Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Физической географии» (начальный курс) в 6-« а, б » классе
на 2011 -2012 учебный год
(68ч., 2 часа в неделю) №
урока
| Тема урока
| Практическая
работа
+ Т/Р
| Тип уро-ка
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Д/З
§
| Дата
| 1 четверть – 18 часов Введение (4 урока)
| 1. (1)
| География – наука о земной поверхности.
|
| Ввод-ный
| Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
| Знать: предмет изучения географии. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
| 1
|
| 2. (2)
| Земля – планета Солнечной системы.
|
| КБ
| Знать: основные этапы познания планеты
| 1
|
| 3. (3)
| Развитие географических знаний о Земле.
| К/К: нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана,
Х. Колумба
| КБ
| 2
|
| 4. (4)
| Географические наблюдения. Изучение Земли.
| №1: Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)
-РТ с.4
| П
|
| 2
|
| Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (14 уроков)
Тема 1. План местности (7 уроков)
| 5. (1)
| Топографический план и условные знаки.
| Чтение условных знаков
№2: Топографический диктант
Т/Р: Необитаемый остров в подарок. Рассказ с использованием УЗ.
| НМ
| Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического
изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
| Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
| 3, усл. знаки, рас-сказ с у.з.
|
| 6. (2)
| Масштаб. Измерение расстояний по плану.
| Измерение расстояний с помощью линейного масштаба
| КБ
| 4, план о-ва
|
| 7. (3)
| Ориентирование на местности и по плану.
| №3: Работа с компасом по ориентированию.
Определение направлений и расстояний. – РТ с. 9-12
| П
|
5
|
| 8. (4)
| Изображение на плане неровностей земной поверхности.
| Определение относительной и абсолютной высоты.
№4.: Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма) (Т для см/р)
| КБ
|
6
|
| 9. (5)
| Съемка местности.
|
| НМ
| 7
|
| 10. (6)
| Полярная съемка. Маршрутная съемка.
| №5: Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относит. высоты. (устно)
| П
| 8
|
| 11. (7)
| Составление плана местности.
| №6: Составление плана маршрутной съемки по описанию.
| П
| План местн
|
| Тема 2. Географическая карта (7 уроков)
| 12. (1)
| Форма и размеры Земли.
Глобус- модель Земли.
|
| НМ
| Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
| Знать: форму и размеры Земли. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
| 9
|
| 13. (2)
| Географические карты. Их значение в жизни человека.
|
| КБ
| 10
|
| 14. (3)
| Градусная сетка.
| №7: Правила оформления к/к..
Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети. – РТ с. 42-43
| И
| 11
|
| 15. (4)
| Географическая широта.
| №8: Определение геогр. координат точек и точек по геогр. координатам. – РТ с. 13-14, 44-45
| НМ
П
| 12
|
| 16. (5)
| Географическая долгота.
Географические координаты.
| №9: Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки – РТ с. 2, 22
| НМ
П
| 13
|
| 17. (6)
| Изображение высот и глубин на физических картах.
| № 10: Определение по карте высот и глубин объектов.- РТ с. 23
| КБ
| 14
|
| 18. (7)
| Обобщение: План и карта.
| № 11: Характеристика карты своей местности
Составление чайнворда
Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?
| ОКК
| 15
чайн-
ворд, сочи-
нение
|
| 2 четверть- 14 часов
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. (41 урок) Тема 1. ЗЕМНАЯ КОРА (8 уроков)
| 19. (1)
| Оболочки Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера.
|
| НМ
| Литосфера, строение земной коры.
Геология.
Внутреннее строение Земли.
Состав земной коры.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа.
Рельеф дна океанов.
Человек и земная кора.
| Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.
Уметь: работать с контурной картой
|
|
| 20. (2)
| Породы, слагающие земную кору.
| №12: Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)
| П с элем. беседы
|
|
| 21. (3)
| Движение земной коры. Землетрясения.
|
| НМ
|
|
| 22. (4)
| Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
| к/к – обозначение вулканов
– РТ с. 44-45
| КБ
|
|
| 23. (5)
| Основные формы рельефа суши. Горы суши.
| № 13: Описание горной страны по типовому плану. – РТ с. 16-17
к/к – горы, отдельные вершины – РТ с. 46-47
| НМ
|
|
| 24. (6)
| Равнины суши.
| №14: Описание равнины по типовому плану. – РТ с. 16-17
к/к – крупные равнины –
РТ с. 46-47
| НМ
|
|
| 25. (7)
| Рельеф дна Мирового океана.
| №15: Описание рельефа дна океана по типовому плану.
– РТ с. 24
| НМ
|
|
| 26. (8)
| Обобщение: Литосфера. Рельеф своей местности.
| Составление коллажа: Литосфера
№16: Изучение рельефа своей местности.
| ОКК
|
|
| Тема 2. ГИДРОСФЕРА (14 уроков)
| 27. (1)
| Гидросфера и ее части.
Мировой круговорот воды.
| №17:Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта.
(сочинение, отд. лист)
| НМ
| Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
| Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.
| 23
|
| 28, 29 (2,3)
| Мировой океан и его части.
| №18. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. (на К\К)
к/к – океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы – РТ с. 26-27, с. 48-49
| НМ
| 24,
к/к
|
| 30. (4)
| Свойства океанической воды.
| №19: Характеристика карты океанов (устно)
| КБ
|
25
|
| 31. (5)
| Волны в океане.
|
| НМ
| 26
|
| 32. (6)
| Течения в океане.
| к/к – основные течения
- РТ с. 52-53
| КБ
| 27, к/к
|
| 3 четверть – 20 часов
|
| 33. (7)
| Жизнь в Океане. Минеральные богатства. Изучение и охрана океана.
|
| КБ
| 28
|
| 34. (8)
| Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека.
|
| НМ с элем. беседы
|
| 29
|
| 35. (9)
| Река и ее части.
| к/к – основные речные системы – РТ с. 50-51
| НМ
| 30, к/к
знать определе-ния
|
| 36. (10)
| Характер реки.
Питание рек.
| №20: Характеристика реки по типовому плану. (ЛОК)
| П
| 30
|
| 37. (11)
| Озера.
| №21: Характеристика озера по типовому плану. (ЛОС)
к/к – основные озера
| И
|
31,к/к
|
| 38. (12)
| Ледники.
|
| И
| 32
|
| 39. (13)
| Искусственные водоемы. Охрана вод.
| к/к – каналы – РТ с. 52-53
| КБ
| 33
|
| 40. (14)
| Обобщение: Гидросфера.
Особенности вод своей местности.
| Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.
сканворд
| ОКК
| сканв.
|
| Тема 3. АТМОСФЕРА (12 уроков)
| 41. (1)
| Атмосфера и ее строение.
|
| НМ
| Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
| Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).
Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
| 34
|
| 42. (2)
| Атмосферное давление.
|
| НМ
| 35
|
| 43, 44. (3,4)
| Температура воздуха.
| №22: Составление графика температур. Определение средних температур. – РТ с. 29
| П
| 36,37
|
| 45. (5)
| Ветер.
| №23: Построение «розы ветров» - РТ с. 33, ЛОС
| И
| 38
|
| 46. (6)
| Водяной пар и облака.
| Определение степени облачности, формы облаков
| Д
| 39
|
| 47.(7)
| Атмосферные осадки.
| №24: Построение диаграммы осадков. (ЛОС)
| Д
| 40
|
| 48. (8)
| Погода. Типы погоды.
| №25: Построение диаграммы типов погод. (ЛОС)
| И
| 41
|
| 49. (9)
| Климат. Пояса освещенности.
| №26: Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности. – РТ с. 34
| О
| 42
|
| 50. (10)
| Распределение солнечного света и тепла на Земле.
|
| П
|
| 43
|
| 51. (11)
| Климатообразующие факторы.
|
| П
| 44
|
| 52. (12)
| Обобщение: Атмосфера.
| синквейн (основные понятия)
| КБ
| синк-вейн
|
| 4 четверть – 16 часов Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. БИОСФЕРА (7 уроков)
| 53. (1)
| Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера.
|
| Б
| Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь меду ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
| Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.
| 45
|
| 54. (2)
| Природные зоны Земли.
| Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
| НМ
| 45
|
| 55. (3)
| Воздействие организмов на земные оболочки. Почва.
|
| НМ
| 46
|
| 56. (4)
| Природный комплекс.
Воздействие человека на ПК.
| №27: Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
| НМ
| 47
|
| 57. (5)
| Географическая оболочка.
Взаимосвязи оболочек.
| № 28: Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года (устно)
| П
| 48
|
| 58. (6)
| Составление и описание природного комплекса на местности.
| № 29: Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов.
– РТ с. 37
| П
| РТ
с. 37
|
| 59.(7)
| Обобщение: Биосфера.
|
| ОКК
| рису-нок
|
| Раздел 3. Население Земли (6 уроков)
| 60. (1)
| Численность населения Земли. Расы.
|
| НМ
| Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
| Знать: численность населения Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
| 49, 50
|
| 61. (2)
| Мировые религии. Народы мира.
|
| НМ
| 51
|
| 62. (3)
| Городские и сельские населенные пункты.
|
| НМ
| 52
|
| 63.(4)
| Государства на карте мира.
| №30: Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц. – РТ с. 54-55
| П
| 52, к/к
|
| 64.(5)
| Человек-часть биосферы. Охрана природы.
| №31: Описание ГП страны
– РТ с. 38-39
| П
| 53
|
| 65. (6)
| Обобщение: Население Земли.
|
| ОКК
|
|
| Раздел 4 . Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу (2 урока)
| 66. (1)
| Особенности географических комплексов своей местности.
| № 32: Составление полного описания географического комплекса своей местности (ЛОК)
| П
|
| Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Называть меры по охране природы.
| 54
|
| 67. (2)
| Изменение природы своей местности.
|
| И
|
| запи-си
|
| 68.
| * Резерв времени – 1 час.
|
|
|
|
|
|
| Условные обозначения:
к/к – контурная карта РТ - рабочая тетрадь
Т для см/р – тетрадь для самостоятельных работ ЛОК – лист опорного конспекта
Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П – практикум, И – исследование, КБ – комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений. |