Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации





Скачать 212.29 Kb.
НазваниеПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Дата публикации18.07.2013
Размер212.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано
_____________________________

Руководитель ООП по

направлению 130101

профессор Ю.Б. Марин

Утверждаю
___________________________

Зав. каф. кафедрой МКП,

проф. Ю.Б. Марин




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕТРОГРАФИЯ
Специальность: 130101 «Прикладная геология»

Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Прикладная геохимия, петрология, минералогия
Квалификация (степень) выпускника: специалист (горный инженер-геолог)
Форма обучения: очная

Составитель: зав. кафедрой МКП, проф. Ю.Б. Марин

Санкт-Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Петрография, наряду с геохимией, минералогией и литологией, относится к числу фундаментальных геологических дисциплин, изучающих вещество Земли. Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания о составе, строении, условиях залегания, классификации и закономерностях образования магматических, метаморфических и метасоматических горных пород, отвечающие современному уровню науки и требованиям геологической практики. Основные задачи - привить практические навыки применения петрографических методов исследования горных пород в полевых и лабораторных условиях, научить их диагностировать и классифицировать, устанавливать генетическую принадлежность, находить взаимосвязи между горными породами и полезными ископаемыми, использовать петрографические методы исследования и полученные знания в ходе геолого-съемочных и поисково-разведочных работ.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс "Петрография" входит в состав базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки специалистов по специальности «Прикладная геология» и изучается студентами специализаций «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» и «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» в течение 5 и 6 семестров после прохождения курсов «Химия», «Физика», «Общая геология», «Кристаллография», «Минералогия», «Структурная геология», «Кристаллооптика», «Генетическая минералогия».

Для освоения «Петрографии» обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по физике и химии в рамках школьной программы и изучить перечисленные выше дисциплины.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-21, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-13, ПК-15, ПК-17, 21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПСК-1.3, ПСК-1.5, ПСК-4.1,ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.4.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: диагностические признаки важнейших породообразующих минералов; все наиболее важные и распространенные магматические и метаморфические горные породы, их состав, строение, формы залегания, классификацию, условия образования и практическое значение; важнейшие физико-химические закономерности магматических и метаморфических процессов;

Уметь: выполнять микроскопическое изучение горных пород, применяя в случае необходимости специальные методы лабораторных исследований; обрабатывать и систематизировать данные по петрохимии горных пород, в том числе с использованием компьютерных программ; на основе собранных фактов делать выводы о происхождении и условиях формирования горных пород; использовать петрографические методы при прогнозе, поисках и разведке месторождений полезных ископаемых, при геолого-съемочных и специализированных тематических работах.

Владеть: методами исследования минерального состава и структурно-текстурных особенностей горных пород в шлифах под микроскопом и навыками интерпретации результатов петрографических исследований.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6







Аудиторные занятия (всего)

165

85

80







В том числе:
















Лекции

66

34

32







Практические занятия (ПЗ)

0

0










Семинары (С)

0

0










Лабораторные работы (ЛР)

99

51

48







Самостоятельная работа (всего)

131

44

87







В том числе:
















Расчетно-графические работы




20

30







Реферат
















Другие виды самостоятельной работы:
















Работа с эталонными и рабочими коллекциями




14

30







Работа с литературой




10

27







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

Экз

Экз.







Общая трудоемкость час

зач. ед.

296

129

167







9

4

5








5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общие вопросы петрографии

Введение. Предмет петрографии. Термины “петрография» и “петрология». Понятие о горной породе. Связь петрографии с другими геологическими дисциплинами и ее значение для геологической съемки, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Методы исследования горных пород. Основные проблемы и задачи петрографии. Магматические, метаморфические и метасоматические горные породы.

2

Общие сведения о магматических горных породах и магмах

Роль магматических горных пород в строении литосферы. Химизм и строение силикатных расплавов. Общие сведения о типах магм (мантийные и коровые источники, химический состав, флюидная фаза магм. Температура, вязкость и плотность магм). Кристаллизация магм, процесс магматической дистилляции. Реакционные серии. Этапы магматического процесса и возможные пути отделения гидротермальных растворов.

3

Принципы классификации магматических пород

Условия залегания магматических горных пород. Эффузивные и интрузивные породы. Жильные или субвулканические породы. Структуры и текстуры магматических пород. Минеральный состав и его роль в классификации магматических пород. Химический состав магматических пород. Роль химического состава в классификации магматических пород. Способы пересчета химических составов магматических пород. Методы обработки петрохимических данных. Современная классификация магматических горных пород.

4

Систематика магматических пород

Характеристика важнейших семейств и видов магматических пород. Группа ультраосновных (ультрамафических) пород нормального ряда (дуниты, перидотиты, пироксениты, меймечиты, коматииты, пикриты) и щелочного ряда (якупирангиты, мельтейгиты, ийолиты, нефелиниты, кимберлиты, лампроиты). Группа основных пород нормального ряда (габбро, нориты, троктолиты, анортозиты, базальты, долериты, жильные породы), субщелочного и щелочного рядов (тералиты, эссекситы, шонкиниты, щелочные базальты, тефриты, жильные породы). Группа средних пород нормального ряда (диориты, кварцевые диориты, андезиты, андезибазальты, жильные породы), субщелочного и щелочного ряда (монцониты, сиениты, нефелиновые сиениты, латиты, трахиты, фонолиты, жильные породы). Группа кислых пород нормального ряда (гранодиориты, плагиограниты, граниты, дациты, риолиты, обсидианы, жильные породы), субщелочного и щелочного рядов (кварцевые сиениты, аляскиты, щелочные граниты, трахидациты, пантеллериты, комендиты, жильные породы). Карбонатиты. Для каждого семейства рассматриваются химический и минеральный состав, разновидности пород, структуры и текстуры, условия залегания, распространенность, полезные ископаемые, связанные с породами данного семейства, основные гипотезы происхождения.

Магматические породы в пространстве и времени. Главнейшие особенности проявления магматизма в подвижных поясах и устойчивых областях. Петрографические провинции. Магматизм современных геодинамических обстановок. Эволюция магматизма в истории Земли. Краткие сведения о магматических породах Луны.

5

Происхождение магматических горных пород

Причины разнообразия магматических пород. Астеносфера, анатексис и палингенез в мантии и земной коре. Подъем магм. Механизмы процесса дифференциации: кристаллизационная, диффузионная, ликвация и другие. Ассимиляция и гибридные породы. Смешение магм. Изотопные методы в петрологии.

6

Общие сведения о метаморфизме и метаморфических породах

Метаморфизм как геологический процесс. Роль метаморфических пород в строении литосферы. Факторы метаморфизма. Локальные и региональные типы метаморфизма. Прогрессивный и регрессивный метаморфизм. Термодинамика метаморфических превращений. Реакции метаморфизма с участием воды и углекислоты. Геотермометры и геобарометры. Зависимость минеральных парагенезисов от химических потенциалов подвижных компонентов. Понятие о фациях метаморфизма. Кристаллобластез. Структуры метаморфических пород: кристаллобластические, катакластические и реликтовые структуры. Текстуры метаморфических пород. Химический и минеральный состав метаморфических горных пород.

7

Типы метаморфизма и систематика метаморфических пород

Контактовый метаморфизм. Общие особенности контактового метаморфизма. Роговики. Мраморы и кальцифиры. Фации контактового метаморфизма. Динамометаморфизм. Катакластический метаморфизм и его продукты. Катаклазированные породы, катаклазиты, милониты. Порфироиды, порфиритоиды. Импактный метаморфизм и его продукты. Региональный метаморфизм. Общие особенности регионального метаморфизма и его продуктов. Метаморфическая зональность, метаморфические пояса. Фации регионального метаморфизма. Породы, образованные в результате регионального метаморфизма различных магматических и осадочных горных пород. Метапелиты, филлиты, слюдяные сланцы, гнейсы, гранулиты. Метабазиты: зеленые сланцы, амфиболиты, пироксеновые гранулиты, эклогиты. Кварциты, мраморы. Ультраметаморфизм. Геологические условия проявления ультраметаморфизма. Мигматиты. Гранитизация, анатексис, палингенез, реоморфизм.

Другие виды метаморфизма: региональный метаморфизм погружения. Региональный динамометаморфизм. Метаморфизм дна океанов. Метаморфизм верхней мантии. Метаморфические породы в пространстве и времени. Понятия о фациальных сериях метаморфических пород.

8

Метасоматизм и метасоматические породы

Общие особенности метасоматизма и метасоматитов. Основы теории метасоматической зональности. Инфильтрационный и диффузионный метасоматоз. Биметасоматоз. Контактово-метасоматические породы. Автометасоматоз, околожильный метасоматоз. Значение изучения метасоматитов при проведении геологоразведочных работ. Понятие о методах расчета баланса вещества в метасоматических процессах. Метасоматиты, равновесные со щелочными растворами (фениты, твейтозиты, фельдшпатолиты, эйситы), метасоматиты, равновесные с нейтральными растворами (скарны, пропилиты, турмалиниты), метасоматиты, равновесные с кислотными растворами (грейзены, цвиттеры, листвениты, березиты, вторичные кварциты, аргиллизиты). Региональный метасоматоз.

9

Взаимосвязь магматических, метаморфических и метасоматических процессов

Эволюция метаморфических процессов в истории Земли. Понятие о магматических, метаморфических и метасоматических формациях. Основные тенденции развития современной петрографии и петрологии.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Петрология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Литология










+







+

+

+

3

Основы учения о полезных ископаемых




+

+

+

+

+

+

+


+

4

Промышленные типы МПИ










+







+

+

+

5

Прогнозирование и поиски МПИ







+

+

+

+

+

+

+

6

Геологические и рудные формации










+







+

+

+

7

Основы формационного анализа










+







+

+

+

8

Специальное геологическое картирование










+










+

+

9

Петрография пород – коллекторов нефти и газа










+







+







10

Прикладная геохимия
















+




+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1

Общие вопросы петрографии

2










2

4

2

Общие сведения о магматических горных породах и магмах

4










4

8

3

Принципы классификации магматических пород

4




4




8

16

4

Систематика магматических пород

20










22

42

5

Происхождение магматических горных пород

4










8

12

6

Общие сведения о метаморфизме и метаморфических породах

2




4







10

7

Типы метаморфизма и систематика метаморфических пород

18




24







40

8

Метасоматизм и метасоматические породы

10




16







30

9

Взаимосвязь магматических, метаморфических и метасоматических процессов

2













7


6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1

3

Минеральный состав и структурно-текстурные особенности магматических горных пород

16




4

Определение интрузивных пород в индивидуальном задании

Определение жильных пород в индивидуальном задании

Определение эффузивных пород пород в индивидуальном задании

Контрольная работа по определению магматической породы в шлифе



42

2

6

Минеральный состав и структурно-текстурные особенности метаморфических и метасоматических пород

10

3

7

Определение разных типов метаморфических пород пород в индивидуальном задании

Контрольная работа по определению метаморфической породы в шлифе


40

4

8

Определение разных типов метасоматических пород пород в индивидуальном задании

Контрольная работа по определению метасоматической породы в шлифе


30


7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены.
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

1. Петрография и петрология магматических, метаморфических и метасоматических горных пород (под редакцией В.С. Попова и О.А. Богатикова). М., Логос, 2001.

2. Алексеев В.И. , Лазаренков В.Г. Петрография магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Методические указания по выполнению лабораторных работ. СПб: РИЦ СПГГИ, 2002.

3. Алексеев В.И., Петров Д.А. Петрография и литология: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПГГУ, 2011.

Дополнительная

1. Трусова И.Ф., Чернов В.И. Петрография магматических и метаморфических горных пород. М., Недра, 1982.

2. Заварицкий В.А. Петрография. Конспект лекций. Л.ЛГИ.1969.

3. Петрография Ч.I, II, III. (под редакцией Маракушева А.А.). М.: Изд.МГУ, 1976-1986.

4. Хьюджес Ч. Петрология изверженных пород. М., Недра,1988.

5. Маракушев А.А. Петрология. М., изд.МГУ, 1988.

6. Маракушев А.А., Бобров А.В., Перцев Н.Н., Феногенов А.Н. Петрология. I. Основы кристаллооптики и породообразующие минералы. М.: Научный мир, 2000.

7. Метасоматизм и метасоматические горные породы. Ред. В.А. Жариков, В.Л. Русинов. М.: Научный мир, 1998.

8. Лодочников В.Н. Главнейшие породообразующие минералы. М., Высшая школа,1974.

9. Трегер В.Е. Таблицы для оптического определения породообразующих минералов. М.: Недра, 1968.

11. Дир У.А., Хауи Р.А., Зусман Дж. Породообразующие минералы.Т.1-5. М., Мир, 1965 – 1966.

12. Доливо-Добровольский В.В. Методы петрографических исследований. СПб: РИЦ СПГГИ, 2003.

13. Половинкина Ю.Ир. Структуры и текстуры изверженных и метаморфических горных пород. М.: Недра. 1966. Т. 1.

14. Шарфман В.С., Кузнецов И.Е., Соболев Р.Н. Структуры магматических пород и их генезис. СПб. Изд-во ВСЕГЕИ. 2005.

15. Заварицкий А.Н. Изверженные горные породы. М.: Изд. АН СССР, 1955.

16. Добрецов Н.Л., Соболев В.С., Ушакова Е.Н. Метаморфические фации и формации. Новосибирск, 1980.

17. Петрографический кодекс. Магматические, метаморфические, метасоматические, импактные образования. Изд-е 2. СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 2009.

18. Марин Ю.Б. Петрография и петрология магматических и метаморфических горных пород. Диагностика минералов метасоматических пород. Методические указания к лабораторным работам. СПб: РИЦ СПГГИ, 2010.


Программное обеспечение: Microsoft Office, Statistica.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Библиотеки

Библиотека Санкт-Петербургского государственного горного университета

Российская государственная библиотека

Российская национальная библиотека

Библиотека Академии наук

Библиотека по естественным наукам РАН

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

www.spmi.ru/node/891
www.rsl.ru

www.nlr.ru

www.rasl.ru

www.benran.ru

www.viniti.ru
www.gpntb.ru
www.geology.pu.ru/library/
elibrary.ru


Специальные интернет-сайты

Все о геологии

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Геоинформмарк

Earth-Pages

geo.web.ru

window.edu.ru/window/

library?p_rubr=2.2.74.9

www.geoinform.ru.

www.Earth-Pages.com


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированные аудитории, используемые при проведении лекционных занятий, оснащены мультимедийными проекторами и комплектом аппаратуры, позволяющей демонстрировать текстовые и графические материалы в проходящем и отраженном свете. Компьютерный класс с необходимым программным обеспечением и выходом в Интернет. Специализированные аудитории, оснащенные поляризационными микроскопами «ПОЛАМ» и информационными стендами, эталонными и рабочими коллекциями образцов и шлифов минералов и горных пород.
_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра МКП СПГГУ проф. Ю.Б.Марин
Эксперты:
________________ ____________________________ __________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «металлургическая гидроаппаратура»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «металлургия редких металлов»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «методы контроля и анализа веществ»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск