Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела»





НазваниеПрограмма учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела»
Дата публикации03.07.2015
Размер190 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 240100

проф. Н.М. Теляков


_______________________

Зав.кафедрой ПТПЭ

проф. Теляков Н.М.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГЗОВОГО ДЕЛА»
Направление подготовки: 240100 Химическая технология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр»

Форма обучения: очная

Составители: заведующий каф. ПТПЭ Н.М. Теляков

ассистент каф. ПТПЭ А.В.Смирнов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1.Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина "История развития нефтяного и нефтегазового дела" - дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла федерального государственного образовательного стандарта профиля “Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

Основной целью образования по дисциплине является ознакомление будущих специалистов в области нефтяной и нефтегазовой технологии с закономерностями ее исторического развития во взаимосвязи с изменяющимися природными и социальными условиями, тенденциями совершенствования существующих технологий и созданием новых, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, факторам экономики, энергетики и экологии.

Основными обобщёнными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

  • Овладение социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

  • Формирование понимания роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки 240404 «Химическая технология»

Дисциплина «История развития нефтяного и нефтегазового дела» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основной образовательной программы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) выпускника:

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);

  • понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13);

знать:

  • основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

  • экономические основы производства и ресурсы предприятия; понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат;

  • производство и реализацию продукции; функции и основные принципы менеджмента; роль маркетинга в управлении предприятием; классификацию предприятий по правовому статусу; категории технологических способов производства; принципы и методы нормирования и оплаты труда; методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

уметь:

  • использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

  • использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;

владеть:

  • представлением о современных генеральных тенденциях развития отрасли, направленных на вытеснение нефти из топливной сферы и расширение нефтехимической промышленности, на дальнейшее развитие морской нефтегазодобычи и создание эффективных способов добычи и утилизации остаточных запасов углеводородного сырья.


4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I










Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:
















Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)

17

17










Семинары (С)

-

-










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа (всего)

74

74










В том числе:

-

-










Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

36

36










Другие виды самостоятельной работы

38

38




























Вид промежуточной аттестации: экзамен

зач.

зач.










Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










3

3










5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Роль нефти и газа в развитии общества

Нефть и газ составляют более 50% в мировом топливно-энергетическом балансе и играют ведущую роль в международной торговле, финансовом обращении и обеспечении ближнего и дальнего транспорта. Нефтегазовые ресурсы определяют национальное богатство и перспективы развития любой страны, а от уровня их потребления зависит возможность повышения качества жизни – здоровья нации долголетия человека. Нефть – ценнейшее сырье для производства пластмасс, синтетических волокон и каучука, полиэтилена и других полимеров, смазочных масел, клеев, красителей, моющих средств, продукций фармацевтической, парфюмерной, медицинской, пищевой, электротехнической промышленности, строительства и сельского хозяйства.

2.

Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов

Нефть – сложное природное образование. Она состоит из метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов и является многофракционной жидкостью. Природный газ состоит преимущественно из метана, этана. пропана, А газовый конденсат – это смесь жидких легких углеводородов. С развитием скважинной добычи нефти резко возрос интерес к проблеме ее происхождения. М. Бертло, Д.И. Менделеев, В.Д. Соколов, Ю. Кост и др. придерживались различных вариантов неорганического происхождения углеводородов. В утверждении органической гипотезы большой вклад внесли работы И.М. Губкина, В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского и других. Биогенная природа нефти подтверждена изотопными исследованиями и другими методами и в настоящее время поддерживается большинством специалистов.

3.

Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья

Нефть и газ приковывали к себе внимание людей с незапамятных времен. Народы разных континентов в древности использовали нефть, асфальты и битумы в медицине, строительстве, в качестве топлива, смазки, освещения и в военных целях.

4.

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.

Прогрессивные реформы Петра 1 затронули практически все стороны хозяйственной и общественной жизни России и способствовали оживлению горно-заводского дела, открытию новых месторождений полезных ископаемых и заводов по их переработке. Уже при Петре I из черной нефти получали и использовали светлые продукты. Первый завод для очистки нефти был построен в России на Ухтинском нефтяном промысле в 1745 году, в период царствования Елизаветы Петровны. В Петербурге и в Москве тогда для освещения пользовались свечами, а в малых городах и деревнях – лучинами. Но уже и тогда во многих церквях горели лампады, в которые заливалось смесь очищенной нефти с растительным маслом. Единственным поставщиком очищенной нефти для соборов и монастырей был купец Набатов. В конце ХVIII столетия с изобретением керосиновой лампы резко увеличился спрос на керосин, Когда братья Дубинины построили в Моздоке нефтеперегонный завод, свой керосин, произведенный на этом заводе и других последующих, они отправляли в Россию.

5.

Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.

СССР занимал первое место в мире по запасам и по добыче нефти и природного газа. В 1990 г. их добыча составила соответственно 516 млн т. 641 млрд м3, причем примерно 80 % приходилось на Россию. С распадом СССР объемы добычи сократились. В 1998 г. в России было добыто 303 млн т нефти. Однако газовая промышленность сохранила свои лидирующие позиции в современном мире.

6.

Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений

Системы разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений.

7.

Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов

Важнейшей проблемой развития нефтегазовой технологии является создание эффективных методов добычи или утилизации остаточных запасов (составляющих примерно половину от исходных) углеводородного сырья, а также освоение его нетрадиционных ресурсов – битумов. газогидратных залежей и др.

8.

Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов

При существующих темпах извлечения нефти печальная для наших потомков перспектива истощения ее запасов на суше представляется вполне реальной. Альтернативные виды энергии ( термоядерная, солнечная и др,) не смогут заменить нефть как ценнейшее сырье для химической промышленности. Как показали поисковые геолого-геофизические исследования, перспективным источником полезных ископаемых может рассматриваться Мировой океан. К 1972 году глубокое бурение в морях и океанах применялось на акваториях 71 станы. причем в 46 странах с его помощью открыты месторождения нефти и газа, а в 29 они успешно разрабатываются. Всего было открыто 464 нефтяных и газонефтяных месторождений и 86 газовых и газоконденсатных. В СССР добыча нефти и газа с акваторий производилась только на Каспии. Рассматривались перспективы дальнейшего расширения работ на шельфе морей страны. В качестве первого шага была начата подготовка кадров морских геологов-разведчиков на факультете повышения квалификации Ленинградского горного института. Занятия на курсах проводились в течение трех лет на основе кооперации ученых этого института и других научно-исследовательских и учебных институтов страны: ВНИГРИ, МГИ, МГРИ, СЕВМОРГЕО и др.

9.

Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники

Термин «горная наука» ввел М.В.Ломоносов. По справедливости он признается основоположником горной науки. За десятилетие до создания в Петербурге первого в России высшего технического учебного заведения в 1773 году, позднее названного горным институтом, Ломоносов дал следующее определение: наука, которая учит минералы знать, приискивать и приводить в такое состояние, чтобы они в обществе человеческом были угодны, называется горная наука. В течение длительного времени дальнейший прогресс горной науки и практики в России определяли питомцы горного института, остававшийся единственным горным вузом в конце ХIХ – начале ХХ веков. Первые химические анализы кавказской нефти были выполнены академиком Г.И. Гессом, основателем термохимии и первым из химиков, носивших звание профессора Горного кадетского корпуса. Научные традиции школы Гесса живут и преемственно передаются последующим поколениям Горных инженеров. В дальнейшем после Гесса почти все профессора и преподаватели химии были Горными Инженерами. Химия горного института всегда была теснейшим образом связана с горным и горнозаводским делом. Так, профессору химии К.И. Лисенко, Горному инженеру принадлежит труд «Нефтяное производство», первое и длительное время единственное на русском языке сочинение по технологии нефти. Научные основы нефтегазовой технологии заложили в первую очередь работы выпускников горного института И.М. Губкина (1871-1939), А.П. Крылова (1904-1981), Н.А. Кудрявцева (1893-1941) Питомцами горного института были освоены богатейшие недра Урала, Сибири. Донбасса и многих других крупных природных кладовых страны.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8




1.

Введение в специальность

+

























2.

Природные энергоносители










+
















3

Органическая химия




+

+

+
















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек-

ций

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-наров

СРС

Всего

часов

1.

Роль нефти и газа в развитии общества

1

1

-

-

2

4

2.

Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов

2

2

-

-

4

8

3.

Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья

2

2

-

-

4

8

4.

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.

2

2

-

-

4

8

5.

Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.

2

2

-

-

4

8

6.

Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений

2

2

-

-

4

8

7.

Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов

2

2

-

-

4

8

8.

Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов

2

2

-

-

4

8

9.

Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники

2

2

-

-

4

8


6. Лабораторные работы

Лабораторные работы не предусмотрены.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Выдающиеся ученые Санкт-Петербургского горного института (ТУ) за 220 лет. СПГГИ(ТУ), 1996

2. Губкин И.М. Учение о нефти. 3-е издание. М.: Недра, 1975

3. Дядькин Ю.Д. Основы нефтегазового дела. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ),2001

4. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ), 1998

5. Мельников Н.В. Горные инженеры. М.: Наука. 1981

6. Воронов П.С. Человек и Земля в структуре Вселенной. Л.: ЛГИ, 1988
б) дополнительная литература

1. Габриэльянц Г.А. Геология нефтяных и газовых месторождений. М.: Высшая школа, 1984

2. Ленинградский горный институт, 1773-1973. М.: Высшая школа, 1973

3. Методика и экономика морских геологоразведочных работ. Л.: Недра, 1980

4. Поиск, разведка и эксплуатация морских месторождений нефти и газа. Л.: Недра, 1975

5. Поиск, разведка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых морского дна. Л.: Недра, 1975
в) программное обеспечение

Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в ВУЗе.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, законодательно-правовая и электронно-поисковая база по историческим базам данных.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Использование студентами для самостоятельной работы разработанных на кафедре учебников и учебных пособий.

  • Учебные лаборатории вычислительной техники факультета и кафедры.

  • Плакаты по дисциплине.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом обучение рекомендуется в течение одного семестра: для бакалавров — в I семестре.
Разработчики:

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Заведующий кафедрой печных технологий и переработки энергоносителей,

профессор


Н.М.Теляков

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Ассистент кафедры печных технологий и переработки природных энергоносителей

А.В. Смирнов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПрограмма учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconРабочая программа дисциплины История развития страхования полное...
...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» icon«Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества» Москва 2006 Введение
Это позволит студентам лучше представить основные этапы развития нефтяного и газового дела в России, понять роль и значение одной...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История...
Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России»
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconРабочая программа учебной дисциплины «история денег, кредита и банковского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПрограмма составлена в соответствии с Федеральным государственным...
Целями освоения учебной дисциплины «История развития подвижного состава» являются следующие вопросы: дать студентам целостное представление...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconСоставитель и технический редактор: Тимофеева С. И
Библиографический список «История инженерного дела» отражает основные этапы развития техники в России и за рубежом, рассказывает...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconУчебной дисциплины «Основы банковского дела» цикла специальных дисциплин...
Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим основам банковского дела и формирование у них современных фундаментальных...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconОтчет о реализации основных направлений развития архивного дела в...
В истекшем году Главное архивное управление при Кабинете Министров рт (Татглавархив) в соответствии с законодательными и нормативными...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconТематический план семинарских занятий № п/п Темы Время 1 «Сестринское...
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модель сестринского дела В. Хендерсон. Сестринский процесс. Документация к сестринскому...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПрограмма учебной дисциплины основы сестринского дела 2014 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела» iconПримерная программа учебной дисциплины основы сестринского дела с инфекционной безопасностью
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск