Московский городской педагогический университет





Скачать 239.57 Kb.
НазваниеМосковский городской педагогический университет
Дата публикации15.11.2014
Размер239.57 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БОТАНИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ

Курс по выбору ОПД
ООП 050102.65 (032400), "Биология", специалитет
V КУРС, СЕМЕСТР 9

Москва

2013
Автор-составитель:

кандидат биологических наук, доцент Истомина Ирина Игоревна

Рецензенты:

профессор, доктор биол. наук Резанов Александр Геннадьевич

доцент, канд. биол. наук Зайцев Александр Иванович

УМКД одобрен на заседании

от 30 августа 2013 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой

профессор А.Г. Резанов

ЧАСТЬ I.

Программа учебной дисциплины



Пояснительная записка



1. Цель и задачи дисциплины

Курс "Ботаническое ресурсоведение" предназначен для студентов биологического отделения химико-биологического факультета и отражает расширенный современный подход к вопросам распределения и практического использования растительных ресурсов в различных отраслях хозяйства и промышленности, проблемам охраны растений как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и за их пределами, освещает различные аспекты как экологической, так и культурологической роли растений.ределах ных отраслях хозяйства и промышленностих территорий,

Цель курса – приобретение студентами знаний о разнообразии практического использования растительных ресурсов, их распределении по земному шару, об особенностях размещения и охраны редких и исчезающих видов растений, их экологической роли в эволюции биосферы, а также получение представлений о культурологической роли растительных ресурсов в сложной интегрированной системе современной цивилизации. В основу курса положен принцип системного подхода при изучении ботанических ресурсов, а также традиционные описательные методы отдельных видов растений и их свойств, методы изучения и сохранения биоразнообразия растительного мира Земли в целом и отдельных её регионов.

Основные задачи курса:

- дать представление о том, что такое растительные ресурсы Земли в ботаническом аспекте;

- показать планетарную роль растений, развитие взаимоотношений человека и природы;

- дать представление об основных типах природопользования и их историческом развитии;

- показать разнообразие использования растений с исторической и современной точек зрения;

- ознакомить с основными типами растительных ресурсов Земли и России, показать их ботаническое разнообразие;

- показать разнообразие существования растительных ресурсов и степень их экологического влияния в пределах комплексов взаимодействующих растений разных видов (фитоценозов);

- ознакомить с основами охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия;

- обеспечить развитие биологической культуры; способствовать расширению научного кругозора.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс "Ботаническое ресурсоведение" является дополнительной учебной дисциплиной по подготовке учителя по специальности 032400 «Биология». При ознакомлении с ней закладываются дополнительные и расширяются базисные знания для дальнейшего успешного усвоения дисциплин специализации. Знания, полученные при прохождении курса "Ботаническое ресурсоведение" необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьных дисциплин: Ботаника, Общая биология, Экология. Кроме того, полученные знания необходимы учителю для успешного руководства проектной деятельностью учащихся в области экологии, краеведения и охраны природы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины "Ботаническое ресурсоведение" направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции(ОК):

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7)

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Профессиональные компетенции(ПК):

общепрофессиональные:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- готовность к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

Специальные компетенции:

- владение основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимание их роли в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способность понимать химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- владение знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины "Ботаническое ресурсоведение" студенты должны:

- знать содержание основных ботанических и экологических понятий и терминов: планетарная роль растений, ботанические и растительные ресурсы, типы природопользования, центры происхождения растений, пищевые растения, генетически модифицированные растения, лекарственные растения, аромотерапия, редкие и исчезающие растения, растения-реликты, охрана растений.

- иметь представление об основных растительных и ресурсах Земли и России, о растительном покрове Земли и его планетарной роли, о принципах разделения растительных ресурсов на пищевые, строительные, технические, лекарственные, о разных подходах к выделению и исследованию растительных ресурсов, о различных типах природопользования и взаимоотношениях человека и природы, о различных подходах к проблемам охраны растительных ресурсов и редких и исчезающих растений, а также растений-реликтов

- понимать значение растений в природе и жизни человека.

- уметь описывать и классифицировать различные виды растений и типы растительных сообществ;

- использовать современные методы проведения научных исследований, связанных с изучением растительных ресурсов

- владеть способами проведения полевых наблюдений, сбора гербария и растительных ресурсов в природе.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр



Аудиторные занятия (всего)







в том числе:







Лекции (Л)

38

38

Самостоятельная работа (всего)

76

76

в том числе:







подготовка к контрольным работам и тестированию

6

6

подготовка к коллоквиуму

14

14

подготовка домашних заданий

40

40

другие виды работ

10

10

Вид промежуточной аттестации: зачет







Объем работы студента в период экзаменационной сессии







Общая трудоемкость: часы







зачетные единицы











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Введение.

Проблемы ботанического ресурсоведения

Введение. Тема 1. Растения как основа физиономистики планеты. Растения и растительный покров в целом — важнейшая часть биосферы, планетарная роль растений. Тема 2. Растительный мир как источник природного сырья, строительных материалов, химических веществ, продуктов питания человека и кормов для сельскохозяйственных и диких животных. Тема 3. Взаимоотношения человека и природы. Основные типы природопользования, их историческое развитие: присваивающий тип хозяйства, мотыжное земледелие, подсечно-огневая система, традиционное хозяйство. Тема 4. Развитие селекции. Промышленное хозяйство. Трансгенное растениеводство. Генетически модифицированные растения, их роль в жизни человека.


2

Центры происхождения культурных растений


Тема 5. Жизнь и научная деятельность Н.И. Вавилова. «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости» - основополагающий труд Н.И. Вавилова. Организаторская и экспедиционная деятельность Н. И. Вавилова: организация экспедиций по сбору культурных растений, сбор коллекции образцов семян культурных растений, организация опытных станций. Тема 6. Теория центров происхождения и разнообразия культурных растений. Основные центры происхождения возделываемых растений - ботанико-географические и генетические центры происхождения растений, пригодных для одомашнивания: Южноазиатский тропический центр; Восточноазиатский центр; Юго-западноазиатский центр, делящийся на Среднеазиатский и Переднеазиатский центры; Средиземноморский центр; Абиссинский центр; Центральноамериканский центр; Андийский центр.

3

Растения как пищевой ресурс


Тема 7. Основные химические вещества, необходимые человеку получаемые из растений,: углеводы, белки, жиры, специфические вещества, витамины. Тема 8. Крахмалоносные растения: растения, запасающие крахмал в плодах,. растения, накапливающие крахмал в стволе; растения, накапливающие крахмал в видоизмененных побегах или корнях. Тема 9. Сахароносные растения: растения, у которых сахар получают из побегов; другие сахароносные растения. Тема 10. Растения, дающие белки из семейства Бобовые. Тема 11. Масличные растения из семейств: Сложноцветные, Пальмовые, Льновые, Коноплевые, Мальвовые, Сезамовые, Крестоцветные, Молочайные, Маслинные. Тема 12. Фруктовые растения из семейств: Розоцветные, Тутовые, Миртовые, Рутовые, Бромелиевые, Анноновые, Банановые, Бобовые, Бомбаксовые, Вересковые, Сапотовые, Сапиндовые, Актинидиевые и др. Орехи. Тема 13. Овощные растения из семейств Крестоцветные, Сложноцветные, Зонтичные, Маревые, Мальвовые, Лилейные, Бамбуковые, Пасленовые, Тыквенные. Тема 14. Тонизирующие растения. Пряные растения и их роль в жизни человека. Целебные свойства пряных растений.


4

Растения как лекарственный ресурс

Тема 16. Растения как лекарственный ресурс. Использование лекарственных растений в традиционной и нетрадиционной медицине. Основные вещества, извлекаемые из лекарственных растений. Тема 17. Основные группы лекарственных растений. Лекарственные растения, стимулирующие центральную нервную систему. Лекарственные растения, оказывающие седативное действие на ЦНС. Болеутоляющие лекарственные растения. Растения, влияющие различным способом на периферическую нервную систему. Группа растений, влияющих на сердечно-сосудистую систему. Лекарственные растения, обладающие противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами. Лекарственные растения, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта..

Тема 18. Другие группы лекарственных растений: кровеостанавливающие, мочегонные, противоглистные, противоопухолевые и др. Эфиромасличные растения. Тема 19. Аромотерапия. Применение лекарственных растений в косметике. Основные правила сбора и хранения лекарственных растений.

5

Технические растения. Растения как строительный ресурс

Тема 20. Технические растения. Растения, дающие волокно (лен, хлопок, рафия, и др.). Тема 21. Основные группы растений, применяемые в строительстве у различных народов. Типы древесины и ее свойства. Экзотические виды древесины (красное дерево, черное дерево, железное дерево и др.). Бамбук, как строительный материал. Тема 22. Другие области применения древесных пород: производство фанеры, бумаги, тканей, гидролизных сахаров, древесного спирта, смолы, скипидара, древесного угля и др. Продукты переработки целлюлозы. Каучуконосные виды растений. Гуттаперча.


6

Растения - генетический ресурс биоразнообра-зия.

Тема 23. Редкие и исчезающие виды растений. Растения – реликты. Тема 24. Охрана растений. Красная книга растений. Природоохранное и лесное законодательство.




5.2 Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Самост. работа

Всего

1

Введение.

Проблемы ботанического ресурсоведения

2







2

Центры происхождения культурных растений

6







3

Растения как пищевой ресурс

10







4

Растения как лекарственный ресурс

8







5

Технические растения. Растения как строительный ресурс

8







6

Растения - генетический ресурс биоразнообра-зия.

4








5.3. Виды учебной работы, образовательные технологии
Тематика и последовательность лекций соответствуют требованиям к результату освоения дисциплины.

Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе вводной обзорной лекции. В дальнейшем студентам предлагается самостоятельно освоить содержание этого раздела, используя рекомендованную литературу (1,2,5). Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля.

Последующие лекции образуют 20 тематических блоков в соответствии с проблематикой оставшихся 5 разделов программы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.



Список рекомендуемой литературы


а) Основная литература:

  1. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений: Учеб. для вузов / Т.И. Серебрякова, Н.С.Воронин, А.Г. Еленевский и др. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006.

  2. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.:Эксмо. 2004.

  3. Вавилов Н.И. Пять континентов. М., 1987.

  4. Гаммерман А.Ф., Гром И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. М.: Медицина. 1976.

  5. Дежкин В.В., Попова Л.В. Основы биологического природопользования: Учебное пособие. М.: Модус-К-Этерна, 2005.

  6. Еленевский А.Г., Соловьева М. П., Тихомиров В.Н. Систематика высших или наземных растений. М.: Академия, 2001.

  7. Заповедники и национальные парки России. М.: Логата. 1998.

  8. Миргородская С.А. Аромалогия QUANTUM SATIS. М.: Навеус. 1999.

  9. Родд Т., Стэкхауз Д.. Лес (Энциклопедический путеводитель). - М.: Махаон. 2008.

  10. Франке Г., Хаммер К., Ханельт П., Кетц Г., Нато Г., Рейнботе Х.. Плоды Земли. Пер. с нем. А.С. Сладкова. - М.: Мир.1979.

  11. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учебник для вузов. СПб.: СпецЛит, СПХФА, 2003.

б) Дополнительная литература:

  1. Атлас растений. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  2. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М.1976.

  3. Белоусова Л.С., Денисова Л.В. Редкие растения мира. М.: Лесн. пром-сть, 1983.

  4. Вальтер Г. Растительность земного шара, Тт.1-3 М.: Прогресс, 1972-1975.

  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Сады и парки мира. Л.: Детская литература.1964.

  6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь. Л.: Детская литература. 1966.

  7. Волкова П.А., Долгова А.А., Иванова С.Д. и др. Дикорастущие лекарственные растения РСФСР. М.: Медицинская литература. 1963.

  8. Губанов И.А., Кисилева К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.

  10. Жизнь растений: в 6-ти т. М.: Просвещение, 1974—1982.

  11. Завражков В.И., Китаева Р.И., Хмелев К.Ф. Лекарственные растения Центрального Черноземья. Воронеж.: Изд-во ВГУ. 1976.

  12. Краткий словарь ботанических терминов. /Под ред. проф. А.Г.Еленевского/ Саратов, 1993.

  13. Каравосов В.Т., Петришин В.И., Бавтуто Г.А. Тропинки царства флоры: Хрестоматия по ботанике. Мн.: БелЭН, 2003.

  14. Мазнев Н.И. Большая энциклопедия высокоэффективных лекарственных растений. М.:Эксмо, 2007.

  15. Медицинская поэзия Средневековья. М.: Интербук. 1992.

  16. Муханова Ю.И., Требухина К.А., Туленкова А.Г. Зеленые и пряные овощные культуры. М.: Россельхозиздат. 1981.

  17. Нейл У. География жизни. М.: Прогресс. 1973.

  18. Огуреева Г.Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника: Москва и Московская область. М.:ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография":ООО "Издательство АСТ", 2001.

  19. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 2. Мир природы. М.: «Весь мир», 1999.

  20. Патури Ф. Растения - гениальные инженеры природы. М.: Прогресс, 1979.

  21. Попов М. Г. Филогения, флорогенетика, флорография, систематика: Избранные труды: в 2 ч. Ч. 1,2. Киев: Наукова думка, 1983.

  22. Попова Т.Д. Очерки о гомеопатии:Зап. врача-гомеопата. Киев: Наукова думка, 1988.

  23. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т.М.: Мир, 1990.

  24. Синяков А.Ф. Стимуляторы жизни. М.: Молодая гвардия. 1990.

  25. Смирнов А.В. Мир растений: Рассказы о кувшинке, магнолии, саксауле, березе, баобабе, кактусе, капусте, молочаях и многих других широко известных и редких цветковых растениях. М.: Дрофа, 2003.

  26. Соколов В.Я., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. М.: Янус-К. 1997.

  27. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). М.: Металлургия, 1990.

  28. Сохранение биологического разнообразия: позитивный опыт. М. Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия", 1999.

  29. Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. М.: "Медицина", 1974.

  30. Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.

  31. Фукарек Ф., Мюллер Г., Шустер Р. Растительный мир Земли: В 2-х томах. М.: Мир, 1982.

в) Программное обеспечение

– Microsoft Office (Word, Power Point).
г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www.biodidac.bio.uottawa.ca

http://www.unlv.edu

http://www.bgsu.edu

http://www.lib.udel.edu

http://www.academicinfo.net

http://www.ru.wikipedia.org

http://www.rusbiolog.ru

http://www.newscientist.com,

http:// www.nature.vspu.ru

http:// www.blpc.bl.uk

http://www.herba.msu.ru

http:// www.priroda.org

http:// www.flowers.corbina.net

http://www.ssbg.asu.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1) средства мультимедиа (компьютерное проекционное оборудование, видеофильмы);

2) гербарий лекарственных и пищевых растений, коллекции плодов и семян, коллекция древесины.

3) доступ в Интернет, к принтеру, копиру, сканеру.

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.
1. Календарно-тематический план освоения дисциплины

1.1.Календарно-тематический план лекционных занятий



Тема, вид лекции

Неделя

семестра

1

Тема 1. Введение. Растения как основа физиономистики планеты. Планетарная роль растений. Взаимоотношения человека и природы.

Литература: 1,5,11

1

2

Основные типы природопользования, их историческое развитие. Роль растений в жизни человека.

Литература: 3,5,10,11.

2

3

Центры происхождения культурных растений. Н.И. Вавилов и его исследования в этой области.

Литература: 3,5,10,11

3

4

Растения как пищевой ресурс. Крахмалоносные и сахароносные пищевые растения.

Литература: 2,3,10

4

5

Тропические пищевые растения. Растения с большим содержанием белка. Масличные растения.

Литература: 2,3,10

5

6

Фруктовые и овощные растения. Пряные растения и их роль в жизни человека. Целебные свойства пряных растений.

Литература: 2,3,10

6

7

Растения как лекарственный ресурс. Использование лекарственных растений в традиционной и нетрадиционной медицине.

Литература: 2,4,6,8,11

7

8

Основные группы лекарственных растений. Лекарственные растения, стимулирующие центральную нервную систему. Лекарственные растения, оказывающие седативное действие на ЦНС.

Литература: 2, 4,6,8,11

8

9

Болеутоляющие лекарственные растения. Растения, влияющие различным способом на периферическую нервную систему. Группа растений, влияющих на сердечно-сосудистую систему.

Литература: 2,4,6,8,11

9

10

Лекарственные растения, обладающие противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами.

Литература: 2, 4,6,8,11

10

11

Другие группы лекарственных растений: кровеостанавливающие, мочегонные, противоглистные, противоопухолевые и др.

Литература: 4,11

11

12

Эфиромасличные растения. Аромотерапия. Применение лекарственных растений в косметике.

Литература: 2,4,8

12

13

Растения как строительный ресурс. Основные группы растений, применяемые в строительстве у различных народов.

Литература: 2,9

13

14

Растения как ресурс для производства каучука, бумаги, волокон и тканей. Основные группы технических растений.

Литература: 2,8

14

15

. Растения как экологический ресурс (озеленение городов, зеленое строительство). Сады и парки мира.

Литература: 5,7

15

16

Редкие и исчезающие растения. Растения – реликты. Охрана растений.

Литература: 5,7

16

17

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки.

Литература: 5,7

17

18

Заповедники и национальные парки мира

Литература: 5,7

18

19

Отражение роли растений в мифах и сказках народов мира. Традиции различных народов, основанные на использовании растений.

Литература: 2,3,10

19



Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к зачету и написание рефератов по основным темам курса "Ботаническое ресурсоведение".

Примерная тематика рефератов и курсовых работ


  1. Пищевые растения Европы и Азии.

  2. Тропические пищевые растения.

  3. Пищевые растения Америки.

  4. Пищевые растения Африки.

  5. Крахмалоносные растения.

  6. Сахароносные растения.

  7. Пищевые растения из семейства Бобовые.

  8. Масличные растения из семейства Крестоцветные.

  9. Пищевые растения из семейства Пальмовые.

  10. Культура выращивания и употребления специй в Восточной Азии.

  11. Эфиромасличные растения семейства Лавровые.

  12. Эфиромасличные растения семейства Губоцветные.

  13. Масличные культуры тропической Азии.

  14. Масличные культуры Америки.

  15. Пищевые растения из семейства Злаковые.

  16. Фруктовые растения из различных семейств (по выбору).

  17. Овощные растения из различных семейств (по выбору).

  18. Тонизирующие растения (по выбору).

  19. Орехоносные растения (по выбору).

  20. Пряные растения, специи.

  21. Культура выращивания и употребления чая в странах Восточной Азии.

  22. Центры происхождения культурных растений.

  23. Растения Южноазиатского тропического центра

  24. Растения Восточноазиатского центра

  25. Растения Юго-западноазиатского центра

  26. Растения Среднеазиатского центра.

  27. Растения Переднеазиатского центра

  28. Растения Европейско-Сибирского ботанико-географического центра.

  29. Растения Средиземноморского центра.

  30. Растения Абиссинского центра.

  31. Растения Центральноамериканского центра.

  32. Растения Андийского центра.

  33. Лекарственные растения в традиционной медицине.

  34. Лекарственные растения в нетрадиционной медицине.

  35. Лекарственные растения, стимулирующие центральную нервную систему.

  36. Лекарственные растения, оказывающие седативное действие на ЦНС.

  37. Болеутоляющие лекарственные растения.

  38. Лекарственные растения, обладающие противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами.

  39. Лекарственные растения, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

  40. Лекарственные растения, применяемые в народной медицине (по выбору).

  41. Лекарственные растения - представители различных семейств (по выбору).

  42. Применение лекарственных растений в аромотерапии.

  43. Лекарственные растения в косметике.

  44. Ядовитые и лекарственные растения, содержащие алкалоиды.

  45. Ядовитые и лекарственные растения, содержащие гликозиды.

  46. Комнатные лекарственные растения.

  47. Экзотические виды древесины.

  48. Растения как источник эфирных масел.

  49. Национальные парки Америки.

  50. Заповедники и национальные парки России.

  51. Растения в мифах Древней Греции.

  52. Древесина различных видов деревьев и ее свойства (по выбору)

  53. Каучуконосные растения.

  54. Заповедники и национальные парки Европы.

  55. Заповедники и национальные парки Америки.

  56. Национальные парки Африки.

  57. Заповедники и национальные парки Азии.

  58. Заповедники и национальные парки Австралии.

  59. Ботанические сады Европы.

  60. Ботанические сады России.



Примерные вопросы к зачету


  1. Планетарная роль растений. Взаимоотношения человека и природы.

  2. Основные типы природопользования, их историческое развитие. Роль растений в жизни человека.

  3. Центры происхождения культурных растений. Н.И. Вавилов и его исследования в этой области.

  4. Растения как пищевой ресурс.

  5. Пищевые растения Европы

  6. Пищевые растения Америки.

  7. Пищевые растения Америки.

  8. Тропические пищевые растения.

  9. Крахмалоносные пищевые растения.

  10. Зерновые пищевые растения.

  11. Овощные растения семейства Крестоцветные.

  12. Основные пищевые растения семейства Зонтичные.

  13. Пищевые растения семейства Сложноцветные.

  14. Основные масличные растения.

  15. Эфиромасличные растения, их использование.

  16. Основные группы лекарственных ратений. Примеры.

  17. Способы заготовки, хранения и применения лекарственных растений.

  18. Основные растения, применяемые в аромотерапии.

  19. Растения как строительный ресурс. Основные группы растений, применяемые в строительстве

  20. Охрана растительных ресурсов. Ботаническме сады, их роль и значение.

  21. Растения как экологический ресурс (озеленение городов, зеленое строительство).

  22. Редкие и исчезающие растения.

  23. Растения – реликты.

  24. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники.

  25. Особо охраняемые территории: национальные и природные парки.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской педагогический университет iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет

Московский городской педагогический университет iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Московский городской педагогический университет iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской педагогический университет iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Московский городской педагогический университет iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного...
Московский городской педагогический университет iconСтруктурно-семантические и прагматические характеристики английского...
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Московский городской педагогический университет iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Московский городской педагогический университет iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Московский городской педагогический университет iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск