого дерева я определил баллы:

К березы = 1+2 = 1,5

2

К сосны = 1+1+1+1+1+1+1+1+2+2 = 1,2

10

К ели = 1+1+1+1+1+3  1,3

6
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconУчебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия)
Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по Брянскому краю
Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПочвы
Методики организации и проведения исследовательской работы по географии с учащимися в средней школе // Учебно-методическое пособие....
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconТопонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПроектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического...

Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconТема исследовательской работы
Тема исследовательской работы: Использование идей М. Монтессори в разработке дидактического материала и лабораторной деятельности...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» icon«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Методическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся» iconКак форма самостоятельной
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск