Петрозаводский государственный университет
Кафедра горного дела
УТВЕРЖДАЮ
Декан горно-геологического
факультета
______________В.Н.Аминов
«____»_____________2009 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА»
Направление подготовки
130400 Горное дело Специальность подготовки
130403 Открытые горные работы Квалификация выпускника
горный инженер
Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Курс - 2
Семестр -4
Лекции – 36 час.
Экзамен - нет
Зачет – в 4 семестре
Практические занятия – нет
Лабораторные работы –нет
Курсовая работа - нет
Количество контрольных работ – нет
Всего часов - 36 час.
Самостоятельная работа – 34 час.
Итого трудозатрат (для студента) –70 час.
| Курс - 6
Семестр -11
Лекции – 11 час.
Экзамен - нет
Зачет – в 11 семестре
Практические занятия – нет
Лабораторные работы –нет
Курсовая работа - нет
Количество контрольных работ – 1
Всего часов - 11 час.
Самостоятельная работа – 59 час.
Итого трудозатрат (для студента) –70 час.
|
2009 г.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры горного дела
«_____»_____________2009г.
Заведующий кафедрой В.Н.Аминов
Рабочая учебная программа составлена на основании ________Авторской программы Джапаридзе А.В.______________________________________________________________ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры истории дореволюционной России
"__" _____________20__ г., протокол № ____
Заведующий кафедрой ____________________________А. М. Пашков
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «История горного дела» заключается в том, чтобы дать студентам целостное представление о сущности горного дела с точки зрения исторической эволюции мастерства, технологии, профессии. Проследить взаимосвязь социального и технического прогресса, затронуть характер древних и современных научных взглядов и получить представление о лучшем опыте практической работы.
1.2. Задачи:
сформировать представление о горном деле с древности до настоящего времени;
изучить основные тенденции развития горного дела в России;
изучить исторический контекст развития горного дела в Карелии;
познакомиться с биографиями ведущих специалистов в области горного дела.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
Требования к входным знаниям, умениям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по «Истории России» (базовый уровень).
Освоение данной дисциплины формирует грамотный подход к профессии, вырабатывает умение прогнозировать ситуацию и влиять на нее. Полученные в процессе обучении знания необходимы для практического применения в профессиональной деятельности.
2. Содержание дисциплины
Наименование тем, их содержание, объем в часах
Лекции
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Трудозатраты, час.
| Очн.
| Заочн.
| 1.
| Введение
| Предмет и содержание дисциплины. Краткие исторические и статистические сведения о свойствах, применении и производстве металлов. Роль металлов в человеческом обществе
| 2
| 2
| 2.
| Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.
| Краткие сведения о возникновении Вселенной и Земли, строению земной коры, формировании основных видов полезных ископаемых, обзор геологических процессов, сведения по гехронологии, возникновение человека, развитие человеческого общества..
| 2
| 3.
| Возникновение и развитие горного дела.
| Зарождение горного дела. Ямное горное дело, возникновение горной технологии. Горное дело с использованием металлического инструмента. Горные работы, механизмы, приспособления и технические изобретения в горном деле в период античности. Горное дело в средние века. Г. Агрикола. Техническая революция в горном деле, связанная с использованием энергии пара. Горное дело в 18-19 веках. Основные тенденции в развитии горно-металлургических предприятий в 20 веке. Современное состояние горнодобывающей промышленности и перспективы ее развития. – 4 ч.
| 2
| 2
| 4.
| История производства железа.
| Первые металлы в жизни человеческого общества. Бронзовый и железный века. Первые технологии производства железа и сырье для него. Сыродутный процесс. От сыродутного горна к домнице и двухстадийной технологии переработки железных руд. Чугун – ковкое железо, эволюция превращения. Процесс производства тигельной стали, пудлингование, переход на использование каменноугольного кокса. Секреты дамасской стали. Зарождение научной металлургии. Изобретения Мартена, Бессемера и Томаса. Легированные стали. Современное состояние черной металлургии. – 4 ч.
| 2
| 5
| Развитие горного дела в России до 18 века.
| Состояние горных промыслов и производства металлов в России XVI-XVII вв. Первые горные и металлургические предприятия. Деятельность иностранных концессионеров (Виниус, Марселис, Акема), возникновение металлургии в центральной России (Тула, Подмосковье). Строгановы и их роль в освоении Урала. – 4 ч.
| 2
| 2
| 6
| Эпоха Петра I и его роль в развитии горнозаводской отрасли России
| Характеристика политических и экономических реформ Петра I. Личность Петра I. Становление отечественной горнодобывающей и металлургической промышленности в эпоху Петра I (XVIII в.), реформы Петра I в области управления горным делом, Берг-привилегия. Деятельность Берг-коллегии. Проблема обеспечения горных промыслов металлургических предприятий специалистами и пути ее решения в эпоху Петра I. Роль В.Н.Татищева в подготовке отечественных горных специалистов. Личность В.Н.Татищева и его вклад в отечественную науку, экономику и политику. Освоение горных богатств Урала как важнейший этап развития русского горно-металлургического промысла. Деятельность и история семьи Демидовых. Политическая и экономическая обстановка в России в период "междуцарствия" (1725-1741 гг.). – 4 ч.
| 2
| 7
| Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии.
| Елизавета Петровна и возврат России к Петровским начинаниям в области политики, экономики и науки. М.В.Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования, в том числе горного. – 4 ч.
| 2
| 2
| 8
| Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.
| Создание, становление и развитие Горного института в Санкт-Петербурге. Деятели екатериниской эпохи в области горного дела – М.Ф. Соймонов, И.А. Шлаттер, А.Е. Мусин-Пушкин. – 4 ч.
| 2
| 9
| Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела.
| Горное училище – Горный кадетский корпус – Институт Корпуса горных инженеров – Горный институт. История развития, программы подготовки горных инженеров. Горный журнал и его роль в распространении научных знаний в горном деле и металлургии. Наиболее выдающиеся управляющие, командиры и директора института. Выдающиеся ученые и выпускники института, их роль в развитии горно-металлургического комплекса России. Формирование ведущих научных школ института. Современное состояние Горного института и основные направления научных исследований ученых-горняков в настоящее время. – 4 ч.
| 2
| 10
| Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время.
| Возникновение и развитие направления по металлургии в стенах Горного института. Соединенная лаборатория Горного корпуса и департамента горных и соляных дел, работы по технологии переработки уральской платины. Возникновение и становление кафедры металлургии, династия Иосса. Металлургия России в 19 веке. Выдающиеся металлурги – выпускники института. Биографические сведения, направления научной и производственной деятельности, крупнейшие изобретения, разработки, вклад в развитие российской металлургической промышленности. Цветная металлургия в Горном институте. Металлургическая отрасль в СССР и роль ученых-горняков в ее развитии. Современные направления научных исследований кафедры МЦМ. – 4 ч.
| 2
| 2
| 11
| История производства алюминия.
| Попытки получения алюминия, опыты Х.Деви, Велера, Эрстеда. Усилия изобретателей и ученых 19 века по разработке промышленной технологии производства алюминия. Изобретение электролитического способа производства алюминия и гидрохимического способа получения глинозема. Работы русских ученых и инженеров в области производства глинозема и алюминия. Возникновение советской алюминиевой промышленности. Современное состояние алюминиевой промышленности России. – 4 ч.
| 2
| 12
| Развитие горного дела в России в XIX в
| Отмена крепостного права и значение этого события для усиления темпов развития отечественной горнозаводской промышленности на Урале и в Донбассе. Дальнейшее развитие системы горного образования. Обострение социальных противоречий на горных предприятиях.
Состояние горной промышленности и горного образования в 1990- X.1917. – 4 ч.
| 2
| 13
| Состояние горной промышленности горного образования в России
в годы гражданской войны и военной интервенции (1918-1920гг.)
| Разрушительные последствия гражданской войны и военной интервенции. Саботаж шахтовладельцев. Первые мероприятия Советского правительства по восстановлению горной промышленности. Создание органов управления. Национализация горных предприятий в Подмосковье, на Урале и Донбассе. Декреты о земле, о недрах, о восьмичасовом рабочем дне, о рабочем контроле над производством и др. I Всероссийский съезд Советов и его решения в области горного дела. Мероприятия по развитию горного образования. Создание МГА. – 4 ч.
| 2
| 14
| Горная промышленность, наука и образование в годы новой экономической политики. (1921-1928гг.)
| II Всероссийский съезд горнорабочих (25 января – 2 февраля 1921г.).Постановление президиума ВСНХ от 11 июня 1921г. «О новых методах хозяйствования». Практический переход к новым методам хозяйствования на горных предприятиях страны. Восстановление угольной и других отраслей горной промышленности. Меры по улучшению быта шахтеров. Усиление внимания к инженерно-техническим кадрам, также ученым «Шахтерского дела». Развитие горно-технического образования. Первые выпускники МГА:
А.А. Фадеев, И.Ф. Тевосян, А.П. Завенячин и др. – 4 ч.
| 2
| 15
| Развитие горной промышленности, науки и образования в СССР
(X - 1928 г. - VI 1941 г.)
| Итоги развития горной промышленности, науки и образования страны за 10 лет. Отказ от НЭПа, как условие дальнейшего развития народного хозяйства, осуществления форсированной индустриализации СССР, внутренние и внешние причины высоких темпов её осуществления. Всестороннее развитие горной промышленности как важнейший компонент индустриализации страны.
Основные направления и принципы дальнейшего развития горной промышленности в эти годы. Мощное шахтное строительство в Донбассе, на Урале, Кузбассе и Подмосковном бассейне.
Усиление механизации добычи полезных ископаемых. Преодоление текучести кадров, уравниловки в зарплате.
Развертывание массового соревнования и ударничества.
Борьба с гигантоманией в строительстве. Рационализация и изобретательная работа.
Меры по дальнейшему развитию высшей школы, в том числе горного образования в 1928-1930 годах. Установление единой системы теоретического и производственного обучения. Пересмотр учебных планов и программ.
Передача ряда ВУЗов из наркомпроса в ведение ВСНХ.
Создание на базе МГА шести ВУЗов. Ведение новых принципов использования выпускников.
Роль горняков в укреплении обороноспособности страны в предвоенные годы. – 4 ч.
| 2
| 16
| Горная промышленность, наука и образование в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
| Добровольное вступление горняков в ряды вооруженных защитников своей Родины. Формирование из горняков нескольких соединений и частей, а также дивизий народного ополчения, их беззаветное мужество и самоотверженность. В том числе профессоров, преподавателей сотрудников и студентов высших горных учебных заведений, в том числе МГИ, ЛГИ, ДГИ, УГИ.
Участие студентов-горняков в строительстве оборонительных сооружений.
Горняки – Герои Великой Отечественной войны Жаворонков В.Г., Потехин ИМ.Г., Яковец В.Ф., Нина Дорошина и др.
Перестройка горной промышленности в интересах фронта. Эвакуация горных предприятий на восток. Военно-хозяйственный план страны на IV квартал 1941г. и на 1942г. Место в нём предприятий горной промышленности.
Меру по увеличению добычи угля. Роль Урала, Кузнецкого бассейна и Караганды в годы войны.
Роль женщин и подростков в решении задач горных предприятий. Меры по восстановлению Подмосковного и Донбасского угольного бассейнов в ходе войны. – 4 ч.
| 2
|
| 17
| Горная промышленность, наука и образование в послевоенные годы (1946-1991гг.)
| Мероприятия по восстановлению и развитию Подмосковного и Донецкого угольных бассейнов. Особенности организации этой деятельности в послевоенные годы.
Усиление внимания к освоению и развитию курской магнитной аномалии.
Расширение системы геологоразведочных работ. Оснащение горной промышленности новой техникой и оборудованием. Всестороннее развитие Кузнецкого и Карагандинского угольных бассейнов, а также добычи газа.
Создание Газпрома. Состояние и развитие горной науки и горного образования. Роль горных высших учебных заведений в подготовке инженерно-технических кадров и развитии горной науки. Причины снижения темпов роста добычи полезных ископаемых в 70-е и 80-е годы. – 4 ч.
| 2
| 2
| 18
| Состояние и тенденции развития промышленности, науки и образования в постсоветский период
| Социально-экономические последствия распада СССР для развития горной промышленности, науки и образования.
Ослабление эффективности управления горной отраслью промышленности. Проблема кадров. Закрытие целого ряда горных предприятий. Ослабление внимания к технике безопасности на угольных шахтах и карьерах.
Дезинтеграция научных исследований.
Меры по преодолению этих негативных тенденций и их первые позитивные результаты. – 4 ч.
| 2
|
| Всего
|
| 36
| 11
|
3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература
3.1.1 Основная литература
1. Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
3.1.2. Дополнительная литература
Батенев Л. М.. История горного Урала. 1901-1940 гг. Научное издание. Екатеринбург. 2009.
Дьяков, В. И. Древнейшие горные выработки каменного сырья в Приморье : (по материалам поселения Устиновка-IV) // Российская археология. - 2003. - № 3. - С.28-38 .
Грицков, В. Кладовые России // Молодая гвардия. - 2002. - № 9. - С.189-193 .
Тихомирова, С. Р. История зарождения и становления отечественного горного дела и законодательства / С. Р. Тихомирова, А. Д. Ананченко [Текст] // Известия вузов. Геология и разведка. - 2002. - N 6. - С. 138-147.
3.1.3. Интернет-ресурсы.
http://pro-speleo.ru - статьи об истории горного дела ( Татищев, Демидовы).
http://coal.in.ua - описание исторических эпох.
http://www.mining-enc.ru - горная энциклопедия.
http://www.rosugol.ru – история угольной промышленности
3.2. Перечень наглядных пособий, методических указаний, методических материалов
Коллекции Карельского государственного национального музея, экспонаты зала горной и заводской техники, зала истории г.Петрозаводска, Музей геологии КарНЦ РАН, презентации и видеофильмы по тематике курса.
4. Перечень аудиторного и учебно-лабораторного оборудования.
Для лекционного курса необходима аудитория, оснащенная мультимедиа оборудованием.
5. Карта обеспеченности студентов учебной литературой
Библиотеке ПетрГУ обладает необходимым количеством учебной и научной литературы:
Рабочая учебная программа дисциплины «История горного дела»
Специальность «Открытые горные работы»
Номер недели
| №
темы
| Тема
| Примечания
| Тема для самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1
| 1
| Введение
|
|
|
| 2
| 2
| Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.
| http://coal.in.ua
| Подготовка видеопрезентаций
| Просмотр презентаций
| 3
| 3
| Возникновение и развитие горного дела.
| http://coal.in.ua
| Подготовка к семинару
| Семинар «История горного дела в античности и средние века»
| 4
| 4
| История производства железа.
| Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
| Работа с конспектом лекции
| Создание кроссворда
| 5
| 5
| Развитие горного дела в России до 18 века.
| Дьяков, В. И. Древнейшие горные выработки каменного сырья в Приморье : (по материалам поселения Устиновка-IV) // Российская археология. - 2003. - № 3. - С.28-38 .
| Подготовка доклада
| Просмотр презентаций
| 6
| 6
| Эпоха Петра I и его роль в развитии горнозаводской отрасли России
| Тихомирова, С. Р. История зарождения и становления отечественного горного дела и законодательства / С. Р. Тихомирова, А. Д. Ананченко [Текст] // Известия вузов. Геология и разведка. - 2002. - N 6. - С. 138-147.
| Работа с конспектом лекции
| Контрольная работа на тему «Петровская слобода»
| 7
| 7
| Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии.
| Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
| Подготовка видеопрезентаций
| Кейсы на тему «Ломоносов», «Геннинг», «Демидовы».
| 8
| 8
| Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.
| Тихомирова, С. Р. История зарождения и становления отечественного горного дела и законодательства / С. Р. Тихомирова, А. Д. Ананченко [Текст] // Известия вузов. Геология и разведка. - 2002. - N 6. - С. 138-147
| Работа с конспектом лекции
|
| 9
| 9
| Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела.
| Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
|
| Семинар «Горное образование в России: традиции и современность»
| 10
| 10
| Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время.
| http://www.mining-enc.ru
| Работа с конспектом лекции
|
| 11
| 11
| История производства алюминия.
| http://www.mining-enc.ru
| Подготовка доклада
| Выступление с докладом
| 12
| 12
| Развитие горного дела в России в XIX в.
| Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
|
| Контрольное тестирование
| 13
| 13
| Состояние горной промышленности горного образования в России в годы гражданской войны и военной интервенции (1918-1920гг.)
| Л. М. Батенев. История горного Урала. 1901-1940 гг. Научное издание. Екатеринбург. 2009.
| Работа с конспектом лекции
|
| 14
| 14
| Горная промышленность, наука и образование в годы новой экономической политики. (1921-1928гг.)
| Л. М. Батенев. История горного Урала. 1901-1940 гг. Научное издание. Екатеринбург. 2009.
| Работа с конспектом лекции
| Работа с текстом статьи
| 15
| 15
| Развитие горной промышленности, науки и образования в СССР
(X - 1928 г. - VI 1941 г.)
| http://www.rosugol.ru
| Подготовка докладов
| Семинар «Индустриальное развитие в СССР в 30-ые гг.»
| 16
| 16
| Горная промышленность, наука и образование в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
| http://www.rosugol.ru
| Работа с конспектом лекции
|
| 17
| 17
| Горная промышленность, наука и образование в послевоенные годы (1946-1991гг.)
| http://www.rosugol.ru
| Подготовка докладов
| Круглый стол «Практика и проблемы в горном деле в советское время»
| 18
| 18
| Состояние и тенденции развития промышленности, науки и образования в постсоветский период (1991-2010гг.)
| http://www.rosugol.ru
| Подготовка эссе
| Конференция «Перспективы развития горного дела в России и Карелии»
| Преподаватель: __________ А.В. Джапаридзе
Дата « ___» _________________ 20 _____ г.
Методические указания для студентов.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
получение, обработка и сохранение источников информации;
Внеаудиторная работа заключается в поиске и обработке информации при подготовке индивидуального доклада (видео-презентации) на заданную тему. Доклад (презентация) представляет собой оригинальное текстовое произведение объемом до 4 страниц текста, иллюстрированное с помощью электронной программы Power Point, посвященное какому либо аспекту туристской деятельности.
Вопросы зачету по дисциплине
«История горного дела».
Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.
Возникновение и развитие горного дела.
Горные работы, механизмы и технические изобретения в период античности.
Горное дело в средние века. Г. Агрикола.
Техническая революция в горном деле, связанная с использованием энергии пара.
Состояние горных промыслов и производства металлов в России в XVI – XVII вв.
Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России.
Горное дело в Карелии в XVIII в. В. Геннин.
Демидовы – первые горнопромышленники России.
Роль Строгановых в освоении природных богатств Урала.
Правление Елизаветы Петровны.Начало горного образования в России.
Екатерина II и ее деятельность по развитию горного дела.
И.Тасимов и основание Горного училища в Петербурге.
М.В. Ломоносов – ученый и практик горного дела.
Создание Геологического комитета и его роль в освоении природных богатств России.
Периоды становления Горного института в Петербурге. М.Ф. Соймонов, И.А. Шлаттер, А.Е. Мусин-Пушкин.
Горное дело в условиях гражданской войны и НЭПа.
Горное дело в 30-е гг.
Горное образование в СССР.
Горное дело в годы Великой Отечественной войны.
Горное дело в СССР с 1946 по 1991 гг.
Современное состояние и перспективы развития горного дела в России.
Учебно-методические материалы и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Кутузов Б.Н. История горного и взрывного дела. М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 428 с.
б) дополнительная литература:
Грицков, В. Кладовые России // Молодая гвардия. - 2002. - № 9. - С.189-193 .
Дьяков, В. И. Древнейшие горные выработки каменного сырья в Приморье : (по материалам поселения Устиновка-IV) // Российская археология. - 2003. - № 3. - С.28-38 .
Тихомирова, С. Р. История зарождения и становления отечественного горного дела и законодательства / С. Р. Тихомирова, А. Д. Ананченко [Текст] // Известия вузов. Геология и разведка. - 2002. - N 6. - С. 138-147.
в) программное обеспечение
MS Office, Internet Explorer, Power Point
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В качестве оценочных средств для текучего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и обеспечения самостоятельной работы рекомендуются следующие темы эссе, рефератов, курсовых работ:
- роль и место горного дела в экономике страны;
- горное дело в России в XVIII в.;
- Петр I и его роль в развитии горного дела в России;
- М.В. Ломоносов и его роль в развитии горной науки;
- горное дело в России накануне 1-ой мировой войны;
- разрушительные последствия для горного дела гражданской войны и военной интервенции;
- Московская горная академия и её роль в развитии горного дела в 20-е годы
XX столетия;
- выдающиеся ученые-горняки;
- горняки в Великой Отечественной войне;
- горняки-Герои Великой Отечественной войны;
- МГИ в Великой Отечественной войне;
- восстановление Донецкого (Подмосковного) угольного бассейна – пример
самоотверженного труда;
- Почему я горжусь своей профессией горняка?
- Историей горного дела в России можно и нужно гордиться
В качестве средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается проведение контрольных работ в форме тестов по каждому из разделов дисциплины, подготовка информационных сообщений и презентаций, защита рефератов по выбранным темам.
Составитель Джапаридзе А.В.
Преподаватель кафедры истории дореволюционной России ПетрГУ.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры истории дореволюционной России « » ____________ 20__ года, протокол № _______.
Зав. кафедрой Пашков А. М.
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии исторического факультета «______» ______2011 года, протокол № _______.
Председатель учебно-методической комиссии
исторического факультета, доцент
Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)
рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – История горного дела
Факультет, на котором преподается дисциплина – горно-геологический
Специальность / направление подготовки – «Открытые горные работы»
В рабочую программу учебной дисциплины на 2012/13 учебный год внесены следующие изменения:
В список литературы добавить:
Гринько Н.К. Недра духовной культуры горного дела / Н.К. Гринько, В.Д. Грунь, В.Г. Лунев. – М. : ИМИДЖ-ПРЕСС, 2011. – 369 с.
Афанасьев, В. Г. Михаил Федорович Соймонов (1730-1804) - один из основоположников горного дела в России / В. Г. Афанасьев [Текст] // Горный журнал. - 2011. - N 8. - С. 109-112.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры истории дореволюционной России от 2012 года, протокол №_______.
Зав. кафедрой: |