Скачать 239.57 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт естественных наук Кафедра биологии животных и растений УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БОТАНИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ Курс по выбору ОПД ООП 050102.65 (032400), "Биология", специалитет V КУРС, СЕМЕСТР 9 Москва 2013 Автор-составитель: кандидат биологических наук, доцент Истомина Ирина Игоревна Рецензенты: профессор, доктор биол. наук Резанов Александр Геннадьевич доцент, канд. биол. наук Зайцев Александр Иванович УМКД одобрен на заседании от 30 августа 2013 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой профессор А.Г. Резанов ЧАСТЬ I.Программа учебной дисциплиныПояснительная записка1. Цель и задачи дисциплины Курс "Ботаническое ресурсоведение" предназначен для студентов биологического отделения химико-биологического факультета и отражает расширенный современный подход к вопросам распределения и практического использования растительных ресурсов в различных отраслях хозяйства и промышленности, проблемам охраны растений как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и за их пределами, освещает различные аспекты как экологической, так и культурологической роли растений.ределах ных отраслях хозяйства и промышленностих территорий, Цель курса – приобретение студентами знаний о разнообразии практического использования растительных ресурсов, их распределении по земному шару, об особенностях размещения и охраны редких и исчезающих видов растений, их экологической роли в эволюции биосферы, а также получение представлений о культурологической роли растительных ресурсов в сложной интегрированной системе современной цивилизации. В основу курса положен принцип системного подхода при изучении ботанических ресурсов, а также традиционные описательные методы отдельных видов растений и их свойств, методы изучения и сохранения биоразнообразия растительного мира Земли в целом и отдельных её регионов. Основные задачи курса: - дать представление о том, что такое растительные ресурсы Земли в ботаническом аспекте; - показать планетарную роль растений, развитие взаимоотношений человека и природы; - дать представление об основных типах природопользования и их историческом развитии; - показать разнообразие использования растений с исторической и современной точек зрения; - ознакомить с основными типами растительных ресурсов Земли и России, показать их ботаническое разнообразие; - показать разнообразие существования растительных ресурсов и степень их экологического влияния в пределах комплексов взаимодействующих растений разных видов (фитоценозов); - ознакомить с основами охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия; - обеспечить развитие биологической культуры; способствовать расширению научного кругозора. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Курс "Ботаническое ресурсоведение" является дополнительной учебной дисциплиной по подготовке учителя по специальности 032400 «Биология». При ознакомлении с ней закладываются дополнительные и расширяются базисные знания для дальнейшего успешного усвоения дисциплин специализации. Знания, полученные при прохождении курса "Ботаническое ресурсоведение" необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьных дисциплин: Ботаника, Общая биология, Экология. Кроме того, полученные знания необходимы учителю для успешного руководства проектной деятельностью учащихся в области экологии, краеведения и охраны природы. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины "Ботаническое ресурсоведение" направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции(ОК): - культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7) - готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9). Профессиональные компетенции(ПК): общепрофессиональные: - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); - способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); - способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); в области педагогической деятельности: - способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); в области культурно-просветительской деятельности: - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); - готовность к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). Специальные компетенции: - владение основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1); - владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимание их роли в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2); - способность понимать химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3); - владение знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5); - способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6); - способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7); - способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8). В результате изучения дисциплины "Ботаническое ресурсоведение" студенты должны: - знать содержание основных ботанических и экологических понятий и терминов: планетарная роль растений, ботанические и растительные ресурсы, типы природопользования, центры происхождения растений, пищевые растения, генетически модифицированные растения, лекарственные растения, аромотерапия, редкие и исчезающие растения, растения-реликты, охрана растений. - иметь представление об основных растительных и ресурсах Земли и России, о растительном покрове Земли и его планетарной роли, о принципах разделения растительных ресурсов на пищевые, строительные, технические, лекарственные, о разных подходах к выделению и исследованию растительных ресурсов, о различных типах природопользования и взаимоотношениях человека и природы, о различных подходах к проблемам охраны растительных ресурсов и редких и исчезающих растений, а также растений-реликтов - понимать значение растений в природе и жизни человека. - уметь описывать и классифицировать различные виды растений и типы растительных сообществ; - использовать современные методы проведения научных исследований, связанных с изучением растительных ресурсов - владеть способами проведения полевых наблюдений, сбора гербария и растительных ресурсов в природе. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и виды занятий
5.3. Виды учебной работы, образовательные технологии Тематика и последовательность лекций соответствуют требованиям к результату освоения дисциплины. Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе вводной обзорной лекции. В дальнейшем студентам предлагается самостоятельно освоить содержание этого раздела, используя рекомендованную литературу (1,2,5). Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля. Последующие лекции образуют 20 тематических блоков в соответствии с проблематикой оставшихся 5 разделов программы. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.Список рекомендуемой литературы а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
в) Программное обеспечение – Microsoft Office (Word, Power Point). г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.biodidac.bio.uottawa.ca http://www.unlv.edu http://www.bgsu.edu http://www.lib.udel.edu http://www.academicinfo.net http://www.ru.wikipedia.org http://www.rusbiolog.ru http://www.newscientist.com, http:// www.nature.vspu.ru http:// www.blpc.bl.uk http://www.herba.msu.ru http:// www.priroda.org http:// www.flowers.corbina.net http://www.ssbg.asu.ru 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1) средства мультимедиа (компьютерное проекционное оборудование, видеофильмы); 2) гербарий лекарственных и пищевых растений, коллекции плодов и семян, коллекция древесины. 3) доступ в Интернет, к принтеру, копиру, сканеру. Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины. 1. Календарно-тематический план освоения дисциплины 1.1.Календарно-тематический план лекционных занятий
Самостоятельная работа студентовСамостоятельная работа студентов предполагает подготовку к зачету и написание рефератов по основным темам курса "Ботаническое ресурсоведение". Примерная тематика рефератов и курсовых работ
Примерные вопросы к зачету
|
Правительство Москвы Московский комитет образования Московский городской... Вводные замечания | Московский городской психолого-педагогический университет | ||
Реферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса... «Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет» | Московский городской педагогический университет Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Московский городской психолого-педагогический университет Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы | Московский городской педагогический университет Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки) | ||
Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии | Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | ||
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский... Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | Московский городской педагогический университет В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного... | ||
Структурно-семантические и прагматические характеристики английского... Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | К детям в образовательном процессе Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический... |