ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
| Утверждаю
|
___________________
Руководитель ООП
по направлению 240100
проф. Н.М. Теляков
|
_______________________
Зав.кафедрой ПТПЭ
проф. Теляков Н.М.
| ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГЗОВОГО ДЕЛА» Направление подготовки: 240100 Химическая технология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр»
Форма обучения: очная
Составители: заведующий каф. ПТПЭ Н.М. Теляков
ассистент каф. ПТПЭ А.В.Смирнов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
1.Цели и задачи дисциплины:
Учебная дисциплина "История развития нефтяного и нефтегазового дела" - дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла федерального государственного образовательного стандарта профиля “Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).
Основной целью образования по дисциплине является ознакомление будущих специалистов в области нефтяной и нефтегазовой технологии с закономерностями ее исторического развития во взаимосвязи с изменяющимися природными и социальными условиями, тенденциями совершенствования существующих технологий и созданием новых, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, факторам экономики, энергетики и экологии.
Основными обобщёнными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
Овладение социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Формирование понимания роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки 240404 «Химическая технология»
Дисциплина «История развития нефтяного и нефтегазового дела» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основной образовательной программы. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) выпускника:
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);
понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13);
знать:
основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
экономические основы производства и ресурсы предприятия; понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат;
производство и реализацию продукции; функции и основные принципы менеджмента; роль маркетинга в управлении предприятием; классификацию предприятий по правовому статусу; категории технологических способов производства; принципы и методы нормирования и оплаты труда; методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
уметь:
использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;
владеть:
представлением о современных генеральных тенденциях развития отрасли, направленных на вытеснение нефти из топливной сферы и расширение нефтехимической промышленности, на дальнейшее развитие морской нефтегазодобычи и создание эффективных способов добычи и утилизации остаточных запасов углеводородного сырья.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| I
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 34
| 34
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 17
| 17
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| 17
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 74
| 74
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 36
| 36
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 38
| 38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации: экзамен
| зач.
| зач.
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 108
| 108
|
|
|
| 3
| 3
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Роль нефти и газа в развитии общества
| Нефть и газ составляют более 50% в мировом топливно-энергетическом балансе и играют ведущую роль в международной торговле, финансовом обращении и обеспечении ближнего и дальнего транспорта. Нефтегазовые ресурсы определяют национальное богатство и перспективы развития любой страны, а от уровня их потребления зависит возможность повышения качества жизни – здоровья нации долголетия человека. Нефть – ценнейшее сырье для производства пластмасс, синтетических волокон и каучука, полиэтилена и других полимеров, смазочных масел, клеев, красителей, моющих средств, продукций фармацевтической, парфюмерной, медицинской, пищевой, электротехнической промышленности, строительства и сельского хозяйства.
| 2.
| Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов
| Нефть – сложное природное образование. Она состоит из метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов и является многофракционной жидкостью. Природный газ состоит преимущественно из метана, этана. пропана, А газовый конденсат – это смесь жидких легких углеводородов. С развитием скважинной добычи нефти резко возрос интерес к проблеме ее происхождения. М. Бертло, Д.И. Менделеев, В.Д. Соколов, Ю. Кост и др. придерживались различных вариантов неорганического происхождения углеводородов. В утверждении органической гипотезы большой вклад внесли работы И.М. Губкина, В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского и других. Биогенная природа нефти подтверждена изотопными исследованиями и другими методами и в настоящее время поддерживается большинством специалистов.
| 3.
| Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья
| Нефть и газ приковывали к себе внимание людей с незапамятных времен. Народы разных континентов в древности использовали нефть, асфальты и битумы в медицине, строительстве, в качестве топлива, смазки, освещения и в военных целях.
| 4.
| Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.
| Прогрессивные реформы Петра 1 затронули практически все стороны хозяйственной и общественной жизни России и способствовали оживлению горно-заводского дела, открытию новых месторождений полезных ископаемых и заводов по их переработке. Уже при Петре I из черной нефти получали и использовали светлые продукты. Первый завод для очистки нефти был построен в России на Ухтинском нефтяном промысле в 1745 году, в период царствования Елизаветы Петровны. В Петербурге и в Москве тогда для освещения пользовались свечами, а в малых городах и деревнях – лучинами. Но уже и тогда во многих церквях горели лампады, в которые заливалось смесь очищенной нефти с растительным маслом. Единственным поставщиком очищенной нефти для соборов и монастырей был купец Набатов. В конце ХVIII столетия с изобретением керосиновой лампы резко увеличился спрос на керосин, Когда братья Дубинины построили в Моздоке нефтеперегонный завод, свой керосин, произведенный на этом заводе и других последующих, они отправляли в Россию.
| 5.
| Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.
| СССР занимал первое место в мире по запасам и по добыче нефти и природного газа. В 1990 г. их добыча составила соответственно 516 млн т. 641 млрд м3, причем примерно 80 % приходилось на Россию. С распадом СССР объемы добычи сократились. В 1998 г. в России было добыто 303 млн т нефти. Однако газовая промышленность сохранила свои лидирующие позиции в современном мире.
| 6.
| Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений
| Системы разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений.
| 7.
| Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов
| Важнейшей проблемой развития нефтегазовой технологии является создание эффективных методов добычи или утилизации остаточных запасов (составляющих примерно половину от исходных) углеводородного сырья, а также освоение его нетрадиционных ресурсов – битумов. газогидратных залежей и др.
| 8.
| Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов
| При существующих темпах извлечения нефти печальная для наших потомков перспектива истощения ее запасов на суше представляется вполне реальной. Альтернативные виды энергии ( термоядерная, солнечная и др,) не смогут заменить нефть как ценнейшее сырье для химической промышленности. Как показали поисковые геолого-геофизические исследования, перспективным источником полезных ископаемых может рассматриваться Мировой океан. К 1972 году глубокое бурение в морях и океанах применялось на акваториях 71 станы. причем в 46 странах с его помощью открыты месторождения нефти и газа, а в 29 они успешно разрабатываются. Всего было открыто 464 нефтяных и газонефтяных месторождений и 86 газовых и газоконденсатных. В СССР добыча нефти и газа с акваторий производилась только на Каспии. Рассматривались перспективы дальнейшего расширения работ на шельфе морей страны. В качестве первого шага была начата подготовка кадров морских геологов-разведчиков на факультете повышения квалификации Ленинградского горного института. Занятия на курсах проводились в течение трех лет на основе кооперации ученых этого института и других научно-исследовательских и учебных институтов страны: ВНИГРИ, МГИ, МГРИ, СЕВМОРГЕО и др.
| 9.
| Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники
| Термин «горная наука» ввел М.В.Ломоносов. По справедливости он признается основоположником горной науки. За десятилетие до создания в Петербурге первого в России высшего технического учебного заведения в 1773 году, позднее названного горным институтом, Ломоносов дал следующее определение: наука, которая учит минералы знать, приискивать и приводить в такое состояние, чтобы они в обществе человеческом были угодны, называется горная наука. В течение длительного времени дальнейший прогресс горной науки и практики в России определяли питомцы горного института, остававшийся единственным горным вузом в конце ХIХ – начале ХХ веков. Первые химические анализы кавказской нефти были выполнены академиком Г.И. Гессом, основателем термохимии и первым из химиков, носивших звание профессора Горного кадетского корпуса. Научные традиции школы Гесса живут и преемственно передаются последующим поколениям Горных инженеров. В дальнейшем после Гесса почти все профессора и преподаватели химии были Горными Инженерами. Химия горного института всегда была теснейшим образом связана с горным и горнозаводским делом. Так, профессору химии К.И. Лисенко, Горному инженеру принадлежит труд «Нефтяное производство», первое и длительное время единственное на русском языке сочинение по технологии нефти. Научные основы нефтегазовой технологии заложили в первую очередь работы выпускников горного института И.М. Губкина (1871-1939), А.П. Крылова (1904-1981), Н.А. Кудрявцева (1893-1941) Питомцами горного института были освоены богатейшие недра Урала, Сибири. Донбасса и многих других крупных природных кладовых страны.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 1.
| Введение в специальность
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Природные энергоносители
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 3
| Органическая химия
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лек-
ций
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семи-наров
| СРС
| Всего
часов
| 1.
| Роль нефти и газа в развитии общества
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 4
| 2.
| Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 3.
| Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 4.
| Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 5.
| Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 6.
| Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 7.
| Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 8.
| Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 9.
| Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
|
6. Лабораторные работы
Лабораторные работы не предусмотрены. 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовые работы (проекты) не предусмотрены. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Выдающиеся ученые Санкт-Петербургского горного института (ТУ) за 220 лет. СПГГИ(ТУ), 1996
2. Губкин И.М. Учение о нефти. 3-е издание. М.: Недра, 1975
3. Дядькин Ю.Д. Основы нефтегазового дела. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ),2001
4. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ), 1998
5. Мельников Н.В. Горные инженеры. М.: Наука. 1981
6. Воронов П.С. Человек и Земля в структуре Вселенной. Л.: ЛГИ, 1988 б) дополнительная литература
1. Габриэльянц Г.А. Геология нефтяных и газовых месторождений. М.: Высшая школа, 1984
2. Ленинградский горный институт, 1773-1973. М.: Высшая школа, 1973
3. Методика и экономика морских геологоразведочных работ. Л.: Недра, 1980
4. Поиск, разведка и эксплуатация морских месторождений нефти и газа. Л.: Недра, 1975
5. Поиск, разведка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых морского дна. Л.: Недра, 1975 в) программное обеспечение
Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в ВУЗе. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, законодательно-правовая и электронно-поисковая база по историческим базам данных. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Использование студентами для самостоятельной работы разработанных на кафедре учебников и учебных пособий.
Учебные лаборатории вычислительной техники факультета и кафедры.
Плакаты по дисциплине.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом обучение рекомендуется в течение одного семестра: для бакалавров — в I семестре. Разработчики:
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
| Заведующий кафедрой печных технологий и переработки энергоносителей,
профессор
|
Н.М.Теляков
| Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
| Ассистент кафедры печных технологий и переработки природных энергоносителей
| А.В. Смирнов
| |