Скачать 194.54 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» Утверждаю _____________________ Руководитель ООП по направлению 150400 зав.кафедрой металлургии проф. В.М. Сизяков ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ» Направление: 150400 «Металлургия» Профиль: «Металлургия цветных металлов» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Составитель: доц. Е.В. Сизякова САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ Составитель: доц . Е.В.СИЗЯКОВА Кафедра металлургии 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является ознакомление будущих специалистов, избравших для себя профессией металлургическое производство, с ролью и значением горного дела и металлургии как важнейших сфер материального производства, становление и развитие которых неразрывно связано с общей историей человеческой цивилизации. Излагаются основные этапы становления горно-металлургической отрасли со времен древнего мира до наших дней, прослеживается история возникновения и развития основных технологий добычи и переработки металлургического сырья, применение в отрасли значимых технических изобретений, роль выдающихся ученых, инженеров и изобретателей. Особый акцент делается на историю развития металлургической отрасли России, формированию отечественных научных школ и постановке образования в области геологии, горного дела и металлургии. Отдельно освещается роль Санкт-Петербургского горного института как первого в стране высшего технического учебного заведения. Излагаются перспективы дальнейшего развития металлургической науки и производства как продолжения непрерывного поступательного исторического процесса. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к разделу «Дисциплины по выбору студента» гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.В.01.). Для изучения дисциплины студент должен обладать входными знаниями по истории, физике и химии, уметь пользоваться компьютером, работать с информацией из различных источников. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих предметов: введение в специальность, природа и человек, металлургические технологии производства и обработки металлов, металлургия тяжелых цветных металлов, металлургия легких металлов, металлургия благородных металлов. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК -1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: историю развития технологий производства основных металлов; биографии наиболее выдающихся ученых, изобретателей и специалистов в области горного дела; историю становления горнозаводской отрасли России; историю создания главных центров отечественного горнозаводского дела, их современное состояние и перспективы дальнейшего развития; историю создания и развития первого в России высшего технического учебного заведения – Горного училища – Горного кадетского корпуса – Горного института, становления в нем отечественных научных школ в области геологии, горного дела и металлургии. Уметь: объяснить роль горнозаводского дела – в полном его масштабе – от усилий по поиску и разведке полезных ископаемых до получения готовых продуктов и изделий, получаемых из минерального сырья, отвечающих запросам той или иной исторической эпохи – в экономическом, политическом, военном, культурном и научном развитии любого государства; расположить в хронологической последовательности основные этапы развития отрасли в целом, связать их с историей развития человеческого общества; подготовить информационные сообщения, рефераты и презентации на темы, связанные с биографиями выдающихся деятелей горнозаводского дела; провести анализ эволюции технологии производства основных металлов; изложить основные этапы становления и развития Горного института и формирования его научных школ; ориентироваться в музейном собрании института; дать пояснения по основным разделам экспозиции музея. Владеть: навыками выступления перед аудиторией с презентацией и устным докладом; знаниями по истории развития отрасли; знаниями о деятельности выдающихся ученых, инженеров, государственных деятелей в области горного дела и металлургии. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум:
7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Первое высшее техническое учебное заведение России – Горный институт (1773-1998). СПГГИ. "Медиа-маркет", 1998. 2. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. СПГГИ, 1998. 3. Гаврилова Л.М.. Афанасьев В.Г., Севастьянов Ф.Л. Развитие горного дела в эпоху Екатерины II. СПб, "Галарт", 1999. 4. Генерал от металлургии Павел Аносов. Под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, Уральский университет, 1999. 5. Сизяков В.М. Современное состояние и проблемы развития алюминиевой промышленности России. СПб., Записки Горного института. Т.165. 2005. 6. Чиркст Д.Э. Содружеству металлургов и химиков Горного института свыше 230 лет. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005. 7. Сизяков В.М. Состояние, проблемы и перспективы развития способа комплексной переработки нефелинов. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005. 8. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование деятельности основоположников металлургической школы России и оценка ее влияния на современное развитее металлургической отрасли 1.17.07 Ц. 2007 . 9. Розен Б.Я., Розен Я.Б. Металл особой ценности. М. Металлургия, 1980. 10. М.Беккерт. Мир металла. М. Мир, 1980. б) дополнительная литература 9. Журнал "Цветные металлы" № 2, 194. 10. Горный журнал, № 6, 2000. 11. С. Венецкий Наследники Гефеста. М., ГУП «Издательский дом «Руда и металлы», 2001. Материалы сети Internet 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Коллекции Горного музея, экспонаты зала горной и заводской техники, зала истории Горного института, стенды, посвященные главным деятелям российского горнозаводского дела и горной науки, размещенные в специализированных аудиториях, многочисленные портреты, экспонированные в конференц-зале и портретной галерее, мультимедийное оборудование ауд. 3223, 6402; презентации и видеофильмы по тематике курса. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В качестве средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается проведение контрольных работ в форме тестов по каждому из разделов дисциплины, подготовка информационных сообщений и презентаций, защита рефератов по выбранным темам. Программа курса предусматривает посещение Горного музея и Храма горных инженеров. |
Программа учебной дисциплины «история факультета и кафедры» Целью дисциплины является знакомство будущих специалистов-металлургов с историей становления и развития изучения металлургии в стенах... | Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» ... | ||
«история горного дела» Рабочая программа составлена на основании гос впо по направлению подготовки дипломированного специалиста 130400 «Горное дело» специальности... | Рабочая программа дисциплины «Механизация и автоматизация горного производства» Цели дисциплины: Цель дисциплины получение системных знаний в области механизации и автоматизации проведения подземных и открытых... | ||
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого... | Рабочая программа дисциплины История развития страхования полное... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины подземные горные работы ч... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов №1 «25» сентября... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Направление/специальность — 130400. 65 "Горное дело" 130404. 65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Форма подготовки... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История... Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий 130400 Горное дел / 130404. 65 Подземная разработка месторождений полезных... | ||
Программа учебной дисциплины «Специальные системы управления в металлургии» Анализ основных открытий Н. И. Лобачевского и Н. Коперника в сравнении с существующими теориями Евклида и Птолемея | Рабочая программа учебной дисциплины «история денег, кредита и банковского дела» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического... | ||
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным... Целями освоения учебной дисциплины «История развития подвижного состава» являются следующие вопросы: дать студентам целостное представление... | Составитель и технический редактор: Тимофеева С. И Библиографический список «История инженерного дела» отражает основные этапы развития техники в России и за рубежом, рассказывает... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Учебной дисциплины «Основы банковского дела» цикла специальных дисциплин... Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим основам банковского дела и формирование у них современных фундаментальных... |